Заказать книги
0+
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

Люди. События. Факты

Всемирный день здоровья 7 апреля (6+)

Всемирный день здоровья (World Health Day) отмечается ежегодно 7 апреля в день создания в 1948 году Всемирной организации здравоохранения (World Health Organization, WHO). За время, прошедшее с того исторического момента, членами Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) стали 194 государства мира.

Ежегодное проведение Дня здоровья вошло в традицию с 1950 года. Информационно-просветительские мероприятия Дня проводятся для того, чтобы люди могли понять, как много значит здоровье в их жизни. А здравоохранительные организации призваны решить вопрос, что им нужно сделать, чтобы здоровье людей во всем мире стало лучше.

Каждый год Всемирный день здоровья посвящается глобальным проблемам, стоящим перед здравоохранением планеты и проходит под разными девизами: «В безопасности твоей крови – спасение жизни многих», «Активность – путь к долголетию», «Беременность – особое событие в жизни. Сделаем его безопасным», «Защитим здоровье от изменений климата», «1000 городов – 1000 жизней», «Урбанизация и здоровье», «Устойчивость к противомикробным препаратам и её глобальное распространение», «Хорошее здоровье прибавляет жизни к годам», «Высокое артериальное давление», «Маленький укус – источник большой опасности», «Безопасность пищевых продуктов», «Победим диабет!», «Депрессия: давай поговорим», «Здоровье для всех» и др.

2018 и 2019 года Всемирный день здоровья ВОЗ посвятил теме всеобщего охвата услугами здравоохранения, чтобы помочь людям составить более полное представление о том, какая поддержка и какие услуги должны быть им доступны и где их можно будет получить. Идея всеобщего охвата услугами здравоохранения заключается в том, чтобы обеспечить всем людям возможность получения качественных услуг здравоохранения в нужном месте и в нужное время – без каких-либо финансовых трудностей.

2020-й объявлен Международным годом работников сестринских и акушерских служб, поэтому мероприятия Дня посвящены жизненно важной роли медицинских сестер и акушерок в охране здоровья людей во всем мире и необходимости укрепления сестринских и акушерских служб.

ВОЗ признает важную роль медицинских специалистов в содействии пониманию руководящими работниками здравоохранения имеющихся у людей потребностей в медицинских услугах, в частности на уровне системы первичной медико-санитарной помощи. Кампания по случаю Дня также может стать для министров здравоохранения и других представителей власти поводом взять на себя обязательство принять меры для устранения пробелов в обеспечении всеобщего охвата услугами здравоохранения в своих странах, а также подвести итоги уже проделанной работы.
Всемирный день здоровья – это глобальная кампания, которая направлена на привлечение внимания каждого жителя нашей планеты к проблемам здоровья и здравоохранения, с целью проведения совместных действий для защиты здоровья и благополучия людей.

Источник

2023-04-07
06:00:42
Международный день детской книги 2 апреля (6+)

Ежегодно 2 апреля, в день рождения великого сказочника из Дании Ганса Христиана Андерсена (Hans Christian Andersen), весь мир отмечает Международный день детской книги (International Children's Book Day). Его празднование установлено в 1967 году по инициативе и решению Международного совета по детской книге (International Board on Books for Young People, IBBY).

В этот день организаторы мероприятия, с особым энтузиазмом подчеркивая, что необходимо с малых лет читать хорошие книги, пропагандируют, тем самым, непреходящую роль детской книги в формировании духовного и интеллектуального облика новых поколений Земли. Также среди целей Дня — привлечь внимание к литературе, книжному искусству и книжной культуре для детей, к проблемам доступности детской книги и распространению детского чтения.

Надо сказать, что детская литература появилась сравнительно недавно. До середины 17 века детям в основном рассказывали сказки устно, или они читали примерно то же, что и родители, например, басни. Но в основном круг детского чтения сводился к изучению Библии. В 18 веке дети читали уже такие знаменитые сегодня произведения, как «Робинзон Крузо» Д.Дефо и «Путешествия Гулливера» Дж.Свифта, не менее популярными были сборники восточных сказок. Только в 19 веке они смогли читать специально для них написанные произведения, в частности — сказки братьев Гримм и Г.Х. Андерсена, который внес свой вклад в создание детской книги.
Немалое внимание созданию детской литературы уделялось и в России. Известно, что ещё в 17 веке иеромонах Савватий писал стихи специально для детей, а в 18-19 веках детские произведения создавали А.Пушкин, С.Аксаков, А.Шишков, А.Погорельский и другие. Тогда же начали появляться и первые детские журналы. Не менее известны и советские детские писатели и поэты — А.Гайдар, Н.Носов, А.Барто, К.Чуковский, В.Бианки, Б.Заходер, Э.Успенский и многие другие.

В настоящее время детская литература — это целое отдельное направление в литературе. Каждый год одно из Национальных отделений IBBY получает почетное право выступать международным спонсором этого замечательного праздника — Международного дня детской книги.

Ежегодно определяется тема праздника, приглашается известный автор из страны-хозяйки, чтобы написать послание всем детям планеты. Также приглашается известный художник, чтобы создать плакат Международного дня детской книги. В дальнейшем эти материалы используются для популяризации книг и развития интереса к чтению по всему миру.

Также в День детской книги (раз в два года) детским писателям и художникам присуждается главная и самая престижная в данной литературной области награда — Международная премия имени Г.Х. Андерсена с вручением золотой медали (её ещё называют «Малой Нобелевской премией»). Золотую медаль с профилем великого сказочника вручают лауреатам на очередном конгрессе Международного совета по детской книге, как и Почетный диплом за отдельные книги для детей, который присуждается за иллюстрирование детских книг и их лучшие переводы на языки мира.
Также традиционно к Дню детской книги во многих странах организуются различные выставки, конкурсы, представления, конференции и фестивали, посвященные лучшим детским произведениям. А ещё — утренники и Недели детской и юношеской книги, куда приглашаются современные детские писатели и поэты, которые сами читают свои произведения и отвечают на вопросы маленьких читателей.

Источник

2023-04-02
06:00:05
1 апреля - Международный день птиц (6+)

 «Международный день птиц» - интернациональный экологический праздник, который отмечается ежегодно, 1 апреля. В Российской Федерации является самым известным из «птичьих» праздников.
Тысячи интернет-сайтов рунета пишут на своих страницах примерно одно и то же, что праздник этот связан со следующим событием: «1 апреля 1906 была подписана Международная конвенция по охране птиц». На этих сайтах, практически слово в слово, говорится, что «Россия присоединилась к этой конвенции в 1927 году, однако массово этот праздник стали отмечать с 1994 года. Проходит рамках программы ЮНЕСКО «Человек и биосфера»». Однако, никто не ссылается на саму конвенцию и даже не сообщает кем конкретно и где конкретно была подписана так называемая «Международная конвенция по охране птиц». В начале XX века, 19 марта 1902 года была подписана «Международная конвенция по охране птиц, полезных в сельском хозяйстве», которая вступила в силу 12 декабря 1905 года. В 1918 году Советская Россия подписала «Международный договор о перелётных птицах», который действует по настоящее время. 18 октября 1950 года в столице Франции городе Париже была подписана «Международная конвенция об охране птиц», которая пришла на смену документу 1902 года в котором помимо «полезных» птиц назывались и птицы «вредные», в число которых, в частности, попали практически все ястребиные (ныне часть из этих видов утрачена, а часть занесена в Красную книгу).

2023-04-01
06:00:37
День смеха 1 апреля (6+)

День дурака (April Fools' Day или All Fool's Day) или День смеха — это международный праздник, отмечаемый во всем мире 1 апреля. В этот день принято разыгрывать родных, друзей и просто знакомых, или подшучивать над ними.

Откуда именно родом этот праздник — из Франции, Англии, Мексики или Швеции — тайна, которая, к сожалению, покрыта мраком. Одну из влиятельных версий о возникновении праздника смеха связывают с тем, что изначально 1 апреля праздновалось во многих странах как день весеннего равноденствия и время Пасхи. Празднества по случаю весеннего нового года всегда сопровождались шутками, шалостями и веселыми проделками. Традиция праздника живет и теперь: причиной стала сама природа, потому что весенние капризы погоды люди старались задобрить шутками и розыгрышами.

Другая, также распространенная, версия возникновения Дня смеха связана с переходом на Григорианский календарь, введенный Папой Римским Григорием в 1582 году. Дело в том, что Новый год в средние века отмечался не 1 января, а в конце марта, до того, как в 1563—1564 годах король Карл Девятый (King Charles IX) реформировал во Франции календарь. Поэтому Новогодняя неделя начиналась 25 марта и заканчивалась 1 апреля.

В те далекие времена также было принято веселиться в новогодние праздники. Но, несмотря на изменения в календаре, некоторые консервативно настроенные (а, возможно, просто неосведомленные) люди продолжали праздновать новогоднюю неделю по старому стилю. Другие смеялись и подшучивали над ними, преподносили «дурацкие» подарки и называли апрельскими дураками (April's Fools). Так и возник так называемый «День смеха».

В 18 веке этот веселый праздник стал широко известен и популярен. Англичане, шотландцы и французы распространили его в своих американских колониях. В День смеха принято было подшучивать друг над другом, а также давать друг другу бессмысленные поручения, например, найти и принести сладкий уксус.

Первоапрельские шутки на редкость разнообразны и охватывают широкие слои как тех, кто шутит, так и тех, над кем шутят. Самые известные первоапрельские розыгрыши уже классифицированы в список 100 первоапрельских шуток всех времен (The Top 100 April Fool's Day Hoaxes of All Time), среди которых: падение Пизанской башни, фоторепортаж о летающих пингвинах, приземление НЛО в Лондоне, переход на десятичную систему измерения времени, изменение числа Пи с 3.14 на 3.0 и другие.

Источник

2023-04-01
06:00:13
Валентин Дмитриевич Берестов (01.04.1928-15.04.1998) (6+)

Все исследователи обязательно сообщают, что Валя Берестов научился читать в четыре года. Но почему-то никто не рассказывает, каким необыкновенным способом это произошло. Дело в том, что первым буквам (во всяком случае — двум первым буквам) мальчика научила слепая прабабушка. Она выписывала газету «Известия» и, не имея возможности читать, просила правнука пересказывать словами карикатуры, которые в газете помещались. «На иных карикатурах, какие я ей рассказывал, — вспоминал Валентин Дмитриевич — средь бурного моря высился гордый утёс с четырьмя буквами по крутому обрыву. «Три одинаковых буквы рядом? — спросила прабабушка. — Не иначе СССР!» Это и было первое слово, прочитанное будущим поэтом.
Он родился в маленьком городе Мещовске, а на исходе жизни написал книгу, которая так и называлась — «Детство в маленьком городе». Там есть и замечательный папа — учитель истории, и совсем молодая мама, и бабушка, тайком от всех окрестившая внука, и единственная городская библиотека, где Валя Берестов, научившись читать, хохотал над книжками так громко, что его уводили на крыльцо под навес… Но мемуарный том кончается ранним детством, в нём нет рассказа про войну, которая забросила семью Берестовых в Ташкент и, в конечном счете, указала вдохновенному читателю путь в писатели. Потому что именно в Ташкенте, в эвакуации, жили тогда люди, с которыми мальчик из города Мещовска при других обстоятельствах вряд ли бы познакомился.
В местном Дворце пионеров преподавала английский язык женщина по имени Надежда Яковлевна. Она заметила способного ребёнка, давно писавшего стихи, и отвела его к своей знакомой — Анне Андреевне… Так Валентин Берестов увидел Надежду Мандельштам и Анну Ахматову. А потом он познакомился с Чуковским, и это была уже не просто встреча, это была судьба. Сначала Чуковский буквально спас серьёзно заболевшего подростка, а уже после войны, на долгие годы остался верным старшим другом и коллегой по литературному цеху.
Правда, от писательских дел Валентин Берестов отвлёкся на десять с лишним лет, чтобы закончить истфак МГУ, аспирантуру Института этнографии, поработать на археологических раскопках в Новгороде и Хорезме… Но от судьбы не уйдёшь, и поиски слов для выражения чувств пересилили всё остальное. Берестов даже спросил как-то Чуковского: «…чем же мне заниматься в литературе, на чём одном сосредоточиться?»
«Вы всегда будете переходить от науки к детстихам, от детстихов к лирике, от лирики к художественной прозе, — ответил Корней Иванович. — Такова особенность вашей психики». Многоопытный мастер оказался абсолютно прав, предсказывая начинающему автору такую непростую, зато совсем нескучную творческую судьбу. Однако жизнь оказалась значительно богаче предсказания, ибо к перечисленным жанрам добавились ещё публицистика, переводы, литературоведение, мемуары и даже настоящие, по выражению Новеллы Матвеевой, трубадурские песни, которые Валентин Дмитриевич стал исполнять для широкой публики уже в очень зрелом возрасте.
Такое размашистое разнообразие могло бы показаться удивительным и даже странным, если бы не одна черта, одно-единственное свойство, которое собирает в дружную семью все книги, все строчки, все слова и даже самые маленькие запятые, оставленные на бумаге Валентином Берестовым. Научного названия нет. А «своими словами», по-человечески, волшебное это свойство называется, наверное, так: умная простота. Причём от полноты жизни, от уверенности в том, что эта жизнь, несмотря ни на что, прекрасна, добрый писатель Берестов почти всё время улыбается. И, совершенно не стесняясь, пишет буквально так:
Будь то ветер или град,
Всё равно я очень рад…
Конечно, его изыскания в области пушкиноведения или шекспироведения — серьёзный труд. Однако, выступая по радио, Берестов вдруг берёт и «пересказывает» каждую главу «Евгения Онегина» одним четверостишием собственного сочинения. Например:
ГЛАВА ТРЕТЬЯ
Всего милее для Татьяны
Природа, няня и романы.
Но, как мы видим из письма,
Онегин дорог ей весьма.
Конечно, лирические произведения поэта у одних читателей вызывают светлую грусть, у других — умиление, задумчивость и даже философский настрой, но между плавно текущих ямбов то и дело блеснёт пара строк, после которых всё равно улыбнёшься:
Как быстро юность пролетела!
И дух уже сильнее тела.
Что же говорить о «детстихах», которые предсказывал Чуковский. Разумеется, человек такого настроя, такого склада, как Валентин Берестов, стал одним из самых любимых детских поэтов второй половины минувшего века. Обаяние его весёлых «стишков» было настолько велико, что долгое время Валентин Дмитриевич считался поэтом исключительно для малышей и малюток.
Не идётся и не едется,
Потому что гололедица.
Но зато
Отлично падается!
Почему ж никто
Не радуется?
На самом деле и взрослые и дети начали радоваться с 1957 года, когда на свет появилась тонюсенькая книжечка для дошкольников «Про машину» — первое детское издание Берестова. Потом стали выходить сборники стихов и сказок: «Весёлое лето», «Картинки в лужах», «Улыбка»… Сказки были и поэтические, и прозаические, иногда написанные вместе с горячо любимой женой — художницей и писательницей Татьяной Александровой. В шестидесятых годах появились исторические повести «Меч в золотых ножнах» и «Два огня» — отголоски научной юности Валентина Дмитриевича. Солидный двухтомник избранных произведений вышел в год смерти писателя, и по мере движения дальнейшей жизни всё больше серьёзных взрослых людей стали говорить о творчестве Валентина Берестова всё больше серьёзных взрослых слов. Они безусловно правы. Только не надо забывать, что именно этот человек очень хорошо знал или хотя бы догадывался, как решить самую важную проблему на свете:
Что делать, чтоб младенец розовый
Не стал дубиной стоеросовой?
Ирина Линкова

http://bibliogid.ru/articles/1052

2023-04-01
06:00:10
31 марта 1882 года родился Корней Иванович Чуковский (6+)
Его любили дети и карикатуристы. С первыми он говорил на их языке, без переводчика, свободно и весело. Вторым давал обильную пищу для творчества. Внешность его в самом деле была на редкость выигрышна для шаржа. Полные румяные губы, над ними — "увесистый любопытный нос", смеющиеся светлые глаза и всегдашняя непослушная прядь, свисающая на лоб. Прибавьте к этому высокий рост, дли-и-инные руки, такие же дли-и-инные ноги. Вообразите стремительную полупоходку-полубег, "выразительный, певуче-длинный голос". И перед вами возникнет почти диккенсовский герой — "смешной, забавно-живописный", чуть шаржированный, но очень-очень милый. "Диккенсовский герой" — так его назвали в начале 1920-х годов. А лет через тридцать на основе всё того же оригинала возник ещё один умилительный образ — миллионно размноженный портрет благообразного и добродушного дедушки Корнея...
 
...В шестнадцать лет он ушёл из дома. Отчасти, наверное, чтобы "не сидеть на шее" у матери, которая одна тянула двоих детей. Отчасти — чтобы быть свободным. Примерно в это время он, тогда долговязый и нескладный подросток, недавно исключённый из гимназии по пресловутому закону "о кухаркиных детях", чуть не попал в городские сумасшедшие. И всё из-за стихов, которые непрерывно бормотал себе под нос, а забывшись, начинал декламировать в полный голос к безумной радости жадных до зрелищ одесситов. На жизнь он зарабатывал тогда в артели маляров, крася крыши и заборы. Ещё учил английский язык по самоучителю. Запоем читал. И даже — ни много ни мало — писал серьёзную философскую книгу.
 
Несколькими годами позже глава из этой его книги будет напечатана в газете "Одесские новости". Так начнётся журналистская карьера Чуковского. Карьера, заметим, головокружительная. В ноябре 1901-го он впервые переступил порог солидной одесской газеты. Всего через три года, вернувшись из Англии, где был в качестве корреспондента всё тех же "Одесских новостей", он уже печатался в столичных "Весах". А ещё через год — в 1905-м — редактировал собственный еженедельный сатирический журнал "Сигнал", вскоре, правда, безвременно почивший. Первые четыре номера этого издания были так остро сатиричны и откровенно антиправительственны, что против Чуковского власти возбудили судебное дело. К счастью, отделался он тогда лёгким испугом. Да испугался ли он вообще? Бежать, скрываться от полиции, переодевшись англичанином… Боже мой, это так весело!
 
Что говорить, в нём всегда было много от авантюриста. Но было и ещё что-то… чуть ли не от монаха. "Не пить, не курить, вставать в 5 утра, ложиться в 9 вечера, выполнять все обещания, отвечать на все письма, никогда не хвалить в печати или с трибуны того, что не нравится, не играть в карты и в домино, не ходить в гости и не принимать гостей… — словом, если составить свод всех правил, которые навязал себе Чуковский, то выйдет целый том, не уступающий своду законов", — вспоминал Валентин Берестов, много лет знавший Чуковского лично. Зачем это всё? К чему столь жёсткие правила, которым он неукоснительно следовал?
По Чуковскому, ничто не должно отвлекать от главного — от РАБОТЫ.
Работа — его добровольная каторга. Писал он трудно, долго, с бесконечными переделками и правками. Знаменитая "лёгкость стиля" и какая-то особая ясность изложения давались Чуковскому тяжело, даже мучительно...
 
...Чуковский-переводчик сделал ставшие классическими переводы У. Уитмена и Р. Киплинга, О. Уайльда и М. Твена, А.К. Дойла и О. Генри. Именно его певучий тенорок озвучил для нас "Робинзона Крузо", "Барона Мюнхгаузена", "Маленького оборвыша", "Айболита". Чуковский-литературовед написал два фундаментальных исследования о творчестве Николая Алексеевича Некрасова и Антона Павловича Чехова. Чуковский-лингвист выпустил книгу о русском языке — "Живой как жизнь". Чуковский-исследователь попытался "найти закономерности детского мышления и чётко сформулировать их", что и сделал в знаменитой книге "От двух до пяти"...
 
...Но всё началось с "Крокодила", в 1917 году всё и началось. И только потом к этому свирепому, но обаятельному разбойнику присоединились и "Мойдодыр", и "Тараканище", и "Муха-Цокотуха", и "Путаница", построенная целиком на перевёртыше (кстати, сам термин "перевёртыш" ввел Корней Иванович), и "Чудо-дерево", и "Бармалей", и "Телефон", и "Федорино горе", и "Айболит", и "Краденое солнце", и "Приключения Бибигона". Разве не щедро? А Крокодил… Ему суждено было появиться ещё раз. "Crocodilius" — так прозвучало на латыни в Оксфорде в 1962 году название русской сказки. Прозвучало в ряду множества других заслуг, за которые один из старейших английских университетов присуждал восьмидесятилетнему Корнею Ивановичу Чуковскому почётное звание Доктора литературы. А сам новоиспечённый Доктор в чёрной шапочке и пурпурной мантии слушал и, может быть, повторял слова ответной речи, которая начиналась фразой: "В молодости я был маляром". И наверное, был счастлив в тот момент. Как бывал счастлив не так уж редко. Иначе и не могло быть. Иначе он не назвал бы себя однажды "радостным человеком в радостном мире".
Ирина Казюлькина
Источник 

 

2023-03-31
12:10:36
30 марта – 180 лет со дня рождения русского писателя Константина Михайловича Станюковича (1843-1903)

Один из основоположников русской «морской» литературы, писатель-демократ Константин Михайлович Станюкович родился 18 (30) марта 1843 года в Севастополе. Его биография, как и произведения, удивительна и необычна. Десятилетним мальчиком Станюкович стал не только очевидцем героической обороны Севастополя, но и ее участником. Находясь с отцом в осажденном городе, он посильно помогал раненым, за что и был награжден медалями. Отец писателя - адмирал, командир порта и военный губернатор города - с детства предназначил сына к карьере флотского офицера, отдав его в Морской кадетский корпус. Отец, неумолимый и жестокий деспот, послуживший впоследствии прототипом литературного героя повести «Грозный адмирал», посылает строптивого сына на корвете «Калевала» в трехгодичное кругосветное плавание.

2023-03-30
06:00:08
Всемирный день театра 27 марта (6+)

Всемирный день театра (World Theatre Day) установлен в 1961 году IX конгрессом Международного института театра (International Theatre Institute, ITI) и ежегодно 27 марта отмечается Центрами ITI и международными театральными обществами. Традиционно он проходит под единым девизом: «Театр как средство взаимопонимания и укрепления мира между народами».

Деятельность Международного института театра (МИТ), согласно его уставу, направлена на «укрепление мира и дружбы между народами, на расширение творческого сотрудничества всех театральных деятелей мира». Первое международное послание в честь Всемирного дня театра было написано в 1962 году французским писателем и художником Жаном Кокто (фр. Jean Cocteau, 1889—1963).

Сегодня Международный институт театра при ЮНЕСКО — крупнейшая в мире неправительственная организация, занимающаяся исполнительским искусством. Национальные центры, региональные советы и комитеты представлены в почти 100 странах мира. Советский Союз получил членство в МИТ еще в 1959 году. С 1961 года СССР, а затем Россия — постоянный член его исполнительного комитета.

Как известно, слово «театр» произошло от древне-греческого слова theatron (θέατρον), что значит «место, где смотрят». Традиционно в театре играются два наиболее популярных жанра — комедия и трагедия, символами которых стали театральные маски.

Упоминание о первой театральной постановке датируется 2500 годом до нашей эры. Первая театральная игра состоялась в Египте, сюжетом послужили образы египетской мифологии — истории бога Осириса. Это было зарождением долгой и прочной связи между театром и религией. В древней Греции театр стал формироваться как искусство, устанавливались четкие определения трагедии и комедии, а также других театральных форм. Древнегреческие театральные представления также использовали мифологические образы.
Международный день театра — это не просто интернациональный профессиональный праздник мастеров сцены и всех работников театра, это наш праздник — праздник миллионов неравнодушных зрителей.

Конечно же, по случаю этого замечательного Дня в театрах многих стран мира проводятся различные театральные фестивали, праздничные постановки и показы лучших спектаклей, а чиновники и представители общественности не скупятся в этот день на поздравления и комплименты, адресованные работникам театров и художественных коллективов.

Источник

2023-03-27
06:00:28
Международный день кукольника 21 марта (6+)

Идея отмечать во всем мире Международный день кукольника (International Day of Puppetry), или Международный день театра кукол (World Puppetry Day), пришла известному деятелю кукольного театра Дживада Золфагарихо из Ирана. В 2000 году на XVIII Конгрессе Международного союза деятелей театра кукол (Union Internationale de la Marionnette, UNIMA) в Магдебурге он вынес данное предложение на обсуждение.

Но несмотря на то, что дискуссия о месте и времени проведения этого праздника была очень оживленной, этот вопрос так и не был решен. Только лишь через два года, на заседании Международного Совета UNIMA, дата празднования была определена.

Традицию праздника кукольников всего мира открыл день 21 марта 2003 года. Именно с этого времени всеми профессионалами и поклонниками театра кукол празднуется Международный день кукольника.

Президент UNIMA Маргарета Никулеску обратилась ко всем деятелям театра кукол с призывом превратить день 21 марта в захватывающий ритуал во славу кукольного театра: «Пусть в этот день играют кукольные спектакли, проводят дискуссии, устраивают встречи, пусть объединяются все профессионалы и любители одного из древнейших видов искусства — театра кукол! Пусть все вокруг станут участниками нашего праздника! Пусть все окажутся в театре кукол!».
По мнению известной деятельницы индийского театра кукол Капилы Ватсяаян: «Мир кукольного театра — это невинность детства, его чистота и непосредственность, и мудрость философа. Для меня театр кукол всегда таит особое очарование, поскольку является уникальным явлением в сфере искусства: по своей удивительной простоте и, одновременно, по своей многозначности это — настоящая Вселенная таинственного и образного, загадочности и фантазии. Возникая в реальном времени и пространстве, театр кукол возвращает нашим душам истинную сущность…».

Сегодня этот праздник широко отмечается во многих странах мира не только самими профессионалами, но и поклонниками такого рода искусства. По традиции, в этот день работниками театров и творческих кукольных коллективов организуются самые необычные кукольные спектакли, творческие встречи, концерты и другие праздничные мероприятия.

Источник

2023-03-21
06:00:40
Всемирный день поэзии - 21 марта (6+)

В 1999 году на 30-й сессии генеральной конференции ЮНЕСКО было решено ежегодно отмечать Всемирный день поэзии (World Poetry Day) 21 марта. Первый Всемирный день поэзии прошел в Париже, где находится штаб-квартира ЮНЕСКО.

«Поэзия, — говорится в решении ЮНЕСКО, — может стать ответом на самые острые и глубокие духовные вопросы современного человека — но для этого необходимо привлечь к ней как можно более широкое общественное внимание».

Поэзия объединяет страны, народы, культуры и помогает людям понять друг друга. На протяжении веков мысли и чувства, облеченные в поэтическую форму, проникают в сердца людей, напоминая, что мы все одна большая семья и что мы, такие разные, на самом деле очень похожи друг на друга.

Отмечая Всемирный день поэзии, ЮНЕСКО также обращает наше внимание на удивительную способность поэтического слова пробуждать в человеке его творческие способности.

Одной из основных целей Дня является поощрение языкового разнообразия и поддержка исчезающих языков посредством поэзии. Более того, Всемирный День поэзии призван дать возможность шире заявить о себе малым издательствам, чьими усилиями, в основном, доходит до читателей творчество современных поэтов, литературным клубам, возрождающим извечную традицию живого звучащего поэтического слова.
Этот День, считает ЮНЕСКО, призван содействовать развитию поэзии, возвращению к устной традиции поэтических чтений, преподаванию поэзии, восстановлению диалога между поэзией и другими видами искусства, такими, как театр, танцы, музыка, живопись, а также поощрению издательского дела и созданию в средствах массовой информации позитивного образа поэзии как подлинно современного искусства, открытого людям.

Считается, что самые древние стихи-гимны были созданы в 23 веке до нашей эры. Автор стихов — поэтесса-жрица Эн-хеду-ана (En-hedu-ana), про которую известно лишь то, что она была дочерью аккадского царя Саргона, завоевавшего Ур (территория Ирана). Эн-хеду-ана писала о лунном боге Нанне и его дочери, богине утренней звезды Инанне.

В настоящее же время в этот День по всему миру — в учреждениях культуры, образования, творческих коллективах и т.п. — проходят различные поэтические концерты, авторские чтения, конференции и семинары, посвященные поэтам и их творчеству, презентации новой поэтической литературы.

Источник

2023-03-21
06:00:03
Борис Николаевич Полевой (17.03.1908-12.07.1981) (12+)

Борис Полевой родился 17 марта (4 марта по ст. ст.) 1908 года в Москве в семье юриста Николая Петровича Кампова и его супруги, доктора Лидии Васильевны, урождённой Митюшиной. Вскоре после рождения сына Камповы переехали в Тверь, где мать работала в больнице местного текстильного комбината. В 1916 году умер отец, после которого осталась большая библиотека. В Твери Борис Кампов посещал начальную школу II ступени, публиковал фельетоны в школьной стенгазете, взяв псевдоним «Б. Овод».
По окончании школы Б. Н. Кампов был избачом (работником избы-читальни) в селе Микшино, поступил в промышленный техникум и начал работать на текстильной фабрике. Его первые статьи печатались в газетах «Тверская правда», «Смена». Результатом сотрудничества с ними стала серия очерков о преступном мире Твери «Мемуары вшивого человека» (1927), после выхода которой Полевой получил письмо от А. М. Горького. Тогда же возник творческий псевдоним автора, который является «переводом» с латыни на русский язык фамилии (лат. campus — поле) и одновременно ставший профессиональным обозначением профессии полевого корреспондента. В это время он входил в Тверскую ассоциацию пролетарских писателей.
В 1930-е годы Борис Полевой продолжил работать журналистом, сочинял рассказы и начал писать роман «Биография “Пролетарки”», так и оставшийся не завершённым. В 1939 году в журнале «Октябрь» вышла повесть «Горячий цех», позже изданная для подростков (1956). В 1940 году писатель вступил в ВКП(б).
Полевой принимал участие в советско-финской войне 1939–1940 годов, а во время Великой Отечественной войны находился в рядах армии в должности военного корреспондента газеты «Правда». Очерки, написанные в 1941 году непосредственно на Калининском фронте, писатель позже объединил в цикл «В ту тяжёлую зиму». Он входил в литературную группу Советского Информбюро, для которого писал очерки о боях за Калинин, Полтаву, Краков, о подвигах партизан, советских и молдавских солдат. Полевой служил не только в качестве журналиста, но и солдата: сражался под Сталинградом, состоял в партизанском отряде, принимал участие в сражениях на Курской дуге и в Польше. Конец войны писатель встретил в Праге в условиях антигитлеровского восстания — по заданию командования высадился на самолете в городе и сообщил повстанцам о скором прибытии частей советской армии. Кроме того, освещал Нюрнбергский процесс в качестве корреспондента. За годы войны Полевой написал множество рассказов, заметок и репортажей, которые позже стали основой для его книг: «От Белгорода до Карпат» (1945), «Мы — советские люди» (1948), «Вернулся» (1949), «Современники» (1954), «Эти четыре года» (1974). Примечателен также рассказ «Последний день Матвея Кузьмина», который позже вошел в программу начальной школы — история о подвиге крестьянина Матвея Кузьмина, повторившего героический поступок Ивана Сусанина.
По-настоящему литературная известность пришла к писателю после публикации «Повести о настоящем человеке» (1946), основанной на записях со слов героя Советского Союза Алексея Маресьева (1916–2001). В 1943 году, будучи корреспондентом, Полевой по заданию «Правды» отправился в часть гвардейского истребительного полка Брянского фронта, чтобы подготовить материал об уничтожении летчиками 47 немецких самолетов во время битвы под Орлом. Тогда же он познакомился с героем своей будущей книги и записал очерк на основе его рассказов. Полевой был поражен героизмом лётчика, потерявшего ноги и оставшегося на службе: «Удивительная повесть этого человека так захватила меня, что я старался записывать её как можно подробнее…» Сам Маресьев позже в интервью говорил, что Полевому достаточно точно удалось воплотить его образ в литературе.
Книга раскрывает судьбу военного летчика, волей судьбы потерпевшего крушение самолёта-истребителя и потерявшего обе ноги, но сумевшего вернуться в строй и продолжать нести службу. Идея произведения заключена в самом заглавии: это история о борьбе с обстоятельствами, о сражении с жизнью — только сильный, «настоящий» человек способен преодолеть себя в нечеловеческих условиях. Внутренний конфликт главного героя можно описать как «перерождение» человека, обретении заново своей личности. Специально для этого Полевой несколько обобщил образ Мересьева, придал ему черты, присущие многим героям Великой Отечественной войны, тем самым защищая инвалидов боевых действий от послевоенного «забвения» и восхваляя их подвиг. В то же время «Повесть о настоящем человеке» является своеобразным «учебником мужества» и иллюстрацией торжества человеческого духа. Произведение завоевало всесоюзную и всемирную славу и практически сразу же прочно закрепилось в школьной программе. Только за первые семь лет было выпущено до 2 миллионов экземпляров повести. Книга была очень популярна — после публикации автору начало приходить множество писем с фронтовыми историями, похожими на рассказ о Маресьеве. Повесть была экранизирована в 1948 году режиссёром Александром Столпером. В том же году композитором Сергеем Прокофьевым на сюжет произведения была написана одноимённая опера.
В 1954 году на II Всесоюзном съезде советских писателей Полевой выступил со своим знаменитым докладом «Советская литература для детей и юношества», в котором отмечал достижения в написании и издании книг для детей и ратовал за «повышение мастерства, против примитивного дидактизма, против появления серых, иллюстративных произведений, за тематическое богатство детской литературы».
В послевоенное время Полевой развивал в своем творчестве тему детской Ленинианы (книга «Наш Ленин», 1961).
Он также работал корреспондентом в газете «Правда», путешествовал по Сибири, жил на Ангаре, Волго-Донском канале и ДнепроГЭС, где писал заметки, послужившие основой для романа «На диком бреге» (1962). Писатель совершал поездки за границу, чему посвятил книги-репортажи, выходившие и в Детгизе: «Американские дневники» (1957), «За тридевять земель» — дневник путешествия на теплоходе «Победа» (1956), «30000 ли по новому Китаю», оформленные репродукциями с гравюр китайских художников (1957), «Саянские записи» (1963). В 1946 году был избран депутатом Верховного Совета РСФСР.
С 1962 по 1981 годы Полевой работал в качестве главного редактора молодёжного журнала «Юность». Писатель стремился к тому, чтобы молодые литераторы проникались духом настоящей журналистики и развивались всесторонне как истинные творцы. Именно он открыл таланты ставших позже знаменитыми писателей: Бориса Васильева, Семена Ласкина, Анатолия Кузнецова. Сам Полевой продолжал писать на темы войны, патриотизма и храбрости человека. Их автор раскрыл в романе «Золото» (1949–1950), вышедшем также для подростковой аудитории в 1968 году, в произведениях «Глубокий тыл» (1958), «Доктор Вера» (1966) и «Анюта» (1976). Наряду с тем был автором статей к детским книгам (сборник «Москва в солдатской шинели», повесть Владислава Титова «Всем смертям назло», «Хижина дяди Тома» Бичер-Стоу и «Любовь к жизни» Джека Лондона).
С 1952 года Борис Полевой был вице-президентом Европейского общества культуры, с 1967 года занимал должность секретаря правления Союза писателей СССР, а с 1969 года — пост председателя Правления Советского фонда мира. Помимо того являлся членом бюро Всемирного совета мира.
В 1974 году, занимаясь публицистикой, Полевой соединил свои документальные работы «В ту тяжёлую зиму», «В большом наступлении» (1967), «В конце концов» (1969), «При штурме Великих Лук» (1971), «До Берлина — 896 километров» (1973) в произведение «Эти четыре года», включавшее в себя автобиографические и исторические очерки автора. Книга «Силуэты» (1974) была произведением в жанре литературной критики и включала в себя портреты-очерки современных автору прозаиков.
Борис Полевой умер в 1981 году в Москве, был похоронен на Новодевичьем кладбище.

Источник

2023-03-17
06:00:28
16 марта – 100 лет со дня рождения русского писателя Валерия Владимировича Медведева (1923-1998)

Валерий Владимирович Медведев родился в1923 году в городе Ишиме Тюменской области. Его отец был специалистом в коневодческой отрасли и дела службы заставляли семью переезжать из города в город. Вместе с родителями и братьями Валерий объездил весь Урал, жил в Кургане, Троицке, Челябинске, Свердловске. Особенно запомнился будущему писателю период жизни в Челябинске. Именно тогда он в поисках своего дела перепробовал массу занятий: играл в футбол и хоккей, лепил, рисовал, занимался балетом и пением, сочинял стихи и юмористические рассказы, устраивал представления для семьи и друзей. Семья была дружная и, несмотря на суровое, голодное время, детство свое писатель считал счастливым. Историю своего детства писатель расскажет намного позже в так и не изданном рассказе «Грустная биография веселого человека».

2023-03-16
06:00:05
13 марта – 110 лет со дня рождения русского поэта, драматурга Сергея Владимировича Михалкова (1913-2009)

Иногда биография одного человека становится уроком истории.
Именно так сложилась судьба Сергея Владимировича Михалкова. Даже краткий рассказ о его жизни и творчестве выходит далеко за рамки маленького мира детской литературы.
Начинать следует издалека. На рубеже 90-х годов минувшего века, когда страна активно перестраивалась на новый лад, был опубликован развернутый вариант автобиографии писателя и теперь мы знаем, что династия Михалковых берет свое начало в XV столетии и связана с историей России родственными узами.
«Михалковы в свойстве с Шестовыми, родом Великой Старицы Марфы Ивановны, матери Царя Михаила Федоровича. Первым «постельничим» вновь избранного Царя был человек ему не сторонний, а именно Михалков».
Так записано в сборнике «Старина и новизна» (книга XVII, 1914 г.).

2023-03-13
06:00:09
Международный женский день 8 марта (6+)

8 марта — Международный женский день (International Women's Day) — всемирный день женщин, в который также отмечаются достижения женщин в политической, экономической и социальной областях, празднуется прошлое, настоящее и будущее женщин планеты.

Современное празднование Женского дня уже не имеет цели утверждения равенства, а считается днем весны, женской красоты, нежности, душевной мудрости и внимания к женщине, вне зависимости от её статуса и возраста.

Праздник отмечается Организацией Объединенных Наций, а в некоторых странах — например, России, Азербайджане, Армении, Беларуси, Туркменистане, Украине — этот день является национальным праздником.

Интересно, что идея проведения Международного женского дня впервые возникла именно в начале 20 века, когда промышленно развитый мир переживал период экспансии и потрясений, демографического бума и зарождения радикальных идеологий.
В 1910 году в Копенгагене состоялась 2-я Международная конференция работающих женщин (Second International Conference of Working Women). Лидер женской группы социал-демократической партии Германии Клара Цеткин (Clara Zetkin) выдвинула идею празднования Международного женского дня. Она предложила, чтобы Женский день отмечался ежегодно в каждой стране в один и тот же день. Целью этого праздника Цеткин назвала борьбу женщин за свои права.

Существует мнение, что первый в истории «марш пустых кастрюль» текстильщиц Нью-Йорка, прошедший 8 марта 1857 года, стал одной из предпосылок празднования Международного женского дня.

Официальный статус «Международного женского дня» этот праздник приобрёл по решению ООН в 1975 году, и с тех пор он отмечается ООН ежегодно как Международный день борьбы за права женщин и международный мир и каждый год посвящён определённой теме.

В этот день женщины всех континентов, нередко разделённые национальными границами или этническими, языковыми, культурными, экономическими и политическими различиями, имеют возможность собраться вместе и вспомнить о традиции, которая олицетворяет собой, по крайней мере, несколько десятилетий борьбы за равенство, справедливость, мир и развитие.

Во время Французской революции парижские женщины, выступавшие за «свободу, равенство и братство», организовали марш на Версаль, чтобы потребовать предоставления женщинам избирательного права.

Международный женский день — это праздник всех женщин, ставших творцами истории. Неудивительно, что женщины стали первопроходцами во многих областях — вот только некоторые факты, объединенные женским «первая». В январе 1906 года в Санкт-Петербурге открылось первое в России высшее техническое учебное заведение для женщин; в январе 1909 года в Нью-Йорке стартовала первая в мире женская автогонка; в апреле 1989 года состоялось первое выступление женского «Вивальди-оркестра».
В современном обществе Международный женский день, в первую очередь, — это праздник весны и внимания к женщине, когда представители сильной половины человечества могут еще раз порадовать своих любимых и родных женщин подарками и заботой.

Источник

2023-03-08
06:00:47
6 марта - Международный день детского телевидения и радиовещания (12+)

Международный день детского телевидения и радиовещания (International Children's Day of Broadcasting) — один из самых светлых и добрых праздников — отмечается в первое воскресенье марта. Он был введен ЮНИСЕФ в 1991 году и призывает не забывать о маленьких и самых неравнодушных телезрителях. Ежегодно в первое воскресенье марта все ведущие теле- и радиокомпании мира предоставляют эфир детям и детским передачам — все они «настраиваются на детскую волну», транслируя качественные программы для детей и о детях. Ведь главная цель праздника — поощрять СМИ по всему миру уделять больше внимания вопросам, связанным с детьми. А свой профессиональный праздник в этот день отмечают все работники, занятые производством детских телевизионных программ и радиопередач.

2023-03-06
06:00:27
Всемирный день писателя - 3 марта (6+)

Всемирный день писателя (World Day of the writer) отмечается практически во всех странах ежегодно 3 марта. Полное название этого праздника Всемирный день мира для писателя, он был учрежден по решению 48-го конгресса Международного ПЕН-клуба (International PEN Club), который проходил с 12 по 18 января 1986 года.

ПЕН-клуб был основан в Лондоне в 1921 году. Название организации — аббревиатура, образованная первыми буквами английских слов Poets — поэты, Essayists — очеркисты, Novelists — романисты. Интересно, что аббревиатура в данном случае совпадает со словом pen — в переводе с английского — ручка.

Идея создания организации принадлежит английской писательнице Кэтрин Эми Доусон-Скотт (Mrs. C.A. Dawson Scott). Первым президентом ПЕН-клуба стал Джон Голсуорси (John Galsworthy). В 1923 году состоялся первый международный конгресс ПЕН-клуба в Лондоне, в то время пен-центры были созданы в 11 странах мира. Сегодня подобные центры действуют в 130 странах.

Это международное объединение писателей, которое, как сказано в Хартии ПЕН-клуба, «выступает в защиту принципов свободы информации внутри каждой страны и между всеми странами. Eго члены обязуются выступать против подавления свободы слова в любой ее форме в тех странах и обществах, к которым они принадлежат, а также во всем мире, когда это представляется возможным.

ПЕН-клуб выступает в защиту свободы печати и против произвольного применения цензуры в мирное время. ПЕН-клуб считает, что необходимое продвижение человечества к более высоким формам политической и экономической организации требует свободной критики правительства, органов управления и политических институтов.

Поскольку свобода предполагает добровольную сдержанность, члены ПЕН-клуба обязуются выступать против таких негативных аспектов свободной печати, как лживые публикации, преднамеренная фальсификация, искажение фактов или тенденциозно бесчестная их интерпретация ради политических, групповых и личных целей».

Сам же праздник - Всемирный день писателя - сегодня отмечается во многих странах мира, причем не только писателями, но и считается профессиональным праздником всех представителей «четвертой власти». Нередко к этому дню приурочены церемонии вручения различных литературных премий и чествование наиболее отличившихся литературных деятелей.

Источник

2023-03-03
06:00:12
Контакты
353900 Новороссийск, ул. Губернского, 40
8 (8617) 72-03-90
Филиал №1 им.А.Гайдара
ул.Аршинцева, 50
(8617)27-91-79
Филиал №2
пр.Ленина, 31
(8617)72-62-16
Филиал №3
ул.Видова, 190
(8617)26-02-42
Филиал №4
ул.Видова, 123
(8617)21-37-38
Филиал №5
пр.Дзержинского, 210
(8617)64-94-62
Филиал №6
ул.Волгоградская, 44
(8617)22-34-83
Филиал №7
ул.Куникова, 62
(8617)63-76-35
Филиал №8
ул. Мефодиевская, 118 б
(8617)27-27-58
Филиал №9
ул. Первомайская, 9
(8617) 27-93-54
Заказ книг
ул.Губернского, 40
8 (8617) 72-03-90
Централизованная система детских бибилиотек г. Новороссийска. © 2010 - 2023