Заказать книги
0+
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

Люди. События. Факты

Владимир Михайлович Конашевич (20.05.1888-27.02.1963) (6+)

Наверное, каждый художник-иллюстратор, делающий книги для детей, на всю жизнь в глубине души остаётся ребёнком. Ольга Чайко, рассказывая о своем отце Владимире Конашевиче, вспоминала такой эпизод: «Однажды, возвращаясь из школы, я увидела, что папа ждёт моего возвращения у окна. Как только я вошла во двор, папа мне крикнул: «Стой и смотри, который дальше полетит». И из окна на меня полетела целая стая маленьких, склеенных из ватмана планёров различной конструкции.
«Папа, ты что, с ума сошёл!» — крикнула я, не отличавшаяся большой почтительностью. «Неужели правда сошёл с ума?» — думала я, с трудом пролезая в ореховый куст, куда залетел планёр самой удачной конструкции.
Когда я вошла домой с полным подолом планёров, неся в руке отдельно победителя, я услышала, как папа говорил маме: «Боже мой, Женечка, какая тоска, наша дочь становится взрослой» .
Владимир Михайлович Конашевич (20.05.1888, Новочеркасск — 27.02.1963, Ленинград) — русский художник-график, доктор искусствоведения, заслуженный деятель искусств РСФСР (1945). Создал индивидуальный, узнаваемый стиль оформления сказок, в котором яркость образов, витиеватые узоры и виньетки сочетаются с ироничным взглядом художника, умением увлечь ребёнка игровыми, живыми композициями, поэтичностью фантазии и красочной декоративностью рисунка.
Владимир Конашевич родился в Новочеркасске, в семье банковского служащего. Вскоре после его рождения семья переехала в Москву. Жили скромно. Снимали четырёхкомнатную квартиру на Садовой-Самотечной в доме казачьего генерала Дукмасова. Отец служил в Крестьянском банке, расположенном в том же доме. Это была простая, бесхитростная жизнь с визитами к тёткам, играми в детской, придумыванием сказочных историй про маленьких человечков, новогодними ёлками… Много лет спустя в блокадном Ленинграде Конашевич с нежностью вспоминал о такой ёлке из детства: «Мы с сестрой стояли на пороге столовой в немом, восторженном изумлении. Ёлка сверкала живыми огоньками свечек. Огоньки отражались искрами на золотом и серебряном дожде, на позолоте орехов, блёстках коробочек и золотой обёртке шоколадных конфет. Крымские яблочки вертелись на своих нитках вправо и влево, показывая то жёлтые свои, то красные бока; а наверху сияла серебряная стеклянная пика…» . Как и многим мальчишкам, будущему художнику в те годы нравилось рисовать исключительно лошадей и сражения.
В 1897 году семья переехала жить в Чернигов — отец поссорился со своим начальником князем Кудашевым (управляющим банком), отказавшись провести не вполне законную операцию. В Чернигове Конашевич окончил реальное училище. Он с удовольствием занимался математикой, играл на скрипке. Увлекаясь символизмом и романтизмом, переписывал в тетрадь стихи Фета и Блока. Брал частные уроки у художника Ивана Ивановича Михайлова, затем стал заниматься у живописца П.Д.Цыганка.
В 1908 году Владимир Михайлович был зачислен в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1908-1913). Отец очень хотел видеть его архитектором, поэтому Конашевич поступил на архитектурный факультет. Однако «после бурной переписки с отцом, презрев увещевания инспектора училища Гиацинтова», перешёл на живописное отделение (учился у К.А.Коровина и С.В.Малютина).
Странное дело, учёбой Конашевич был разочарован: «В училище мне показалось как-то скучнее, чем я ожидал. И хоть я старательно писал по утрам и рисовал по вечерам, но делал это без ожидаемого воодушевления» . Возможно, это разочарование было вызвано тем, что многие преподаватели училища находились в растерянности и не знали, чему следует учить студентов, когда в мире то и дело возникают новые и новые художественные течения: кубизм, супрематизм, лучизм… А среди учащихся были такие известные впоследствии представители «левого искусства», как Ларионов , Бурлюк, Гончарова…
В 1915 году Конашевич переехал в Петроград. Вместе с С.В.Чехониным и Н.А.Тырсой он расписывал Юсуповский дворец (1915-1917), ряд петербургских особняков, принимал участие в реставрации Павловского дворца-музея, устраивал выставки. Три года занятий декоративными работами позднее ярко проявились в его подходе к оформлению детских книг.
Первой детской книгой Владимира Михайловича стала «Азбука в рисунках В.Конашевича» (1918). Как вспоминала дочь художника, «Азбука» родилась из писем, которые Конашевич писал жене, уехавшей с дочкой к родным на Урал и застрявшей там на долгое время (Урал оказался отрезан армией Колчака): «Папа писал маме письма, а мне присылал картинки. На каждую букву алфавита. Мне было уже четыре года, и, очевидно, он считал, что пора уже знать буквы. Позднее эти картинки были изданы под заглавием “Азбука в картинках”» . В отличие от композиционно сложной «Азбуки» Александра Бенуа, Конашевич создал книгу, выстроенную при помощи крупных изображений предметов и животных, нарисованных акварелью. В том же году он проиллюстрировал книгу Е.Е.Соловьёвой «Розовая азбука», более живую, сделанную литографским карандашом с написанным от руки текстом. Предмет на рисунке в детской книге, считал Конашевич, должен быть показан полностью, «чтобы все его части были видны» . Перспективные искажения недопустимы, а цвет должен быть локальным, без светотени. «Композиция должна быть проста и непосредственно вытекать из самого действия, заключённого в тексте. Только этим будет достигнута необходимая ясность. Ребёнок с первого взгляда должен «понимать» картинку, то есть уяснить себе изображённое на ней событие». Этот принцип закладывается уже в первых его работах.
Затем на какое-то время Конашевич отходит от детской книги. Для изданий «Народной библиотеки» он делает иллюстрации пером к «Бежину лугу» И.С.Тургенева, «Женитьбе» Н.В.Гоголя, создаёт многочисленные обложки для книг и брошюр Государственного издательства, оформляет произведения новой советской литературы («Великое таинство», «Научился» К.Федина). Для издания тургеневской повести «Первая любовь» он выбирает небольшой формат и рисует не только иллюстрации, но и маленькие виньетки, добиваясь особого лирического настроения, созвучного тексту книги. В числе других значительных работ того времени: «Помещик» И.С.Тургенева, «Белые ночи» Ф.М.Достоевского. Все эти книги Конашевич делает в разных графических техниках, пытаясь найти свой изобразительный язык, индивидуальный голос художника-иллюстратора. Самой большой удачей можно назвать сборник стихотворений А.А.Фета. «Если бы Конашевич, — писал его современник Э.Голлербах, — ничего не сделал, кроме Фета, «Первой любви» и «Помещика», то и тогда бы его имя запомнилось в истории иллюстрационного искусства». Для этого сборника Конашевич сам подбирает стихотворения, а иллюстрации делает, где-то едва касаясь бумаги и чуть намечая контуры фигур и действие прерывистыми, лёгкими линиями, где-то прибегая к эмоциональной, густой штриховке; он создаёт своё — визуальное поэтическое повествование. Не случайно исследователь его творчества Ю.Молок писал, что рисунки Конашевича к стихам Фета «остались в истории русской графики как превосходные лирические страницы… где художник не побоялся состязаться с поэтом».
В годы, когда создавались эти книги, Владимир Михайлович служил помощником хранителя Павловского дворца-музея (1918-1926); составлял путеводители по Павловску; создавал станковые работы; преподавал в Академии Художеств рисунок и руководил литографской мастерской (1921-1930). Техникой литографии Конашевич владел мастерски — серии его станковых литографий и рисунков «Улицы», «Павловская шпана», «Мелкие рассказы», «К 10-й годовщине Октября» (1926-1927) не только участвовали в нескольких выставках, но и были приобретены Третьяковской галереей и Русским музеем. А за серию литографий «Павловский парк» (1921-1925) он даже получил почётный диплом на международной выставке декоративных искусств в Монца-Милане (1927).
Как иллюстратор детской книги Владимир Михайлович начал активно работать с 1922 года. В том году с его иллюстрациями вышло несколько сказок Шарля Перро («Кот в сапогах», «Мальчик с пальчик», «Красная Шапочка») и «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина. В книжках этих — нарядных, изысканных — прослеживались традиции художников объединения «Мир искусства». Печатались сказки в Берлине, на хорошей бумаге, при помощи офсетной печати (которой в России тогда ещё не было), позволявшей воспроизвести все нюансы лёгкого акварельного рисунка, но в прессе подвергались нападкам за то, что были сделаны «скорее для библиофилов, чем для детей» .
В том же году по приглашению Бенуа Конашевич принял участие в выставках «Мира искусства» в Петрограде, где стал членом этого общества. Близость к эстетическим ценностям дореволюционной книжной графики отличала Владимира Михайловича от большинства его ровесников, приходивших в детскую книгу после знакомства с миром рекламы и агитационного плаката. Вместе с тем, Конашевича, самого молодого из «мирискусников», в подходе участников этого объединения к оформлению изданий для детей многое не устраивало. В его собственных работах отсутствовала отстранённая «красивость», там возникал тёплый, уютный для ребёнка мир. Ю.Герчук очень точно подмечал, что в книгах Конашевича не было «иронически-снисходительного тона взрослых», который в той или иной мере был присущ книгам «мирискусников», но было умение «играть с детьми в одинаково весёлые для них и для него игры» .
Следующие цветные детские книги Конашевича выходили уже в России, и иллюстрации к ним он, как и все художники того времени, делал при помощи литографии. После знакомства в 1923 году с С.Я.Маршаком Владимир Михайлович оформил несколько его книг: «Сказка о глупом мышонке», «Кривоносый», «Петрушка-иностранец», «Три зверолова». Самой большой удачей стал «Пожар» (1923), в котором, пользуясь всего тремя цветами — красным, жёлтым и чёрным, Конашевич создал яркое, динамичное и весьма зрелищное действие. Интересно, что критика оценила эту работу выше многих книг Владимира Лебедева: «В «Пожаре» есть то, чего нет, например, даже в красивых тоже лебедевских: теплоты близкого присутствия детей…» . Впоследствии Конашевич неоднократно возвращался к этой книге, пытаясь сделать новые иллюстрации. К сожалению, не всегда эти попытки были удачными.
Примерно в те же годы состоялось знакомство художника с Корнеем Ивановичем Чуковским, переросшее затем в дружбу, тесное сотрудничество, а иногда и соавторскую работу по созданию книги. Между тем, начало этого знакомства было не очень приятным. Чуковскому крайне не понравились рисунки Конашевича: «Третьего дня пошёл я в литографию Шумахера <…> и вижу, что рисунки к «Мухе-цокотухе» так же тупы, как и рисунки к «Муркиной книге». Это привело меня в ужас», — записал Корней Иванович в дневнике. Чуковский поехал в Павловск знакомиться с художником…
Несмотря на все разногласия, два мастера — художник и поэт — создали множество замечательных книг: «Мухина свадьба» (1924), «Путаница» (1926), «Муха-Цокотуха» (1927), «Барабек и другие стихи для детей» (1929), «Тараканище» (1929), «Телефон» (1934), «Мойдодыр» (1938), «Чудо-дерево» (1944) и другие. Нередко для очередного переиздания той или иной книги Конашевич делал новые иллюстрации. Например, комарик в одной из первых книжек про Муху-Цокотуху из сказочного рыцаря превратился, в духе времени, в бравого красноармейца…
В середине 1920-х годов Конашевич увлёкся гравюрой на дереве. В этой технике он сделал несколько книг, в том числе «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» Н.В.Гоголя, сборник сказок А.С.Пушкина. В начале 1930-х художник вновь обратился к взрослой литературе: «Избранные произведения» А.П.Чехова, «Сирень цветёт» М.М.Зощенко, «Стихотворения» Г.Гёйне, «Города и годы» К.Федина, «Повесть» Б.Л.Пастернака — вот далеко не полный список книг, проиллюстрированных им в тот период. Самыми яркими, поэтичными стали литографии к повести А.Ф.Прево «Манон Леско» (1931), которые в 1937 году на Всемирной выставке в Париже были отмечены Золотой медалью.
«Художник должен отвечать за каждую свою линию. Как бы легко и свободно ни был сделан рисунок, в нём всё должно быть на своём месте и как раз в меру: ни убавить, ни прибавить!» — писал Конашевич. «Я просто выбрасываю готовый рисунок, если он хотя бы частично не удался. Не переделывая, не исправляя старого рисунка, я вновь рисую на чистой бумаге. Этим и достигается непосредственность и свежесть, если она у меня когда-нибудь бывает». На протяжении всей жизни художник очень легко переключался с одной работы на другую. Спустя какое-то время возвращался к старым рисункам, переделывал их.

Творческая жизнь Конашевича не была спокойной и мирной. Несмотря на признание его заслуг на международных выставках, в родном отечестве всё было отнюдь не просто. После появления в «Правде» от 1 марта 1936 года статьи о «художниках-пачкунах» в прессе начались активные нападки на Конашевича, Владимира Лебедева, Татьяну Маврину, Юрия Васнецова и многих других художников. В формализме обвинялись те, кто посмел иметь не безликий стиль рисования, а свой собственный, яркий, индивидуальный. Гневную статью «Против формализма и штампа в иллюстрациях к детской книге» напечатал журнал «Детская литература». Владимира Михайловича заклеймили в ней как компрачикоса, губящего своим искусством детские души: «В рисунках, предназначенных для дошкольников, художник совершенно не учитывает особенностей их восприятия. Его совершенно не интересуют зрители», — возмущался анонимный автор. — «Формалистичность метода В.Конашевича сказывается во всех работах этого художника» . В прессе то и дело появлялись статьи с несправедливыми рецензиями на творчество художника.
Конашевич глубоко переживал эту травлю, ведь он необычайно серьёзно относился к своей работе. «Я твёрдо уверен, что с ребёнком не нужно сюсюкать и не нужно карикатурно искажать формы. Дети — народ искренний, всё принимают всерьёз. И к рисунку в книжке относятся серьёзно и доверчиво. Поэтому и художнику надо к делу относиться серьёзно и добросовестно».
Несмотря на все нападки, он продолжал идти по раз и навсегда выбранному пути — рисовал новые детские книги, занимался педагогической деятельностью. Сначала преподавал и руководил мастерской в Школе народного искусства (1916-1919), затем — в Академии Художеств (1921-1930, 1944-1948). Кроме того, писал акварелью, рисовал красками и тушью на китайской бумаге, ведь знанию натуры он придавал огромное значение: «Художник книги без постоянной работы с натурой существовать не может. В противном случае его искусство выродится во всякие отвлечённости, росчерки и вензеля».
С детскими журналами Конашевич сотрудничал постоянно. Он делал иллюстрации для первого советского журнала для детей «Северное сияние», который выходил под редакцией М.Горького. Рисовал для «Чижа» и «Ежа», «Весёлых картинок», «Мурзилки»…
Война застала художника в Павловске. Уже перед самым наступлением фашистских войск он успел уехать оттуда в Ленинград, где и провёл всю войну. Среди умирающих друзей и близких он, не теряя веры в победу, продолжал работать: иллюстрировал детские книги, писал воспоминания о детстве — о сестре Соне, умершей в блокадную зиму, о родителях, тётках, новогодней ёлке, куклах… «По контрасту с этим почти постоянным громом и ужасом так сладко вспоминается тишина и мир нашей детской жизни, вставленной в более прочное и спокойное внешнее обрамление». Устраивал выставки — в 1943 году в Союзе художников представил около трёхсот работ. В 1943-1944 гг. вместе с другими художниками оформлял Военно-медицинский музей, делал рисунки для «Атласа переливания крови», писал портреты солдат.
1945-й победный год оказался для Конашевича необычайно счастливым. Закончилась война. Прекратились нападки в прессе. Ему было присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. Он защитил докторскую диссертацию по искусствоведению. Началась мирная, ничем не омрачаемая жизнь — и новое творчество.
Книги «Дедушка Рох» (1958), «Старик-годовик» (1959) В.И.Даля, «Муха-Цокотуха» (1960) К.И.Чуковского, «Сказки» (1961) А.С.Пушкина получали дипломы Всесоюзных конкурсов как лучшие по художественному оформлению и полиграфическому исполнению издания. Рассказывая о том, как он придумывает рисунки, Конашевич признавался: «есть художники, которые изобретают и думают с карандашом в руке… <…> Я художник другого склада. Раньше, чем я возьмусь за карандаш, я должен выяснить всё заранее, представить себе мысленно уже готовый рисунок во всех деталях…». Именно поэтому его не устраивали многие из готовых рисунков, ведь задумка часто кажется ярче, чем воплощение: «Ни одна из моих удач не кажется мне и не казалась несомненной, ни одна не была полной. Может быть, потому, что мне никогда не удаётся сделать так, как задумано», — писал художник в конце жизни.
Корней Чуковский вспоминал, что часто, перед тем как начать рисовать, Конашевич играл на скрипке. Один, без слушателей он играл своих любимых Баха, Чайковского, Шуберта…
Оформление сказок Пушкина стало для художника одной из ответственнейших работ, в которой в полной мере проявились его мастерство и огромный талант. Он всегда проникает в самую суть, основу сказки, наполняя свои иллюстрации ярким драматизмом и образностью. Есть мнение, что именно он «как художник истинно детский, окончательно закрепил эти сказки за детьми».
Подготовительная работа была огромной. Исследователь Л.Громова обращала внимание на то, что, кроме поиска пластического решения иллюстраций, Конашевич проводил настоящие научные изыскания, анализировал тексты Пушкина. Так, например, на одном из рисунков к «Сказке о золотом петушке» он изобразил царя с шутом играющими в шахматы. В окончательном варианте этой сцены у Пушкина не было, однако она была в одном из черновиков. «“Восстановив” её в иллюстрациях, художник не стремился продемонстрировать свои познания. Он хотел заинтересовать читателя, быть может, несколько его озадачить и тем самым побудить к самостоятельным поискам».

За книги «Плывёт, плывёт кораблик» и «Сказки старого Сюня» на международной выставке книжного искусства в Лейпциге Конашевич получил Серебряную медаль. Сборник «Плывёт, плывёт кораблик» Ю.Молок называл «главной детской книгой Конашевича», в которой тот не только создаёт удивительно яркие, красочные, радостные иллюстрации, но и «возрождает традицию книжки-картинки, с которой начиналась советская детская книга, и возвращает себе власть над маленьким зрителем, снова доверяясь его фантазии, снова обращаясь к его поэтическому чувству» .
Дочь Конашевича вспоминала такой случай: как-то раз в Павловске в годы гражданской войны отец оказался между двух воюющих, стреляющих друг в друга армий: «Оглядевшись, папа увидел, что находится между двумя цепями солдат, переползающих, хоронясь за кустами, навстречу друг другу. Папа так растерялся, что продолжал идти во весь рост тем же размеренным шагом». Через все нападки и травлю художник прошёл так же размеренно и внешне спокойно, ни под кого не подстраиваясь и оставаясь самим собой не только в любых жизненных ситуациях, но и в творчестве, сохранив до конца своих дней умение радоваться жизни и умение передать эту радость детям. «Ваше чудотворное искусство, — писал Конашевичу К.И.Чуковский, — воспитывает в детях вкус, чувство красоты и гармонии, радость бытия и доброту. Потому что помимо всего Ваша живопись — добрая, в каждом Вашем штрихе, в каждом блике я всегда чувствовал талант доброты — огромное, в три обхвата сердце, без которого было бы никак невозможно Ваше доблестное служение детям» .

http://bibliogid.ru/articles/2063

2023-05-20
06:00:11
18 мая 1932 года родился Лев Петрович Дурасов (6+)

Художник Лев Петрович Дурасов искал свой стиль и перепробовал множество техник рисования. Иллюстрировал произведения Маяковского, Акимушкина, Олеши, отдавая предпочтение чёрно-белому рисунку и гравюре. Впрочем, художнику были подвластны для отрисовки все литературные жанры - и классика, и фантастика, и приключения, и поэзия. Лев Петрович родился 18 мая 1932 года, скончался в 2016 и за свою долгую жизнь сделал рисунки к 140 книгам. И это помимо того, что он рисовал и "для себя", например, его очень интересовал образ Наполеона: таких графических листов он создал несколько сотен, причём, на один конечный вариант приходилось четыре или пять пробных рисунков.

Те из нас, кто любил "книжки с картинками" в детстве, могли сразу отличить иллюстрации Чижикова от Сутеева, или Владимирского от Чарушина. И фамилии мы помнили, и рисунки знали. А вот фамилия Дурасов была не на слуху. Тем не менее, Лев Петрович первый иллюстратор "Приключений Васи Куролесова" Юрия Коваля, а ещё - мы сто процентов держали в руках "Таинственный остров" Верна, "Белого вождя" Рида, "Овода" Войнич, "Лезвие бритвы" Ефремова, "Борьбу за огонь" Рони-старшего, рисунки к которым сделал этот художник. "Рисовать и рисовать, не выбирая, не теряя времени" - такому правилу он следовал всю жизнь. Наверное, когда он учился в Московской художественной школе, а потом в МГХИ имени В.И. Сурикова на факультете графики, то не думал, что долгие годы будет работать в издательстве "Детская литература". Как и не подозревал, что именно его выберут для создания витражей и фресок в музее Аушвиц-Биркенау, который мы знаем как страшный концлагерь Освенцим. Было много поездок за рубеж, немцы, испанцы, вьетнамцы с удовольствием ждали его на творческие встречи. Все, кто знали Льва Петровича, говорили о его работоспособности, его целеустремлённости; никто и никогда не видел его праздным; если он не рисовал, то наблюдал, подмечал и планировал.

Источник

2023-05-18
11:27:22
Международный день музеев 18 мая (6+)

Ежегодно 18 мая музейные работники всего мира отмечают свой профессиональный праздник — Международный день музеев (International Museum Day). И, конечно, те из нас, кто с нетерпением ожидает очередного похода в краеведческий музей своего города или встречи с раритетными экспонатами Эрмитажа или Лувра, также причастны к сегодняшнему празднику.

Он появился в календаре в 1977 году, когда на очередном заседании Международного совета музеев (International Council of Museums, ICOM) было принято предложение российской организации об учреждении этого культурного праздника. С 1978 года Международный день музеев стал отмечаться более чем в 150 странах.

По определению ICOM, музеи являются институтами на службе у общества и его развития. А сам ICOM, созданный в 1946 году, — всемирная организация, представляющая музеи и профессионалов музейного дела. Её деятельность направлена на охрану и популяризацию природного и культурного наследия — прошлого и будущего, материального и нематериального. Сегодня членами данной организации являются 40 тысяч членов из более чем 140 стран мира.

По словам Жака Перо, экс-президента ICOM, «музеи должны занять место в сердце общества и быть открытыми общественности. Развитие наших учреждений зависит в большой степени от помощи общественности, и мы должны предложить ей возможность поддержать наши цели и принять участие в нашей работе. Таким образом, необходимо, чтобы музеи и общество работали вместе, в духе творчества и инноваций».

Принято считать, что через музеи общество выражает свое отношение к историко-культурному наследию, и с этим трудно не согласиться. Собирая и храня памятники материальной и духовной культуры, музеи ведут большую научно-просветительную и образовательно-воспитательную работу.
Каждый год, начиная с 1992 года, праздник имеет свою определенную тему, посвященную вопросам музейной деятельности, например, таким, как незаконный вывоз музейных ценностей, роль музеев в повышении культуры общества и многие другие. В 2009 году тема Международного дня музеев была определена словами — «Музеи и туризм». В 2010 году темой Дня стали слова — «Музеи во имя социальной гармонии», в 2011 — «Музеи и Память». В 2012 году, когда Международный день музеев отмечал свое 35-летие, темой Дня стала — «Музеи в меняющемся мире. Новые вызовы, новое вдохновение». 2013 год был обозначен темой — «Музеи (Память + Креативность) = Социальные изменения», слоганом 2014 года стали слова — «Музейные коллекции объединяют», в 2015-м — «Музеи и устойчивое развитие общества», в 2016 году — «Музеи и культурные ландшафты». Темой Дня музеев в 2017 году стала — «Музеи и спорная история: говорим о сложном в музеях», в 2018-м — «Музеи в эпоху гиперкоммуникации: новые подходы, новые аудитории», а в 2019-м — «Музеи как центры культуры: будущее традиции». Тема Международного дня музеев 2020 года: «Музей как пространство равных возможностей: разнообразие и инклюзия».

В сам же праздник многие музеи в разных странах мира открывают свои двери для всех желающих совершенно бесплатно, готовят новые экспозиции, тематические лекции, экскурсии, научные чтения. В настоящее время более 20 000 музеем по всему свету отмечают этот праздник.

Нередко к этому важному культурному событию приурочено и проведение тематических фестивалей, самый знаменитый из которых — «Ночь музеев», ставший в последние годы очень популярным. Он проводится во многих городах мира, как правило, в ночь с субботы на воскресенье, ближайшую к 18 мая.

Праздничные мероприятия могут продолжаться один день, выходные или целую неделю. Главное, чтобы их суть соответствовала принципу: «Музеи являются важным средством культурного обмена, обогащения культур и развития взаимопонимания, сотрудничества и мира между людьми».

Источник

2023-05-18
06:00:09
Виктор Михайлович Васнецов (15.05.1848-1926) (6+)

Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926) – русский живописец, жанрист, автор картин на исторические и сказочные сюжеты. «Стремление к русской поэтической старине, к былинам глубоко лежало в натуре Васнецова, лежало там с детских лет, ещё на родине, в Вятке», - писал критик Стасов. Так русская народная сказка в лице Виктора Михайловича Васнецова находит своего художника. Он был одним из первых, кто проник в прошлое, воплотил это на холсте и показал людям, сделав их как бы очевидцами событий.

Виктор Михайлович Васнецов родился в Вятской губернии в многодетной семье сельского священника. Отец Васнецова, сам широко образованный человек, старался дать детям разностороннее образование. Все в семье рисовали: дед, бабушка, братья. С ранних лет проникался Виктор Васнецов поэзией народных преданий, более того, он узнавал их из первых рук: «Я жил в селе среди мужиков и баб и любил их попросту, как своих друзей и приятелей, слушал их песни и сказки, заслушивался, сидя на печи при свете и треске лучины». Всё это заложило нравственно-духовные основы личности будущего художника. Образование Васнецов получил в Духовной семинарии. Здесь он изучал летописные своды, хронографы, жития святых, притчи. Древнерусская литература, её поэтика направляли интерес юноши к русской старине. Позднее он говорил: «Я всегда только Русью жил». Занятия живописью увлекли молодого Васнецова, что он решил поступать в Академию художеств. С разрешения и благословения отца он ушёл с предпоследнего курса семинарии. В городе была устроена художественная лотерея, на которой разыгрывались картины Васнецова, и на вырученные от лотереи деньги он отправился в Петербург.

Петербург – центр политической, литературной и художественной мысли – встретил Виктора Васнецова многообразием творческой жизни. Другом и советчиком Васнецова стал Иван Крамской. Но будущий живописец бросил учёбу в Академии. Причину ухода объяснял так: «Хотелось писать картины на темы из русских былин и сказок, а они, профессора, этого желания не понимали. Вот мы и расстались». Самая заветная мечта преследовала Виктора Михайловича Васнецова – поведать людям красоту русского народного эпоса. В душе его зрели неведомые никому и никем не виданные и не писаные полотна - сказки, былины. В начале творческого пути Васнецов широко охватывает различные явления жизни, создаёт произведения на бытовые темы. Значительное время создавал иллюстрации, на что его толкала постоянная нужда в заработке. В годы жизни в Петербурге молодой Васнецов создал около двухсот иллюстраций к «Народной азбуке», к «Русской азбуке для детей», иллюстрации к книгам и т. д… Он много читает по русской истории и истории культуры, знакомится с памятниками древнерусской литературы, народной поэзии и эпоса. В нём всё больше назревает потребность выражения в искусстве основных национальных черт русского народа во всей их глубине и своеобразии.

В 1876 Васнецов был в Париже. Как и многие русские художники он стремился выйти за границы канонов академического искусства и сюжетности картин передвижников. В 1878 году Васнецов переехал из Петербурга в Москву. Монументальный город на Неве не производил на него особого впечатления. А в Москве страсть к старине возникла ещё больше. Позже он писал: «Решительный и сознательный переход из жанра совершился в Москве златоглавой, конечно. Когда я приехал в Москву, то почувствовал, что приехал домой и больше ехать уже некуда – Кремль, Василий Блаженный заставляли меня чуть не плакать, до такой степени всё это веяло на душу родным, незабвенным». И Васнецов окунулся в московскую жизнь. С друзьями Репиным и Поленовым всё свободное время тратили на знакомство с городом, с его достопримечательностями. В этих прогулках, по словам живописца, он «набирался московского духа». Васнецов знакомится с семьёй Павла Третьякова, бывает на музыкальных вечерах в их доме. Знакомство с известным меценатом Саввой Ивановичем Мамонтовым сыграло важную роль в жизни художника. Крупный промышленник и предприниматель, Мамонтов, сумел объединить вокруг себя крупнейших русских художников в содружество, названное впоследствии Абрамцевским кружком. У Мамонтова был талант создавать вокруг себя творческую атмосферу поиска, заражать всех новыми идеями. Именно в этом обществе Васнецов с новой силой ощутил эстетическую ценность русской культуры.

Дружба с семьями Третьяковых и Мамонтовых окончательно убедили художника в правильности выбранного им пути. Васнецов стал первооткрывателем чудесного мира народной поэзии, ввел зрителя в царство сказок, былин, исторических преданий; он нашел изобразиельные средства равнозначные былинно-сказочным речевым оборотам и образам. Умело вводя в картины реальный, но вместе с тем окрашенный определенный настроением пейзаж (встающая над полем боя кроваво-красная луна, никнущие травы, лесные дебри и т.д.) он затрагивал глубиные душевные струны, заставляя зрителя сопереживать изображаемому. Живопись Васнецова отмечена монументально-декоративными чертами и нередко тяготеет с символике, порой словно предвосхищает произведения, написанные в стиле модерн. В картине «ИВАН-ЦАРЕВИЧ НА СЕРОМ ВОЛКЕ» (1889, Государственная Третьяковская галерея) Виктор Михайлович Васнецов чудесно передал тревожность и загадочность момента. Всё, что взято художником от народа, показано просто и естественно, как в сказке. Мудрость сильного волей народа сказалась в сюжете сказки о поисках прекрасной царевны. Преодолевая хитрые и сложные препятствия, Иван достигает своей заветной цели. Васнецов писал картину в Киеве, в период работы во Владимирском соборе. Он вспоминал свое детство, таинственную сказочность дремучего леса, любимую, такую волшебно-прекрасную русскую народную сказку. В волшебных сказках многое взято из жизни природы, в которой связана вся жизнь человека. В древности существовал культ волка, и в сказаниях он помогает герою, часто изображали его с крыльями птиц - так быстро он мог передвигаться - почитание в таких сказках связано с солнечной стихией. Когда картина появилась на выставке, зрители подолгу стояли перед ней. Казалось, они слышали, как шумит лес, как шуршат листья под ногами волка. «Сейчас вернулся с передвижной выставки и хочу под первым впечатлением высказать тебе то, что чувствую, - писал Васнецову Савва Мамонтов . – «Твой Иван-царевич на волке» привёл меня в восторг, я всё кругом забыл, я ушёл в этот лес, я надышался этого воздуха, нанюхался этих цветов. Всё это моё родное, хорошее! Я просто ожил! Таково неотразимое действие истинного и искреннего творчества». Картину купил Третьяков, и с тех пор она висит там, в васнецовском зале, почти напротив «АЛЁНУШКИ».

Хвалу настойчивости, выносливости русских людей, гимн светлой и крепкой любви воплотил Васнецов в картине-сказке. Картина «АЛЁНУШКА» (1881, Государственная Третьяковская галерея) В.М. Васнецова стала одним из самых трогательных и поэтических его созданий. В лето 1880 года художник жил в деревне Ахтырка, в нескольких местах от Абрамцева. Именно здесь он уверился в давно прочувствованном, в том, что пейзаж страны, есть выразительный элемент национальной культуры. Он начинает писать пейзажный этюды, передающие грустное состояние природы. Аленушка - имя, пленившее его, он дает девушке, олицетворявшей образ едва ли не всех героинь русского фольклора. Её образ сложился у Васнецова под впечатлением случайной встречи с простой девочкой–крестьянкой, которая поразила его выражением «чисто русской печали». На берегу темного омута сидит девушка, горестно склонив голову на руки. В природе вокруг все уныло, сочувствует героине. Васнецов раскрыл тончайшую связь между переживаниями человека и состоянием природы, что великолепно передано в народной поэзии. Олицетворение русской женской доли, а может быть, и самой России. Вся картина полна единого настроения скорби, выражает любовь и сострадание к несчастной. Вот эту изумительную связь переживаний человека с природой, эту общность образов народной поэзии чутко воспринял и тонко передал художник. Она стала лейтмотивом его картины. Образ, созданный им прост и естественен. Такую бедняжку-девочку можно было часто увидеть в былое время. Васнецов в картине создал глубоко поэтический, обобщённый образ, выразив средствами живописи поэзию, которая свойственна русским сказкам и песням о горькой судьбе.

Прототипы героев для своих картин Васнецов искал в реальной действительности. Писал этюд для Елены Прекрасной с племянницы Мамонтова юной Наталии Мамонтовой. Он искал в модели такого сходства, которое можно было выразить через позу и общее настроение. Васнецовские женские образы пленительны. Он писал только близких ему людей. Женский образ возвышается до божественного звучания, в нём переплетаются небесное и земное. Вымышленные образы героинь и портреты близких для Васнецова женщин: жена, дочери, племянницы, Вера и Елизавета Мамонтовы с разных сторон высветляют то, что называется русская женская душа. Они – олицетворение Родины, России.

Народные поэтические мотивы были известны Васнецову с юных лет, ещё в Рябове он слышал их от старухи няни и на деревне. О них Виктор Михайлович Васнецов вспоминал, как о давно ушедшем в прошлое дорогом детстве и милой юности. Эти мотивы были ему близки и памятны в последующие годы его дальнейшего художественного мастерства. Устное народное творчество – не только источник мудрости и красоты, но и вера в богатырское величие и прекрасное будущее. И Васнецов в полотнах показывает силу народа, способность к борьбе, что сделало русских людей могучими и великими. Это мощная эпическая песнь России, её великому прошлому. Защита Родины – одна из основных тем народного творчества. Воин, богатырь, защитник Русской земли – любимый образ преданий, былин и исторических песен. Былины – русские народные песни. Если сказку рассказывали, то былину пели. До слушателя их доносили певцы-сказители торжественным, величавым, медленным и спокойным тоном повествования, т.е. напевом. Эти песни славили богатырей, их подвиги. Они защищали Русскую землю, побеждали несметные полчища врагов, преодолевали любые препятствия. Во многих сказках и былинах герой оказывается перед выбором, по какой дороге продолжить путь. И всегда выбирает путь, ведущий через опасности. Он бесстрашно преодолевает все преграды и выходит победителем.

Картина «ВИТЯЗЬ НА РАСПУТЬЕ» возникла под впечатлением от былины «Илья Муромец и разбойники». В думах и переживаниях богатыря угадываются раздумья самого художника о выборе своего дальнейшего творческого пути. Что поддержано общим настроением картины, эпическим пейзажем. Былины рассказывают о событиях далёкого прошлого. В них изображаются сражения с врагами Русской земли. Они хранят память о прошлом нашей Родины. Это реальное. Герой былины, как уже говорилось, богатырь. Он отличается необыкновенной силой, мужеством и смелостью, огромным ростом (вымысел). В богатыре воплощается мощь русского народа, он идеальный герой. Победой русского воина заканчивается любая битва. Необходимость защиты родной земли – основная идея былин. Примером может служить следующее живописное произведение.

Самая крупная и значительная работа «БОГАТЫРИ» (1898, Государственная Третьяковская галерея) создавалась более 20 лет. Картину приобрёл Третьяков. В галерее был выстроен Васнецовский зал, в котором повесили полотно. Оно и теперь там находится. Написание этой картины Васнецов воспринимал для себя как гражданский долг, обязательство перед родным народом. Расставаться с ней было очень трудно и грустно. Она была любимым его детищем, к ней «всегда влеклось сердце, и тянулась рука». Богатырская застава на границе леса и поля – ни ворогу, ни зверю не пройти, птице не пролететь. Илья Муромец – «атаман большой, крестьянский сын». Конь у него огромный, выгнул шею колесом, сверкает раскалённым глазом. С таким не пропадёшь: «С горы на гору перескакивает, с холмы на холму перемахивает». Тяжело повернулся Илья в седле, ногу вынул из стремени, руку в узорной рукавице приставил к глазам. Зорко, сурово смотрит вдаль, приглядывается, нет ли где врага. По правую руку на белом мохнатом коне - Добрыня Никитич вынимает из ножен свой длинный, острый меч-кладенец, а щит у него горит, переливается жемчугами, самоцветами. Налево от Ильи Алёша Попович. Смотрит он лукаво красивыми, ясными глазами, вынул из цветного колчана стрелу, приладил к тонкой тетиве тугого лука. У седла висят гусли-самогуды. Наготове держит нагайку, чтобы хлестнуть коня. Взгляды героев направлены в ту сторону, откуда исходит опасность. Насторожились и повернули головы вправо кони – они чуют врага. Тонкими ноздрями внюхиваются в воздух, напрягли уши – готовы к бою. Породистые лошади сильны, на них могучие наездники. Сколько тяжести в богатырях?! Щит, шлем, доспехи – нелёгкая одежда, а ещё орудия: меч, щит, лук, палица. Тяжёлая ноша для коня, но богатырские лошади сильны, быстры, так же, как и их витязи. Могучая рука Ильи Муромца легко держит палицу. О ней в народе была сложена легенда, её вес 90 пудов: «Как махнёт ею Илья прямо – проложит улицу, махнёт ею налево – проложит переулочек». Васнецову удалось выразить тяжесть палицы и громадную физическую силу Ильи. Кони под стать богатырям, в этом выражается ощущение действительности прошлого, когда конь для всадника был всем: опорой, верным помощником в битве и в жизни. Васнецов показывает в богатырях главное – преданность родине, готовность служить ей. Необыкновенно сильный, мужественный, смелый, огромного роста богатырь всегда выходит победителем. В нём воплощается мощь русского народа, защитника Русской земли. Люди защищали рубежи родины сообща, именно в те далёкие времена появилась пословица: «Один в поле не воин». Воин, богатырь, защитник Русской земли – любимый образ былин. Сюжеты, образы, поэтика былин нашли отражение в русской литературе. Былины явились источником вдохновения не только художников (Васнецова), но и композиторов, режиссёров и т. д...

В картинах Васнецова, как и в русском народном творчестве воплощена, правда о народе, выражена любовь к русскому человеку и вера в самые лучшие, высокие его качества, дающие ему право на великое будущее. Творчество Васнецова на примере сюжетов из сказок и былин рассказывает о добре и правде, о силе и мужестве, о лучших качествах русского человека. После революции Васнецов продолжал работать над сказочными сюжетами. В 1883-1885 исполнил монументальное панно Каменный век в Круглом зале Исторического музея в Москве. В 1886 декорации к Снегурочке в Русской частной опере Саввы Мамонтова. В 1885-1886 расписывал Владимирский собор в Киеве, где работал так же и Нестеров, и руководил в нем художественными работами. По рисункам Васнецова построены церковь и Избушка на курьих ножках в Абрамцеве (1883), фасад Третьяковской галереи в Москве. (1901) и др. Он так же выполнял эскизы к мебели и другим произведениям декоративно-прикладного искусства. Во всех работах неуклонно следуя традициям русского искусства. Н.Ге увидел в его работах “синтез древнерусских и византийских черт, искусства прерафаэлитов и даже Микеланджело… но главное - это русский национальный дух”.

http://agniart.ru/biogr_vasnecov.xhtml

2023-05-15
06:00:50
Софья Леонидовна Прокофьева (14.05.1928) (6+)

Софья Леонидовна Прокофьева родилась в Москве 14 мая 1928 года. Выросла в доме известного востоковеда-япониста В.Марковой. Она и привила Прокофьевой интерес к фольклору и литературному творчеству. Окончила Московский художественный институт им. В.Сурикова, затем работала художником-иллюстратором. Писать сказки начала в начале 1950-х годов, после рождения сына. Сказки Прокофьевой прочитал Л.Кассиль, дал положительный отзыв и убедил публиковать. Первое произведение Прокофьевой вышло в 1957 году. С тех пор она написала более тридцати книг. Сказки Прокофьевой переведены более чем на двадцать языков.
Начав с небольших историй для самых маленьких ("Машины сказки"), Прокофьева вскоре перешла к жанру повести-сказки, который и стал ведущим в её творчестве. Все её произведения отличает тщательно разработанный динамичный сюжет. Прокофьева умеет построить интригу так, что постоянно держит читателя в напряжении, хотя положенный в основу сюжета мотив часто легко узнаваем, поскольку основан на традиционной борьбе добра со злом. Она говорит, что всегда заранее представляет структуру будущего произведения, в противном случае сюжет может рассыпаться в процессе работы. Поэтому и по объёму её произведения практически одинаковы - не более 5-6 печатных листов.
Пять повестей Прокофьевой объединены общим образом волшебника Алёши, который вместе со своими юными приятелями и котом Васькой совершает различные подвиги ("Ученик волшебника", "Глазастик и хрустальный ключ", "Остров капитанов", "Астрель и хранитель леса", "Принцесса Уэнни"). В настоящее время они объединены в цикл "Повелитель волшебных ключей".
Через нарисованную волшебником дверь герои сказок Прокофьевой попадают в сказочную страну, где с ними происходят удивительные приключения. В произведениях Прокофьевой тесно соединяются реальность и фантастика. Бытовая конкретность и правдоподобие фантастических приключений героев делают её сказки популярными среди читателей самого различного возраста. Сама же писательница подчёркивает, что пишет для тех, кому 9-12 лет. В некоторых повестях - "Зелёная пилюля" (1964), "Приключения жёлтого чемоданчика" (1966), "На старом чердаке" (1974) - рассказывается о событиях, которые происходят с обыкновенными людьми в легко узнаваемой бытовой обстановке современного города.
Проведя героев через испытания на храбрость, доброту, человечность, Прокофьева показывает, что никакие лекарства или волшебные средства не могут никому помочь стать честным и порядочным человеком. Книги Прокофьевой отличаются глубоким знанием психологии ребёнка. Описания построены на ярких, запоминающихся деталях. Отношения автора к героям и оценка их поступков обычно передаются в небольших, но ёмких ремарках, а также посредством введения оценочных деталей.
Прокофьева не называет точного места действия своих произведений, однако разбросанные по повествованию подробности, описания одежды, реакции героев на происходящие события помогают установить, что время действия в них совпадает с временем написания книг. Затронутые в произведениях Прокофьевой проблемы актуальны и сегодня, и её книги продолжают привлекать новые поколения читателей.
Немаловажную роль играет и оформление сказок Прокофьевой. Её первую книгу иллюстрировал В.Лебедев, работавший в своё время с С.Маршаком. Сама же Прокофьева считает лучшими иллюстрации, выполненные Г.Калиновским. В настоящее время Прокофьева начала работу над двумя новыми циклами, рассказывающими о приключениях популярных сказочных героев - Белоснежки и Кота в сапогах и шляпе. В каждый из них войдёт по нескольку небольших повестей, объединённых образами главных героев.
Кроме сказок, Прокофьева выпускает и пересказы известных произведений европейского фольклора для детей. Она подготовила небольшой цикл из трёх книг о детстве Роланда, короля Артура и Парсифаля, а также сборник легенд С.Лагерлёф.
Прокофьева также является автором сценариев, по которым поставлено около 20 короткометражных мультфильмов и 3 полнометражные картины - "Лоскутик и облако", "Остров капитанов", "Ученик волшебника", а также игровые фильмы - "Пока бьют часы", "Оставь окно открытым" и "Разговор без свидетеля", поставленный Н.Михалковым по одноимённой пьесе.
Прокофьева - лауреат ряда международных премий за книги и киносценарии. Она награждена серебряной медалью Венецианского биеннале, премией ФИПРЕССИ, а повесть "Не буду просить прощения" отмечена японской премией Кодаи (за лучшую книгу года).


http://www.loveread.ec/biography-author.php?author=Sophia-Prokofieva

2023-05-14
06:00:41
День Победы 9 мая (6+)

9 мая — День Победы в войне над фашистской Германией — является в России, бывших советских республиках и многих странах Европы одним из самых важных, трогательных и славных праздников.

В Берлинской операции 1945 года, которая стала завершающей в Великой Отечественной войне, были задействованы свыше 2,5 миллионов солдат и офицеров, 6250 танков и самоходных орудий, 7500 самолетов. Потери оказались огромными: по официальным данным, за сутки Красная Армия теряла более 15 тысяч солдат и офицеров. Всего в Берлинской операции советские войска потеряли 352 тысячи человек.

 В ходе операции широко использовались танки в городе. В подобных условиях танки не могли применить широкий маневр, в результате чего становились удобной мишенью для противотанковых средств гитлеровцев. Это также привело к высоким потерям: за две недели боев Красная Армия потеряла треть участвовавших в Берлинской операции танков и самоходных артиллерийских установок (самоходок), что составило 1997 единиц. Также было потеряно 2108 орудий и минометов и 917 боевых самолетов. В результате операции советские войска полностью разгромили 70 пехотных, 12 танковых и 11 моторизированных дивизий противника, взяли в плен около 480 тысяч человек.

9 мая 1945 года на Центральный аэродром имени Фрунзе приземлился самолет «Ли-2» с экипажем А.И. Семенкова, доставивший в Москву акт о капитуляции фашистской Германии. А 24 июня на Красной площади в Москве состоялся Парад Победы. Командовал парадом маршал Константин Рокоссовский, принимал парад — маршал Георгий Жуков.

На параде торжественным маршем прошли сводные полки фронтов: Карельского, Ленинградского, 1-го Прибалтийского, 3-го, 2-го и 1-го Белорусских, 1-го, 4-го, 2-го и 3-го Украинских, сводный полк Военно-Морского Флота. В составе полка 1-го Белорусского фронта особой колонной прошли представители Войска Польского. Впереди сводных полков фронтов шли командующие фронтами и армиями, Герои Советского Союза несли знамена прославленных частей и соединений. Парад завершился маршем 200 знаменосцев, бросавших знамена побежденных немецких войск на помост у подножия Мавзолея.

День Победы Советского Союза над фашистской Германией в Великой Отечественной войне был и остается одним из самых почитаемых праздников как в России, так и в странах СНГ. По славной традиции последних лет, повсеместно волонтерами раздаются георгиевские ленточки, которые не только ветераны, но и молодежь повязывают и носят как символ связи поколений и памяти о Великой Победе.

Также в этот день повсеместно проходят церемонии возложения цветов и венков к памятникам героям Великой Отечественной войны, проводятся различные мероприятия по чествованию ветеранов войны и работников тылового фронта, организуются праздничные концерты, уроки мужества в учебных заведениях, реконструкции сражений, военные парады, праздничные салюты и многое другое.

Традицией последних лет стало проведение 9 мая гражданско-патриотической акции «Бессмертный полк», которая сегодня стала международным общественным движением по сохранению личной памяти о поколении Великой Отечественной войны. Участники движения ежегодно в День Победы проходят колонной по улицам городов с фотографиями своих родственников — ветеранов армии и флота, партизан, подпольщиков, бойцов Сопротивления, тружеников тыла, узников концлагеря, блокадников, детей войны, — а также записывают семейные истории о них в Народную летопись на сайте движения «Бессмертный полк». К настоящему времени акция охватывает более 80 государств и территорий.

Источник

2023-05-09
06:00:09
7 мая – 120 лет со дня рождения русского поэта, переводчика Николая Алексеевича Заболоцкого (1903-1958)

Николай Алексеевич Заболоцкий (родился 24 апреля (по стар. стилю 7 мая) 1903 — умер 14 октября 1958 в Москве) — русский поэт.
Родился в восьми километрах от Казани, где его отец служил агрономом, а мать — сельской учительницей. Одно из впечатлений, составляющих исходный жизненный «фонд» его поэзии, — «и зима, огромная, просторная, нестерпимо блистающая на снежных пустынях полей, развертывала передо мной свои диковинные картины…». А рядом другое: «…человеческая жизнь вокруг была такая скудная! Особенно бедствовали марийцы — исконные жители этого края. Нищета, голод, трахома сживали их со свету…» В третьем классе сельской школы он уже «издавал» свой рукописный журнал и помещал там собственные стихи. С 1913 года по 1920-й учился в реальном училище в селе Сернур, вблизи маленького провинциального города Уржума, Вятской губернии, увлекался историей, химией, рисованием… 

2023-05-07
06:00:12
Праздник Весны и Труда 1 мая (6+)

1 мая в России отмечается Праздник Весны и Труда, который является праздничным выходным днем.

Первомай впервые был отпразднован в Российской империи в 1890 году в Варшаве, а в 1891 году уже в столице — Санкт-Петербурге. Данный праздник был установлен в июле 1889 года Парижским конгрессом II Интернационала в память о выступлении рабочих Чикаго 1 мая 1886 года.

Многие, кто жил во времена существования СССР, еще помнят первоначальное название праздника — День международной солидарности трудящихся. В Советском Союзе праздник часто назывался просто по числу — 1 Мая, был символом революции, непримиримой классовой борьбы, имел «политическую окраску». Он отмечался демонстрациями, украшенными портретами политических деятелей, передовиков производства, лозунгами, призывами, плакатами и диаграммами о достижениях в той или иной отрасли народного хозяйства, науки, культуры. Но постепенно этот контекст терялся.

Сегодня в Российской Федерации праздник утратил свой политический окрас, отмечается под названием Праздника Весны и Труда и является выходным днем. Официально День закреплен в статье 112 Трудового кодекса РФ от 30 декабря 2001 года.

Как бы ни называли этот майский день — Днем солидарности трудящихся или Праздником Весны и Труда, для многих 1 мая традиционно символизирует возрождение и приход весны.

Большой эмоциональный заряд, который он несет в себе, связан не только с ощущением весеннего пробуждения природы, но и с восприятием 1 Мая как общего торжества, сплачивающего всех россиян.

Источник

2023-05-01
06:00:00
Ярослав Гашек (30.04.1883-03.01.1923) (12+)

Гашек Ярослав (Hasek, Jaroslav) (1883–1923), чешский романист, снискавший всемирную славу антивоенным сатирическим романом «Похождения бравого солдата Швейка во время мировой войны» (Osudy dobreho vojaka Svejka za svetove valky).
Родился 30 апреля 1883 в Праге. Писал для газет, часто используя разные псевдонимы, случалось даже, что ради розыгрыша вел газетную полемику с самим собой. Во время Первой мировой войны служил в австрийской армии, но дезертировал и оказался в расположении русских частей. После революции 1917 вступил в России в большевистскую партию и два года служил советским комиссаром в Сибири.
Вернулся в Прагу в 1920, опубликовал роман о Швейке. Умер Гашек в Липнице (Чехия) 3 января 1923. Главное его произведение осталось незаконченным. Вышедшие в свет четыре тома подготовил к печати юморист Карел Ванек.
Главный герой созданного Гашеком шедевра, Швейк, кажется простаком. Его призвали в австрийскую армию и послали воевать с русскими. То ли умышленно, то ли в простоте душевной, но Швейк успешно проваливает все поручаемые ему задания. В итоге, подобно своему творцу, он присоединяется к русским. Роман о Швейке оказал влияние на всю мировую литературу.
Из подражаний заслуживают упоминания инсценировка романа Б.Брехтом (поставлена на сцене в 1959, после смерти драматурга) и роман Дж. Хеллера "Уловка-22" (1961), где карикатурное изображение войны также сопровождается фантастическими измышлениями и черным юмором.
Кроме романа о Швейке, Гашек опубликовал рассказы — чаще всего это сатирическое изображение жизни чешского города.
Ярослав Гашек почти всю жизнь не имел недвижимости в Чехии: квартиры или дома. Свой домик Гашек купил незадолго до своей смерти, когда он начал получать деньги за издания первых глав Швейка. До этого он жил в трактире «У чешской короны». В это время он уже был тяжело болен. Последние полгода своей жизни Ярослав Гашек уже не мог даже сам писать, и только диктовал, лежа в постели.


http://www.aphorisme.ru/about-authors/gashek/?q=2667

2023-04-30
06:00:21
24 апреля – 115 лет со дня рождения русской писательницы Веры Васильевны Чаплиной (1908-1994) (6+)

Так же, как дар музыканта, любовь к природе и животным, талант общения с ними проявляются у человека очень рано. Вероятно, в основе этих способностей — врожденное знание законов мировой гармонии. Некоторые люди чувствуют это острее других.
Таким человеком была Вера Васильевна Чаплина. По её собственному признанию, она любила животных с тех пор, как помнила себя, и не представляла без них жизни. Она даже думала, что именно любовь к щенятам, котятам и птенцам, забота о них помогли ей в страшные годы гражданской войны, когда в свои десять лет девочка пережила разлуку с семьёй, беспризорничество и жизнь в детском доме в Ташкенте. Многим детям из дворянских семей (а Вера принадлежала к старинному дворянскому роду) так и не суждено было увидеть своих родителей. Но Вере повезло: её нашла мать и увезла в Москву.

2023-04-24
06:00:43
23 апреля - Всемирный день книг и авторского права (12+)

23 апреля — символическая для мировой литературы дата — стала поводом для учреждения Всемирного дня книг и авторского права (World Book and Copyright Day). В этот день в 1616 году ушли из жизни М. Сервантес, У. Шекспир и Инка Гарсиласо де ла Вега. Это также день рождения или смерти таких известных авторов, как Морис Дрюон, X.Лакснесс, Дж.Пла и Мануэль Мехиа Вальехо.
Вполне естественно, что проходившая в 1995 году в Париже Генеральная конференция ЮНЕСКО решила отдать в этот день дань уважения книгам и авторам, призывая всех, и особенно молодежь, находить удовольствие в чтении и уважать незаменимый вклад тех, кто содействовал социальному и культурному прогрессу человечества. Тогда и был учрежден Всемирный день книг и авторского права и Премия ЮНЕСКО за пропаганду идеалов терпимости в детской и юношеской литературе.

2023-04-23
06:00:04
День Земли (6+)

Каждый год 22 апреля отмечается не просто большой, а поистине глобальный праздник — Международный день Матери-Земли (International Mother Earth Day) — день нашего общего уютного дома. Праздник был учрежден на 63-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 2009 году (резолюцией № A/RES/63/278, соавторами которой выступили более 50 государств-членов ООН) и отмечается, начиная с 2010 года, 22 апреля.Председатель 63-й сессии Генеральной Ассамблеи Мигель д'Эското Брокман заявил, что провозглашение в резолюции этого Международного дня является признанием того, что Земля и ее экосистемы являются нашим домом, обеспечивают человечеству жизнь, а также подтверждением обязательств, принятых на Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 году. Поэтому для достижения справедливого баланса между экономическими, социальными и экологическими потребностями нынешнего и будущих поколений необходимо содействовать гармонии с природой и планетой Земля.

 

2023-04-22
06:00:19
18 апреля 1874 родилась Ивана Брлич-Мажуранич (6+)

Не все её сказки переведены на русский язык, но у себя на родине её до сих пор называют "хорватским Андерсеном". Ивана Брлич-Мажуранич родилась 18 апреля 1874 года в городе Огулин, что расположен у подножия горы Клек на высоте 323 метра над уровнем моря. Рядом находится узкий и глубокий каньон реки Добра и "ob gula" (над обрывом) послужило именем для города. Семья Мажуранич была уважаемой и известной: отец - писатель, дед - поэт, да к тому же ещё и хорватский бан. Было любопытно узнать, что то слово, которое мы используем для обозначения "ссылки" неугодных интернет-собеседников, в Хорватии - правитель земли или области, права которому давал сам король. Дед Иван имел влияние не только на политику местности, но и пользовался большим уважением своей семьи. Позже, Ивана писала, что дедушка был одним из главных авторитетов в её жизни.

Ивана сочиняла стихи, небольшие рассказы, вела дневник. Владея несколькими иностранными языками девушка свои первые пробы пера делала на французском, он казался ей поэтичным, звучащим как музыка. А потом она встретила и свою любовь, адвоката Ватрослава Брлича, человека из такой же славной семьи, богатой традициями, как и сама Ивана. Городок Брод-на-Саве стал её второй родиной, туда её увёз супруг, там она родила семерых детей. В 1902 году вышел первый сборник стихов и сказок, который тут же стал популярным. Но читательское обожание принёс небольшой сказочный роман "Удивительные приключения подмастерья Хлапича", где парень-бедняк разыскивает дочь своего хозяина, претерпевая в пути много бед, но благодаря доброте находит-таки счастье. Сама же Ивана, да и литературные критики, считали главным трудом её жизни сборник сказок "Истории из старины", вышедший в 1916 году. Тонкое, я бы сказала нежное соединение, под пером Брлич-Мажуранич претерпевают славянские мифы и языческие хорватские предания. А их герои, Косенка, Регоч, Стрибор, Ягленац, Рутвица рассказывают читателям о простых и понятных человеческих чувствах, объясняют, что такое жизнь и как много в ней всего разного - плохого и хорошего. О степени признания произведений писательницы говорит тот факт, что её дважды выдвигали кандидатом на получение Нобелевской премии (1931 и 1938), а в 1937 году она стала членом Югославской академии наук и искусства и это первая женщина в истории академии.

 

Источник

2023-04-18
11:49:42
Международный день памятников и исторических мест 18 апреля (6+)

Девизом Международного дня памятников и исторических мест (International Day for Monuments and Sites), который отмечается в мире ежегодно 18 апреля, стали слова: «Сохраним нашу историческую родину».

Этот День, также известный как День всемирного наследия, установлен в 1982 году Ассамблеей Международного совета по вопросам охраны памятников и достопримечательных мест (ICOMOS), созданной при ЮНЕСКО.

Праздник отмечается с 1984 года с целью привлечь внимание общественности к вопросам защиты и сохранения всемирного культурного наследия. Также он дает возможность больше узнать о многообразии мирового наследия и о силах, которые прикладываются для его защиты и сохранения.

В России в настоящее время насчитывается примерно 150 тысяч объектов культурного наследия федерального и регионального значения. А базовым законом в области сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является Федеральный закон от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
К сожалению, данный закон соблюдается не всегда. Памятники, исторические места и заповедные зоны нещадно уничтожаются, а виновные в этом не несут, как правило, никакого наказания. По оценкам экспертов, ежегодно страна теряет до 200 памятников истории и культуры, и некоторые объекты культуры прошлого утеряны уже безвозвратно.

В Европе с историей обращаются гораздо бережнее, европейские страны сохраняют даже исторические ландшафты и пейзажи местности. Например, во Франции проводят восстановительные работы ландшафтов памятных мест даже после археологических раскопок. На севере Англии в практически нетронутом виде сохранен Адрианов вал, построенный при римском императоре Адриане для охраны северных рубежей империи и протянувшийся на 117 километров.
Сегодняшний праздник — повод еще раз привлечь внимание широкой общественности и представителей власти к вопросам защиты и сохранения различных местных памятников и исторических мест и объектов всемирного культурного наследия. К тому же в течение нескольких лет ICOMOS предлагает разные темы празднования Международного дня памятников и исторических мест.

Поэтому в этот день в рамках празднования проводятся различные конференции по вопросам сохранения и защиты культурного наследия, выступления ученых, выставки фоторабот, а также ряд других мероприятий. Так, например, в некоторые музеи и выставочные залы в этот день (также, как и в Международный день музеев) можно попасть бесплатно. А еще посетители могут побывать в архитектурных комплексах и исторических зданиях, которые в обычные дни закрыты для посещения.

Источник

2023-04-18
06:00:52
15 апреля родился немецкий поэт и художник Вильгельм Буш (6+)

Его ироничные стихи, его юмор были известны в конце 19-начале 20 веков. Сейчас это имя у нас позабыто, а ведь когда-то его книги для детей переводили для русских ребятишек Даниил Хармс и Константин Льдов, которые и сами были не прочь иногда поэтически похулиганить. Есть в Германии небольшой городок - Видензаль. Даже сейчас там живёт чуть больше тысячи человек, а в 1832 году это была совсем небольшая деревушка. И именно в этот год 15 апреля в Видензале родился Генрих Христиан Вильгельм Буш, будущий поэт-юморист и художник. Папа Вильгельма был торговцем, не сказать, чтобы слишком крупным, но в его пользу говорит лишь один факт: шестерых своих детей он не только воспитал достойными людьми, но и дал им образование, которое в дальнейшем позволило им стать обеспеченными и ни в чём не нуждаться. Вот и 9-летнему Вилли пришлось покинуть родной дом, чтобы дядя, пастор Георг Кляйне занимался его образованием, приглашая учителей на дом. Мальчишка был тогда маленький, худенький, но знания впитывал так, как будто был рослым и взрослым. Отец навещал сына и очень просил выучиться в будущем на машиностроителя.

Когда пришло время, юноша так и поступил, став студентом политехнического училища. Но он обожал рисовать и думал только об этом. Отец, конечно, переживал, но когда Вильгельм с 1851 по 1854 годы начал учиться в трёх художественных академиях разных городов Германии, содержал сына материально все эти годы и ни в чём его не упрекал. В Мюнхене, ещё во время третьей учёбы, юноша стал сотрудничать с двумя печатными изданиями, для которых писал рифмованный текст и иллюстрировал его. В середине 19-го века были очень популярны "Мюнхенские лубочные картинки". Листы с текстом народных сказок раскрашивались вручную, как правило, эти занимались дети и женщины. Вильгельм, взяв за основу подобный метод, стал выпускать и свои работы на отдельных листках, лишь через 5 лет издав их отдельной книгой под названием "Иллюстрированные проказы/Проказы в картинках". Эти "весёлые картинки" были основаны на том, что кто-то периодически попадал в неловкое или в неприятное положение: скрипачу сломали скрипку и поставили "синяк" под глазом, ребятишек-хулиганов придавило бочкой, на прогуливающегося модника упал мельничный жернов и так далее. Впрочем, манера письма Буша такова, что все эти ситуации воспринимаются легко, героям, вроде бы, сочувствуешь, но никакой трагедии не получается - одна комедия. Российские, а потом советские детишки знали о Вильгельме Буше по его историям про Макса и Морица, мальчишек-хулиганов, постоянно попадающих в нелепые ситуации.

При жизни Буша комикс о приключениях Макса и Морица выдержал 56 изданий и был продан в количестве 43 000 экземпляров. Учителя, которые сначала ругали автора за описание приключений хулиганов, потом не раз признавались, что комиксы очень повлияли на поведение подрастающего поколения в лучшую сторону. Вильгельм Буш стал одним из "отцов" жанра комикса, а рифмованные двустишия (вот откуда ноги у Владимира Вишневского растут :)) из "Проказ" немцы стали употреблять как поговорки. Например, "стать отцом не очень трудно, очень трудно быть отцом". Удивительно, но этим работам Буш придавал мало значения, считал их лишь способом приработка. Остаётся добавить, что Вильгельм Буш является автором более тысячи написанных маслом картин в стиле экспрессионизма. Большую их часть он уничтожил, а те, что остались, были выставлены для показов только лишь после его смерти.
Генрих Христиан Вильгельм Буш скончался 9 января 1908 года.

Источник

2023-04-15
11:06:46
День космонавтики 12 апреля (6+)

12 апреля в России отмечают День космонавтики в ознаменование первого космического полета, совершенного Юрием Гагариным.

Первоначально эта памятная дата была установлена Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 апреля 1962 года, подтверждена Указом Президиума Верховного Совета СССР № 3018-Х от 1 октября 1980 года «О праздничных, памятных днях», а затем закреплена Федеральным законом № 32-ФЗ от 13 марта 1995 года «О днях воинской славы и памятных датах России»

12 апреля 1961 года Юрий Гагарин на корабле «Восток» стал космическим первопроходцем. С 1968 года советский День космонавтики получил и официальное общемировое признание после учреждения Всемирного дня авиации и космонавтики.

Развитие пилотируемых полетов в Советском Союзе проходило поэтапно. От первых пилотируемых кораблей и орбитальных станций к многоцелевым космическим пилотируемым орбитальным комплексам. Советский Союз на протяжении десятилетий гордился успехами отечественной космонавтики — это и полет первой в мире женщины-космонавта В. Терешкова, и выход в открытый космос, и самый продолжительный в истории космонавтики полет.

За успешными полетами стоят тысячи людей десятков трудовых коллективов, которые делают все от них зависящее во имя прогресса космической отрасли.

К 12 апреля в честь праздника во многих регионах страны проходят всевозможные мероприятия — выставки, конференции, научно-просветительские и образовательные лекции и семинары, показы фильмов и многое другое. В Музее космонавтики в Москве к этой дате традиционно готовят специальные проекты. Ведь 12 апреля — день начала эпохи пилотируемых космических полетов — общий праздник, соединяющий прошлое, настоящее и будущее людей Земли.

Источник

2023-04-12
06:00:32
Контакты
353900 Новороссийск, ул. Губернского, 40
8 (8617) 72-03-90
Филиал №1 им.А.Гайдара
ул.Аршинцева, 50
(8617)27-91-79
Филиал №2
пр.Ленина, 31
(8617)72-62-16
Филиал №3
ул.Видова, 190
(8617)26-02-42
Филиал №4
ул.Видова, 123
(8617)21-37-38
Филиал №5
пр.Дзержинского, 210
(8617)64-94-62
Филиал №6
ул.Волгоградская, 44
(8617)22-34-83
Филиал №7
ул.Куникова, 62
(8617)63-76-35
Филиал №8
ул. Мефодиевская, 118 б
(8617)27-27-58
Филиал №9
ул. Первомайская, 9
(8617) 27-93-54
Заказ книг
ул.Губернского, 40
8 (8617) 72-03-90
Централизованная система детских бибилиотек г. Новороссийска. © 2010 - 2024