Заказать книги
0+
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

Люди. События. Факты

Белов Василий Иванович (23.10.1932-04.12.2012) (12+)

Василий Иванович Белов — русский писатель, один из крупнейших представителей «деревенской прозы».
Родился 23 октября 1932 года в деревне Тимониха (ныне Харовский район Вологодской области). Выходец из крестьянской среды русского Севера. Его отец, Иван Федорович Белов, погиб на войне, мать Анфиса Ивановна в одиночку растила детей (в своих воспоминаниях «Невозвратные годы» Василий Иванович Белов подробно описывает всех деревенских родственников). После семи лет обучения в деревенской школе окончил ФЗО в городе Сокол, где получил специальность слесаря 5-го разряда, освоил специальности моториста и электромонтера. Служил в Ленинграде (1952—1955 гг.). В газете Ленинградского военного округа опубликовал первые стихи «На страже Родины», а затем поступил учиться в Литературный институт имени А. М. Горького.
С 1964 года постоянно жил в Вологде, не порывая связь с «малой родиной» — Тимонихой, в которой черпал материал для своего творчества, начиная с повести «Деревня Бердяйка» и книги стихов «Деревенька моя лесная» (обе — 1961). Вслед за ними увидели свет книга рассказов «Знойное лето» (1963) и «Речные излуки» (1964). Публикация повести «Привычное дело» (1966) принесла Белову широкую известность, утвердила за ним репутацию одного из родоначальников и лидеров «деревенской прозы». Эта репутация была упрочнена выходом повести «Плотницкие рассказы» (1968).
В 1997 году за большой личный вклад в развитие отечественной литературы и отражение самобытности традиций Русского Севера Василию Ивановичу присвоено звание Почетного гражданина города Вологды.

Подробнее: https://www.labirint.ru/authors/12708/

2022-10-23
06:00:54
15 октября – 125 лет со дня рождения русского писателя Ильи Ильфа (н. ф. Файнзильберг Илья Арнольдович) (1897-1937)

Илья Ильф - советский писатель, работавший вместе с Евгением Петровым (псевдоним; настоящее имя - Евгений Петрович Катаев). Соавтор знаменитых романов «Золотой теленок» и «Двенадцать стульев».
Ильф родился 3 октября (15 н.с.) 1897 года в Одессе в семье банковского служащего. В 1913, окончив техническую школу, начал трудовую деятельность, часто меняя место работы: чертежное бюро, телефонная станция, авиационный завод. Работал статистиком, редактором юмористического журнала «Синдетикон», в котором публиковал свои стихи под женским псевдонимом, бухгалтером,. В 1923 становится профессиональным литератором. Переехав в Москву, постоянно работал в газете «Гудок», но печатает свои очерки и фельетоны в разных изданиях. Уже в обработке рабкоровских писем сказывалась склонность Ильфа к сатире. Результатом командировки в Среднюю Азию явилась серия очерков «Москва - Азия» (1925).

2022-10-15
06:00:43
9 октября - 475 лет со дня рождения испанского писателя, поэта Мигеля де Сервантеса Сааведры (по др. сведениям – 29 сентября) (Miguel de Cervantes Saavedra) (1547–1616)

Мигель де Сервантес Сааведра (исп. Miguel de Cervantes Saavedra; 29 сентября 1547, Алькала-де-Энарес, Кастилия — 23 апреля 1616, Мадрид) — всемирно известный испанский писатель и солдат.
Родился в Алкала-де-Энарес (пров. Мадрид). Его отец, идальго Родриго де Сервантес (происхождение 2-й фамилии Сервантеса — «Сааведра», стоящей на титулах его книг, не установлено), был скромным хирургом, дворянином по крови, мать — донья Леонор де Кортина; их многочисленная семья постоянно жила в бедности, не оставлявшей будущего писателя на протяжении всей его горестной жизни. Очень мало известно о ранних этапах его жизни. С 1970-х гг. в Испании распространена версия о еврейском происхождении Сервантеса, повлиявшем на его творчество, вероятноо, его мать, вела свой род из семьи крещеных евреев.

2022-10-09
06:00:46
3 октября родился поэт Сергей Александрович Есенин (6+)

Великий русский поэт Сергей Александрович Есенин родился 3 октября 1895 года в селе Константиново Рязанской губернии. Это село оказало большое влияние на творчество поэта. Местная живописная природа не оставила равнодушным юного Сергея, любовь к родному краю стала главной темой в его творчестве. В 1871 году дед поэта Есенин Никита Осипович купил дом у местного крестьянина Беликова. Со временем он обветшал, на этом же месте в 1909 году был выстроен новый дом, чуть меньше по размерам. В 1922 году дом сгорел, позднее был восстановлен. Здесь в 1965 году был открыт дом-музей Сергея Александровича Есенина. В нем восстановлена обстановка рубежа XIX-ХХ веков.

В 1879 году в селе была открыта земская школа. В ней учился отец поэта, а в 1904 году приступил к учебе и 9-летний Сергей. Школу он окончил в 1909 году с похвальным листом. Отец с гордостью поместил его в рамку и повесил на стене в доме. Здание школы, где учился Есенин, до нашего времени не сохранилось, в 1994 году оно было восстановлено для экспозиции Дома-музея поэта. 

В 1924 году Есенин, после многолетней разлуки, решил навестить родное село, встретиться с близкими людьми. Как оказалось, в последний раз. Перед выездом из Москвы в Константиново он написал свое знаменитое «Письмо матери». Поэт словно предчувствовал свой близкий уход из жизни, поэтому, посетил места, где все ему было знакомо с детства. Памятник Сергею Есенину на родине был установлен в 2007 году. его установили рядом с домом родителей поэта.  

 

Источник

2022-10-03
08:54:35
25 сентября – 230 лет со дня рождения русского писателя Ивана Ивановича Лажечникова (1792-1869)

Ивана Лажечникова можно по праву назвать отцом русского исторического романа. И пусть сейчас его труды выглядят мало реальными или чрезмерно идеализирующими своих героев, всё это можно простить ему за точность в изображении исторических персонажей и самой атмосферы изображаемой эпохи.
Иван Иванович Лажечников родился (14) 25 сентября 1792 года в Коломне в купеческой семье и получил разностороннее домашнее образование. Писательский талант Ивана проявился рано. Уже в 15 лет он поместил в «Вестнике Европы» очерк «Мои мысли». А чуть позже опубликовал в «Русском вестнике» «Военную песнь». Юноша пробовал себя и в поэзии, но этот опыт оказался неудачным. «Первые опыты в прозе и стихах» он впоследствии сам скупал и уничтожал.

2022-09-25
06:00:49
Надежда Николаевна Кошеверова - 10(23) сентября 1902 - 22 февраля 1989 (12+)

Надежда Николаевна Кошеверова, одна из самых лучших кинорежиссеров-сказочников, родилась в Петербурге. В 1923 году окончила актерскую школу при петроградском театре "Вольная комедия" и до 1928 года была актрисой в разных театрах Ленинграда. С 1929 года Надежда Кошеверова работала на "Ленфильме", где как режиссер-постановщик дебютировала в 1939 году лирической комедией "Аринка". Своим главным творческим направлением избрала жанр сказки, в котором впервые добилась большого успеха в 1947 году, выступив в качестве сопостановщика фильма "Золушка" - именно ее имя было указано в титрах, хотя в значительной мере режиссурой картины занимался Николай Павлович Акимов, бывший тогда в опале.

Впоследствии Надежда Кошеверова иногда обращалась к сказочным историям с элементами политической сатиры ("Каин XVIII"), но в основном предпочитала традиционные волшебные сказки для детей ("Старая, старая сказка", "Царевич Проша", "Ослиная шкура"). Зрителям также запомнились ее фильмы о цирке ("Укротительница тигров", "Сегодня - новый аттракцион").
Режисерские работы:
1. Аринка - 1939 (Комедия)
2. Золушка - 1947 (Мелодрама)
3. Весна в Москве - 1953 (Киноповесть)
4. Укротительница тигров - 1954 (Лирическая комедия)
5. Медовый месяц - 1956 (Мелодрама)
6. Шофер поневоле - 1958 (Комедия)
7. Осторожно, бабушка! - 1960 (Комедия)
8. Каин XVIII - 1963 (Комедия)
9. Сегодня - новый аттракцион - 1965 (Комедия)
10. Старая, старая сказка - 1968 (Мьюзикл / музыкальный)
11. Тень - 1972 (Мультфильм / Сказка)
12. Царевич Проша - 1974 (Мультфильм / Сказка)
13. Как Иванушка-дурачок за чудом ходил - 1977 (Мультфильм / Сказка)
14. Соловей - 1979 (Мультфильм / Сказка)
15. Ослиная шкура - 1983 (Мультфильм / Сказка)
16. И вот пришел Бумбо... - 1984 (Киноповесть)
17. Сказка про влюбленного маляра - 1987 (Приключения)
http://www.peoples.ru/art/cinema/producer/kosheverova/

2022-09-23
06:00:41
11 сентября – 160 лет со дня рождения американского писателя-новеллиста О.Генри (н.и. Уильям Сидни Портер) (1862-1910)

О. Генри (англ. O. Henry, псевдоним, настоящее имя Уильям Сидни Портер — англ. William Sydney Porter; 1862—1910) — американский писатель, прозаик, автор популярных новелл, характеризующихся тонким юмором и неожиданными развязками.
Уильям Сидни Портер родился 11 сентября 1862 г. в городе Гринсборо, штат Северная Каролина. В трехлетнем возрасте он лишился матери, умершей от туберкулеза. Позже попал под опеку своей тетки по отцу. После школы учился на фармацевта, работал в аптеке. Затем работал кассиром-бухгалтером в банке в техасском городе Остине. Был обвинён в растрате и полгода скрывался от правоохранителей в Гондурасе, затем в Южной Америке. По возвращении в США был осужден и посажен в тюрьму Колумбус штата Огайо, где провел три года (1898—1901).

2022-09-11
06:00:58
10 сентября – 150 лет со дня рождения русского писателя, путешественника и этнографа Владимира Клавдиевича Арсеньева (1872-1930)

Талантливый писатель, неутомимый путешественник, известный исследователь Дальнего Востока, ученый, писатель, педагог, внесший большой вклад в изучение географии, этнографии и природных ресурсов региона, друг местных жителей, следопыт и ученый, Владимир Клавдиевич Арсеньев всю свою жизнь посвятивший исследованию Дальнего Востока родился 10 сентября 1872 г. в Петербурге, в семье железнодорожного служащего. В 1891 г. сдал экстерном экзамен за среднее учебное заведение, а в 1896 г. окончил Петербургское пехотное юнкерское училище. Военную карьеру он начал в звании рядового, а уже в январе 1896 года в звании подпоручика был переведен на новое место службы — польский город Ломжа, в саперный батальон, расположенный около Варшавы.

2022-09-11
06:00:35
Толстой Алексей Константинович - 24 августа (6 сентября по н. ст. ) 1817 - 1875 (12+)

В 1816 году семнадцатилетняя Анна Алексеевна вышла замуж за графа К.П.Толстого, брата известного скульптора, рисовальщика и гравера Ф.П.Толстого. 24 августа 1817 года в Петербурге родился будущий поэт - Алексей Константинович Толстой. Отец, однако, не играл в его жизни никакой роли: родители вскоре после рождения сына разошлись, и мать увезла его в Черниговскую губернию. Там, среди южной украинской природы, в имениях матери, а затем ее брата, Алексея Перовского, он провел свое детство, оставившее, по его собственным словам, одни только светлые воспоминания.
Литературные интересы обнаружились у Толстого очень рано. Алексей Перовский - известный прозаик 20-30-х годов, печатавший свои произведения под псевдонимом "Антоний Погорельский", - культивировал в племяннике любовь к искусству и поощрял его первые литературные опыты.
Десяти лет Толстой впервые был с матерью и Перовским за границей. В Веймаре они посетили Гете. Сильное впечатление произвело на Толстого путешествие по Италии в 1831 году. Переезжая из города в город, он любовался все новыми и новыми памятниками искусства, посещал мастерские художников, присутствовал при покупках, которые делал Перовский в антикварных магазинах и у разорявшихся итальянских аристократов. Все это нашло яркое отражение в детском дневнике Толстого.
В 1834 году Толстого определили "студентом" в Московский архив министерства иностранных дел. В обязанности "архивных юношей!, принадлежавших к знатным дворянским семьям, входили разбор и описание древних документов. В следующем году Толстой выдержал при Московском университете экзамен на право получения чина и был "признан достойным на вступление в первый разряд чиновников государственной службы". В начале 1837 года он был назначен в русскую миссию при германском сейме во Франкфурте-на-Майне. Работы было не слишком много: сразу же после назначения он получил трехмесячный отпуск "в разные российские губернии", в октябре 1838 года жил на берегу озера Комо, часть зимы 1838-1839 года провел с матерью в Ливорно. В декабре 1940 года Толстой перевелся во второе отделение собственной е.и.в. (Его императорского величества) канцелярии, в ведении которого были вопросы законодательства, и прослужил там много лет. В 1843 году он получил придворное звание камер-юнкера.
Красивый, приветливый и остроумный молодой человек, одаренный незаурядной памятью и такой физической силой, что он винтом сворачивал кочергу, прекрасно знавший иностранные языки, начитанный, Толстой делил свое время между службой, то и дело прерываемой отпусками, светским обществом и литературой. Светская жизнь, по его собственному признанию, очень привлекала его в молодости. Временами Толстой ускользал от нее, предаваясь страсти к охоте, которая оставалась у него неизменной в течение всей жизни. К 30-м годам относится его любовь к княжне Елене Мещерской; Толстой хотел жениться на ней, но этому воспротивилась его мать.
Служба и светская жизнь не заглушили литературных интересов Толстого; он относился к литературе глубоко и серьезно. До 1836 года главным его советчиком был А.А.Перовский (в 1836 году он умер), который показывал стихи молодого поэта своим литературным друзьям, в том числе В.А.Жуковскому. Сохранилось свидетельство, что первые опыты Толстого были одобрены Пушкиным. До нас дошла лишь небольшая часть его ранних произведений. Следует отметить, что наряду с "серьезными" стихами в духе романтизма у Толстого уже тогда обнаружилось влечение к юмору. В конце 3-х-начале 40-х годов написаны (на французском языке) два фантастических рассказа - "Семья вурдалака" и "Встреча через триста лет". В мае 1841 года Толстой впервые выступил в печати, издав отдельной книгой, под псевдонимом "Краснорогский" (от названия имения Красный Рог) фантастическую повесть "Упырь".
В 40-х года Толстой напечатал очень мало - одно стихотворение и несколько очерков и рассказов. Но уже тогда был задуман исторический роман "Князь Серебряный". Уже тогда Толстой сформировался и как лирик и как автор баллад. К этому десятилетию относятся многие из его широко известных стихотворений. С середины 40-х годов интерес к поэзии резко упал, основные задачи передовой русской литературы решались преимущественно в прозаических жанрах, стихов печаталось чрезвычайно мало, и Толстой, по-видимому, вполне удовлетворялся небольшим кружком своих слушателей - светских знакомых и приятелей. Идейные искания передовой русской интеллигенции и горячие споры 40-х годов прошли мимо него.
В 1850 году Толстого прикомандировали к сенатору Давыдову, которому была поручена ревизия Калужской губернии. Поэт прожил в Калуге полгода. Он часто посещал жену губернатора, известную А.О.Смирнову-Россет, приятельницу Гоголя, Пушкина и других русских писателей первой половины XIX века, читал ей свои стихи и главы из "Князя Серебряного". У Смирновых Толстой более близко сошелся с Гоголем, который познакомил своих калужских друзей с отрывками из второго тома "Мертвых душ".
В начале 50-х годов "родился" Козьма Прутков. Это не простой псевдоним, а созданная Толстым и его двоюродными братьями Алексеем и Владимиром Жемчужниковыми сатирическая маска тупого и самовлюбленного бюрократа николаевской эпохи. От имени Козьмы Пруткова они писали в самых различных жанрах: и стихи (басни, эпиграммы, пародии), и пьески, и афоризмы, и исторические анекдоты, высмеивая в них явления окружающей действительности и литературы.
В январе 1851 года была поставлена комедия Толстого и Алексея Жемчужникова "Фантазия", впоследствии включенная в собрание сочинений Козьмы Пруткова. Это пародия на господствовавший еще на русской сцене пустой, бессодержательный водевиль. Присутствовавший на спектакле Николай I остался очень недоволен пьесой и приказал снять ее с репертуара.
В ту же зиму 1850-1851 года Толстой встретился с женой конногвардейского полковника Софьей Андреевной Миллер, урожденной Бахметевой, и влюбился в нее. Они сошлись, но браку их препятствовали с одной стороны, муж Софьи Андреевны, не дававший ей развода, а с другой - мать Толстого, недоброжелательно относившаяся к ней. Только в 1863 году брак их был официально оформлен. Софья Андреевна была образованной женщиной; она знала несколько иностранных языков, играла на рояле, пела и обладала, по-видимому, незаурядным эстетическим вкусом. Толстой не раз называл ее своим лучшим и самым строгим критиком и прислушивался к ее советам. К Софье Андреевне обращена вся его любовная лирика, начиная с 1851 года.
Толстой постепенно приобретал более широкие литературные связи. В начале 50-х годов поэт сблизился с Тургеневым, которому помог освободиться из ссылки в деревню за напечатанный им некролог Гоголя, затем познакомился с Некрасовым и кругом "Современника". В 1854 году, после большого перерыва, Толстой снова выступил в печати. В "Современнике" появилось несколько его стихотворений и первая серия прутковских вещей.
В годы Крымской войны Толстой сначала хотел организовать партизанский отряд на случай высадки на балтийском побережье английского десанта, а затем, в 1855 году, поступил майором в стрелковый полк. Но на войне поэту побывать не пришлось: во время стоянки полка под Одессой он заболел тифом. После окончания войны, в день коронации Александра II, Толстой был назначен флигель-адъютантом.
В 1857 году наступило охлаждение между Толстым и редакцией "Современника". После этого стихи его в "Современнике" больше не появлялись. Одновременно произошло сближение со славянофилами, которым особенно импонировал интерес Толстого к русской истории и народному творчеству. Толстой стал постоянным сотрудником "Русской беседы" и подружился с И.С.Аксаковым. Но через несколько лет обнаружились существенные расхождения. Толстой отрекся от своих симпатий к славянофилам и не раз высмеивал их претензии на представительство подлинных интересов русского народа.
Толстой часто бывал при дворе - и не только на официальных приемах. Однако служебные обязанности (одно время он был также делопроизводителем комитета о раскольниках) становились все более неприятны ему. Еще при назначении флигель-адъютантом Толстой сделал попытку отказаться, но безуспешно. Лишь в 1859 году ему удалось добиться бессрочного отпуска, а в 1861 году - отставки. Добившись отставки, Толстой поселился в деревне. Он жил то в своем имении Пустыньке, под Петербургом, то - чем дальше, тем все больше - в далеком от столицы Красном Роге (Черниговской губернии, Мглинского уезда). В Петербург поэт только изредка наезжал.
Бывая во дворце, он не раз пользовался тем единственно доступным для него средством - "говорить во что бы то ни стало правду". Толстой неоднократно защищал от репрессий и преследований писателей. Еще в середине 50-х годов он активно участвовал в хлопотах о возвращении из ссылки Тараса Шевченко. Летом 1862 года он вступился за И.С.Аксакова, которому было запрещено редактировать газету "День", в 1863 году - за Тургенева, привлеченного к делу о лицах, обвиняемых в сношениях с "лондонскими пропагандистами", то есть Герценом и Огаревым, в 1864 году предпринял попытку смягчить судьбу Чернышевского.
В 60-е годы Толстой подчеркнуто держался в стороне от литературной жизни, встречаясь и переписываясь лишь с немногими писателями - Гончаровым, Павловой, Фетом, Маркевичем.
Печатался Толстой преимущественно в реакционном журнале М.Н.Каткова "Русский вестник", а с конца 60-х годов - одновременно в "Русском вестнике" и в либеральном "Вестнике Европы" М.М.Стасюлевича, несмотря на их враждебные отношения и постоянную полемику.
В начале 60-х годов Толстой напечатал "драматическую поэму" "Дон Жуан" и роман "Князь Серебряный", а затем написал одну за другой три пьесы, составившие драматическую трилогию: "Смерть Иоанна Грозного", "Царь Федор Иоаннович" и "Царь Борис" (1862-1869).
Во второй половине 60-х годов Толстой вернулся к балладе и создал ряд превосходных образцов этого жанра; лирика занимает теперь в его творчестве гораздо меньше места, чем в 50-х годах. В конце 60-х и 70-х годах написана и большая часть его сатир.
Жил Толстой широко. Его материальные дела постепенно приходили в расстройство. Еще в 1862 году он продал удельному ведомству имение в Саратовской губернии, а затем и некоторые другие, продавал леса на сруб, выдавал векселя. Особенно ощутимо стало разорение к концу 60-х годов. Поэт говорил своим близким, что не в состоянии жить так, как жил до сих пор, и принужден будет просить Александра II снова взять его на службу. Все это очень тяготило его и нередко выводило из себя.
С середины 60-х годов здоровье Толстого пошатнулось. Он стал жестоко страдать от астмы, грудной жабы, невралгии, сопровождавшейся мучительными головными болями. Ежегодно он ездил за границу лечиться, но это помогало лишь ненадолго. Умер Толстой 10 октября 1875 года.
http://www.vsekratko.ru/biography/tolstoj_a.k/

2022-09-06
06:00:55
29 августа – 160 лет со дня рождения бельгийского прозаика, драматурга и философа, лауреата Нобелевской премии (1911) Мориса Метерлинка (1862-1949)

Мори́с Полидо́р Мари́ Берна́р Метерли́нк (фр. Maurice (Mooris) Polydore Marie Bernard Maeterlinck; 29 августа 1862, Гент — 6 мая (по некоторым источникам — 5-го мая) 1949, Ницца) — бельгийский писатель, драматург и философ. Писал на французском языке. Лауреат Нобелевской премии по литературе за 1911. Автор философской пьесы-притчи «Синяя птица», посвященной вечному поиску человеком непреходящего символа счастья и познания бытия — Синей птицы. Произведения Метерлинка отражают попытки души достичь понимания и любви.
Морис Метерлинк родился в Бельгии, в семье богатого нотариуса. Семья была франкоговорящей, поэтому Метерлинк позже написал большую часть своих произведений на французском языке. Многие из его первых произведений (в основном, юридические наработки) не сохранились, так как были уничтожены автором, сохранились лишь фрагменты.

2022-08-29
06:00:57
Александр Валентинович Вампилов (19.08.1937-17.08.1972) (12+)

Александр Вампилов родился 19 августа 1937 года в райцентре Кутулик Иркутской области в обычной семье. Его отец - Валентин Никитович - работал директором Кутуликской школы (его предками были бурятские ламы), мать - Анастасия Прокопьевна - работала там же завучем и учителем математики (ее предками были православные священники). До рождения Александра в семье уже было трое детей - Володя, Миша и Галя.
Воспитывать своего сына Валентину Никитовичу так и не довелось. Буквально через несколько месяцев после его рождения один из учителей его же школы написал на него донос в НКВД. Валентина Никитовича арестовали и причислили к "панмонголистам" - так энкавэдэшники называли тех, кто якобы ратовал за воссоединение Бурятии, Монголии и двух национальных округов. Обвинение было тяжким и не давало арестованному никаких шансов на выживание. Суд приговорил его к расстрелу, приговор был приведен в исполнение в начале 1938 года под Иркутском. Только через 19 лет Валентина Вампилова реабилитировали.
Объяснять читателю, что такое жить с клеймом родственников "врага народа", думаю, нет необходимости. Семья Вампиловых жила очень трудно, буквально перебиваясь с хлеба на воду. Родственники Валентина Никитовича еще при его жизни недолюбливали его русскую жену, а когда Вампилова-старшего не стало, они и вовсе отвернулись от нее. Анастасия Прокопьевна продолжала работать в школе, и ее зарплаты едва хватало, чтобы содержать себя и четверых малолетних детей. Свой первый в жизни костюм Саша Вампилов получил только в 1955 году, когда закончил десять классов средней школы.
Саша рос вполне обычным мальчишкой, и никаких особенных талантов в нем его близкие долгое время не различали. Мать позднее признавалась: "Мы, родные, долго не видели в Саше таланта. Он не любил говорить о себе, об успехах и о работе. Да и не так много было у него этих успехов - трудно ему приходилось..."
Между тем первый талант будущего драматурга проявился еще в школе, где Александр самостоятельно выучился играть на гитаре, мандолине и домбре.
Закончив школу, Вампилов поступил на историко-филологический факультет Иркутского университета. Уже на первом курсе он стал пробовать свои силы в писательстве, сочиняя короткие комические рассказы. В 1958 году некоторые из них появляются на страницах местной периодики. Через год Вампилова зачислили в штат иркутской областной газеты "Советская молодежь" и в Творческое объединение молодых (ТОМ) под эгидой газеты и Союза писателей. В 1961 году вышла первая (и единственная при жизни) книга юмористических рассказов Александра. Она называлась "Стечение обстоятельств". Правда, на обложке стояла не его настоящая фамилия, а псевдоним - А. Санин. В 1962 году редакция "Советской молодежи" решает послать своего талантливого сотрудника Вампилова в Москву на Высшие литературные курсы Центральной комсомольской школы. Проучившись там несколько месяцев, Александр возвращается на родину и тут же поднимается на одну ступеньку выше в своей служебной карьере: его назначают ответственным секретарем газеты. В декабре того же года в Малеевке состоялся творческий семинар, на котором Вампилов представил на суд читателей две свои одноактные комедии: "Воронья роща" и "Сто рублей новыми деньгами".
В 1964 году Вампилов покидает "Советскую молодежь" и целиком посвящает себя писательству. Вскоре в Иркутске выходят два коллективных сборника с его рассказами.
Через год после этого Вампилов вновь отправляется в Москву в надежде пристроить в один из столичных театров свою новую пьесу "Прощание в июне". Однако эти попытки тогда закончились безрезультатно. В декабре он поступает на Высшие литературные курсы Литинститута. Здесь зимой 1965 года произошло его неожиданное знакомство с модным в те годы драматургом Алексеем Арбузовым. Случилось это при следующих обстоятельствах.
Александр периодически захаживал на Центральный телеграф за почтой и деньгами. И вот в один из таких приходов он заметил там знаменитого драматурга, славе которого тайно завидовал. Не теряя ни минуты, Вампилов подскочил к знаменитости и буквально прокричал ему в ухо:
- Здравствуйте, Алексей Николаевич!
Арбузов от неожиданности вздрогнул, оглянулся и вдруг попятился назад. То ли он испугался, что этот чернявый провинциал в стареньком драповом пальто начнет клянчить у него деньги, то ли еще чего-то, но выражение его лица не сулило начинающему драматургу ничего хорошего. Однако Вампилов не растерялся. Быстро сунув руку за пазуху, он извлек на свет несколько листов исписанной бумаги и произнес:
- Я был на семинаре одноактников, который вы вели. Вы меня не помните?
- Нет, не помню, - искренне ответил Арбузов и уже повернулся, чтобы уйти.
Однако Александр не дал ему это сделать. Протянув впереди себя свои листочки, он сказал:
- У меня с собой оказалась моя новая пьеса, вы не могли бы ее посмотреть?
Арбузов какое-то время медлил, видимо, раздумывая, как поступить. Было видно, что ему не очень хочется иметь дело с начинающим писателем, но последний смотрел с такой надеждой, что драматург не выдержал. Он взял из рук Вампилова пьесу и положил ее в свой портфель.
- Хорошо, я прочитаю ваше сочинение, - произнес затем Арбузов. - Только ответ я вам дам не скоро. Позвоните мне, когда закончится чемпионат мира по хоккею.
Пьеса "Прощание в июне", которую Вампилов вручил Арбузову, произвела на маститого драматурга хорошее впечатление. Поэтому, когда Александр позвонил ему через несколько дней домой, тот пригласил его к себе. Их встреча длилась несколько часов и произвела на Вампилова потрясающее впечатление. Несколько дней он ходил вдохновленный и рассказывал о ней всем своим друзьям. Правда, пробить эту пьесу в столице ему так и не удалось: первым ее поставил на своей сцене в 1966 году Клайпедский драмтеатр. По этому поводу в декабре того года Вампилов дал интервью газете "Советская Клайпеда", которое оказалось (по злой иронии судьбы) единственным в жизни талантливого драматурга.
В том же году Вампилов вступил в Союз писателей.
Как и все провинциалы, учившиеся в Литературном институте, Вампилов жил в общежитии. Все свободное время он отдавал двум занятиям: или писал, или пил вместе с однокурсниками на общежитской крыше. В компании он был незаменимым человеком, настоящим заводилой. От его шуток хватались за животы даже самые отпетые острословы. Одним из его собутыльников был и Николай Рубцов, дела которого тогда шли неважно.
- Ты чего грустишь, Николай? - спрашивал его иногда Вампилов. - Опять не печатают? Ну и плюнь! Меня тоже не печатают, но я же не плачу. Пойдем лучше ко мне выпьем!
И они шли в комнату к Вампилову. Там Александр доставал пачку черного чая, заваривал его покрепче, и они с Рубцовым коротали время за тихой мужской беседой.
Свою первую пьесу Вампилов написал в 1962 году. Это была "Двадцать минут с ангелом". Затем появились "Прощание в июне" (именно ее читал А. Арбузов), "Случай с метранпажем", "Старший сын", "Утиная охота" (обе - 1970), "Прошлым летом в Чулимске" (1972) и другие. У тех, кто их читал, они вызывали самые горячие отклики, однако ставить их не брался ни один театр в Москве или Ленинграде. Только провинция привечала драматурга: к 1970 году сразу в восьми театрах шла его пьеса "Прощание в июне". А вот родной Иркутский ТЮЗ, который теперь носит его имя, при жизни Вампилова так и не поставил ни одну из его пьес.
К 1972 году отношение столичной театральной общественности к пьесам Вампилова стало меняться. "Прошлым летом в Чулимске" взял себе для постановки Театр имени Ермоловой, "Прощание"-Театр имени Станиславского. В марте проходит премьера "Провинциальных анекдотов" в Ленинградском БДТ. Даже кино обращает внимание на Вампилова: "Ленфильм" подписывает с ним договор на сценарий "Сосновых родников". Казалось, что удача наконец-то улыбнулась талантливому драматургу. Он молод, полон творческих сил и планов. Благополучно складывается и его личная жизнь с женой Ольгой. И вдруг - нелепая гибель.
17 августа 1972 года, за два дня до своего 35-летия, Вампилов вместе со своими друзьями - Глебом Пакуловым и Владимиром Жемчужниковым - отправился на отдых на озеро Байкал.
Вспоминает В. Шугаев: "В тот день я вернулся в Иркутск из поездки, увидел вечером темные Санины окна и вспомнил, что он собирался на Байкал. Ближе к полуночи громко и длинно зазвонил телефон.
- Старик, это Глеб. Саня утонул. Я из больницы звоню. Лодка перевернулась. Меня вот спасли, а его нет. - Звонил из Листвянки Глеб Пакулов, иркутский литератор, владелец этой проклятой лодки, которую когда-то мы помогали ему перевозить на Байкал..."
Вот как описывает случившееся Ю. Нагибин:
"Глебушка (Пакулов) в смерти Вампилова не виноват, просто в нем сильнее оказалась сила жизни. Когда их лодка опрокинулась вблизи берега, Глебушка стал истошно орать, и случившиеся на берегу люди пришли ему на помощь. Гордый Вампилов молчал, и в ледяной воде разорвалось сердце. Спасать надо в первую очередь того, кто молчит..."
По описанию свидетелей происшедшего, лодка, в которой были Вампилов и Пакулов, зацепилась за топляк и перевернулась. Пакулов схватился за днище и стал звать на помощь. А Вампилов решил добраться до берега вплавь. И он до него добрался, коснулся ногами земли, и в этот момент у него не выдержало сердце.
Через несколько дней А. Вампилова хоронили на Радищевском кладбище. Проститься с ним пришли его родные, друзья и совершенно незнакомые люди. И здесь, на кладбище, произошли два странных события, которые многие истолковали как мистические. Во-первых, его друзья забыли принести с собой веревки, на которых следовало опускать гроб в могилу. Как только это обнаружилось, они бросились к кладбищенскому сторожу, но того на месте не оказалось. Стали искать его по всему кладбищу и в конце концов нашли. Пока тот вернулся в свою сторожку, пока достал веревки, пока их принесли к могиле - прошло, наверное, около часа. И все это время гроб с покойным стоял на краю могилы, дожидаясь, когда же... Вот тогда кто-то в толпе произнес: "Не хочет Саня так рано в могилу уходить..."
Эти слова еще раз вспомнили все присутствующие через несколько минут. Когда гроб наконец обвязали веревками и стали опускать в могилу, вдруг выяснилось, что яма маловата...
Не успела остыть земля на могиле Вампилова, как начала набирать обороты его посмертная слава. Стали выходить в свет его книги (при жизни была издана всего лишь одна), театры ставили его пьесы (один только "Старший сын" шел сразу в 44 театрах страны), на студиях режиссеры приступили к съемкам фильмов по его произведениям. В Кутулике был открыт его музей, в Иркутске именем А.Вампилова назван ТЮЗ. На месте гибели появился мемориальный камень...
http://www.peoples.ru/art/theatre/dramatist/vampilov/

2022-08-19
06:00:55
Энид Мэри Блайтон (11.08.1897-28.11.1968) (6+)

Энид Мэри Блайтон (англ. Enid Mary Blyton, 11 августа 1897, Лондон — 28 ноября 1968) — известная британская писательница, работавшая в жанре детской и юношеской литературы. Она стала одной из наиболее успешных подростковых писательниц XX века.
Блайтон родилась 11 августа 1897 года в Лондоне, улица Лордшип Лейн (район Западный Далидж), дом 354. Писательница была старшей дочерью в семье Томаса Кэри Блайтона (1870—1920), торговца ножевыми изделиями, и его жены Терезы Мэри, урождённой Харрисон (1874—1950), где помимо неё были ещё два младших сына, Хэнли (род. в 1899) и Кэри (род. в 1902), родившихся после того, как семья переехала в близлежащий пригород Бекенхем. С 1907 по 1915 год Блайтон обучалась в школе Св. Кристофера в Бекенхеме. Ей одинаково хорошо удавалась как академическая работа, так и физическая активность. Не давалась лишь математика.
Она отметилась несколькими сериями книг, предназначенных для различных возрастных групп, с периодически повторяющимися главными героями. Эти книги имели огромный успех во многих частях света, было продано более 400 миллионов экземпляров. По одной из оценок, Блайтон пятая по популярности автор переводной литературы во всём мире. Так, согласно Указателю Переводов ЮНЕСКО (Index Translationum) к 2007 году было учтено более 3400 изданий переводов её книг; в этом отношении она уступает Шекспиру, но превосходит Ленина.
Одним из наиболее известных персонажей писательницы является Нодди, появляющийся в рассказах для маленьких детей, только учащихся читать. Однако наибольшей популярностью пользуются её романы, в которых дети попадали в захватывающие приключения и распутывали интригующие тайны практически без помощи взрослых. В этом жанре особенно популярны серии Великолепная пятёрка (состоит из 21 романа, 1942—1963; главные персонажи — четыре подростка и собака), Пять юных сыщиков и верный пёс (или Пятеро тайноискателей и собака), согласно другим переводам; состоит из 15 романов, 1943—1961, в которых пятеро детей непременно обходят местную полицию в расследовании запутанных происшествий), а также Тайная семёрка (15 романов, 1949—1963, семеро детей разгадывают различные тайны).
Книги Энид Блайтон — это приключенческая детская литература, иногда с элементами фэнтези, иногда с привлечением магии. Её книги были и до сих пор остаются чрезвычайно популярными в Великобритании и во многих других странах мира, в том числе и России. Произведения писательницы переведены на более чем 90 языков, включая такие, как китайский, нидерландский, финский, французский, немецкий, иврит, и многие другие.


Источник

2022-08-11
06:00:29
9 августа - день рождения Туве Янссон (0+)

Фото: Tove-Jansson-(c)Per-Olov-Jansson

"Порой кто-то нуждается в тишине и одиночестве, и в этом нет ничего плохого. Нельзя же постоянно быть приветливым и общительным. Просто-напросто не успеваешь...". Сегодня день рождения у Туве Марики Янссон, которая родилась в 1914 году в, как принято говорить, богемной семье: мама была известной художницей, иллюстратором, а отец - скульптором. Когда Туве исполнилось 15 лет, она покинула родную Финляндию и поехала учиться в шведский Колледж искусств, где получила диплом факультета изящных искусств. 

Вернувшись домой, девушка продолжила иллюстрировать книги и рисовать карикатуры по заказу издательств, ещё ей очень понравилось заниматься интерьерной росписью стен. Написав "продолжила", я имела в виду, что Туве уже с 10 лет рисовала иллюстрации для популярного детского журнала, главным редактором которого была знакомая родителей. На родине её знали, а вот всемирная слава пришла тогда, когда Янссон придумала чудесную Муми-долину, населённую милыми и забавными муми-троллями. Все эти книги автор иллюстрировала сама, они расходились миллионными тиражами и издавались по всему миру. Некоторые из них были переведены аж на 45 языков!

Сама Янссон подчёркивала, что она художник, и к своей литературной деятельности относилась не слишком серьёзно. Точно до тех пор, пока не поняла, что именно написание книг приносит очень существенные деньги. Такие, что она даже смогла купить себе необитаемый остров Кловхарун в Финском заливе, где она уединилась с большим удовольствием: слава это не только почёт и уважение, а невозможность оставаться в одиночестве. А ведь именно одиночество нужно, чтобы творить, не отвлекаясь на толпы поклонников.

Уже в 60-е годы ХХ века Туве Янссон стала богатой настолько, что вошла в список финских миллионеров. Ведь издавались и переиздавались не только муми-книги, но ставились театральные постановки, продавалась сувенирная продукция и т.д. Но женщина продолжала вести скромный образ жизни: сама ходила в магазин, сама отвечала на письма поклонников, спокойно ездила на общественном транспорте. "Жизнь страшно осложняется, когда хочешь обладать вещами, носить, держать их при себе. Вот почему я только смотрю на вещи, а когда снимаюсь с места, уношу их в своей голове. По-моему, это куда приятнее, чем таскать за собой чемоданы… Все, на что я смотрю, мое. И я этому радуюсь. Вся Земля моя...".

Дом Туве в Хельсинки находится улице Улланлиннанкату 1, рядом с улицей Касармикату. И если вы смогли прочесть эти названия, то можете запомнить ещё одно - Каартинкаупунки, столичный район, где и расположена улица Улланлиннанкату. Этот дом и башню Туве приметила для себя во время войны, и уже в 1944 году смогла снять помещение, которое после бомбардировки Хельсинки было в очень плохом состоянии - не было ни отопления, ни удобств. Туве переехала сюда в возрасте 29 лет. В конце 40-х - начале 50-х у молодых людей было мало мест для встреч. Поэтому Туве приглашала друзей к себе в башню. В башне на Улланлиннанкату Туве Янссон создала свои самые главные рисунки и истории.

На 87-м году жизни писательница скончалась. В день её похорон был объявлен национальный траур. Президент Финляндии Тарья Халонен, обращаясь с соболезнованиями к родственникам писательницы, сказала, что "творчество Туве Янссон — самый большой вклад Финляндии в мировую сокровищницу культуры после Калевалы и Сибелиуса".

 

Материал подготовлен отделом информационно-библиографической работы ЦСДБ

2022-08-09
12:15:46
Юрий Павлович Казаков (08.08.1927-29.11.1982) (12+)

Казаков Юрий Павлович (1927–1982), русский писатель. Родился 8 августа 1927 в Москве в семье рабочего, выходца из крестьян Смоленской губернии. В «Автобиографии» (1965) писал: «В роду нашем, насколько мне известно, не было ни одного образованного человека, хотя талантливы были многие». Отрочество Казакова совпало с годами Великой Отечественной войны. Воспоминания об этом времени, о ночных бомбежках Москвы воплотились в незавершенной повести «Две ночи» (др. назв. «Разлучение душ»), которую он писал в 1960–1970-е годы.
Пятнадцати лет Казаков начал учиться музыке – сначала на виолончели, потом на контрабасе. В 1946 поступил в музыкальное училище им. Гнесиных, которое окончил в 1951. Найти постоянное место в оркестре оказалось трудно, профессиональная музыкальная деятельность Казакова была эпизодической: он играл в неизвестных джазовых и симфонических оркестрах, подрабатывал музыкантом на танцплощадках. Сложные отношения между родителями, тяжелое материальное положение семьи также не способствовали творческому росту Казакова-музыканта.

Я не хочу быть «вторым Буниным», я хочу быть первым Казаковым!
Казаков Юрий Павлович

В конце 1940-х годов Казаков начал писать стихи, в т.ч. стихотворения в прозе, пьесы, которые отвергались в редакциях, а также очерки для газеты «Советский спорт». Дневниковые записи тех лет свидетельствуют о тяге к писательству, которая в 1953 привела его в Литературный институт им. А.М.Горького. Во время учебы в институте руководитель семинара, по воспоминаниям Казакова, навсегда отбил у него охоту писать о том, чего не знаешь.
Еще студентом Казаков начал публиковать свои первые рассказы – «Голубое и зеленое» (1956), «Некрасивая» (1956) и др. Вскоре вышла его первая книга «Арктур – гончий пес» (1957). Рассказ стал его излюбленным жанром, мастерство Казакова-рассказчика было бесспорным.
Среди ранних произведений Казакова особое место занимают рассказы «Тэдди» (1956) и «Арктур – гончий пес» (1957), главными героями которых являются животные – сбежавший из цирка медведь Тэдди и слепой охотничий пес Арктур. Литературные критики сходились на том, что в современной литературе Казаков – один из лучших продолжателей традиций русских классиков, в частности И.Бунина, о котором он хотел написать книгу и о чем беседовал с Б.Зайцевым и Г.Адамовичем во время поездки в Париж в 1967.

Задумал я не более, не менее, как возродить и оживить жанр русского рассказа – со всеми вытекающими отсюда последствиями…
Казаков Юрий Павлович

Для прозы Казакова характерен тонкий лиризм и музыкальный ритм. В 1964 в набросках «Автобиографии» он написал о том, что в годы учебы «занимался альпинизмом, охотился, ловил рыбу, много ходил пешком, ночевал, где придется, все время смотрел, слушал и запоминал». Уже по окончании института (1958), будучи автором нескольких прозаических сборников, Казаков не потерял интереса к путешествиям. Побывал в псковских Печорах, в Новгородской области, в Тарусе, которую называл «милым художническим местом», и в других местах. Впечатления от поездок воплотились и в путевых очерках, и в художественных произведениях – например, в рассказах «По дороге» (1960), «Плачу и рыдаю» (1963), «Проклятый Север» (1964) и многих других.
Особое место в творчестве Казакова занял русский Север. В сборнике рассказов и очерков «Северный дневник» (1977) Казаков писал о том, что ему «всегда хотелось пожить не на временных становищах, не на полярных зимовках и радиостанциях, а в деревнях – в местах исконных русских поселений, в местах, где жизнь идет не на скорую руку, а постоянная, столетняя, где людей привязывает к дому семья, дети, хозяйство, рождение, привычный наследственный труд и кресты на могилах отцов и дедов». В рассказе о жизни рыбаков «Нестор и Кир» (1961) и др., вошедших в «Северный дневник», проявилось характерное для прозы Казакова сочетание фактурной точности и художественного переосмысления описываемых событий. Последняя глава «Северного дневника» посвящена ненецкому художнику Тыко Вылке. Впоследствии Казаков написал о нем повесть «Мальчик из снежной ямы» (1972–1976) и сценарий фильма «Великий самоед» (1980).
Герой прозы Казакова – человек внутренне одинокий, с утонченным восприятием действительности, с обостренным чувством вины. Чувством вины и прощанием проникнуты последние рассказы «Свечечка» (1973) и «Во сне ты горько плакал» (1977), главным героем которых, помимо автобиографического рассказчика, является его маленький сын.

.. необходима постановка важных вопросов: счастье и его природа, страдания и преодоление их, нравственный долг перед народом, любовь, осмысление самого себя, отношение к труду, живучесть грязных инстинктов…
Казаков Юрий Павлович

При жизни Казакова было издано около 10 сборников его рассказов: «По дороге» (1961), «Голубое и зеленое» (1963), «Двое в декабре» (1966), «Осень в дубовых лесах» (1969) и др. Казаков писал очерки и эссе, в том числе о русских прозаиках – Лермонтове, Аксакове, поморском сказочнике Писахове и др. Особое место в этом ряду занимают воспоминания об учителе и друге К. Паустовском «Поедемте в Лопшеньгу» (1977). В переводе на русский язык, выполненном Казаковым по подстрочнику, был издан роман казахского писателя А.Нурпеисова. В последние годы жизни Казаков писал мало, большинство его замыслов осталось в набросках. Некоторые из них после смерти писателя были изданы в книге «Две ночи» (1986).
Умер Казаков в Москве 29 ноября 1982.

http://www.biografguru.ru/about/kazakov/?q=4888&p=1

2022-08-08
06:00:38
Пол Уильям Гэллико (26.07.1897-15.07.1976) (6+)

ГЭЛЛИКО ПОЛ УИЛЬЯМ
26.07.1897, Нью-Йорк — 15.07.1976, Монако
американский писатель
«Сколько себя помню, я всегда хотел стать писателем, — вспоминал Пол Гэллико. —Мои детские годы были заполнены фантазиями, вымыслами и замками, парящими в облаках». Его отец, концертирующий пианист, безуспешно пытался сделать из сына музыканта. Гэллико собирался учиться на врача, но всё-таки окончил Колумбийский университет с дипломом бакалавра искусств. Рассказы, которые молодой человек настойчиво посылал в редакции разных журналов, возвращались домой, по его собственному выражению, «как ручные голуби». Тем временем он перепробовал всевозможные занятия: был инструктором в гимнастическом зале, переводчиком, портовым грузчиком, кинокритиком и, наконец, спортивным журналистом.
В возрасте тридцати девяти лет Пол Гэллико уволился из газеты «Дэйли Ньюс», уехал в Англию и поселился в рыбачьей деревне, в Девоншире, на взморье. Дома он держал датского дога и двадцать три кошки!
Через четыре года, благодаря повести «Снежный гусь», Пол Гэллико стал писателем, известным по обе стороны Атлантического океана. Однажды при встрече Э.Хемингуэй сказал ему: «Знаете, Гэллико, я бы хотел написать “Снежного гуся”».
«Снежный гусь» — история о Северном море, заброшенном маяке и птице, которую спасли от верной гибели нелюдимый художник и девочка, похожая на болотную фею. Пожалуй, для Хемингуэя такая повесть была бы слишком сентиментальна, но ведь почему-то он сказал Гэллико то, что сказал. По-русски прочесть эту повесть можно, отыскав четвёртый номер журнала «Юность» за 1994 год.
После войны (а в 1943-44 годах Гэллико был американским военным корреспондентом в Европе) он написал множество книг. Из них немногие переведены на русский язык. Перечисление названий увлекательно само по себе: «Маленькое чудо» (1951), «Любовь к семи куклам» (1954), «Томасина. Кошка, которая думала, что была богиней» (1957), «Цветы для миссис Харрис» (1958), «Миссис Харрис едет в Нью-Йорк» (1960), «Миссис Харрис едет в Москву» (1974), «Непоколебимый человек. Жизнь Св. Патрика» (1958), «День, когда заговорила морская свинка» (1963), «Беззвучное мяу. Сборник советов и наставлений для бездомных котят и бродячих кошек» (1964), «Мышь с острова Мэн, или Мышь, которая не знала страха» (1968), «Приключение “Посейдона”» (1968)...
Пол Гэллико называл себя «storyteller» — то есть рассказчик, сказочник, выдумщик. Свои истории он сочинял для детей — о взрослых, и для взрослых — о детях. Кроме захватывающего повествования, в его книгах читателей ждут размышления о вере и безверии, о доброте и жестокости.
Гэллико долго жил в Антибе — на юге Франции, у Средиземного моря. Он признавался: «Я американец, которому нравится жить в Европе». Замечательно вот что: до преклонного возраста он оставался не только много работающим писателем, но и страстным рыболовом, и отличным яхтсменом, и первоклассным фехтовальщиком.
Светлана Малая

https://bibliogid.ru/archive/pisateli/o-pisatelyakh/520-gelliko-pol-uilyam

2022-07-26
06:00:42
24 июля – 70 лет со дня рождения художника-иллюстратора Александра Арнольдовича Кошкина (р.1952)

Александр Арнольдович Кошкин родился в 1952 году в Москве. Учился в Московской художественной средней школе при МГХИ имени В.И.Сурикова (1963-1970), затем — в самом МГХИ (1970-1976). Окончил факультет графики (мастерская плаката). В качестве диплома представил плакат к балету И.Стравинского «Петрушка» и серию иллюстраций к философской сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц».
Иллюстрировать книги начал ещё в первой половине 1970-х годов. Как вспоминает художник: «Остался в памяти первый заработок — 7 рублей 30 копеек — за пару картинок. По тем временам совсем неплохие деньги». Ещё учась на третьем курсе института, Кошкин сделал иллюстрации к «Золотому ключику» А.Н.Толстого и «Трём сёстрам» А.П.Чехова, за что получил «удовлетворительно» (как студент вуза) и снискал благосклонность искусствоведов (как художник).

2022-07-24
06:00:54
24 июля – 220 лет со дня рождения французского писателя Александра Дюма (1802-1870)

Александр Дюма (отец) (1802-1870) родился в маленьком городке Виллер-Котре, расположенном близ Парижа. Отец будущего писателя был генералом, сражавшимся в рядах республиканской армии; дед писателя, маркиз Дави де Ля Пайетри, был богатым колониальным помещиком, женившимся на своей рабыне-негритянке.
Генерал Дюма, будучи убежденным республиканцем, впал в немилость при Наполеоне и вышел в отставку. Он умер в 1806 году, не оставив семье достаточных средств для существования.
Проучившись несколько лет в местной школе, юный Дюма начинает трудовую жизнь в качестве писца у нотариуса в Виллер-Котре. В 1822 году Дюма переселяется в Париж, где при содействии друзей отца ему удается получить скромную должность в канцелярии герцога Орлеанского.
После трех лет упорного труда и усиленного чтения Дюма начинает свой писательский путь небольшим сборником рассказов "Современные новеллы" (1825), не отличающимся особыми литературными достоинствами.

2022-07-24
06:00:47
Иван Константинович Айвазовский (17.07.1817-19.04.1900) (6+)

Иван Константинович Айвазовский родился 17 июля 1817 года в Феодосии в семье армянского предпринимателя, позднее разорившегося.
Сначала учился в гимназии в Симферополе, затем в 1833 году поступил в Петербургскую Академию художеств, где с 1833 по 1839 годы учился у М.Н.Воробьева в пейзажном классе.
Появившаяся на академической выставке в 1835 году первая картина Айвазовского "Этюд воздуха над морем" сразу же получила хвалебные отзывы критики. В 1837 году живописец за три своих работы с морскими видами награждается большой золотой медалью.
Вскоре Айвазовский отправляется в Крым, получив задание написать ряд пейзажей с крымскими городами. Там он познакомился с Корниловым, Лазаревым, Нахимовым. Крымские работы художника также были успешно представлены на выставке в Академии художеств.
В 1840 году Айвазовский направляется по заданию Академии в Италию. Там он много и плодотворно работает, изучает классическое искусство. В Риме и других европейских городах проходят успешные выставки его работ.
Парижский Совет Академий награждает его золотой медалью. По возвращении в Россию Айвазовский получает звание академика, его направляют в Главный морской штаб, где художнику поручают нарисовать ряд балтийских видов.
Будучи живописцем Главного морского штаба Айвазовский принимает участие в ряде военных операций, создает картины с батальными сценами. Одним из самых известных произведений, написанным в 1848 году, стал "Чесменский бой".
Море предстает у Айвазовского как бы основой природы, в его изображении художнику удается показать всю жизненную красоту могучей стихии. Одной из самых известных картин Айвазовского стал его "Девятый вал", написанный в 1850 году.
Но Айвазовский оставил след в истории не только, как талантливый живописец, но и меценат. Скопив благодаря популярности своих работ немалый капитал, Айвазовский щедро занимался благотворительностью. На его деньги было выстроено здание археологического музея в Феодосии, проведено большое количество работ по благоустройству города.
Из его феодосийской мастерской вышло много известных художников - Куинджи, Лагорио, Богаевский.
Умер Иван Константинович Айвазовский 19 апреля 1900 года.

http://www.bibliotekar.ru/rusAyvaz/

2022-07-17
06:00:53
Контакты
353900 Новороссийск, ул. Губернского, 40
8 (8617) 72-03-90
Филиал №1 им.А.Гайдара
ул.Аршинцева, 50
(8617)27-91-79
Филиал №2
пр.Ленина, 31
(8617)72-62-16
Филиал №3
ул.Видова, 190
(8617)26-02-42
Филиал №4
ул.Видова, 123
(8617)21-37-38
Филиал №5
пр.Дзержинского, 210
(8617)64-94-62
Филиал №6
ул.Волгоградская, 44
(8617)22-34-83
Филиал №7
ул.Куникова, 62
(8617)63-76-35
Филиал №8
ул. Мефодиевская, 118 б
(8617)27-27-58
Филиал №9
ул. Первомайская, 9
(8617) 27-93-54
Заказ книг
ул.Губернского, 40
8 (8617) 72-03-90
Централизованная система детских бибилиотек г. Новороссийска. © 2010 - 2023