Заказать книги
0+
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

Люди. События. Факты

24 июля – 220 лет со дня рождения французского писателя Александра Дюма (1802-1870)

Александр Дюма (отец) (1802-1870) родился в маленьком городке Виллер-Котре, расположенном близ Парижа. Отец будущего писателя был генералом, сражавшимся в рядах республиканской армии; дед писателя, маркиз Дави де Ля Пайетри, был богатым колониальным помещиком, женившимся на своей рабыне-негритянке.
Генерал Дюма, будучи убежденным республиканцем, впал в немилость при Наполеоне и вышел в отставку. Он умер в 1806 году, не оставив семье достаточных средств для существования.
Проучившись несколько лет в местной школе, юный Дюма начинает трудовую жизнь в качестве писца у нотариуса в Виллер-Котре. В 1822 году Дюма переселяется в Париж, где при содействии друзей отца ему удается получить скромную должность в канцелярии герцога Орлеанского.
После трех лет упорного труда и усиленного чтения Дюма начинает свой писательский путь небольшим сборником рассказов "Современные новеллы" (1825), не отличающимся особыми литературными достоинствами.

2022-07-24
06:00:47
Иван Константинович Айвазовский (17.07.1817-19.04.1900) (6+)

Иван Константинович Айвазовский родился 17 июля 1817 года в Феодосии в семье армянского предпринимателя, позднее разорившегося.
Сначала учился в гимназии в Симферополе, затем в 1833 году поступил в Петербургскую Академию художеств, где с 1833 по 1839 годы учился у М.Н.Воробьева в пейзажном классе.
Появившаяся на академической выставке в 1835 году первая картина Айвазовского "Этюд воздуха над морем" сразу же получила хвалебные отзывы критики. В 1837 году живописец за три своих работы с морскими видами награждается большой золотой медалью.
Вскоре Айвазовский отправляется в Крым, получив задание написать ряд пейзажей с крымскими городами. Там он познакомился с Корниловым, Лазаревым, Нахимовым. Крымские работы художника также были успешно представлены на выставке в Академии художеств.
В 1840 году Айвазовский направляется по заданию Академии в Италию. Там он много и плодотворно работает, изучает классическое искусство. В Риме и других европейских городах проходят успешные выставки его работ.
Парижский Совет Академий награждает его золотой медалью. По возвращении в Россию Айвазовский получает звание академика, его направляют в Главный морской штаб, где художнику поручают нарисовать ряд балтийских видов.
Будучи живописцем Главного морского штаба Айвазовский принимает участие в ряде военных операций, создает картины с батальными сценами. Одним из самых известных произведений, написанным в 1848 году, стал "Чесменский бой".
Море предстает у Айвазовского как бы основой природы, в его изображении художнику удается показать всю жизненную красоту могучей стихии. Одной из самых известных картин Айвазовского стал его "Девятый вал", написанный в 1850 году.
Но Айвазовский оставил след в истории не только, как талантливый живописец, но и меценат. Скопив благодаря популярности своих работ немалый капитал, Айвазовский щедро занимался благотворительностью. На его деньги было выстроено здание археологического музея в Феодосии, проведено большое количество работ по благоустройству города.
Из его феодосийской мастерской вышло много известных художников - Куинджи, Лагорио, Богаевский.
Умер Иван Константинович Айвазовский 19 апреля 1900 года.

http://www.bibliotekar.ru/rusAyvaz/

2022-07-17
06:00:53
Леонид Львович Яхнин (11.07.1937-26.05.2018), русский писатель, переводчик (6+)

Визитная карточка писателя Леонида Яхнина — сказочная повесть «Площадь Картонных Часов», которая (отчасти благодаря замечательным иллюстрациям Виктора Чижикова) выдержала несколько изданий. С Яхниным-переводчиком сложнее — общее количество его переводов, пересказов, переложений и адаптаций различных произведений зарубежной литературы приближается к сотне. Леонид Львович даже получил Почётный Диплом имени Х.К.Андерсена за переводы кэрролловской «Алисы», хотя, если честно, вряд ли кто-то вспомнит его фамилию, перечисляя лучшие русские версии двух гениальных сказок Льюиса Кэрролла.
Необходимость иных пересказов и адаптаций порой и вовсе вызывает большие сомнения, слишком уж тотальным представляется подход Леонида Яхнина к мировому культурному наследию. Достаточно сказать, что он подверг творческой переработке мифы Древней Греции, Древнего Рима и Древней Руси, путешествия Синдбада-морехода, приключения Одиссея и сказку про Бову-королевича, сочинения Апулея и У.Шекспира, Ф.Рабле и А.Доде, Э.Т.А.Гофмана и В.Гауфа, Ш.Перро и М.Метерлинка, К.Грэма и Дж.Р.Р.Толкина.
Есть у него и «просто переводы». Стоит сказать «спасибо» трудолюбивому переводчику за то, что он познакомил нас с произведениями Ллойда Александера, Патриции Рэде, Дианы Дуэйн. Только вот за сказки Мадонны говорить «спасибо» почему-то не хочется. А между тем, Л.Яхнин перевёл их все.
http://bibliogid.ru/articles/675

2022-07-11
06:00:05
Роберт Энсон Хайнлайн (07.07.1907-08.05.1988) (12+)

Родился: 7 июля 1907 г., Батлер, Миссури, США Умер: 8 мая 1988 г., Кармел, Калифорния, США

РОБЕРТ ЭНСОН ХАЙНЛАЙН — американский писатель, один из крупнейших писателей-фантастов, во многом определивший лицо современной научной фантастики. Роберт Хайнлайн является самым влиятельным писателем умозрительной фантастики, чьи произведения захватывают умы новых и новых поколений. Хайнлайн опубликовал более 100 произведений, коротких рассказов и статей. Он выиграл шесть Премий Хьюго. По мотивам его произведений было поставлено четыре полнометражных кинофильма и пять телевизионных сериалов. Через пятнадцать лет после его смерти большинство его произведений продолжают издаваться на многих языках, и его влияние четко прослеживается в произведениях многих важных авторов сегодняшних дней. Основная тема, превалирующая во всех работах Хайнлайна - это практические преимущества деятельности людей в космосе. Несмотря на то, что он никогда не закрывал глаза на колоссальные расходы и отрицательные стороны последствий технологического роста, у него было ясное видение важности такого роста для прогресса человечества и способности его выживания. Значительная часть его произведений была опубликована задолго до того, как Нейл Армстронг сделал первый шаг по поверхности Луны. Он писал вопреки превалирующему в то время мнению о том, что такие попытки были непрактичными и невозможными. Большинство из тех, кто вырос на его романах, добились значительного прогресса в освоении космоса. Они работают в организациях аэрокосмической промышленности по всему миру. Многие их них говорят, что были впервые воодушевлены Робертом Хайнлайном и его произведениями и именно поэтому выбрали занятие. связанное с космосом. Сегодня в южном полушарии Марса есть небольшой элемент рельефа, названный кратером Хайнлайна в честь человека, ставшего самым любимым писателем, который мечтал о тех людях, которые когда-нибудь придут сюда жить и процветать.
Подробнее на livelib.ru:
https://www.livelib.ru/author/5738-robert-hajnlajn

2022-07-07
06:00:36
Александр Ефимович Курляндский (6+)

"Остроумие — опасный дар. Я понял это еще в шестом классе, когда выпустил сатирический журнал. Красиво выведя на тетрадном листе его название "Клизма" и девиз "Назначение клизмы — прочищать застои и запоры в мозгах людей", я нарисовал карикатурки на учителей. Журнал, изданный в единственном экземпляре, имел оглушительный успех: одноклассники передавали его по партам и тряслись от смеха. Подозрительное веселье привлекло внимание классной руководительницы, она подошла и захапала журнальчик! "Кто это сделал?!". Я сознался, и учительница вызвала в школу родителей". Так вспоминал о начале своего "творческого пути" человек, фамилию которого сразу вспомнят не все, но его мультфильмы, хоть по разу, но видели 99 % жителей нашей страны. "Баба-яга против", "Великолепный Гоша", "Возвращение блудного попугая", несколько выпусков "Ну, погоди!" и множество других мультов, показ которых на тв мы ждали с огромным нетерпением. Александр Ефимович Курляндский родился 1 июля 1938 года в Москве, в семье связистов (родители вместе учились в техникуме связи). Тот случай в школе, с которого я начала свой рассказ, не отбил у Александра охоту шутить: поступив в Московский инженерно-строительный институт, он сразу же начал издавать стенгазету и писать сценарии для капустников. Однажды ему предложили в помощь ещё одного весёлого студента, Александр с удовольствием согласился, так как уже был знаком с ним. На первом курсе, когда студентов привлекали в народную дружину, он прекрасно запомнил юношу, что без конца рассказывал анекдоты. Так состоялось знакомство, а потом многолетнее сотрудничество с Аркадием Хайтом, с которым потом долгие годы писал рассказы, сценки, пьесы и сценарии к "Ну, погоди!".

Аркадий и Александр сочиняли сценки для студенческого театра МГУ "Наш дом". Его руководитель Марк Розовский работал в юмористической радиопередаче "Весёлый спутник" и однажды попросил ребят написать юмореску. Получилось даже целых 2 миниатюры, одну отдали Марку, вторую – послали в "Крокодил". А потом Марк позвонил друзьям и заплатил целых 30 рублей, каждому. Курляндский потом вспоминал, что подобная сумма вызвала радостное удивление: "Аркадий тогда учился на последнем курсе, а я работал по распределению мастером и получал 90 рублей в месяц. А тут за час непрерывного хохота заплатили 30! Отец хвастался моими достижениями: "Я всегда острил бесплатно, а Сашка за это еще и деньги получает!".
Потом была служба в армии, а с 1964 года Александр Ефимович уже становится профессиональным литератором. Сначала он больше писал для взрослой аудитории, а затем его пригласили работать в "Союзмультфильм". "Ну, погоди!" был дебютом в мультипликации. Правда, работа режиссёра Котёночкина сначала не понравилась Курляндскому, но после третьего выпуска стало ясно – страна с восторгом приняла похождения Зайца и Волка, это успех и нужно делать продолжение сериала. 
Александр Ефимович умер 21 декабря 2020 года в возрасте 82 лет.

 

 

Материал подготовил отдел информационно-библиографического обслуживания ЦСДБ

2022-07-01
11:33:11
Елена Ильина (6+)

Когда заходит речь об этой писательнице, то все помнят лишь об одной написанной ею книге. По современным меркам книга устарела, но, удивительное дело, её до сих пор переиздают и читают! Что вам скажет имя Лия Яковлевна Маршак? Возможно, только то, что она какая-то родня всем известному поэту Самуилу Яковлевичу. Впрочем, не "какая-то", а сестра и это совершенно точный факт.
А если я скажу, что Лия Яковлевна написала "Четвёртую высоту"? Вот, почти всё прояснилось и многие из нас прекрасно помнят, что автор книги - Елена Ильина. Такое бывает у писателей - творила Лия под псевдонимом. И в историю детской литературы вошла как создательница повести о детстве и юности участницы Великой Отечественной войны Гули Королёвой, погибшей под Сталинградом.
Почему же до сих пор жива история о Королёвой, почему её биография вызывает читательский интерес и, несмотря на печальный финал, дети вновь и вновь берут книгу в библиотеке? Яркий пример того, как интерес эпизодический (обращение к чтению время от времени) превращается в устойчивый, то бишь, книга прошла проверку временем. Скорее всего, это произошло потому, что Елена Ильина знала Гулю (Марионеллу) ещё ребёнком, восхищалась ею и старалась донести это восхищение до нас: "Я буду рада, если для тех, кто узнает Гулю Королёву по страницам этой книги, она станет - хотя бы отчасти - такой же близкой, какой она была для тех, кто узнал и полюбил её в жизни".
Лия Яковлевна родилась 29 июня 1901 года в городке Острогожск. Мама и папа ушли рано из жизни, и Лия была очень привязана к брату Илье, они считали себя "осколками ранее крепкой и дружной семьи" - старшие братья и сёстры создали свои семьи и разлетелись по стране.
В 1926 году Лия закончила Ленинградский институт истории искусства, но печататься в прессе стала чуть раньше - её произведения публиковали практически во всех тогда существовавших детских журналах. Рассказы, стихи, детские сказки были очень тепло приняты школьниками. Сборники "Пушистый гость", "Топ-топ", "Шум и шумок" выходили один за другим. Занималась писательница и переводами иностранной литературы на русский язык. Вышла замуж, стала носить фамилию Прейс, но потом пришла беда.
Её супруга, учёного-историка обвинили в "извращении марксистско-ленинской идеологии", и Лия Яковлевна также оказалась в числе врагов народа. Тюрьма, потом ссылка - всё это подорвало здоровье писательницы, и в 1964 году она скончалась. Похоронена в Москве, на Новодевичьем, вместе со своим мужем, пережив его всего лишь на 6 лет.

 

 

Материал подготовлен отделом информационно-библиографического обслуживания ЦСДБ

2022-06-29
13:09:07
26 июня - 100 лет со дня рождения русского писателя Юрия Яковлевича Яковлева (1922–1996) (6+)

Юрий Яковлевич Яковлев — советский писатель и сценарист, автор книг для подростков и юношества. Родился 22 июня 1922 года в Ленинграде.
Призван на военную службу в ноябре 1940 года, участвовал в обороне Москвы, ранен. Потерял мать в блокадном Ленинграде.
Окончил Литературный институт им. М.Горького (1952). Журналист. "Сотрудничал в газетах и журналах и ездил по стране. Был на строительстве Волго-Донского канала и Сталинградской ГЭС, в колхозах Винницкой области и у нефтяников Баку, участвовал в учениях Прикарпатского военного округа и шел на торпедном катере по пути дерзкого десанта Цезаря Куникова; стоял ночную смену в цехах Уралмаша и пробирался плавнями Дуная с рыбаками, возвращался к руинам Брестской крепости и изучал жизнь учителей Рязанской области, встречал в море флотилию «Слава» и бывал на погранзаставах Белоруссии" (из автобиографии).

2022-06-26
06:00:42
22 июня – 115 лет со дня рождения русского писателя Андрея Сергеевича Некрасова (1907-1987)

Андрей Некрасов родился в 1907 г. в Москве. В молодости переменил много профессий, работал на флоте, с которым и связаны темы его основных произведений. «Я ловил треску в Баренцевом море, мыл золото на Амуре, бурил нефть на Сахалине, выстаивал трудные вахты у раскалённых топок судовой кочегарки, бил моржей в Беринговом проливе, добывал китов в Тихом океане…».
Публиковаться он начал в 1928 г., преимущественно писал произведения для детей. В 1935 г. вышел его сборник рассказов «Морские сапоги», а в 1936 г. он, совместно с Б. Житковым, Б. Ивантером, Б. Шатиловым, написал книгу «Повесть о товарище Кирове».
Наиболее известная книга Некрасова – юмористическая повесть «Приключения капитана Врунгеля», в которой автор рисует фантастические похождения незадачливого мореплавателя. Её первое издание увидело свет в 1937 г., впоследствии она выдержала несколько изданий и была переведена на многие языки.

2022-06-22
06:00:02
8 июня – 185 лет со дня рождения русского художника Ивана Николаевича Крамского (1837-1887)

Один из создателей Артели художников и Товарищества передвижников, утверждавший принципы реалистического искусства. Замечательны по глубине социальной и психологической характеристики портреты деятелей русской культуры («Л. Н. Толстой», 1873; «Некрасов», 1877-78) и крестьян («Полесовщик», 1874). Тематические полотна посвящены философско-этическим проблемам («Христос в пустыне», 1872), раскрытию сложных душевных движений («Неутешное горе», 1884).
Биография Ивана Николаевича Крамского
Родился в бедной мещанской семье. Ранняя карьера Крамского сложилась «многопрофильно» — типично для интеллигента-разночинца: был канцеляристом-переписчиком, подмастерьем у иконописца, работал ретушером у странствующего фотографа. Учился в Академии художеств (1857-63). Жил и работал в Петербурге.

2022-06-08
06:00:59
31 мая родился Константин Георгиевич Паустовский (12+)

Будущий писатель родился 31 мая 1892 года в Москве, в семье семье железнодорожного статистика Георгия Максимовича Паустовского. По воспоминаниям писателя, его отец был неисправимым мечтателем, из-за чего семья часто переезжала и, в конце концов, остановилась в Киеве. Костя учился в гимназии, а когда был в 6 классе, отец ушёл из семьи. Пришлось парню самостоятельно зарабатывать на жизнь и учебу репетиторством. Помощи было ждать неоткуда, ведь в семье было четверо детей - ещё два брата и сестра.

В автобиографическом очерке "Несколько отрывочных мыслей" (1967) Паустовский писал: "Желание необыкновенного преследовало меня с детства. Мое состояние можно было определить двумя словами: восхищение перед воображаемым миром и - тоска из-за невозможности увидеть его. Эти два чувства преобладали в моих юношеских стихах и первой незрелой прозе". Часто так бывает, что на творчество одного писателя оказывает большое влияние другой. Таким влиятельным человеком для Паустовского был Александр Грин.

Своё "спасибо" Грину Константин Георгиевич сказал очень мощно: он стал первым, кто заново открыл Грина для читателей. К началу 30-х годов ХХ века имя Грина было практически забыто и Паустовский приехал в Старый Крым, разыскал домик, в котором прожил до самой смерти больной Грин. Увиденное и услышанное от вдовы поразило писателя: "Удивился я, когда узнал биографию Грина, узнал его неслыханно тяжелую жизнь отщепенца и неприкаянного бродяги. Было непонятно, как этот замкнутый и избитый невзгодами человек пронес через мучительное существование великий дар мощного и чистого воображения, веру в человека и застенчивую улыбку".

Многие последующие годы он борется за то, чтобы произведения Грина были опубликованы. Вместе с Ниной Николаевной Грин подобрали 18 рассказов, Паустовский написал вступительную статью. Но "Детгиз" затягивал выпуск сборника, который был опубликован лишь в 1940 году. Паустовскому удалось настоять на включение в сборник и повести "Алые паруса". Он давал материалы о Грине и в другие издательства и в этом же году "Советском писатель" издал однотомник избранных произведений Грина, хотя планировалось выпустить собрание сочинений.
Я сознательно не привожу большое количество биографических подробностей, т.к. есть замечательная автобиография "Повесть о жизни". В ней автор рассказывает и о своём детстве, о юности, о том, каким катком прошлись по его семье Первая мировая и Гражданская войны; вспоминает о своих поездках по стране, о работе журналистом; говорит о том, как проходили годы Великой Отечественной; как работал над книгами, пьесами... Писатель был главным составителем сборников "Литературная Москва", "Тарусские страницы", более десяти лет вёл семинар прозы в Литературном институте им. М. Горького, был заведующим кафедрой литературного мастерства, посетил множество стран.

Многие из читателей знают о том, что творчество писателя обожала актриса Марлен Дитрих. "...Однажды я прочитала рассказ „Телеграмма“... Он произвёл на меня такое впечатление, что ни рассказ, ни имя писателя, о котором никогда не слышала, я уже не могла забыть...". И когда актриса приехала на гастроли в Россию, очень живо интересовалась другими книгами Паустовского, его жизнью. Мечтала встретиться и эта мечта исполнилась. На одном из её концертов присутствовал писатель, вышел на сцену и Дитрих опустилась перед ним на колени. "Он вскоре умер. У меня остались его книги и воспоминания о нём. Он писал романтично, но просто, без прикрас. Я не уверена, что он известен в Америке, но однажды его „откроют“... Он - лучший из тех русских писателей, кого я знаю. Я встретила его слишком поздно".

 

Материал подготовлен отделом справочно-библиографической информации ЦСДБ

2022-05-31
12:30:06
Паустовский Константин Георгиевич (31.05.1892-14.07.1968) (6+)

Паустовский Константин Георгиевич (1892-1968), русский писатель. Родился 19 (31) мая 1892 в Москве в семье железнодорожного статистика. Отец, по словам Паустовского, "был неисправимым мечтателем и протестантом", из-за чего постоянно менял места работы. После нескольких переездов семья поселилась в Киеве. Паустовский учился в 1-й Киевской классической гимназии. Когда он был в шестом классе, отец оставил семью, и Паустовский был вынужден самостоятельно зарабатывать на жизнь и учебу репетиторством.
В автобиографическом очерке «Несколько отрывочных мыслей» (1967) Паустовский писал: "Желание необыкновенного преследовало меня с детства. Мое состояние можно было определить двумя словами: восхищение перед воображаемым миром и - тоска из-за невозможности увидеть его. Эти два чувства преобладали в моих юношеских стихах и первой незрелой прозе". Огромное влияние на Паустовского, особенно в годы юности, оказал А.Грин.
Первый небольшой рассказ Паустовского «На воде» (1912), написанный в последний год учебы в гимназии, был напечатан в киевском альманахе "Огни".
По окончании гимназии Паустовский учился в Киевском университете, затем перевелся в Московский университет. Первая мировая война заставила его прервать учебу. Паустовский стал вожатым на московском трамвае, работал на санитарном поезде. В 1915 с полевым санитарным отрядом отступал вместе с русской армией по Польше и Белоруссии.
После гибели на фронте двух старших братьев Паустовский вернулся к матери в Москву, но вскоре снова начал скитальческую жизнь. В течение года работал на металлургических заводах в Екатеринославе и Юзовке и на котельном заводе в Таганроге. В 1916 стал рыбаком в артели на Азовском море. Живя в Таганроге, Паустовский начал писать свой первый роман «Романтики» (1916-1923, опубл. 1935). Этот роман, содержание и настроение которого соответствовали его названию, был отмечен авторским поиском лирико-прозаической формы. Паустовский стремился создать целостное сюжетное повествование о том, что ему довелось увидеть и почувствовать в юности. Один из героев романа, старый Оскар, всю жизнь противился тому, что его пытались превратить из художника в добытчика. Основной мотив «Романтиков» - судьба художника, который стремится преодолеть одиночество, - впоследствии встречался во многих произведениях Паустовского.
Февральскую и Октябрьскую революции 1917 Паустовский встретил в Москве. После победы советской власти начал работать журналистом и "жил напряженной жизнью газетных редакций". Но вскоре писателя вновь "завертело": он уехал в Киев, куда перебралась его мать, пережил там несколько переворотов во время Гражданской войны. Вскоре Паустовский оказался в Одессе, где попал в среду молодых писателей - И.Ильфа, И.Бабеля, Э.Багрицкого, Г.Шенгели и др. Прожив два года в Одессе, уехал в Сухум, затем перебрался в Батум, потом - в Тифлис. Странствия по Кавказу привели Паустовского в Армению и северную Персию.
В 1923 Паустовский вернулся в Москву и начал работать редактором РОСТА. В это время печатались не только его очерки, но и рассказы. В 1928 вышел первый сборник рассказов Паустовского «Встречные корабли». В том же году был написан роман «Блистающие облака». В этом произведении детективно-авантюрная интрига сочеталась с автобиографическими эпизодами, связанными с поездками Паустовского по Черноморью и Кавказу. В год написания романа писатель работал в газете водников "На вахте", с которой в то время сотрудничали А.С.Новиков-Прибой, М.А.Булгаков (одноклассник Паустовского по 1-й Киевской гимназии), В.Катаев и др.
В 1930-е годы Паустовский активно работал как журналист газеты "Правда" и журналов "30 дней", "Наши достижения" и др., побывал в Соликамске, Астрахани, Калмыкии и многих других местах - по сути, объездил всю страну. Многие впечатления этих поездок "по горячим следам", описанные в газетных очерках, воплотились в художественных произведениях. Так, герой очерка 1930-х годов «Подводные ветры» стал прототипом главного героя повести «Кара-Бугаз» (1932). История создания «Кара-Бугаза» подробно описана в книге очерков и рассказов Паустовского «Золотая роза» (1955) - одном из самых известных произведений русской литературы, посвященных осмыслению природы творчества. В "Кара-Бугазе" Паустовскому удалось рассказать о разработке залежей глауберовой соли в заливе Каспия так же поэтично, как о странствиях юноши-романтика в своих первых произведениях.
Преображению действительности, созданию рукотворных субтропиков посвящена повесть «Колхида» (1934). Прототипом одного из героев Колхиды стал великий грузинский художник-примитивист Н.Пиросмани.
После выхода в свет «Кара-Бугаза» Паустовский оставил службу и стал профессиональным писателем. По-прежнему много ездил, жил на Кольском полуострове и на Украине, побывал на Волге, Каме, Дону, Днепре и других великих реках, в Средней Азии, в Крыму, на Алтае, в Пскове, Новгороде, в Белоруссии и других местах.

Особое место в его творчестве занимает Мещерский край, где Паустовский подолгу жил один или с друзьями-писателями - А.Гайдаром, Р.Фраерманом и др. О любимой им Мещере Паустовский писал: "Самое большое, простое и бесхитростное счастье я нашел в лесном Мещерском краю. Счастье близости к своей земле, сосредоточенности и внутренней свободы, любимых дум и напряженного труда. Средней России - и только ей - я обязан большинством написанных мною вещей. Я упомяну только главные: «Мещерская сторона», «Исаак Левитан», «Повесть о лесах», цикл рассказов «Летние дни», «Старый челн», «Ночь в октябре», «Телеграмма», «Дождливый рассвет», «Кордон 273», «Во глубине России», «Наедине с осенью», «Ильинский омут» (речь идет о рассказах, написанных в 1930-1960-е годы). Среднерусская глубинка стала для Паустовского местом своеобразной "эмиграции", творческим - а возможно, и физическим - спасением в период сталинских репрессий.
В годы Великой Отечественной войны Паустовский работал военным корреспондентом и писал рассказы, среди них «Снег» (1943) и «Дождливый рассвет» (1945), которые критики назвали нежнейшими лирическими акварелями.
В 1950-е годы Паустовский жил в Москве и в Тарусе на Оке. Стал одним из составителей важнейших коллективных сборников демократического направления «Литературная Москва» (1956) и «Тарусские страницы» (1961). В годы "оттепели" активно выступал за литературную и политическую реабилитацию гонимых при Сталине писателей - Бабеля, Ю.Олеши, Булгакова, Грина, Н.Заболоцкого и др.
В 1945-1963 Паустовский писал свое главное произведение - автобиографическую «Повесть о жизни», состоящую из шести книг: «Далекие годы» (1946), «Беспокойная юность» (1954), «Начало неведомого века» (1956), «Время больших ожиданий» (1958), «Бросок на юг» (1959-1960), «Книга скитаний» (1963). В середине 1950-х годов к Паустовскому пришло мировое признание. Паустовский получил возможность путешествовать по Европе. Он побывал в Болгарии, Чехословакии, Польше, Турции, Греции, Швеции, Италии и др. странах; в 1965 долго жил на о.Капри. Впечатления от этих поездок легли в основу рассказов и путевых очерков 1950-1960-х годов «Итальянские встречи», «Мимолетный Париж», «Огни Ла-Манша» и др.
В 65-м году путем сложных дипломатических интриг Советскому Союзу удалось изменить решение Нобелевского комитета о присуждении премии Константину Паустовскому и в самый последний момент вручить ее Шолохову. А в Италии и Швеции уже были изданы в "нобелевской" серии однотомники К. Паустовского.
Творчество Паустовского оказало огромное влияние на писателей, принадлежащих к так называемой "школе лирической прозы", - Ю.Казакова, С.Антонова, В.Солоухина, В.Конецкого и др.

Паустовский умер в 1968 году в Москве и согласно его завещанию похоронен на городском кладбище Тарусы. Место, где находится могила, - высокий холм, окруженный деревьями с просветом на реку Таруску, - было выбрано самим писателем. Могила располагается в зеленом квадрате, окруженном дорожками. В изголовье лежит камень неотшлифованного красного гранита, на котором с одной стороны помещена надпись "К.Г. Паустовский", а с другой "1892 - 1968".

Источник

2022-05-31
06:00:40
Ро́джер Джо́зеф Желя́зны (13 мая 1937 — 14 июня 1995) (12+)

Ро́джер Джо́зеф Желя́зны (англ. Roger Joseph Zelazny; 13 мая 1937, Юклид, Огайо, США — 14 июня 1995, Санта-Фе, Нью-Мексико, США) — американский писатель-фантаст.
Роджер Желязны родился 13 мая 1937 года в городе Юклид (штат Огайо) в семье поляка Юзефа Желязны (Żelazny по-польски означает «железный») и ирландки Жозефины Суит Желязны. Уже в десять лет Роджер писал сказки. В 1955 году окончил среднюю школу и поступил на отделение психологии в кливлендский Кейсовский технологический институт. Сменил специальность, перейдя на отделение английской словесности с факультета психологии. Через два года сдал на бакалавра и перебрался в Колумбийский университет (штат Нью-Йорк). В 1962 году получил степень магистра в Колумбийском университете по специальности «Драма Елизаветинской и Яковианской эпох».

В годы учёбы Желязны занимался дзюдо и восточными единоборствами, писал и издавал стихи, писал, но не издавал фантастические рассказы, учился играть в шахматы, изучал хинди и японский, увлёкся медитацией и мистикой.

В конце 1960 года вступил в ряды Национальной гвардии, прослужил в Техасе шесть месяцев. С 1963 года по 1966 год был резервистом армии США. Одно время входил в состав боевого расчёта ракет «Ника» (англ. Nike), а последние годы службы провёл в подразделении психологической войны, откуда и был с почётом уволен в запас.

В 1962 году журнал «Amazing Stories» опубликовал его первый рассказ «Игра страстей». Первую номинацию на премию «Хьюго» он получил за повесть «Роза для Экклезиаста» (1963), а в 1965 году его ждал полный успех — одна премия «Хьюго» и сразу две «Небьюла».

В 1964 году женился на Шэрон Стиберл (англ. Sharon Steberl) и развёлся в 1966 году. После Национальной гвардии он работал в системе социального страхования. В 1965 году его перевели на службу в Балтимор, штат Мэриленд, одновременно в 1967—1968 годах являлся секретарём-казначеем Ассоциации писателей-фантастов. В Балтиморе он встретил Джуди Кэллахан (англ. Judith Alene Callahan), на которой женился 20 августа 1966 года, и которая родила ему троих детей — сыновей Девина (1971) и Джонатана Трента (1976), а также дочь Шаннон (1979).

В 1968 году, по совету Роберта Силверберга, Роджер Желязны заводит себе литературного агента. В 1969 году увольняется с государственной службы и становится профессиональным писателем. В 1975 году решает с семьёй переехать из Балтимора в Санта-Фе (штат Нью-Мексико). Известно, что Желязны перед смертью развёлся с женой и жил некоторое время с Джейн Линдскольд, с которой написал несколько романов.

В Санта-Фе Роджер Желязны написал большинство своих книг, получил чёрный пояс по айкидо, воспитывал своих детей и работал «чтецом» фантастических рассказов на радио.

На счету Р. Желязны около 20 романов и четыре сборника рассказов. Он шесть раз получал премию «Хьюго», три — «Небьюла», один раз — французскую «Аполло», был удостоен премии журнала «Локус» за создание «Хроник Амбера». Написал несколько произведений в соавторстве с Филипом Диком, Фредом Саберхагеном, Томасом Т. Томасом и Робертом Шекли.

Серия романов «Хроники Амбера» объединена сквозным сюжетом и общими главными героями.

Роджер Желязны скончался 14 июня 1995 года на 59-ом году жизни в больнице Сент-Висент города Санта-Фе от почечной недостаточности, вызванной колоректальным раком. Тело писателя было кремировано, а прах, согласно его воле, развеян над горами возле Санта-Фе.

Источник

2022-05-13
06:00:58
Галина Щербакова (10.05.1932-23.03.2010) (12+)

Галина Щербакова родилась 10 мая 1932 года в Дзержинске Донецкой области. Закончив педагогический институт в Челябинске, несколько лет работала учительницей русского языка и литературы, потом в газете. «Газета - самая дальняя дорога к писательству, - считает Галина Николаевна, — журналистика затягивает и уводит в сторону». Но это было давно. Сейчас у писателя Щербаковой более двадцати книг, последняя, «Подробности мелких чувств».
"Чтобы я не умерла во младенчестве, бабушка сдала обручальные кольца в торгсин. На вырученные деньги была куплена манная крупа. С тех пор кольца и манка - сакральные понятия моей жизни. В сороковом году я пошла в школу и успела закончить только первый класс. Немцы вступили в город осенью. Несмотря на то, что школа была открыта, родители меня не пустили во второй класс. Целый год я наблюдала, как мои сверстники исправно посещали уроки. К несчастью, немцы «застряли» в городе надолго. Наступил новый учебный год, и снова оставаться дома уже было делом бессмысленным. Идти во второй класс было обидно, поскольку мои одногодки учились в третьем. Но учительница знала меня, мою семью, и меня быстро перевели в третий. Помню, как потрясло склонение существительных. Мой мозг отказывался эту информацию воспринимать. Но я была упрямой и самолюбивой и через некоторое время наверстала упущенный год. В детстве это легко. Главное впечатление войны. Рядом с нами жила еврейская семья, я очень дружила с соседским мальчиком. Внезапно эти люди исчезли. Позже я узнала, что всю семью расстреляли. Для меня это было страшным потрясением. С тех пор у меня просто зверская ненависть к антисемитам. И я не знаю большего греха, чем национальная неприязнь".
Галина Щербакова - автор более 20 книг. Первая повесть - «Вам и не снилось». Среди произведений Галины Щербаковой - повести, романы: «Вам и не снилось», «Дверь в чужую жизнь», «Актриса и милиционер», «Армия любовников», «У ног лежачих женщин», «Косточка авокадо», «Подробности мелких чувств», «Митина любовь», «Кровать Молотова», «Не бойтесь! Мария Гансовна уже скончалась», «Радости жизни», «Восхождение на холм царя Соломона с коляской и велосипедом».
По повести Галины Щербаковой «Вам и не снилось» на киностудии имени М. Горького был снят одноименный фильм (режиссер - Илья Фрэз), ставший лидером проката (26,1 млн. зрителей). По опросу читателей журнала «Советский экран» фильм был назван лучшим фильмом 1981 года, а на Всесоюзном кинофестивале в Вильнюсе получил Приз.
23 марта 2010 года Галина Щербакова скончалась. Похоронена на Миусском кладбище в Москве.

Источник

2022-05-10
06:00:23
19 апреля – 120 лет со дня рождения русского писателя Вениамина Александровича Каверина (н.ф.Зильбер) (1902-1988)

Родился 19 апреля 1902 г. в Пскове в семье военного музыканта. Учился в Псковской гимназии, школу закончил в Москве.
В 1920 г. переехал в Петроград; занимался одновременно на историко-философском факультете Петроградского университета и в Институте восточных языков (окончил в 1923— 1924 гг.).
С молодости Каверин дружил с писателем Ю. Н. Тыняновым, на сестре которого был женат; именно Тынянов посоветовал ему после неудачных поэтических опытов обратиться к прозе.
Уже первый его рассказ «Одиннадцатая аксиома» (1920 г.) привлёк внимание М. Горького. В 1921 г. Каверин вошёл в группу «Серапионовы братья», объединившую молодых литераторов. В их альманахе появилась повесть «Хроника города Лейпцига за 18… год», написанная Кавериным в духе Э. Т. А. Гофмана.

2022-04-19
06:00:35
Марсель Эме (29.03.1902-14.10.1967) 6+

Эме Марсель
Известному французскому писателю Марселю Эме (1902—1967) блестяще удавались не только серьезные книги для взрослых, но и детские произведения. Критики называют его продолжателем традиций Лафонтена и Шарля Перро, а "Сказки кота Мурлыки" давно стали классикой детской литературы. Во всем мире и дети, и взрослые с удовольствием читают эти добрые истории о сестренках Дельфине и Маринетте и их друзьях, животных с фермы. По традиции, сказки выходят двумя отдельными томами: "Красная книга" и "Синяя книга".
Некоторые исследователи полагают, что несмотря на все регалии и награды, включая орден Почётного легиона, Марсель Эме до сих пор недооценён как писатель. И сравнивают его — ни много, ни мало — с Сартром и Камю.
Сам он уверял, что начал писать совершенно случайно: болел, скучал и, чтобы как-то скоротать время, занялся бумагомаранием. В литературной жизни он всегда держался сам по себе, стараясь не примыкать ни к одному из течений-направлений: "Я пишу исключительно для собственного удовольствия", — неоднократно повторял он. А уж подумать о том, чтобы вступить в какую-либо политическую партию, — ну нет, это точно было не для Эме. "Единственная подходящая для писателя партия — это его творчество", — таково было его твёрдое убеждение.
Критики нередко пасовали перед своеобразием романов Эме, сочетавших в себе сочный юмор и причудливую фантастику, безупречную логику и элементы прозы абсурда. Впрочем, почти все так или иначе отдавали должное его прирождённому "галльскому остроумию", которое, очевидно, и помогало ему отстаивать в литературе своё право на вымысел: "Если бы Бог создавал лишь то, что видел, он ничего бы не создал", — замечает герой рассказа Эме "Оскар и Эрик".
Порой буйное воображение уводило писателя в пространство чистой сказки, и тогда из-под его пера выходили удивительные истории про двух симпатичных девочек — Дельфину и Маринетту, друживших с одним большим и хитрым котом. Из этих историй Эме составил "Красную книгу сказок кота Мурлыки" и "Голубую книгу сказок кота Мурлыки".

Подробнее: https://www.labirint.ru/authors/21421/

2022-03-29
06:00:13
Контакты
353900 Новороссийск, ул. Губернского, 40
8 (8617) 72-03-90
Филиал №1 им.А.Гайдара
ул.Аршинцева, 50
(8617)27-91-79
Филиал №2
пр.Ленина, 31
(8617)72-62-16
Филиал №3
ул.Видова, 190
(8617)26-02-42
Филиал №4
ул.Видова, 123
(8617)21-37-38
Филиал №5
пр.Дзержинского, 210
(8617)64-94-62
Филиал №6
ул.Волгоградская, 44
(8617)22-34-83
Филиал №7
ул.Куникова, 62
(8617)63-76-35
Филиал №8
ул. Мефодиевская, 118 б
(8617)27-27-58
Филиал №9
ул. Первомайская, 9
(8617) 27-93-54
Заказ книг
ул.Губернского, 40
8 (8617) 72-03-90
Централизованная система детских бибилиотек г. Новороссийска. © 2010 - 2023