"А я играю на гармошке у прохожих на виду..." - строчки из мультпесенки очень хорошо подходят к описанию детских лет нашего сегодняшнего героя. Представьте себе маленькую деревушку Каменку, где-то под Смоленском, по улицам бегают босые ребятишки, а один из них играет на гармошке и поёт частушки. Гоша очень любил родные места, хотя жизнь совсем не была простой. Когда он стал взрослым, то вспоминал: "Моя любовь к литературе началась на обыкновенной деревенской печке, на которой мне приходилось проводить целые зимы из-за отсутствия обуви. На печке я с упоением слушал грустные песни матери, оставшейся без мужа с кучей детей, озорные частушки молодёжи, рассказы и сказки нищих, бродячих торговцев и цыган, для которых наш дом был широко открыт при жизни отца и после того, как он был убит бандитами...". Георгий Афанасьевич Ладонщиков родился 8 июня 1916 года, тогда никто и не думал, что он будет поэтом, таким, который приносит только радость.
Белый снег-снежок
Жжётся, колется,
Выходи, дружок,
За околицу.
Там снежком гора
Припорошена,
Там лыжня вчера
Мной проложена.
Побежим с тобой
К лесу синему,
Принесём домой
Радость зимнюю.
Только от мечты до её реализации было много всего, чаще грустного, чем радостного. Пришлось и курсы ликвидации безграмотности на себе тянуть, и работать счетоводом на лесосплаве, а уж когда началась война, то защищать остров Эзель от захватчиков, а потом сражаться в партизанском отряде вместе с эстонскими товарищами, а потом - снова действующая армия, так, до самой победы. Он никому и никогда не рассказывал о своём боевом пути, об этом узнали благодаря вышедшей в Таллине книге "В братской семье". Георгий писал стихи и на фронте, но то были, скорее, "боевые листки", чтобы поднять дух солдат. Для детей он ничего тогда и не сочинял, не до того. Да и в мирное время, начав работать на Московском телефонном узле, мужчина точно не планировал обратиться к детской литературе. Но нашёлся один человек, который и стал "литературным крёстным" для Георгия Афанасьевича.
"К Маршаку пришёл техник чинить телефон. Разговорились. Оказалось, что техник Ладонщиков интересуется поэзией, хорошо знает своего абонента и сам пишет иногда. О жизни, о любви - лирические... Стихи для детей? Нет, детских стихов он не пишет, но иногда ему очень хочется написать что-нибудь для сына, а может быть, и для других детей. Но он ещё не знает, о чём для них писать. В свободное время он рыбачит. Если откровенно сказать, он заядлый рыболов. Не написать ли о рыбах?". Самуил Яковлевич направил Ладонщикова в "Детгиз" к редактору Эмден, цитату из воспоминаний которой я привела. И в 1951 году вышли "Маленькие мастера". Георгий Афанасьевич радовался сборнику стихов больше всех, шутка ли, первая книга за 35 лет! Сборник совсем небольшой, но детвора полюбила всем сердцем стихи из него:
Я не привыкла
Напрасно хвалиться,
Но все называют меня мастерицей -
За то, что сама я
На куклу свою
Вяжу, вышиваю,
И шью, и крою.
Стихотворения были просты и понятны, ведь они рассказывали о том, что дети хорошо знали, что наполняло их повседневность. Маленькие мастера спокойно могли и самокат починить, и вырастить из тёлочки корову, и даже испечь хлеб. Стихи влияли на желание ребят сделать что-то полезное. Однажды, в одном из московских детских садов прочли стихотворение "Новый дом" и вся детвора загорелась желанием делать скворечники. То самое влияние печатного слова на ребят, о котором сейчас все говорят: "Дети верят всему, что прочтут!". Разве плохо, когда книжные строки дадут уверенность, что всё получится, если приложить усилия? Конечно же, хорошо! Ну, а после такого отличного начала, Ладонщиков выпустил ещё много сборников: "Зимние картинки", "Цирк", "Едем на дачу", "Кто быстрей?", "Точильщик", "Своими руками", "Тимошкины питомцы", "В мастерской бобренка", "Егорка-рыбачок"...
— Папа, я раскрыла тайну! —
Похвалилась как-то Таня
За обеденным столом.
— Что за тайна?
— Дело в том…
Дело в том,
Что я узнала,
Где ручей берёт начало.
Мне казалось — в родниках.
Оказалось — в о б л а к а х!
В о т!
Сейчас его стихи не так хорошо известны, как стихи Барто, Михалкова, Чуковского, но они в библиотеках есть, они переиздаются, с новыми, прекрасными иллюстрациями. Значит, творческий путь поэта не закончен, хотя земной путь прекратился в 1992 году.
Я, ребята, птиц люблю.
Никогда их не ловлю
Ни ловушками,
Ни в сети.
Не держу их дома в клетке.
Никогда гнезда не трону.
Ни сороки,
Ни вороны,
Ни скворца,
Ни воробья
Не обидел в жизни я!