Заказать книги
0+

Люди. События. Факты

26 сентября - день рождения писателя Сергея Смирнова (1915-1976) 12+

Сергей Сергеевич Смирнов (1915-1976) - прозаик, драматург, журналист, общественный деятель. Родился в Петрограде. Трудовой путь начал на Харьковском электромеханическом заводе. В 1932-1937 гг. учился в Московском энергетическом институте. С 1937 г. — сотрудник газеты «Гудок» и одновременно студент Литературного института им. A.M. Горького. «В Великой Отечественной войне принимает участие вначале строевым командиром, а с 1943 г. — спецкором армейской газеты». После войны работал в Военном издательстве, затем в редакции журнала «Новый мир». В 1950-1960 гг. — главный редактор «Литературной газеты». Член Советского комитета ветеранов войны, секретарь Московского отделения Союза писателей РСФСР, член Правления СП СССР, член редколлегии журнала «Смена». Награжден двумя орденами Красной Звезды, орденом Трудового Красного Знамени, медалями.
С. Смирнов — автор пьес и киносценариев, документальных книг и очерков о неизвестных героях Великой Отечественной войны, в том числе «Брестская крепость» (1957 г.; расширенное издание — в 1964 г.), «Рассказы о неизвестных героях» (1963) и др. Много лет вел на телевидении популярную передачу — телеальманах «Подвиг».
Важнейший подвиг С. Смирнова — реабилитация героев Брестской крепости. Он был одним из инициаторов создания музея обороны крепости; собранные им материалы (более 50 папок с письмами, 60 тетрадей и блокнотов с записями бесед с защитниками крепости, сотни фотографий и др.) передал музею. В музее крепости ему посвящен стенд. Смирнов вспоминал: «Наши враги с изумлением отзывались об исключительном мужестве, стойкости и упорстве защитников этой твердыни. А мы предали все это забвению... В Москве, в Музее Вооруженных Сил об обороне Брестской крепости ни стенда, ни фотографии, ничего. Музейные работники пожимали плечами: „У нас музей истории подвигов... Какой мог быть героизм на западной границе. Немец беспрепятственно перешел границу и под зеленым светофором дошел до Москвы. Вы разве это не знаете?"». В 1965 г. С. Смирнов стал лауреатом Ленинской премии за книгу «Брестская крепость». По этому поводу Г. Свирский писал:
«До 1957 г. пресса и словом не обмолвилась о героизме защитников Брестской крепости, ставшей позднее, в истории войны, символом Сопротивления. Фотография прижавшихся лбами друг к другу, плачущих руководителей обороны Брестской крепости, которые встретились в Москве по дороге из сибирских лагерей, — эта ошеломляющая фотография, воспроизведенная „Литературной газетой" в хрущевские времена, стала неопровержимым документом подлой жестокости сталинского времени. „У нас нет военнопленных, — сказал, как известно, Сталин, — есть предатели". Кому нужны предатели?.. Совинформбюро сообщило о трагедии времени заголовком-фальшивкой: „Как немецкие генералы фабрикуют советских военнопленных".
В середине шестидесятых годов историю обороны Брестской крепости и ее героев, попавших в немецкий плен (а позднее в советские лагеря), рассказал Сергей Смирнов — в документальной книге „Брестская крепость" (удостоенной Ленинской премии в 1965 году). Книге предпослано „Открытое письмо героям Брестской крепости", в котором автор пишет: „Десять лет назад Брестская крепость лежала в забытых и заброшенных развалинах, а вы — ее герои-защитники — не только были безвестными, но, как люди, в большинстве своем прошедшие через гитлеровский плен, встречали обидное недоверие к себе, а порой испытывали и прямые несправедливости. Наша партия и ее XX съезд, покончив с беззакониями и ошибками периода культа личности Сталина, открыли для вас, как и для всей страны, новую полосу жизни".
„Прямые несправедливости", „беззакония и ошибки", „обидное недоверие" — все эти эвфемизмы означают, что герои, которые отважно сражались в крепости, оказавшейся в глубоком тылу немецких войск, были арестованы советскими органами безопасности только оттого, что оказались военнопленными, и что эти герои войны провели послевоенные годы в лагерях. Но и в ту пору хрущевской „оттепели" их летописец, писатель С.С. Смирнов, не мог рассказать о них всю правду, не прибегая к постыдным, лживым заменам: „концлагерь" заменяется оборотом „прямая несправедливость", слова „преступления" и „террор" — словами „беззакония" и „ошибки", слова „сталинский деспотизм" — стереотипом „период культа личности Сталина"» (Свирский Г. С. На лобном месте. Литература нравственного сопротивления. М., 1998. С. 471-472).
Работа писателя С.С. Смирнова завершилась реабилитацией А. Филя, освобождением П. Клыпа, снятием всех подозрений с майоров П. Гаврилова и С. Матевосяна и других оставшихся в живых защитников Брестской крепости. Исключенные из партии были восстановлены, надлежащим образом трудоустроены (Викторов Б.А. Без грифа «секретно». Записки военного прокурора. Вып. 3. М., 1990. С. 286).
Сын С.С. Смирнова — Константин Смирнов (р. 1952 г.) во многом продолжает дело отца. В одном из интервью на вопрос «Какую главную мысль вы вынесли из общения с детьми великих родителей?» он ответил: «Я понял, что советская власть была настолько античеловечна, что даже своих любимых детей, тех, кто служил ей не за страх, а за совесть, она поедала, как свинья поедает своих поросят. В собственной жизни или в жизни близких у них обязательно была какая-то трагедия, о которой часто вообще никто не знает» (НТВ: охота за детьми // Аргументы и факты. 2000. № 9. С. 8). Старший сын С.С. Смирнова — Андрей Смирнов (р. 1941 г.) — кинорежиссер, автор фильмов «Белорусский вокзал» (1971), «Осень» (1975) и др.

Источник

2020-09-25
13:00:27
26 сентября - день рождения Виктора Чижикова (1935-2020) 6+

Виктор Александрович Чижиков (1935-2020) - Заслуженный художник России, автор и иллюстратор детских книг . Родился 26 сентября 1935 года в Москве. В 1952 году ученик средней школы начал работать в газете "Жилищный работник", где получил первый опыт работы карикатуриста. С 1960 года иллюстрировал книги в издательствах "Малыш", "Детская литература", "Самовар", «Художественная литература» и других. Постоянный автор «Мурзилки» и прежних «Весёлых картинок».
Участник и дипломант Всероссийских и международных конкурсов книжной графики, выставок карикатуры. Обладатель Почетного диплома имени Х.К. Андерсена (1980), ордена "Знак Почета", почетного Знака Олимпийского комитета и диплома Академии художеств СССР за создание образа талисмана Московских олимпийских игр — медвежонка Миши (1980) и Почетного диплома Совета по детской книге России (1997). Лауреат конкурса читательских симпатий "Золотой ключик" (1996), ежегодной профессиональной премии за наивысшие достижения в жанре сатиры и юмора — "Золотой Остап" (1997).
Чижиков за свою творческую жизнь иллюстрировал и Чуковского, и Маршака, и Михалкова, и Токмакову, и «Винни-Пуха» Милна, и «Забытый день рождения» Д.Биссета, и сказки Успенского про кота Матроскина и повесть Николая Носова про Витю Малеева – всего не перечислить. Легче сказать, что он не иллюстрировал. Такого мастера комического, неподдельно веселого, безумно остроумного и находчивого сегодня в нашей книге поискать. Недаром знаменитый олимпийский Мишка (талисман Олимпиады-80) был придуман Чижиковым.
В его рисунках всё дышит остроумным весельем и жизнелюбием. Так бывает в детстве, когда весь мир тебе улыбается. В рисунках Чижикова по-детски беспечны все и вся: дом, труба на доме, почтовый ящик, горка, свет в окне, жест, поза персонажей, выражение лица, будь это доктор Айболит, кот Матроскин, или желтый в полосочку тигр из «Забытого дня рождения». Упоительное зрелище: тигр зажмурился, положил ногу на ногу, наслаждается в кресле. Задумался, удивился, засмеялся во весь рот – энергичен, бодр, деятелен, как, впрочем, и все другие персонажи Чижикова, нарисованные с какой-то нежностью и добротой. А как они умеют хохотать. Хохочут львы и мыши, кошки и собаки, короли и дракончики, джентельмены удачи и неудачники, соловьи-разбойники и даже Бармалей. Разве что не улыбнется уже какой-нибудь самый отъявленный негодяй. Округлая, мягкая, а иногда чуть колючая линия Чижикова создает это веселье. Непринужденность пера и кисти дает поистине счастливую жизнь его любимым персонажам.
Сила этого художника в умении придумать комические характеры, найти оригинальную ритмику движений. Его звери всегда чуть-чуть очеловечены, у каждого свое выражение «лица», они непринужденно общаются между собой, на радость читателям-зрителям. Добрая веселость и есть главное качество таланта художника Чижикова. каждой книге, посвященной его рисункам, он еще выступает как автор предисловий, в которых остроумно рассказывает, то о своем знакомстве с писателем, то как делалась книга - масса увлекательных подробностей! А в последней, двадцатой, он еще и сочинитель коротких историй. Тут все - озорство, остроумие, блеск шуток.

Источник

2020-09-25
13:00:13
24 сентября - Всемирный день моря 12+

Всемирный день моря (World Maritime Day) — один из международных праздников в системе Организации Объединенных Наций. Этот день отмечается с 1978 года по решению 10 сессии Ассамблеи Межправительственной морской консультативной организации (International Maritime Organization, IMO). До 1980 года он отмечался 17 марта, а затем его дату решено было перенести на один из дней последней полной недели сентября. В 2020 году отмечается 24 сентября.

Цель Всемирного дня моря — привлечь внимание международной общественности к тому, какой невосполнимый ущерб морям и океанам наносят перелов рыбы, загрязнение водоемов и глобальное потепление. Две наиболее важные задачи — повышение безопасности на море и предупреждение загрязнения морской среды, в частности нефтью.

По данным ООН, за последние 100 лет такие виды рыб, как тунец, треска, марлин были выловлены на 90%. Около 21 миллиона бареллей нефти ежегодно выливается в моря и океаны.

Синтетические отходы, сбрасываемые в крупные водоемы, являются причиной гибели миллиона морских птиц и 100 000 морских млекопитающих в год. Из-за глобального потепления за последние 100 лет уровень воды в крупных водоемах планеты поднялся на 10-25 сантиметров.

Поэтому проведение Всемирного дня моря, который каждый год посвящен определенной актуальной экологической теме, сопровождается различными природоохранными мероприятиями, экологическими акциями и митингами в разных странах мира.

Источник

2020-09-23
13:00:00
23 сентября - день рождения Сергея Ивановича Ожегова 12+

Ожегов Сергей Иванович(1900-1964) - русский языковед, лексикограф.
Созданный ученым «Толковый словарь русского языка» давно стал самым популярным справочным изданием по русскому языку, образцом для создания многих русско-национальных словарей, в которых фиксируется современная лексика. Сам Ожегов шутил, что по количеству изданных экземпляров его словарь не уступает трудам классиков марксизма-ленинизма.
Биография Ожегова и его близких настолько насыщена сложными, драматическими событиями, что вполне могла бы стать основой самостоятельного труда, посвященного судьбам русской интеллигенции.

Ожеговы происходили из демидовских крепостных, работавших на уральских заводах («ожегом» называли палку, которую опускали в расплавленный металл, чтобы определить степень готовности массы). Дед Сергея работал лаборантом на Екатеринбургском заводе, всем своим четырнадцати сыновьям и дочерям он сумел дать высшее образование. Отец Сергея — Иван Иванович — стал инженером и получил место на бумажной фабрике Кувшиновой, славившейся своими техническими новшествами. Сама Кувшинова была близка социал-демократическим идеям и сумела создать в Каменном благоустроенный жилой поселок, в котором находились не только больницы и школы, но даже Народный дом. Молодой инженер получил четырехкомнатную квартиру, ставшую центром сбора местной интеллигенции. Известно, что там бывал и гостивший М. Горький.

Мать Ожегова работала акушеркой в фабричной больнице. Она родила трех сыновей, старшим из которых и был Сергей. Средний из братьев позже учился в Институте гражданских офицеров на архитектурном факультете, младший стал студентом Института путей сообщения.

В 1909 г. Ожеговы переехали в Петербург. Иван Иванович стал работать в Экспедиции заготовления государственных бумаг (будущем Гознаке). Он получил квартиру, в которой разместилась его большая семья. Сергей начал ходить в гимназию, увлекся шахматами, состоял в спортивном обществе. Закончив гимназию, он поступил в Петроградский университет, однако вскоре уехал к родственникам в городок Опочку.

5 декабря 1918 г. Сергей Ожегов зачислился вольноопределяющим в Красную армию. Ему пришлось воевать под Нарвой в должности начальника штаба батальона. За бои в Карелии его наградили особым знаком «В память освобождения Советской Карелии от белофинских банд».

В середине 1920 года дивизию, в которой служил Ожегов, перебрасывают на Южную Украину. Он возглавляет полковую разведку, потом штаб полка. В то время велись интенсивные бои с войсками Врангеля, но Ожегову приходилось участвовать и в ликвидации местных банд. Вскоре его назначают начальником штаба тыла.

До 1922 года Ожегов служил на руководящих должностях в штабе Харьковского военного округа в Екатеринославе (ныне Днепропетровск). Ему предлагают продолжить образование в военной академии, но Сергей отказывается, демобилизуется по состоянию здоровья и возвращается в Петроград, продолжает учебу на филологическом факультете университета.

Незадолго до окончания университета Ожегов женился на студентке филологического факультета Педагогического института имени А. Герцена. Тесть Ожегова — священник — в свое время мечтал о консерватории, но судьба распорядилась иначе, и любовь к музыке он реализовывал в семейном кругу. В воспоминаниях сына Ожегова говорится, что дед виртуозно играл на фисгармонии как классическую, так и народную музыку.
Уже на старших курсах Ожегов начал преподавать русский язык. В 1926 году он заканчивает Ленинградский университет, постепенно входит в круг ленинградских лингвистов. Своими учителями он называл будущих академиков В.В. Виноградова и Л.В. Щербу. Особую роль в судьбе Ожегова сыграл Д.Н. Ушаков, привлекший его к работе над четырехтомным толковым словарем русского языка. В то же время молодой филолог завязывает дружбу с А. Реформатским, позже написавшим ставший классическим учебник по курсу «Введение в языкознание».

Ожегов не относился к кабинетным затворникам, он любил дружеские компании и общение с друзьями считал лучшим отдыхом. Жена Ожегова умела создать доброжелательную и доверительную атмосферу в доме. В браке супруги прожили почти сорок лет, вырастив сына.

Незадолго до начала Великой Отечественной войны семья переезжает в Москву. Ожегов быстро привыкает к московскому образу жизни и получает редкую возможность наблюдать за разными по культурному уровню носителями языка. В это же время он начинает работать над «Словарем русского языка».

Ожегов задумал создать краткий словарь «популярного типа, стремящийся к активной нормализации современной литературной речи». Свои наблюдения позже он обобщил в статьях «О трех типах толковых словарей современного русского языка» и «О структуре словаря русского языка».
Налаженная жизнь оборвалась с началом войны. Отправив семью к родственникам в Ташкент, Ожегов записывается в народное ополчение. Но, будучи известным ученым, он подлежал «бронированию» и, оставшись в Москве, возглавил Институт языка и письменности Академии наук до возвращения из эвакуации прежнего руководства.

В войну Ожегов потерял почти всех ленинградских родственников. Его пятилетняя племянница оказалась в детдоме. Позже Сергей Иванович нашел девочку, привез в Москву и удочерил ее.

После войны Ожегов продолжил научную деятельность, постоянно совершенствуя структуру и состав словаря. Всего он успел подготовить четыре переиздания, фиксируя в каждом новом выпуске изменения, происходившие в лексике современного русского языка. Успешная научная деятельность Ожегова была по достоинству оценена коллегами: ему присудили без защиты сначала степень кандидата, а потом и доктора филологических наук.

Работы Ожегова посвящены проблемам лексикологии, лексикографии, социолингвистики, теории и практике культуры речи, истории русского литературного языка, языку отдельных писателей. Ученый подготовил к изданию «Словарь к пьесам А.Н. Островского», однако его удалось выпустить только после смерти Ожегова.

Ученый редактировал «Орфографический словарь русского языка» (1956), другие словари-справочники — «Русское литературное произношение и ударение» (1955), «Правильность русской речи» (1962). Современному читателю трудно даже представить, какая колоссальная работа стоит за простым перечислением словарных работ Ожегова. Ведь вместе со своими сподвижниками он практически подготовил реформу русского языка, приведшую к определенным изменениям устоявшихся норм.

С 1952 года Ожегов возглавлял сектор культуры речи Института русского языка АН СССР. Можно сказать, что Сергей Иванович является основоположником культуры речи как самостоятельной филологической дисциплины. Ему принадлежала идея организации общественной приемной, в которой до настоящего времени дежурят сотрудники института, терпеливо отвечающие на телефонные звонки, когда абоненты просят подтвердить правила употребления тех или иных слов. Ожегов также являлся основателем и главным редактором сборника «Вопросы культуры речи».

Смерть Ожегова стала неожиданностью для близких: после операции он заразился инфекционным гепатитом и скоропостижно скончался. Урна с прахом ученого покоится на Новодевичьем кладбище.

Источник

 

2020-09-22
13:00:12
21 сентября - день рождения Леонида Владимирского 6+

21 сентября 1920 года родился заслуженный деятель искусств РСФСР, знаменитый художник Леонид Викторович Владимирский (1920-2015).
Даже люди, далекие от искусства, знакомы с его работами. Леонид Викторович, в первую очередь, папа Буратино. Он создал образ деревянного человечка в бумажном колпачке с кисточкой. Образ, ставший визитной карточкой всех произведений о похождениях длинноносого сорванца. Других его персонажей легко узнать на страницах книг о Руслане и Людмиле и в собрании сказок Александра Волкова об Изумрудном городе.

Леонид Владимирский появился на свет в Москве и был единственным ребенком в семье. Родители, не имея никакого отношения к творческой среде, невольно подтолкнули его к рисованию. Отец Леонида работал в организации, ведущей зарубежную переписку, и часто приносил домой почтовые марки. Будущий художник часами рассматривал каждую из них, затем изучал страну происхождения и пытался перекладывать образы на бумагу.

В школе его тяга к рисунку получила выражение в выпусках стенгазеты. Однако после получения аттестата, по совету отца, Леонид поступил на инженера в МИСИ. Затем грянула война — Владимирский прошел ее в инженерных войсках. А по возвращении уже поступил на художественный факультет ВГИКа.

Окончание института было для Леонида знаковым периодом. Он выпустил первый в истории ВГИКа диафильм «Руслан и Людмила» — создал для него 80 цветных рисунков и снял их на пленку. Это было новаторством. И талантливого выпускника пригласили на студию «Диафильм», где за три года он нарисовал 400 иллюстраций для десяти лент.

Художник признавался, что Людмила стала для него не только проводником в мир признания, но и самым тяжелым в исполнении персонажем:

«Людмила из сказки нравилась всем, вот я и решил, что и моя Людмила тоже должна всем нравиться. Вначале я рисовал девушек на улице, после чего показывал рисунки своим приятелям. Если хоть одному не нравилось — браковал.
Так нарисовал девятнадцать Людмил... Потом я понял — нужно нарисовать такой образ, который понравился бы Александру Сергеевичу. Подумал — сделал. Поставил перед собой портрет Натальи Николаевны — и начал рисовать. Так и возникла грустная русская княжна».

В 1953 году на свет появился Буратино, в том виде, который принято считать классическим. В то время у Леонида Викторовича подрастала дочь, и она послужила моделью для главного героя:

«Буратино я рисовал с дочери (ей тогда было 5 лет). Привязывал ей на веревочке картонный нос, и она мне позировала. Когда же ей исполнилось девять лет, она превратилась в Элли».
Папу Карло, к слову, он тоже нашел в семье, срисовав образ с родного деда, на которого был очень похож. После этого Владимирского стали останавливать на улицах с вопросом «В каком фильме мы вас видели?». На что тот с улыбкой отвечал: «Я не в кино снимался, я в книжке нарисован».

В 1957 году художник случайно наткнулся на произведение Александра Волкова «Волшебник Изумрудного города» и был так впечатлен, что отыскал писателя и предложил ему совместную работу над новым изданием. Успешное сотрудничество длилось 20 лет и принесло миру серию книг о девочке Элли, ее друзьях и обитателях волшебной страны. Любимцем Леонида Викторовича стал Страшила.

Книги, оформленные Владимирским, разошлись по миру общим тиражом более 20 миллионов экземпляров. Художник дожил до 94 лет и оставил после себя персонажей, которые создают неповторимую атмосферу в каждой книге с их участием.

Источник

2020-09-20
13:00:45
15 сентября - день рождения Агаты Кристи 12+

Редкая женщина в истории мировой литературы может похвастаться тем, что своей мировой славой она обязана уголовным преступлениям. Ее звали Агата Мери Кларисса Миллер. Однако известна она под фамилией своего первого мужа — Арчибальда Кристи.

Первый роман Агаты Кристи — «Таинственное происшествие в Стайлз» (1920) — не принес ей ни известности, ни денег, хотя он по оригинальности и закрученное сюжета практически не отличался от ее последующих произведений. Лишь в 1926 году, когда был опубликован шестой роман — «Убийство Роджера Экройда», она стала признанной писательницей.
В 1930 году Кристи вышла замуж за Макса Меллоуна, знаменитого английского археолога, и с тех пор сюжеты многих ее произведений разворачивались на Ближнем Востоке, в местах археологических раскопок. А ее герой — сыщик Эркюль Пуаро — колесил по миру вслед за своей создательницей. Этот персонаж появился в романах Агаты Кристи вовсе не случайно. Во время Первой мировой войны будущая писательница работала в госпитале Красного Креста, где и познакомилась с несколькими бельгийскими беженцами. Возможно, именно эта встреча и послужила первым толчком к созданию образа будущего знаменитого детектива.

Впервые Пуаро начал свои расследования в самом первом романе Кристи «Таинственное происшествие в Стайлз» и затем уже стал постоянным героем 32 романов и 56 рассказов. Постепенно лаконичный портрет щеголеватого бельгийца обрастал все новыми и новыми чертами, пока не приобрел тот облик, к которому мы все привыкли. Пуаро небольшого роста, с яйцевидной головой и совершенно необычайными, тщательно ухоженными усами. Его интеллект не знает границ, он способен не выходя из дома разгадать самые сложные и запутанные преступления.

За свою долгую жизнь — а по просьбе многочисленных читателей ему пришлось прожить более 130 лет — по воле писательницы Пуаро путешествовал почти по всему миру. Так и не постарев, знаменитый сыщик погиб лишь в 1975 году в романе «Занавес».

Подчиняясь традициям полицейского романа, Агата Кристи наделила Пуаро спутником. Однако капитан Гастингс не только отважен, но и способен на самостоятельные действия. Ему иногда даже удается предвидеть решения Пуаро.
Вместе они завоевали сердца миллионов читателей, потому что главная черта их характера — благородство, умение в трудную минуту прийти на помощь любому человеку.

В 1930 году в рассказах Агаты Кристи впервые появляется и другой, не менее известный персонаж — мисс Джейн Марпл. Образ простой, скромной английской старушки оказывается не менее притягательным и интересным, чем образ проницательного и вездесущего профессионального детектива. Следует отметить, что в абсолютном большинстве произведений А.Кристи сюжетная канва сводится к поиску преступника среди ограниченной группы персонажей, и каждый из них имеет мотив для совершения преступления. Но истина раскрывается лишь в самом конце, причем Эркюль Пуаро опирается на точную систематизацию фактов и умение увидеть логическую несообразность, а мисс Марпл в полной мере использует свой обширный жизненный опыт и знание человеческой натуры.

За долгую жизнь Кристи написала 78 детективных романов, 19 пьес, а также стихи, рассказы, воспоминания и романы на разные другие темы. Она отмечена многими литературными наградами, а также орденом Британской империи третьей степени. Подобной чести удостаивались далеко не все именитые дворяне Соединенного королевства.
С 1958 года Агата Кристи была бессменным президентом Английского детективного клуба.

Сама Кристи никогда не принимала своего творчества всерьез. Она полагала, что главным являются ее научные интересы, помощь мужу в систематизации материалов раскопок. На протяжении многих лет она была его секретарем.
Как рассказывают легенды, Агата Кристи придумывала сюжеты своих произведений между мытьем посуды и поеданием яблок в ванной. Писательница говорила, что мытье посуды рождает у нее в голове очередное убийство, а яблоки стимулируют развитие сюжета.

Источник

2020-09-14
13:00:34
Григорий Михайлович Кружков (род. 14.09.1945) 6+

Григорий Михайлович Кружков - русский поэт, эссеист, переводчик поэзии
Родился 14 сентября 1945 года. Окончил физический факультет Томского государственного университета и аспирантуру по физике высоких энергий. Защитил диссертацию по русской литературе (PhD) в Колумбийском университете. Живёт в Москве.
Дебютировал в печати в 1971 году переводами из Теофиля Готье и Эдгара По. В 1982 году выпустил первую книгу стихов, за которой последовали ещё пять. Поэзия Кружкова — лёгкая и изящная силлабо-тоника, сочетающая ироническую ноту и стоические мотивы, часто обращающаяся к литературным и историческим сюжетам.
Григорий Кружков — один из крупнейших в конце XX века переводчиков англоязычной поэзии на русский язык. Он работал с произведениями широкого круга авторов, от шекспировских времён до классиков середины XX века. Кружковым целиком переведены и составлены книги избранных стихотворений Томаса Уайетта, Джона Донна, Джона Китса, Уильяма Йейтса, Джеймса Джойса, Роберта Фроста, Уоллеса Стивенса, Спайка Миллигана, антология английской поэзии абсурда «Книга NONсенса»; ему принадлежат также переводы поэмы Льюиса Кэрролла «Охота на Снарка» и стихотворения Редьярда Киплинга «За цыганской звездой», ставшего в России народной песней благодаря кинофильму «Жестокий романс». Издание избранных переводов Кружкова «Англасахаб» (2003) включает стихи 115 поэтов; в 2008 г. издана новая книга избранных переводов Кружкова «Пироскаф: Из английской поэзии XIX века», включающая также ряд статей и эссе. За свою переводческую деятельность Кружков награждён Государственной премией Российской Федерации (2003), премией «ИЛлюминатор» журнала «Иностранная литература» (2002), премией «Мастер» Гильдии мастеров художественного перевода (2009) и др.
Статьи Кружкова о поэзии собраны, в основном, в книгах «Ностальгия обелисков» (2001), рассказывающей о классической русской поэзии и русско-английских литературных связях, и «Лекарство от Фортуны» (2002), посвященной английским поэтам Эпохи Возрождения и удостоенной премии газеты «Известия».
Кроме того, Кружков известен ещё и как детский писатель. Он награждён Почетным дипломом Андерсена (1997), а книга «Нос картошкой: Сказки о кладах, ковбоях, поросятах в Стране Рутабага» (М.: Дрофа, 2006) получила в 2006 году премию Московской международной книжной выставки-ярмарки «Лучшая книга года» в номинации детской литературы. Кроме того, работа Кружкова для детей удостоена Почётного диплома Международного Совета по Детской Книге (1996) и премии имени Корнея Чуковского (2010). Наиболее полно детские стихи и сказки Кружкова представлены в его сборнике «Рукопись, найденная в капусте» (М.: Время, 2007, 576 с.).
В 2015 году Кружков был избран Почетным доктором литературы Тринити-колледжа (Дублин, Ирландия).

Источник

2020-09-13
13:00:00
30 августа - день рождения Исаака Левитана 6+

Исаак Левитан (30 августа 1860 — 04 августа 1900) не получил законченного художественного образования, однако его картины пополняли коллекцию Павла Третьякова, появлялись в экспозициях передвижников и на Всемирной выставке в Париже. В 38 лет живописец получил звание академика пейзажной живописи и стал преподавать в Училище живописи, ваяния и зодчества, которое когда-то не окончил сам.

«Пейзажи настроения» молодого живописца
Исаак Левитан родился недалеко от железнодорожной литовской станции Кибарты в образованной, но бедной еврейской семье. Его отец Илья Левитан — раввин по образованию — оставил религиозный путь и стал учителем иностранных языков, работал кассиром и контролером на железнодорожных станциях. Семья, в которой было четверо детей (два мальчика и две девочки), жила очень бедно. В поисках лучшей жизни Левитаны в конце 1860-х годов переехали на окраину Москвы.

 

2020-08-29
13:00:44
30 августа - день рождения Леонида Шварцмана 6+

ЛЕОНИД АРОНОВИЧ ШВАРЦМАН

художник анимационного кино, режиссёр
Родился в Минске 30 августа 1925 г. в семье бухгалтера Арона Нахмановича Шварцмана и домохозяйки Рахили Соломоновны Шварцман. В семье говорили на идише. В 1941 окончил школу при Институте живописи, скульптуры и архитектуры и был призван в армию. В годы Великой Отечественной войны работал на танковом заводе в Челябинске. В 1951 окончил ВГИК с дипломом художника-постановщика мультфильмов. С 1948 работал на киностудии «Союзмультфильм», с 1951 — как художник-постановщик (до 1963 в соавторстве с А. В. Винокуровым), с 1975 — как режиссёр.
Работал как в рисованной, так и в кукольной анимации, преимущественно — с режиссёрами Л. К. Атамановым, Р. А. Качановым, И. В. Уфимцевым, И. С. Аксенчуком.
Ряд работ Шварцмана удостоились международных наград. К этим работам относятся анимационные фильмы: «Золотая антилопа», «Варежка», «Снежная королева», «38 попугаев», «Обезьянки». Кроме того, Шварцман известен тем, что как художник-постановщик принимал участие в создании визуального образа Чебурашки для мультфильма Романа Качанова «Крокодил Гена» (1968 г.).
Впоследствии Чебурашка стал также талисманом Олимпийской сборной России на летних Олимпийских Играх 2004 года в Афинах.
Участник многих выставок, в том числе — персональных, иллюстрирует детские книги. Выдвигался на Ленинскую и Сталинскую премии. Обладатель американской награды «Голливуд — детям» и приза «За вклад в профессию» на XI ОРФАК в Суздале (2006).Член Академии кинематографических искусств «Ника». Член АСИФА.
Леонид Шварцман - переученный левша, однако рисует всё же левой рукой.

2020-08-29
13:00:19
28 августа - день рождения Аркадия Стругацкого (1925-1991) 12+

Стругацкие Аркадий, Борис
СТРУГАЦКИЙ АРКАДИЙ НАТАНОВИЧ
28.08.1925, г. Батуми — 12.10.1991, Москва
СТРУГАЦКИЙ БОРИС НАТАНОВИЧ
15.04.1933, Ленинград — 19.11.2012, Санкт-Петербург
русские писатели
"Как вы пишете вдвоем?" — вероятно, это самый распространенный вопрос, который когда-либо задавали Стругацким. Устав на него отвечать, они предпочитали отделываться традиционной шуткой: "Один сидит за машинкой, другой валяется на диване, и с обоюдного согласия слово за словом, фраза за фразой, абзац за абзацем ложатся на бумагу". Писателей можно понять, но ведь и вправду интересно! Каким образом два разных человека, живущие в разных городах (Аркадий Натанович жил в Москве, Борис Натанович жил в Санкт-Петербурге), умудряются писать фантастику, так сказать, "в четыре руки"? Да еще как писать! Верно подмечено: "Их авторитет безусловен даже для тех, кто терпеть не может фантастику" (Е.Михайлова).
Оказывается, все очень просто.
"Мы оба любим фантастику с детства, — не раз признавались Стругацкие. — Жюль Верн, Александр Беляев, Конан-Дойль, а несколько позже Уэллс, Алексей Толстой, Чапек, Ефремов — без всякого преувеличения они владели нашим воображением с самых ранних детских лет". Аркадий к тому же серьезно увлекался астрономией, своими руками делал телескопы (их у него было с десяток штук!), пробовал и сочинять — в двух толстых тетрадях поместилась написанная аккуратнейшим почерком и собственноручно иллюстрированная "бессмертная" повесть "Находка майора Ковалева".

2020-08-27
13:00:41
27 августа - день рождения Натальи Зоревны Соломко (1950) 6+

Наталья Зоревна Соломко(род. 27 августа 1950, Свердловск) − российская писательница, автор повестей и рассказов для детей и юношества.
Наталия Соломко о себе:
"Родилась в городе Свердловске, на Уралмаше. Писала с детства. В отрочестве и юности занималась в театральной студии. В 70-71 гг. работала режиссёром самодеятельного пионерского театра "Робин Гуд" в посёлке Полуночное на севере Свердловской области. Весной 72-го пришла в отряд "Каравелла",, руководимый Владиславом Крапивиным. Будучи человеком сугубо сухопутным, занималась редактированием альманаха "Синий краб", кино и фотографией. В 75-м поступила в Литературный институт (проза). Первая публикация - рассказ "Козёл Галагуцкого" в журнале "Костёр" (с лёгкой руки С. Довлатова, который там тогда работал). Закончив институт, работала рецензентом в издательстве "Детская литература", писала для "Пионерской" и "Комсомольской правды", "Учительской газеты". Рассказы и повести печатались в журналах "Пионер", "Аврора", "Парус", "Уральский следопыт", "Литературная учёба" и др.
Первая книга - сборник повестей и рассказов "Если бы я был учителем" - вышла в 1984 году в издательстве "Детская литература".
В 93-96 гг. - главный редактор детской сказочной газеты "Жили-были" (на пару с Котом Учёным), где печатались исключительно сказки: старые и новые, смешные и печальные, русские и нерусские. Потому что когда же сказки читать, как не в детстве. <...>
В середине 90-х сделала для "Детской литературы" подростковую серию "Опасный возраст", где успели выйти книги Ирины Полянской, Владислава Крапивина, Юрия Короткова, Татьяны Пономарёвой, Катерины Мурашовой, Елены Матвеевой. Но тут издательство развалилось и серия накрылась.
По счастью, в 2000 г. издательство "Дрофа" завело себе детскую редакцию, пожелав, кроме учебников, выпускать и детские книги. Так вот, для "Дрофы" мне довелось сделать серию "Сказки нашего двора" - такую весёлую (если не сказать - хулиганскую) современную прозу для людей 9-12 лет. Делала я её с великим удовольствием. Ну, честно сказать, она, на мой взгляд, довольно неровная, но! Зато в этой серии, помимо детских писателей среднего поколения, которые успели войти в литературу и стать известными, пока она ещё не стала расчётливым книжным бизнесом (Олег Кургузов, Валерий Роньшин, Марина Москвина, Сергей Седов, Сергей Махотин), много новых имён и первых книг (Сергей Силин из Перми, Ольга Колпакова и Светлана Лаврова из Екатеринбурга, Юрий Вийра из Москвы, Игорь Жуков из Иваново, Наталья Майорова и Геннадий Скоков из Калуги). Книг, наверное, 40 успело выйти, прежде чем всё рухнуло в очередной раз. (А оно, естественно, рухнуло.)
Ну что тут поделать. Спасибо всему, что было.
Вот такова, в общих чертах, моя творческая биография.

Библиография
* Козёл Галагуцкого. Рассказ (1973)
* Эй, кому тут нужен брат? Рассказ (1974)
* Если бы я был учителем. Повесть (1974)
* Любовь октябрёнка Овечкина. Рассказ (1978)
* Почтовые голуби. Рассказ (1978)
* Развлечения в скучную пору. Рассказ (1978)
* Белая лошадь − горе не моё. Повесть (1981)
* Пожарный кран № 1. Повесть (1986)
* Горбунок. Повесть (1987)
* Чудеса света. Детская энциклопедия (1997)
* Чёрная рука из второго подъезда. Рассказы (под псевд. Иван Востросаблин) (2001)
* Император Александр III. Истор. повесть (2005)
* Император Павел I. Истор. повесть (2005)
* Сказки о русских художниках (2005)
* Елизавета − дочь Петра. Истор. повесть (2006)
* Последний русский император. Истор. повесть (2006)
* Художник Василий Верещагин. Истор. повесть. (соавт. М. Межиева) (2007)

Источник

2020-08-26
13:00:37
23 августа - день рождения Эдуарда Шима (1930-2006) 6+

Эдуард Юрьевич Шим (настоящая фамилия — Шмидт) (1930—2006) — русский писатель, драматург.

Э. Ю. Шим родился 23 августа 1930 года в Ленинграде. Во время войны эвакуирован, вырос в детском доме. С 16 лет Шим работал, переменив множество занятий. «…Мастер на все руки — столяр и садовод, токарь и шофер». По возвращении в Ленинград учился в художественно-архитектурном училище, с 1950 работал в конструкторском бюро. В 1952—1955 служил в армии. В 1959 принят в СП СССР, вскоре переселился в Москву.

Член редколлегии журнала «Знамя» (1962—1972).

Начав печататься с 1949 года, Эдуард Шим писал преимущественно для детей, преимущественно о природе — но мог успешно и увлекательно рассказывать, например, и о столярном ремесле («Деревянная книга»).

Эдуард Юрьевич Шим ставил вопросы об отношении человека к природе («След на волне» (1958), «Пикет 200» (1963), «Весенние хлопоты» (1964), «Вода на камешках» (1969 ).

Среди его рассказов и повестей для взрослых: «Ночь в конце месяца», «Ваня песенки поет», «Когда погаснет» и др.

Эдуард Шим — автор текстов ряда песен, в частности, очень популярной в 1974 году песни «Ускакали деревянные лошадки», исполнявшейся Валентиной Толкуновой.

Эдуард Шим — автор литературных сценариев (совместно с В. В. Конецким): «Своими руками» (1957), «Опора» (1958). Написал также несколько пьес, которые ставились на сценах разных городов. Две пьесы написаны в соавторстве с Георгием Марковым.

«Кто переведет нам язык зверей и птиц на человеческий язык? Вот таким ‘переводчиком’… и стал писатель Эдуард Шим… Он пишет книги, которые… учат одной из главных человеческих радостей — неиссякаемой радости узнавания».

Шим — хороший рассказчик, у него чувствуется любовь к природе. Он хорошо понимает детей, которые часто являются героями его рассказов; он психологически точно изображает отношение детей к миру взрослых. Наблюдая будничную жизнь с её заботами и тяготами, Шим отбирает события, которые чем-либо выделяются в этой жизни или же особо выделены им самим. Он любит изображать людей, которых что-то захватывает, удивляет и восхищает, которые испытывают душевный подъем и верят в добро.

Э. Ю. Шим умер 13 марта 2006 года.

Источник

2020-08-22
13:00:57
23 августа - день рождения Александра Грина 6+

Грин не любил говорить о себе. Уже став известным, на вопросы любопытных и анкеты журналов он отвечал предельно сухо и кратко. Он вообще был молчалив, сдержан, даже чопорен и терпеть не мог тех, кто лезет в душу. Только в последние годы жизни в «Автобиографической повести» он рассказал о своей трудной и совсем не романтической судьбе.
«Потому ли, что первая прочитанная мной ещё пятилетним мальчиком, книга была «Путешествие Гулливера в страну лилипутов»… или стремление в далёкие страны было врождённым, — но только я начал мечтать о жизни приключений с восьми лет».
Если прибавить к этому, что первое слово, которое Саша Гриневский сложил из букв, сидя на коленях у отца, было слово «море», то всё остальное само собой понятно. Как все мальчики в те годы, он запоем читал романы Ф.Купера, Ж.Верна, Р.Стивенсона, Г.Эмара; любил бродить с ружьём по лесам, окружавшим город, воображая себя диким охотником. И конечно, пытался бежать в Америку.
Ему нечего было терять: за дерзкие стихи и многие шалости ученик Гриневский был исключён из реального училища. Дома тоже было невесело: бедность, вечные упрёки и побои отца.
В шестнадцать лет, окончив с грехом пополам городское училище, Александр окончательно решил стать моряком. Он надел болотные сапоги выше колен, широкополую соломенную шляпу и отправился из Вятки в Одессу. Начались его многолетние странствия и мытарства, о которых коротко можно сказать так: российская земля неласкова к мечтателям и выдумщикам.
«Я был матросом, грузчиком, актёром, переписывал роли для театра, работал на золотых приисках, на доменном заводе, на торфяных болотах, на рыбных промыслах; был дровосеком, босяком, писцом в канцелярии, охотником, революционером, ссыльным, матросом на барже, солдатом, землекопом…»
То, что так спокойно перечисляет Грин, на самом деле было настоящим адом. И вырваться из него он смог только тогда, когда понял, что истории, которые он сочинял для своих случайных спутников и для самого себя, можно записывать.
Он долго не верил, что может стать в один ряд с настоящими писателями, теми, кто так восхищал его в юности. Первый рассказ («Заслуга рядового Пантелеева», 1906) и первая книга («Шапка-невидимка», 1908) — это ещё попытка писать, «как все». Только в рассказе «Остров Рено» найдены координаты той земли, которую напрасно было бы искать на карте и которая принадлежала только ему. С тех пор, невзирая ни на какие повороты судьбы и исторические потрясения, с каждым годом всё увереннее Александр Грин созидает свой мир, закрытый для посторонних, но видимый «внутренними глазами души».
Три самых страшных года — 1918-й, 1919-й, 1920-й — среди смерти, голода и тифа Грин обдумывал и писал «Алые паруса» — свой ответ революции. Крошечная печка-буржуйка согревала Александра Степановича, когда рождался его первый роман «Блистающий мир» (1923). Он верил, что люди когда-то летали и снова будут летать, как птицы. Грин был теперь не один. Он нашёл подругу, верную и преданную до конца, как в его книгах.
В 1924 году Грин и его жена Нина Николаевна переехали из Петрограда в Феодосию. Он всегда мечтал жить в городе у тёплого моря. Здесь прошли самые спокойные и счастливые годы его жизни, здесь были написаны романы «Золотая цепь» (1925) и «Бегущая по волнам» (1926).
Но к концу 1920-х годов издатели, до этого охотно печатавшие книги Грина, перестали брать их совсем. Денег не было, не помогли и хлопоты друзей об устройстве уже больного писателя в санаторий. Грин заболел, в сущности, от недоедания и от тоски, потому что впервые жизнь показалась ему «дорогой никуда». Он не знал, что настоящая его слава ещё впереди.
Эпоха шла «путём своим железным», а Грин писал «о бурях, кораблях, любви, признанной и отвергнутой, о судьбе, тайных путях души и смысле случая». В чертах его героев сочетались твёрдость и нежность, а имена героинь звучали, как музыка.
Как это получалось у него? А очень просто. Он знал, что «наша пригородная природа — есть мир серьёзный не менее, чем берега Ориноко…», что человек, вмещающий в себя весь мир — чудесен. Он просто глядел пристальнее, чем другие, и поэтому мог увидеть в сибирской тайге — экваториальный лес, а на петроградской улице с тёмными домами — пагоды, окружённые пальмами.
«Всё открыто для всех», — говорит он устами своего героя. Другой автор в другой стране примерно в это же время сказал: «Там, где наша магическая фантазия могла бы создать новый мир, она останавливается» (Г.Майринк).
Грин не останавливался. Не останавливайтесь и вы. И тогда, рано или поздно, под старость или в расцвете лет, на набережной старого города тёплой летней ночью или просто в тишине квартиры вы, может быть, услышите беззвучные слова: «Добрый вечер, друзья! Не скучно ли на тёмной дороге? Я тороплюсь, я бегу…»

Маргарита Переслегина

Источник

2020-08-22
13:00:20
22 августа - день рождения Рэя Брэдбери (1920-2012) 6+

Рэй Брэдбери родился 22 августа 1920 года в больнице на улице Сент-Джеймс-стрит 11, в городе Уокиган, штат Иллинойс. Полное имя — Рэймонд Дуглас (второе имя в честь знаменитого актёра Дугласа Фэрбенкса). Дед и прадед Рэя, потомки первопоселенцев — англичан, приплывших в Америку в 1630 году, — в конце XIX века издавали две иллинойские газеты (в провинции это определённое положение в обществе и известность). Отец — Леонард Сполдинг Брэдбери. Мать — Мари Эстер Моберг, шведка по происхождению. К моменту рождения Рэя отцу его не исполнилось и 30, работал он электромонтёром и был отцом четырёхлетнего сына — Леонарда-младшего (вместе с Леонардом-младшим родился его брат-близнец — Сэм, но он умер двух лет отроду). В 1926 у Брэдбери появляется сестрёнка — Элизабет, она также умерла будучи ребёнком.

Рэй редко вспоминал отца, чаще — мать, и только в третьей его книге («Лекарство от меланхолии», 1959) можно найти следующее посвящение: «Отцу с любовью, проснувшейся так поздно и даже удивившей его сына». Впрочем, Леонард-старший прочесть этого уже не мог, он умер за два года до этого, в возрасте 66 лет. Яркое отражение эта невыраженная любовь нашла в рассказе «Желание». В книге «Вино из одуванчиков», являющейся по сути дела книгой детских воспоминаний, главный взрослый персонаж носит имя Леонард Сполдинг. Сборник стихов «Когда слоны последний раз во дворике цвели» автор снабдил следующим посвящением: «Эта книга — в память о моей бабушке Минни Дэвис Брэдбери, и моём деде Сэмюэле Хинкстоне Брэдбери, и моём брате Сэмюэле, и сестре Элизабет. Все они давно умерли, но я по сей день их помню». Часто он вставляет их имена в свои рассказы.

«Дядюшка Эйнар» существовал в действительности. Это был любимый из родственников Рэя. Когда в 1934 г. семья перебралась в Лос-Анджелес, туда же переехал и он — к радости племянника. Также в рассказах встречаются имена другого дяди, Биона, и тёти Невады (её в семье называли просто Невой).

«Я начал читать произведения Достоевского, когда мне было 20 лет. Из его книг я узнал, как нужно писать романы и рассказывать истории. Я читал и других авторов, но, когда я был моложе, Достоевский был основным для меня».

2020-08-21
13:00:40
22 августа - День Государственного флага Российской Федерации 6+

Ежегодно 22 августа в России отмечается День Государственного флага Российской Федерации, установленный на основании Указа Президента РФ № 1714 от 20 августа 1994 года.

22 августа 1991 года над Белым домом в Москве впервые был официально поднят трехцветный российский флаг, заменивший в качестве государственного символа красное полотнище с серпом и молотом. В этот день на Чрезвычайной сессии Верховного Совета РСФСР было принято постановление считать «полотнище из... белой, лазоревой, алой полос» официальным национальным флагом России.

Сегодня флаг России — «государственный триколор» — официальный государственный символ, наряду с гербом и гимном Российской Федерации. Флаг представляет собой прямоугольное полотнище из трёх равновеликих горизонтальных полос: верхней — белого, средней — синего и нижней — красного цвета. Отношение ширины флага к его длине составляет 2:3.

 Считается, что впервые бело-сине-красный флаг был поднят в царствование Алексея Михайловича на первом русском военном корабле «Орёл», построенном в 1667-1669 годах на Дединовской верфи.

Законным же «отцом» триколора признан Петр I. (20) 31 января 1705 года он издал Указ, согласно которому «на торговых всяких судах» должны поднимать бело-сине-красный флаг, сам начертал образец и определил порядок горизонтальных полос.

Но официальный статус флаг приобрел только в 1896 году, когда накануне коронации Николая II министерство юстиции определило, что национальным должен «окончательно считаться бело-сине-красный цвет, и никакой другой».

До сих пор историки и исследователи не пришли к единому мнению, почему были выбраны именно эти цвета для российского флага, но считается, что с самого начала каждый цвет флага имел свой смысл. По одной из версий, белый означает свободу, синий — Богородицу, покровительствующую России, красный — державность. Другая версия гласит, что белый символизирует благородство и чистоту, синий — честность и верность, а красный — смелость, мужество и великодушие, присущие русским людям, а также — это цвет крови, пролитой за Отечество.

В апреле 1918 года советское правительство по инициативе Якова Свердлова приняло решение упразднить триколор и заменить его на революционно-красное полотнище, и более 70 лет государственным флагом являлся красный стяг. 22 августа 1991 года российские парламентарии отменили вердикт коммунистов, благодаря чему историческое знамя заняло свое почетное место в официальных и торжественных событиях Российской Федерации.

Хотя сегодня сам праздник — День Государственного флага Российской Федерации — не является выходным днем, но уже традиционно к этому важному празднику приурочено множество мероприятий — торжественные шествия, пропагандистские акции, молодежные флешмобы, авто-мото пробеги и др. Их главная цель — рассказать россиянам историю праздника, важность и значение государственных символов России.

Источник

2020-08-21
13:00:01
16 августа - день рождения Радия Погодина 6+

Радий Петрович Погодин родился 16 августа 1925 года в деревне Дуплёво Бологовского района Новгородской, тогда, области в крестьянской семье.
В 1927 году семья переехала в Ленинград. Родители вскоре разошлись. Сыновья остались с матерью. До войны Радий Петрович окончил восемь классов. Старший брат служил на границе и погиб в первые дни войны. Летом 1941 года мать отправила Радия Петровича в деревню. Когда немецкая армия стала подходить к Ленинграду, Радий Петрович решил вернуться в город. Ему пришлось дважды перейти линию фронта.
Работал слесарем в авторемонтных мастерских Северо-Западного фронта. Весной 1942 года его с матерью вывезли на Урал и на станции Кын сняли с поезда - боялись не довезут. Станция Кын - Пермская область, где они оживали после блокадной зимы. Работал Радий Петрович монтером и кочегаром в Кынском детдоме.
6 января 1943 года его призвали в армию и направили в пехотное училище. После окончания училища в августе 1943 года направили в действующую армию. Воевал солдатом в пехоте. Участвовал в освобождении левобережья Украины, форсировал Днепр, был ранен. После госпиталя был направлен в 33-ю бригаду 9-го корпуса 2-й гвардейской танковой армии в разведку. Участвовал в боях под Яссами, освобождал Люблин, Варшаву, брал Берлин. Награжден двумя орденами Славы и двумя орденами Красной Звезды, медалями. В октябре 1945 года в звании сержанта был уволен в запас. Полгода проучился на подготовительных курсах в Горном институте.
Самые верные сведения о периоде 1946 - 1950 г.г. дает сам Радий Петрович: После войны меня понесло по стране: остановиться не мог. Менял города, осваивал профессии. Наконец осел, вроде, в Москве, в пожарной охране. Призвания к огню не было, просто там кормили. Так я и начал печататься в газете «Боевой сигнал» - это была пожарная многотиражка в Москве. Печатал заметки с художественным уклоном. Да, уже тогда меня на художества тянуло. И рисовал неплохо... Вышло в 1946 году постановление ЦК по работе литературных журналов. И - статья Жданова. Как приказали, редактор нашего Боевого сигнала, майор, собрал корреспондентов - и штатных и нештатных - и все это нам прочитали вслух. Люди молчали. А я почему-то нашел для себя возможным сказать: Жданова через двадцать лет никто и помнить не будет, а Зощенко и Ахматова как были великими писателями русскими, так и останутся. Ночью ко мне пришел единственный в газете вольнонаемный литсотрудник и сказал, что лучше бы мне Москву покинуть, так как майор подал рапорт обо мне в политотдел. Утром я из Москвы ушел. Скрывался. Ездил по стране. ... Вести такую жизнь я мог бы очень долго: все-таки бывший разведчик. Но решил эту баланду не тянуть. От чувства загнанности устал, надо было от него освободиться. Не чувствовал я себя преступником, прятаться было тошно. И приехал я в Ленинград. Стал жить у отца. Успел немного поработать штамповщиком. Статья 58-10, антисоветская пропаганда. Отсидев два года и четыре месяца, в апреле 1950 года Радий Петрович вернулся в Ленинград, все в ту же комнатку в коммунальной квартире на Васильевском острове, к матери. В этой комнатке они жили до войны, из этой комнаты их вывезли на Урал, сюда же они вернулись после войны, мать - из эвакуации, а Радий Петрович - с фронта...
В декабре 1950 года Радий Петрович женился. В июле 1953 года родилась дочь Лена.
Работал на заводе им. Комитерна слесарем-сборщиком. Затем на заводе Линотип мастером. Начал сотрудничать на ленинградском радио, в детской редакции. В литобъединение под руководством Вс.Рождественского начал ходить в 1951 году. В июле 1953 года Радий Петрович уехал в Йошкар-Олу. Работал на радио. Летом 1954 года вернулся в Ленинград. Работал по договорам в периодической печати, на радио.
В 1954 году в альманахе Дружба был опубликован его первый рассказ «Мороз», в 1957 году вышла первая книжка «Муравьиное масло», а в 1959 году был принят в Союз писателей СССР, Ленинградское отделение. Рекомендовали его Ю.П.Герман и А.И.Пантелеев.
И так год за годом, книга за книгой, сценарии, пьесы. Написано для детей более двадцати книг. Переведены и изданы более чем на двадцати языках.
Захотелось ему писать картины. Получил в нежилом фонде подвал. После очень большого ремонта устроил хорошую мастерскую, куда любили приходить друзья, писатели, художники, иногородние и зарубежные гости. Писал маслом. Работал в мастерской до самых последних дней, пока были силы ходить. Живописные работы хранятся в доме Радия Петровича, а также в Ленинградской областной детской библиотеке - туда была перевезена часть мастерской Радия Петровича. Мастерскую его, которая была на улице Пестеля, Союз художников сразу же отобрал.
О войне Радий Петрович начал писать только в начале 70-х годов. Первые рассказы о войне вошли в повесть «Где леший живет». Затем повести «Живи, солдат», «Мост», «Боль» и «Я догоню вас на небесах». Все они во многом автобиографичны и, к сожалению, иногда появляются в печати неточности: путают биографию Радия Петровича с жизнью его литературных героев. Автобиографичны и детские его рассказы.
Войне посвящен его последний незавершенный рассказ «Афина-Паллада», который был наговорен на диктофон уже совсем больным Радием Петровичем. Этот рассказ - просто кусок его жизни. Радий Петрович в девяностых начал писать стихи.
В последние годы им написаны повести «Борьба с формализмом» и «Одинокая на ветру», рассказы. Все эти произведения вошли книгу «Река». Цикл совсем коротких рассказов, он хотел назвать его – «Мешок рассказов» - был посвящен воспоминаниям детства и жизни последнего времени. Радий Петрович не завершил этот цикл.
С детской литературой Радий Петрович не расставался. Писал сказки. Последняя сказка «Про девочку Полечку и ее одинокую жизнь» была написана в 1992 году, редакция сказки продолжалась и в 1993 году.
Почетный Диплом Всесоюзного конкурса на лучшую детскую книгу - за разработку современной литературной сказки для детей - 1987 год. Международная премия имени М.Горького за книгу «Книжка про Гришку». 1989 год. Диплом 1 степени XXX Всероссийского конкурса «Искусство книги» за книгу «Земля имеет форму репы». Премия УНИСЭФ на Всемирном кинофестивале в Западном Берлине за фильм «Что у Сеньки было» - 1984 год. Почетный Диплом за вклад в Российскую литературу, книжную культуру для детства и отрочества. Национальная секция Международного Совета по детской книге. Совет по детской книге России – 1998 год.
Радий Петрович перенес две серьезных операции: первая была в 1982 году и вторая в 1991 году. Ушел из жизни 30 марта 1993 года. Похоронен на Православном Волковском кладбище в Санкт-Петербурге.

Источник

2020-08-15
13:00:31
15 августа - день рождения Яна Бжехвы 6+

Ян Бжехва (польск. Jan Brzechwa, 15 августа 1898 — 2 июля 1966) — польский поэт, писатель, переводчик. Настоящее имя - Ян Виктор Лесман. Псевдоним «Бжехва» означает «шутник», «болтун».
Родился в Жмеринке (Украина, Винницкая область) в еврейской семье. Двоюродный брат — поэт Болеслав Лесьмян.
Ян Бжехва писал стихи, песни, а также сказки, фантастические повести и басни. Бжехва также переводил на польский язык таких классиков русской литературы, как Пушкин, Чехов, Ильф и Петров.
Наибольшую популярность писателю принесли сказки про пана Кляксу, среди которых «Академия пана Кляксы» (1946), «Путешествия пана Кляксы» (1961) и «Триумф пана Кляксы» (1965). На русском языке сказки вышли в переводе Михаила Ландмана.
Все сказки были экранизированы Кшиштофом Градовским:
• 1984 — «Академия пана Кляксы»
• 1986 — «Путешествие пана Кляксы»
• 1989 — «Пан Клякса в космосе»
• 2001 — «Триумф пана Кляксы»
13 сентября 2002 учащиеся Государственного лицея пластических искусств Замосця (Państwowe Liceum Sztuk Plastycznych z Zamościa) поставили памятник в Щебжешине жуку - герою стихотворения Яна Бжехвы «Chrząszcz». Это стихотворение считается одним из самых труднопроизносимых в польской литературе, отчего и получило известность.

Источник

2020-08-14
13:00:05
14 августа - день рождения Эрнеста Сетон-Томпсона 6+

Эрнест Сетон-Томпсон — канадский писатель, художник-анималист, естествоиспытатель и общественный деятель британского происхождения. Один из основателей движения скаутов в США. Поскольку Соединённые Штаты играли в жизни Сетона-Томпсона почти столь же значительную роль, что и Канада, его по праву можно назвать также американским писателем.
Родился 14 августа 1860 в Саут-Шилдс (графство Дарем, Англия), но через 6 лет его семья переехала в Канаду. Его отец происходил из старинного английского дворянского рода. Он занимался фермерством, семья была большой, и впечатлительный мальчик часто играл с братьями в лесу. Животные, птицы, индейцы и охота — вот что с детства привлекало будущего писателя.
Сетон-Томпсон был не только интересным писателем, но и художником. До 1896 он изучал изобразительное искусство в Лондоне, Париже, Нью-Йорке, после того как в 19 лет закончил колледж искусств в Торонто.
Рисунки Сетона-Томпсона на полях книг передают не только внешний вид зверей или птиц, но и их характер, настроение и отношение к ним автора, полное любви и добродушного юмора. Писатель не боялся рисовать жизнь лесов, гор, степей такой, какая она есть, со всеми её жестокостями. Нередко его животные-герои погибают в конце рассказа. Но такова правда жизни, смерть героев Сетона-Томпсона тонет в общем потоке жизни и не оставляет ощущения безысходности.
Эрнест был очень способным. В шесть лет он прочёл первую строчку в газете и начал вырезать из дерева птиц и зверей. Увидев в магазине книгу «Птицы Канады», он решил купить её во что бы то ни стало. Книга стоила один доллар. Чтобы собрать эти деньги, Эрнест продал своих кроликов, перенёс дрова соседям, собрал насекомых для коллекции одной англичанке и целый месяц соревновался с братом в рубке дров, зарабатывая недостающие центы.
И вот желанная книга в руках. Он много путешествовал, охотился и написал около сорока книг, в том числе восьмитомный труд «Жизнь диких зверей».
Сетон-Томпсон вёл насыщенную, можно сказать, бродяжническую жизнь, он кочевал по прерии, никогда не мог долго жить в крупных городах, — его неизбежно тянуло к канадским и американским охотникам, фермерам, индейцам, а главное — к животным. В Канаде он получил должность «государственного натуралиста», что дало ему возможность с головой отдаться изучению животных. Сетоном-Томпсоном написан ряд научных трудов по зоологии. За эти работы он был удостоен высшей награды, присуждаемой в США за научные труды, — золотой медали «Элиот».
Стараясь остановить бессмысленное и бесцельное истребление диких животных, Сетон-Томпсон организовал в Канаде «Лигу лесоведения», целью которой было изучение молодёжью родной природы и охрана животных. Он создавал настоящие биографии животных, ставил их рядом с людьми в своих произведениях, люди и животные были у Сетона-Томпсона партнёрами, друзьями. Писатель был убеждён, что каждое животное — драгоценное наследие, которое люди не вправе уничтожать и мучить. Всю жизнь им владела неутолимая страсть разгадывать тайны и загадки в жизни птиц и зверей, страсть рассказывать об этих тайнах людям и передавать красоту животных в рисунках и вырезанных из дерева фигурках.
Умер Сетон-Томпсон в Санта-Фе (штат Нью-Мексико) 23 октября 1946. Его тело было кремировано, и урна с прахом четырнадцать лет хранилась в доме. В 1960, в столетнюю годовщину рождения писателя, его дочь Ди и внук поднялись в небо на самолёте и развеяли прах над холмами Сетон-Виллидж.

Источник

2020-08-13
13:00:37
10 августа - день рождения Михаила Михайловича Зощенко 12+

10 августа 1895 года в Санкт-Петербурге появился на свет мальчик Миша – один из восьмерых детей в небогатой дворянской семье Зощенко. Отец его, Михаил Иванович, был художником передвижником и служил при Академии художеств. Некоторые из картин старшего Зощенко хранятся в Третьяковской галерее и в Музее революции. Мать Миши, Елена Осиповна, когда-то играла на сцене, а после замужества писала рассказы и публиковала их в столичном журнале «Копейка».
Миша унаследовал материнский талант – лет с восьми сочинял стихи, а в тринадцать написал свой первый рассказ, называвшийся «Пальто». Правда, литературные способности не отразились на его учебе. В девять лет Мишу отдали в восьмую петербургскую гимназию, и учился он очень посредственно, а самые плохие оценки имел, как ни странно, по русскому языку. Впоследствии Зощенко сам немало этому удивлялся, ведь он с детства мечтал стать писателем. Но факт остается фактом: на выпускном экзамене Михаил получил за сочинение единицу. Для семнадцатилетнего юноши такая оценка стала огромным ударом, и он даже попытался покончить с собой – по его словам, не столько от отчаяния, сколько от бешенства.
Отец Зощенко умер в 1907 году, оставив семью практически без средств к существованию, но Елена Осиповна все нашла возможность платить за гимназию, а в 1913 году Михаил Зощенко стал студентом юридического факультета. Однако через полгода Михаила отчислили из университета – в семье не было денег, чтобы оплачивать его образование. И весной 1914 года Зощенко отправился на Кавказ, где стал контролером на железнодорожной линии «Кисловодск – Минводы», а заодно подрабатывал частными уроками. Осенью он вернулся в Санкт-Петербург, но вместо университета решил сделать военную карьеру.

2020-08-09
13:00:05
3 августа - день рождения Дональда Биссета 0+

Дональд Биссет (03 августа 1910 - 18 августа 1995) - английский детский писатель, художник, киноактёр и театральный режиссёр.
О ПИСАТЕЛЕ
Биссет создал мир коротких сказок, не только воплотил свои задумки в двух прославивших его книгах — Забытый день рождения и Путешествие по реке Времени, — но и осуществил телепостановки из лучших своих сказок. Биссет ещё и художник и сам оформлял свои книги. Также он отличился как изобретательный театральный режиссер, сам поставил свои сказки на сцене Королевского Шекспировского театра в Стрэтфорде-на-Эвоне и даже сыграл в них с десяток небольших ролей. Он придумал и поселил в Африке зверя, которому никогда не бывает скучно: одна половина его состоит из Обаятельнейшего Кота, а другая — из Находчивого Крокодила. Зовут зверя Крококот. Любимый друг Дональда Биссета — тигренок Рррр, вместе с которым Дональд Биссет любит путешествовать по реке времени до конца Радуги. И так умеет шевелить мозгами, что его мысли шуршат. Главные враги Дональда Биссета и Тигренка Рррр — Вреднюги с именами Нельзя, Несмей и Стыдись.
Н. В. Шершевская (переводчица сказок Биссета) о писателе:
Английский сказочник… начал писать сказки по заказу лондонского телевидения и сам читал их в детских передачах. А читал он превосходно, потому что был профессиональным актёром и сопровождал чтение своими забавными и выразительными рисунками. Передача длилась минут восемь, и соответственно, объём сказки не превышал двух-трех страниц. Первая книжка его коротких сказок вышла в серии «Читай сам» в 1954 году. Она называлась «Расскажу, когда захотите». За ней последовали «Расскажу в другой раз», «Расскажу когда-нибудь» и т. д. Потом появились сборники, объединенные одними и теми же героями, — «Як», «Беседы с тигром», «Приключения утки Миранды», «Лошадь по кличке Дымка», «Путешествие дядюшки Тик-Так», «Поездка в Джунгли» и другие. Все книги выходили с рисунками самого автора.
В Англии Биссет известен и как киноактер. Он сыграл роли в 57 фильмах и телесериалах, оставшихся неизвестными за пределами Англии. Первую роль Биссет сыграл в фильме «Go-round» в 1949 году. В 1978 году сыграл небольшую роль в фильме «Вожди Атлантиды», шедшего в том числе и в советском прокате. Последний раз в кино он сыграл в 1991 году в английском телесериале Чисто английское убийство (The Bill) роль мистера Гримма.
ПРЕДИСЛОВИЕ СЕРГЕЯ МИХАЛКОВА К КНИГЕ Д.БИССЕТА «БЕСЕДЫ С ТИГРОМ»
Дорогие ребята!
Сейчас вы прочтете эту книжку, которая называется «Беседы с тигром». «Как так? — спросите вы. — Разве с тиграми беседуют?». Впрочем, вряд ли вы об этом спросите. Вы давно уже знаете, что в сказках можно беседовать не только с тиграми, но и со слонами, с королями и ведьмами и даже с солнцем…
Написал эту книгу английский писатель Дональд Биссет. Он живёт в Лондоне, и он актёр английского театра и кино. Но самое его любимое занятие — сочинять сказки для детей. Очень короткие и очень смешные. За свою жизнь Биссет написал уже, наверное, сто таких сказок. Многие из них печатались и у нас в стране в большом сборнике его сказок, который называется «Всё кувырком».
Биссет любит не только писать сказки, но и рассказывать их. Со своими новыми сказками он всегда сам выступает по телевидению перед лондонскими ребятами.
Не так давно Дональд Биссет побывал гостем в Москве. Его пригласили в один детский сад. Биссет тут же подружился с ребятами и вместе с ними стал сочинять сказку. Да, да вместе с ребятами. И было совершенно неважно, что Биссет не знал русского языка, а ребята — английского. Зато они прекрасно понимали друг друга на сказочном языке дружбы.
Сергей Михалков.

Источник

2020-08-02
13:00:59
2 августа - день рождения Зинаиды Семеновны Брумберг 6+

Зинаида Семёновна Брумберг (02.08.1900-09.02.1983) – режиссер и сценарист в жанре мультипликации.

Одна из сестёр Брумберг, творческого тандема, создававшего каноны советской анимации. Вместе с Валентиной Брумберг создали такие фильмы, как «Красная шапочка», «Кот в сапогах», «Пропавшая грамота», «Три толстяка» и многие другие.

Среди канонических работ был мультфильм «Федя Зайцев» (1949), где среди квазиреалистических, квазиобъемных фигур был элементарный — «палка-палка-огуречик» — человечек, нарисованный на школьной стене пионером Федей. В начале шестидесятых с помощью этого человечка сестры Брумберг взорвали устоявшийся канон, созданный ими самими.

По сравнению со своей стремительной сестрой Зинаида была сдержанна, даже медлительна, но так же работоспособна и дисциплинированна. И по принципу «крайности сходятся» они проработали всю жизнь вместе. Разница характеров оказалась даже плодотворной. Драматурги и художники, связанные с сестрами, говорили, что если Валентина горячо подхватывала чье-то предложение, какой-то вариант, то Зинаида, очень трезвая и упорная, была способна охладить пыл старшей сестры. Николай Эрдман, сценарист и многолетний друг сестер Брумберг, всегда говорил: «Такие разные сестры. Одна – Валентина, куртизанка, играет на бегах, ночью по ресторанам ходит. А другая – Зинаида, сидит дома и ест лапшу».

Мультипликация была их жизнь, их судьба, их счастье. И ей они отдавали всё, всю свою жизнь. Им повезло в творчестве. Они работали со многими прекрасными, чрезвычайно талантливыми людьми. В первую очередь это имеет отношение к сценаристам. Ими были Юрий Олеша, Михаил Вольпин, Николай Эрдман. Но и сами они были очень талантливы. Они создавали потрясающую атмосферу на студии «Союзмультфильм». И все на студии завидовали этой группе, потому что с сестрами Брумберг было делать фильмы очень весело. И именно заразительный огонь сердец сестер Брумберг помог им создать такие разные и по характеру, и по материалу фильмы, как «Самоедский мальчик», который они сделали вместе с Ольгой и Николаем Ходатаевыми, искрометную «Сказку о царе Дурандае», сделанную с Иваном Ивановым-Вано, и замечательную «Пропавшую грамоту», классику нашей мультипликации, «Большие неприятности» и много, много других фильмов.

В фильмографии сестер Брумберг – более 40 фильмов. Некоторые вообще забыты, некоторые иногда можно увидеть на экране телевизора. Но забавный кот с гитарой и в огромных сапогах, капризная принцесса, циркачка Суок, храбрый портняжка навсегда останутся любимыми героями малышей.

Источник

2020-08-01
13:00:28
31 июля - день рождения писательницы Джоан Роулинг 12+

Джоан Роулинг — английская писательница, пишущая под псевдонимом Джоан Кэтлин Роулинг (Joanne Katheline Rowling), автор серии (1997—2007) романов о Гарри Поттере, переведённых более чем на 60 языков, в том числе и на русский.

Появилась на свет 31 июля 1965 в небольшом городке Йэйт, Глостершир, Англия (хотя в начале творческого пути они называла другой город - Чиппинг Сотбери, в котором никогда не жила.) Причиной таких расхождений в биографии по словам писательницы стало то, что Йэйт всегда казался ей угрюмым местом, и ее издатели и рекламщики поддержали ее в этом. Её сестра, Ди, родилась двумя годами позже. Ролинг любила рассказывать истории с раннего детства и написала свою первую сказку, когда ей было 5 или 6 лет — это была сказка о кролике по имени Кролик, который болел корью и к нему приходили в гости друзья с гигантской пчелой по имени Мисс Пчела.

В детстве она дважды переезжала. Оба раза в города рядом с Бристолем: сначала в Эйт, потом в Винтербурн. Семья переехала снова, когда ей было девять лет — в Татшилл. Она посещала начальную школу в Татшилле и среднюю школу и Виедине.

В то время она была тихой, веснушчатой, близорукой и ужасно неспортивной. Её любимые предметы – английский и другие языки. Она обычно рассказывала истории своим друзьям – где все они совершали смелые и героические подвиги, на которые не решились бы в реальной жизни.

Она поступила в университет в Экзетере сразу после школы и изучала французский, по настоянию своих родителей, которые говорили, что она может сделать карьеру как секретарь с двумя языками. На обучение в университете и работу «наихудшим секретарем в мире» она потратила несколько лет.

В 1991 году, в возрасте 26 лет, она отправилась в Португалию, преподавать английский. Говорит, ей это нравилось. Давала уроки после обеда и вечером, а утром сочиняла. В это время она начала работать над своим третьим романом (первые два брошены как «очень плохие»). Новая книга была о мальчике, который обнаружил, что он волшебник и попал в волшебную школу. В Португалии она встретила португальского журналиста и вышла за него замуж. Их дочь, Джессика, родились в 1993 году.

После развода Ролинг с дочерью переехали в Эдинбург, в Шотландию, поближе к младшей сестре Ди. Ролинг поставила себе цель — завершить роман о Гарри до того, как начать работать учителем французского языка, и, конечно, попытаться его опубликовать. Она писала на столике в кафе пока Джессика спала. Шотландский Совет Искусства дал ей грант для завершения книги и, после ряда отказов, она в конечном счете продала книгу «Гарри Поттер и Философский Камень» издательству «Блумсбери» (Великобритания) за 4000$ США.

Несколько месяцев спустя издательство «Артур А Левин/Учебная Литература» покупает американские права на книгу за достаточную сумму, чтобы она смогла бросить учить. Книга была опубликована в Великобритании в июне 1997 года (на момент написания первой редакции этой книги продано на 12,000 фунтов стерлингов/20,000$ США). В этот момент пришло признание. Гарри Поттер завоевывает британскую награду как Книга Года, и «Smarties Prize». Переименованная в «Гарри Поттер и Камень Волшебника», книга была опубликована в США в сентябре 1998. Следующая, «Гарри Поттер и Тайная Комната» публикуется в Великобритании в июле 1998, а в США в июне 1999. Третья книга «Гарри Поттер и Узник Азкабана» была опубликована в Великобритании в июле 1999, а в США в сентябре 1999.

В 1999 Ролинг становится международной литературной сенсацией, когда первые три книги серии «Гарри Поттер» заняли 3 верхних позиции в списке бестселлеров Нью-Йорк Таймс – достигнув аналогичного успеха в Великобритании. Летом 2000, было продано свыше 35 миллионов экземпляров первых трех книг, на 35 языках на сумму приблизительно $480 миллионов. В июле 2000 первый тираж «Гарри Поттера и Кубка Огня» составил 5.3 миллионов экземпляров с авансовыми заказами свыше 1.8 миллионов. «Орден Феникса», «Принц-Полукровка» и «Дары Смерти» также становились лидерами и по тиражам, и по сборам. Суммарный тираж всех семи книг о приключениях Гарри Поттера составил 400 миллионов экземпляров. В 2000 году компания Warner Brothers выпустила фильм по первой книге о Гарри Поттере, в 2011 году состоялась премьера восьмой, заключительной картины — прихотью киношников заключительный роман был разделен на две части. Все восемь картин занимали лидирующие строчки по сборам во всем мире.

Ролинг говорит, что она писала Гарри Поттера, когда ей было очень плохо, и надо было чего-то достичь. «Не бросив вызов, я бы сошла с ума».

Cейчас повесть о Гарри Поттере и его борьбе с Темным лордом — одна из популярнейших детских книг и уже носит гордое звание «детской книги тысячелетия», хотя, конечно, трудно считать ее целиком детской.

Источник

2020-07-30
13:00:14
Орест Георгиевич Верейский (1915-1993) 6+

20 июля 2020 года исполняется 105 лет со дня рождения графика, члена-корреспондента Академии художеств СССР Ореста Георгиевича Верейского. В историю отечественного искусства Орест Георгиевич Верейский вошел как талантливый иллюстратор произведений Твардовского, Толстого, Шолохова, Пришвина, Хемингуэя.
Орик – так звали Верейского близкие. Дом Верейских в Красной Пахре всегда был полон друзей: артистов, поэтов, писателей, художников, ученых… Зиновий и Татьяна Гердт, Владимир и Наталья Тендряковы, известный лингвист Александр Реформатский и его жена писательница Наталия Ильина, Эльдар Рязанов, Нина Семеновна Буденная, Леонид Сойфертис, Александр Твардовский, Белла Ахмадулина.
«Я вспоминаю, - писала Наталия Ильина, - как во время дружных застолий в его доме на Пахре каждый стремился что-то рассказать, “занять площадку”, перебивали друг друга, но особенно часто — хозяина дома. Ему, с его учтивостью, с его воспитанностью, и слова иногда не удавалось вставить. “Орик, извини, я тебя перебью”, - говорил кто-нибудь из нас…».
Знаменитые иллюстрации к поэме друга и земляка Александра Твардовского «Василий Теркин» были созданы Верейским на фронте, тогда же были сделаны зарисовки военной жизни для газеты Западного (затем 3-го Белорусского) фронта «Красноармейская правда» и карикатуры для журнала «Фронтовой юмор». Уже после войны Александр Трифонович Твардовский всегда приносил Верейскому свои новые поэмы, стихи - на первое прочтение.
Друзья Верейского каждый год получали новогодние поздравления с риcунком художника: «Новорожденный год изображался то в виде амура с крылышками, то в виде малютки-художника в берете, но голенького, то в виде танцующей девушки, полуприкрывшей лицо маской зайца. Каждый рисунок был элегантен и остроумен. …Особенно больно смотреть на последний: поющий петух, из его клюва вылетают цифры: 1993... Цифра 3 повторяется, становясь все бледнее, бледнее — и наконец исчезает . Будто художник предвидел, что в этом году его ждет “дорога не скажу куда”» (Наталия Ильина. Памяти Ореста Верейского).
Орест Георгиевич Верейский умер на семьдесят девятом году жизни. В 1995 году родные и близкие Верейских передали в дар в Музей личных коллекций работы отца и сына - Георгия и Ореста Верейских. Среди рисунков, подаренных музею, значительное место занимают детские портреты Ореста.

Источник

2020-07-19
13:00:33
Контакты
353900 Новороссийск, ул.Губернского, 40
(8617) 72-03-90
Филиал №1 им.А.Гайдара
ул.Аршинцева, 50
(8617)27-91-79
Филиал №2
пр.Ленина, 31
(8617)72-62-16
Филиал №3
ул.Видова, 190
(8617)26-02-42
Филиал №4
ул.Видова, 123
(8617)21-37-38
Филиал №5
пр.Дзержинского, 210
(8617)64-94-62
Филиал №6
ул.Волгоградская, 44
(8617)22-34-83
Филиал №7
ул.Куникова, 62
(8617)63-76-35
Филиал №8
ул. Мефодиевская, 118 б
(8617)27-27-58
Централизованная система детских бибилиотек г. Новороссийска. © 2010 - 2020