Заказать книги
0+
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

Люди. События. Факты

Игорь Иванович Акимушкин (02.05.1929-19.04.1993) (6+)

Есть писатели, имя которых знакомы тысячам (а то и миллионам людей), их книги не залеживаются на полках, их любят и перечитывают. И при этом о самом писателе мы не только не знаем почти ничего, но и лишены возможности узнать что-то внятное.
Среди советских читателей 1960-80-х годов трудно найти того, кто, увлекаясь зоологией, мог пройти мимо книг Игоря Ивановича Акимушкина. Его шеститомный «Мир животных» до сих пор красуется у меня на видном месте рядом с такими великими популяризаторами, как Брэм, Даррелл и Гржимек. Однако, в отличие от них, о биографии Акимушкина известно до обидного мало – невозможно найти даже точную дату смерти писателя.
С датой рождения дела обстоят получше – почти во всех источниках указано 1 мая 1929 года (правда, один раз говорится о 1 марта и это, скорее всего, опечатка). Родился будущий популяризатор в Москве, и, подобно Дарреллу, уже в детстве стал испытывать целенаправленный интерес к братьям нашим меньшим. Еще маленьким мальчиком он очень любил бывать на даче, где наблюдал за окружающей живностью и тут же придумывал жучкам-паучкам собственные названия. Вскоре он узнал, что есть такая наука зоология, где над названиями успели потрудиться и до него. Отныне вопрос «Кем быть?» отпал у Игоря сам собой.
Он посещает кружок юных биологов при Московском зоопарке, с отличием оканчивает школу и тут же – в 1947 году – поступает в МГУ на биолого-почвенный факультет. Окончив его в 1952-м, Акимушкин устраивается на работу в Институт океанологии при АН СССР. Именно там он защищает диссертацию об осьминогах Тихого океана и получает звание кандидата биологических наук. Недаром одна из его первых книг – «Приматы моря» (1963) – будет посвящена именно головоногим моллюскам – одним из самых разумных существ среди беспозвоночных. Но мог ли подумать Игорь, сочиняя в детстве имена для животных, что в 1968 году в названии недавно открытого кальмара увековечат и его фамилию – Cycloteuthis akimushkini Filippova?
Впрочем, к 1968 году фамилия Акимушкина была уже широко известна не только в научном сообществе. Печататься наш герой начал еще в 1956 году, но в 1961-м он решает попробовать себя на ниве популяризаторской литературы для детей и юношества. В том году выходят сразу две книги – «Следы невиданных зверей» и «Тропою легенд» – о том, как легенды и слухи о невероятных животных порой оборачиваются вполне реальными открытиями новых видов.
Книги имели просто бешеную популярность. Внятный язык, интригующая манера повествования, эрудиция не только в профессиональной сфере, но и в искусстве, истории, мифологии – делали книги Акимушкина безумно интересными даже для людей, далеких от зоологии. К тому же Акимушкин широко пользовался зарубежными источниками, и многие факты советский читатель впервые узнавал из его книг.
Маленький пример. Меня недавно спрашивали по поводу статьи о детях-волках – откуда пошла история Амалы и Камалы? Так вот, записал ее, якобы очевидец, – священник Дж.Э.Л.Сингх, после чего она в 1927 году попала на страницы газет. Ну а до нас эту историю донес именно Игорь Акимушкин.
В. Флинт, из предисловия к книге И.Акимушкина «Куда и Как?» (1965):
«Только что в главе «Разведка звуком» мы с захватывающим интересом прочитали об удивительном явлении – эхолокации летучих мышей и дельфинов, прочитали как некое откровение. А между тем для советского читателя это не должно было быть новостью! Ведь уже три года назад Государственным издательством физико-математической литературы была переведена на русский язык и выпущена пятидесятитысячным тиражом книга одного из основателей учения об эхолокации в животном мире, Дональда Гриффина, «Эхо в жизни людей и животных». Книга серьезная, умная. Сведения, сообщаемые в ней, получены, что называется, из первых рук: ведь автор сам проделал тысячи экспериментов, проанализировал десятки гипотез. Да и написана она, казалось бы, популярно. И все же книга запомнилась только специалистам, прошла мимо массового читателя! В чем же здесь дело? Да именно в этом самом «правильном ритме», о котором говорилось и который Д. Гриффин, видимо, не нашел».
С 1960-х годов книги Акимушкина выходят с заметной частотой – «Занимательная биология», «Куда и Как?» (об ориентации животных в пространстве), «Трагедия диких животных» (об истребленных и вымирающих видах), «Первопоселенцы суши» (о пауках), «Невидимые нити природы» (об экологии), «Причуды природы»... Кроме того, наш герой успевал писать и сценарии научных документальных фильмов, и книжки для совсем маленьких читателей («Жил-был бобр», «Кто без крыльев летает?» и т.п.).
На фоне всенародной популярности Акимушкин в 1963 году вступает в КПСС, а в 1971 году становится лауреатом премии Всесоюзного общества «Знание». Через 8 лет его даже примут в Союз писателей СССР, а он за это время напишет свой главный труд...
Речь идет о знаменитой шеститомной серии «Мир Животных», которая стала настоящим дерзновением даже для такого талантливого популяризатора, как Акимушкин. Казалось бы – под силу ли одному человеку написать практически о всех-всех тварях, населяющих землю? Да и стоит ли соперничать с такими авторитетными изданиями, как «Жизнь Животных» – будь то работа легендарного Брэма, или основательный (под тем же названием) семитомник изд-ва «Просвещение» где поработали десятки авторитетных ученых?
Конечно же стоило – архаичность Брэма и научный академизм «Просвещения» проигрывали стилю Акимушкина – живому, захватывающему, и при этом умело балансирующему на грани занимательности и научности. Этому служило и обилие фотографий, и гениальный (на мой взгляд) дизайн книги. По бокам шли белые поля, украшенные то забавными, то дополняющими текст картинками кисти А. Блоха и Б. Жутовского. Основной текст шел крупным шрифтом, а цитаты или дополнительные сведения (которые можно было пропустить) шрифтом поменьше.
К слову, писатель не только цитирует других, но и вспоминает свои встречи с миром природы. Знакомые Акимушкина не раз отмечали его, как хорошего спортсмена и охотника, который, хотя и не выезжал за рубеж, но вдоволь объехал многие уголки обширного Советского Союза.
Популяризация (если она научная, а не псевдонаучная) – очень сложный жанр. Ведь популяризатор – даже ученый – не может быть доскональным специалистом во всех областях. Были промахи и неточности и у Акимушкина, но что они на фоне современного научпоповского ширпотреба, завалившего прилавки.
И. Акимушкин:
«Я пошёл по пути обобщений, выборности, хотя всеми силами стремлюсь сохранить за книгами значение их как справочной литературы».
В СССР считалось, что научно-популярная литература призвана расширять кругозор людей, чувствовать свою причастность к другим сферам жизни и, желательно, стимулировать их к дальнейшим познаниям.
Однако, за редким исключением, масса популярных изданий сейчас не дает никаких реальных знаний, или дает их только лишь как набор интересных фактов, вырванных из общего контекста в угоду моде. То есть, в изложении информации нет последовательности, она фрагментарна и не претендует на то, чтобы дилетант или ребенок стремился учиться и расширять свои познания. От читателя/зрителя требуется лишь восклицание «Waw!» и больше ничего. Например, количество популярных книг про динозавров занимает «львиную долю» общего количества подобных изданий про весь животный мир. И в большинстве своем они не вызывают у читателя желания познакомиться поподробнее с биологией, зоологией, геологией. Они лишь призваны потешить его любопытство, порадовать глаз, развлечь.
Однако вернемся к Акимушкину.
Его «Мир животных» стабильно издавались с 1971 по 1975 год, пока, как мне кажется, автор просто не устал. Пятый том – про насекомых – был меньше по объему и по информации, что незаслуженно по отношению к самому многочисленному классу животного мира. Однако в 1981 году серия дополнилась еще одним томом, в котором, по утверждению писателя, он впервые (!) в мировой научно-популярной литературе объединил под одной обложкой сведения о домашних животных. Надо сказать, в своем жанре писатель не раз оказывался пионером – те же «Следы невиданных зверей» и «Тропою легенд» – были одними из первых книг по криптозоологии (сфере поиска животных, считающихся легендарными или несуществующими).
В 1993 году Игорь Акимушкин скончался в возрасте 64 лет. Но его книги не забыли – в 1998 году – вышло переиздание «Мира Животных» – на этот раз в 4-х томах и дополнением про недостающие типы беспозвоночных. На этот раз книгу украсили цветные фото, но, к сожалению, исчезли картинки, поэтому старое издание до сих пор эстетически смотрится намного выигрышней.
С.Курий

http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-45721/

2024-05-02
06:00:54
Виктор Петрович Астафьев (01.05.1924-29.11.2001) (6+)

01 мая 1924 - 29 ноября 2001
русский писатель
1 мая 1924 года в деревне Овсянка, расположенной на Енисее, неподалеку от Красноярска, родился мальчик Витя Астафьев. Его родители, Петр Павлович и Лидия Ильинична, к моменту рождения сына потеряли двух дочерей, умерших еще в младенчестве. Но семью поджидали и другие беды – несколько лет спустя Петра Астафьева посадили в тюрьму по статье за «вредительство». Когда Вите было семь лет, лодка, в которой его мать плыла на свидание к мужу, перевернулась, и Лидия Ильинична утонула. Осиротевший мальчик остался на попечении родителей матери, Ильи Евграфовича и Екатерины Петровны Потылицыных.
Детство, прошедшее с бабушкой и дедушкой, оставило в душе мальчика светлые воспоминания, но вскоре ему пришлось уехать из гостеприимного дома. Петр Астафьев, выйдя из тюрьмы, снова женился и уехал в Игарку, где жила семья его отца, раскулаченного во время коллективизации. Надежда на большие заработки не оправдалась, Петр Павлович попал в больницу, а мачеха не желала кормить чужого ей ребенка. Некоторое время Виктор бродяжничал, а потом оказался в школе-интернате. Здесь ему очень повезло с учителем – в интернате преподавал Игнатий Рождественский, сибирский поэт. Заметив у мальчика литературные способности, он начал развивать их. Дебют Виктора в писательстве состоялся в школьном журнале, а напечатанное там сочинение, которое мальчик назвал «Жив!» позднее стало рассказом «Васюткино озеро».
Однако всерьез о литературе думать не приходилось. Окончив школу, Виктор начал работать и, накопив на билет, уехал в Красноярск, чтобы получить профессию. Отучившись в ФЗО, он стал составителем поездов, устроившись на железнодорожную станцию под Красноярском.
В восемнадцать лет Астафьев ушел добровольцем на фронт. Его обучили военному делу в новосибирской пехотной школе, и с 1943 года будущий писатель воевал на Воронежском, Степном и Брянском фронтах в качестве связиста, шофера и артиллерийского разведчика, несколько раз был тяжело ранен. Всю войну Астафьев прошел простым рядовым и получил за свои заслуги орден Красной Звезды и медали « За освобождение Польши», «За победу над Германией», «За отвагу».
После Победы Виктор демобилизовался из армии и вскоре женился на Марии Корякиной. Супруги уехали в Чусовой, родной город Марии на западном Урале. В тяжелые послевоенные годы Виктор сменил несколько профессий, зарабатывая деньги для своей семьи. Ему довелось работать чернорабочим, слесарем, плотником, грузчиком, мойщиком туш и вахтером на мясокомбинате, дежурным на железнодорожном вокзале.
Весной 1947 года у Марии и Виктора появилась дочка, но через полгода умерла от диспепсии. В следующем мае в семье родилась Ирина, а в 1950 году – Андрей.
Ни тяжелые времена, ни заботы о растущем семействе не убили в Викторе Петровиче тягу к сочинительству. В 1951 году он начал посещать литературный кружок, открытый при местной газете и за ночь написал рассказ «Гражданский человек», который позже переработал в рассказ под названием «Сибиряк». Вскоре молодого писателя взяли в газету литературным работником. В «Чусовском рабочем» Виктор Астафьев проработал несколько лет и написал множество очерков и статей и больше двадцати рассказов.
Его первая книга вышла в Перми в 1953 году – это был сборник рассказов, получивший название «До будущей весны». Через два года вышла вторая книга «Огоньки». Все рассказы в этих книгах были детскими, и до 1958 года Виктор Петрович издал еще две детские книги, одновременно публикуя рассказы и очерки в периодической печати и в альманахах. В 1957 году Астафьев стал работать специальным корреспондентом областного радио в Перми.
В 1958 году вышел первый роман Виктора Астафьева – «Тают снега», и его автор стал членом Союза писателей РСФСР. Год спустя Виктор Петрович получил направление на учебу в Москве и стал студентом Высших литературных курсов при Литинституте. В конце пятидесятых его лирическая проза получила в стране большую известность благодаря прекрасным повестям «Перевал», «Стародуб» и «Звездопад».
В 1962 году семья Астафьевых поселилась в Перми, а еще через семь лет переехала в Вологду. Все эти годы стали очень плодотворными в писательской биографии, и в творчестве Астафьева ясно воплотились две главные темы литературы СССР того времени – деревенская и военная. К середине шестидесятых у писателя стал складываться цикл миниатюр – лирических заметок и раздумий, которые он называл «затесями». Эти миниатюры публиковались в журналах, а в 1972 году издательство «Советский писатель» напечатало их отдельной книгой «Затеси».
В 1967 году Астафьев закончил писать повесть, задуманную еще в начале пятидесятых, – «Пастух и пастушка. Современная пастораль». Виктор Петрович всегда говорил, что это произведение – его «любимое дитя», но в печать повесть проходила очень трудно. Впервые ее опубликовали в 1971 году в «Нашем современнике», а в 1989-м Астафьев вернулся к ее тексту, чтобы восстановить отрывки, вычеркнутые из цензурных соображений.
В 1975 году Виктор Петрович стал лауреатом Государственной премии РСФСР им. Горького за свои повести «Последний поклон», «Перевал», «Пастух и пастушка», «Кража». В следующем году появилась одно из лучших и самых известных произведений писателя – «Царь-рыба», повесть в рассказах. Ее публиковали по главам в периодической печати, и цензурные потери текста оказались настолько огромны, что Астафьев от переживаний даже попал в больницу. К повести он не возвращался больше никогда, не сделал ни одной новой редакции и не пытался восстанавливать текст. Только в 1990 году, обнаружив в архиве черновик главы «Норильцы», полностью снятой когда-то цензурой, Виктор Петрович опубликовал найденную главу отдельным рассказом под названием «Не хватает сердца». Невзирая на все перипетии, которые прошла «Царь-рыба», Астафьев получил за нее в 1978 году Государственную премию СССР. Полностью повесть опубликовали только в 1993 году.
В семидесятых писатель вновь вернулся в своей работе к воспоминаниям детства и написал новые главы для повести «Последний поклон». Это произведение, состоящее теперь из двух книг, было издано в 1978 году в «Современнике». В том же году Астафьев начал работу над «Зрячим посохом» и закончил писать в 1982-м, но опубликовали повесть только шесть лет спустя, а в 1991 году «Зрячий посох» принес своему автору вторую Государственную премию СССР.
В 1980 году Астафьевы переехали на родину Виктора Петровича – в Красноярск. В этом городе и в деревне Овсянке, где прошло детство Астафьева, он написал множество рассказов и прекрасный роман «Печальный детектив». Родные места вновь разбудили память о детстве, и в 1989 году появилась третья книга «Последнего поклона». Этот год принес Астафьеву и высокое звание – писатель стал Героем Социалистического труда.
В 1987 году Виктор Петрович и Мария Семеновна потеряли дочь Ирину и забрали к себе внуков Полю и Витю.
Главная книга писателя, роман о войне «Прокляты и убиты», была создана в начале девяностых. Роман состоит из двух частей – «Чертова яма» и «Плацдарм». Это произведение отняло у Астафьева немало сил и вызвало бурные споры читателей. Виктор Петрович собирался написать и третью часть романа, но в 2000 году заявил, что прекращает работать над книгой. В 1995 году Астафьев получил за свой последний роман Государственную премию России.
Книги Астафьева изданы и за рубежом, а в России при жизни Виктора Петровича вышло три собрания его сочинений – в трех томах, в шести и в пятнадцати. Последнее собрание вышло в Красноярске в 1997 году, и в каждом его томе есть подробные комментарии автора.
29 ноября 2001 года Виктор Петрович Астафьев скончался. Его похоронили в родном селе, а год спустя в Овсянке открылся памятник писателю и его мемориальный дом-музей. В 2006 году памятник Астафьеву появился и в Красноярске.
Виктор Петрович стал классиком русской литературы не только из-за своего несомненного таланта, но и потому, что писал правду о народе своей страны, о российской истории, о трагедии Отечественной войны – правду, которую выстрадал сам.
http://www.people.su/131592_2

2024-05-01
06:00:22
Праздник Весны и Труда 1 мая (6+)

1 мая в России отмечается Праздник Весны и Труда, который является праздничным выходным днем.

Первомай впервые был отпразднован в Российской империи в 1890 году в Варшаве, а в 1891 году уже в столице — Санкт-Петербурге. Данный праздник был установлен в июле 1889 года Парижским конгрессом II Интернационала в память о выступлении рабочих Чикаго 1 мая 1886 года.

Многие, кто жил во времена существования СССР, еще помнят первоначальное название праздника — День международной солидарности трудящихся. В Советском Союзе праздник часто назывался просто по числу — 1 Мая, был символом революции, непримиримой классовой борьбы, имел «политическую окраску». Он отмечался демонстрациями, украшенными портретами политических деятелей, передовиков производства, лозунгами, призывами, плакатами и диаграммами о достижениях в той или иной отрасли народного хозяйства, науки, культуры. Но постепенно этот контекст терялся.

Сегодня в Российской Федерации праздник утратил свой политический окрас, отмечается под названием Праздника Весны и Труда и является выходным днем. Официально День закреплен в статье 112 Трудового кодекса РФ от 30 декабря 2001 года.

Как бы ни называли этот майский день — Днем солидарности трудящихся или Праздником Весны и Труда, для многих 1 мая традиционно символизирует возрождение и приход весны.

Большой эмоциональный заряд, который он несет в себе, связан не только с ощущением весеннего пробуждения природы, но и с восприятием 1 Мая как общего торжества, сплачивающего всех россиян.

Источник

2024-05-01
06:00:00
24 апреля 1908 года родилась Вера Васильевна Чаплина (0+)

В этой семье всех детей назвали на букву "в": Вася, Вера и Валя не так часто видели своих родителей, но, как говорил Аркадий Райкин в одном из своих монологов, "они о них знали". Лидия Владимировна, мама, закончила Московскую консерваторию по классу фортепиано, профессионально рисовала и владела несколькими языками; отец, Василий Михайлович, работая помощником адвоката, большую часть времени уделял работе и спортивным увлечениям. Детьми занимались няни и гувернантки. Да и остальная родня была непростой: например, дедушка был очень знаменитым специалистом в области отопления и вентиляции. Сегодня речь пойдёт о Вере, родившейся 24 апреля 1908 года в этой интересной, во всех отношениях, семье. Её фамилия по отцу Кутырина, но став взрослой, она взяла фамилию мамы и в дальнейшем этот псевдоним стал единственным, по которому мы знаем Веру Васильевну.

Если вы в детстве таскали домой котят, щенят, душили в объятиях цыплят и гладили кролика, то фамилия Чаплина вам многое скажет. Верочка обожала живность и родители были не против: она приносила домой то воробьишку, то котейку, ухаживала за ними и если подопечных становилось слишком много, то пристраивала в "добрые руки". Когда девочке исполнилось 10 лет, родители развелись и мама увезла детей в Ташкент, подальше от войны и разрухи. Жизнь там тоже была непростой: мама сошлась с одним инвалидом, который очень обижал Веру и она сбежала, попав в детский дом. Даже там девочка умудрялась держать питомцев. Любовь к ним не дала озлобиться, впасть в уныние, воспитывая силу воли и умение преодолевать трудности. Лидия Владимировна разыскала дочь, забрала и семье опять пришлось переезжать с места на место, пока они снова не оказались в родной Москве. Само собой, такая кочевая жизнь не дала детям возможности нормально учиться, а пятнадцатилетняя Вера уже учиться и не хотела - прогуливала школу, предпочитая проводить время в зоосаде.

И когда при нём организовали Кружок юных биологов, то Веру позвали в числе первых. Она с удовольствием ухаживала за животными, чистила клетки, кормила, помогала лечить подранков и вела дневник. Именно он стал основой для первых рассказов Веры Чаплиной. Девушка любила и понимала животных, она была уверена, что добром и лаской можно из любого зверя сделать преданного друга. Например, как это случилось с волком Арго - вместе они даже в кино снимались. В 1920–1930-е годы Московский зоопарк вышел на новый уровень, появились новые территории и новые животные - тигры, барсы, львы, белые медведи, песцы... Чаплина предложила организовать "площадку молодняка", где зверята с детства будут жить вместе и совместно воспитываться. Проект был одобрен и вызвал небывалый ажиотаж у посетителей разных возрастов, понятное дело, что дети были в полном восторге. С начала 30-х годов Чаплина и начала писать, ведь материала для книг было сколько угодно - вся её жизнь посвящена любви к животным. Одни за другими выходили рассказы и повести, а в 1946 году Вера Васильевна оставила зоопарк, чтобы полностью посвятить себя литературной деятельности. Уже через 4 года по рекомендации Маршака и Кассиля Чаплину приняли в Союз писателей. Скончалась писательница 19 декабря 1994 года в Москве и была похоронена на Ваганьковском кладбище.

Источник

2024-04-24
10:01:09
23 апреля - Всемирный день книг и авторского права (12+)

23 апреля — символическая для мировой литературы дата — стала поводом для учреждения Всемирного дня книг и авторского права (World Book and Copyright Day). В этот день в 1616 году ушли из жизни М. Сервантес, У. Шекспир и Инка Гарсиласо де ла Вега. Это также день рождения или смерти таких известных авторов, как Морис Дрюон, X.Лакснесс, Дж.Пла и Мануэль Мехиа Вальехо.
Вполне естественно, что проходившая в 1995 году в Париже Генеральная конференция ЮНЕСКО решила отдать в этот день дань уважения книгам и авторам, призывая всех, и особенно молодежь, находить удовольствие в чтении и уважать незаменимый вклад тех, кто содействовал социальному и культурному прогрессу человечества. Тогда и был учрежден Всемирный день книг и авторского права и Премия ЮНЕСКО за пропаганду идеалов терпимости в детской и юношеской литературе.

2024-04-23
06:00:04
Всемирный день Земли 22 апреля (6+)

День Земли (англ. Earth Day) — название, используемое по отношению к различным мероприятиям, проводящимся весной и призванным побудить людей быть внимательнее к хрупкой и уязвимой окружающей среде на планете Земля. День Земли — это гражданская инициатива, она открыта для присоединения любых людей, групп и организаций. Существуют два основных периода проведения Дней Земли: в марте (вблизи весеннего равноденствия) и 22 апреля. Кроме того, в настоящее время многие рядовые участники и инициативные группы планируют и проводят ряд мероприятий по Дню Земли вблизи момента летнего солнцестояния, чтобы максимально использовать теплую погоду и свободное время людей.
Пусть будут лишь мирные и радостные Дни Земли для нашего прекрасного космического корабля — планеты Земля, летящей и вращающейся посреди холодного космоса со своим столь уязвимым грузом жизни…
Генеральный секретарь ООН У Тан, 21 марта 1971 года.

Изначально День Земли празднуется во многих странах в день весеннего равноденствия, чтобы отметить момент, когда начинается весна (в Северном полушарии) или осень (в Южном). ООН празднует День Земли обычно 20-21 марта.
26 февраля 1971 года У Тан, Генеральный секретарь ООН, подписал специальную прокламацию, посвященную этому событию. Каждый год 20-21 марта в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке звонит колокол мира.
Первая «одноразовая» акция в этот день прошла в 1970 году в США. Её успех окрылил организаторов, и с тех пор празднование стало регулярным. Известный американский политик и активист сенатор Гайлорд Нельсон создал группу из студентов под руководством Денниса Хайеса (студента Гарварда). Поскольку это было время активных студенческих движений, инициатива привлекла к себе много внимания.
Несмотря на то, что сенатор и его «штаб» не располагали ни временем, ни ресурсами для организации действительно массовых мероприятий, они происходили (как, например, 20-миллионная демонстрация и присоединение к проекту сотен школ). Как говорил Г. Нельсон, «День Земли организовывал себя сам».
В 1971 году, благодаря успеху первого Дня, сенатор Нельсон провозгласил «Неделю Земли» (в течение 3-й недели апреля) как ежегодное событие, которое стало крайне популярным среди населения США.
На волне общественной и политической активности, пробужденной Днём Земли, в США были приняты многие законы и акты, касающиеся охраны окружающей среды (например, знаменитый Акт о чистом воздухе). В России День Земли отмечают в рамках Дней защиты от экологической опасности.
В 2009 году Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Международный день Матери-Земли, постановив отмечать его 22 апреля.
Символика
Флаг Земли
Флаг Земли не является официальным символом чего-либо (поскольку официально не существует общепланетного правительства или государства). Он представляет собой фотографию планеты из космоса (в настоящее время используется снимок, сделанный астронавтами Аполлона-17 по дороге к Луне) на тёмно-синем фоне. Традиционно Флаг связан с Днём Земли и многими другими природоохранными, миротворческими и гражданскими международными мероприятиями.
Символ Дня Земли
Символом Дня является зелёная греческая буква Θ на белом фоне. Интересно то, что символ эсперанто практически такой же.

В День Земли в разных странах по традиции звучит Колокол Мира, призывая людей Земли ощутить всепланетную общность и приложить усилия к защите мира на планете и сохранению красоты нашего общего дома. Колокол Мира — символ спокойствия, мирной жизни и дружбы, вечного братства и солидарности народов. И в то же время — это призыв к действию во имя сохранения мира и жизни на Земле, сохранения Человека и Культуры.
Первый Колокол Мира был установлен в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке в 1954 г. Он отлит из монет, пожертвованных детьми всех континентов, и является символом глобальной солидарности людей Земли. В него также вплавлены ордена и медали, другие почетные знаки людей многих стран. Надпись на Колоколе гласит: «Да здравствует всеобщий мир во всем мире». В 1996 году такой же колокол был установлен в ООН в Вене. Колокол Мира установлен во многих городах Японии, в крупных городах Германии (1989), Польши, Турции (1989), Мексики (1990), Австралии (1992), Монголии (1993), Филиппин (1994), Канады (1996), Бразилии (1997), Аргентины (1998), Эквадора (1999), Узбекистана (2003) и других стран.
В России акция «Колокол Мира в День Земли» проводится с 1998 года по инициативе и под патронатом летчика-космонавта СССР, Героя Советского Союза А. Н. Березового в Международном Центре Рерихов. На торжественном открытии первого Дня Земли в Москве Сергей Петрович Капица сказал:«… День Земли — это день ответственности перед нашей планетой, ответственности перед людьми, которые её населяют, перед самой природой, частью которой мы являемся». 
Организаторами акции «Колокол Мира в День Земли» в Москве являются Международная Лига защиты культуры, Международный Центр-Музей имени Н. К. Рериха, Международный гуманитарный фонд «Знание» имени К. В. Фролова, Федерация космонавтики России, Российская академия космонавтики имени К. Э. Циолковского. В церемонии «Колокол Мира в День Земли» участвуют представители Информационного центра ООН в Москве, Московского бюро ЮНЕСКО, Правительства Москвы, космонавты, известные деятели науки и культуры.Это очень важный день для всех жителей страны.


http://ru.wikipedia.org/wiki/%C4%E5%ED%FC_%C7%E5%EC%EB%E8

2024-04-22
06:00:10
Международный день памятников и исторических мест 18 апреля (6+)

Девизом Международного дня памятников и исторических мест (International Day for Monuments and Sites), который отмечается в мире ежегодно 18 апреля, стали слова: «Сохраним нашу историческую родину».

Этот День, также известный как День всемирного наследия, установлен в 1982 году Ассамблеей Международного совета по вопросам охраны памятников и достопримечательных мест (ICOMOS), созданной при ЮНЕСКО.

Праздник отмечается с 1984 года с целью привлечь внимание общественности к вопросам защиты и сохранения всемирного культурного наследия. Также он дает возможность больше узнать о многообразии мирового наследия и о силах, которые прикладываются для его защиты и сохранения.

В России в настоящее время насчитывается примерно 150 тысяч объектов культурного наследия федерального и регионального значения. А базовым законом в области сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является Федеральный закон от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
К сожалению, данный закон соблюдается не всегда. Памятники, исторические места и заповедные зоны нещадно уничтожаются, а виновные в этом не несут, как правило, никакого наказания. По оценкам экспертов, ежегодно страна теряет до 200 памятников истории и культуры, и некоторые объекты культуры прошлого утеряны уже безвозвратно.

В Европе с историей обращаются гораздо бережнее, европейские страны сохраняют даже исторические ландшафты и пейзажи местности. Например, во Франции проводят восстановительные работы ландшафтов памятных мест даже после археологических раскопок. На севере Англии в практически нетронутом виде сохранен Адрианов вал, построенный при римском императоре Адриане для охраны северных рубежей империи и протянувшийся на 117 километров.
Сегодняшний праздник — повод еще раз привлечь внимание широкой общественности и представителей власти к вопросам защиты и сохранения различных местных памятников и исторических мест и объектов всемирного культурного наследия. К тому же в течение нескольких лет ICOMOS предлагает разные темы празднования Международного дня памятников и исторических мест.

Поэтому в этот день в рамках празднования проводятся различные конференции по вопросам сохранения и защиты культурного наследия, выступления ученых, выставки фоторабот, а также ряд других мероприятий. Так, например, в некоторые музеи и выставочные залы в этот день (также, как и в Международный день музеев) можно попасть бесплатно. А еще посетители могут побывать в архитектурных комплексах и исторических зданиях, которые в обычные дни закрыты для посещения.

Источник

2024-04-18
06:00:52
День космонавтики 12 апреля (6+)

12 апреля в России отмечают День космонавтики в ознаменование первого космического полета, совершенного Юрием Гагариным.

Первоначально эта памятная дата была установлена Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 апреля 1962 года, подтверждена Указом Президиума Верховного Совета СССР № 3018-Х от 1 октября 1980 года «О праздничных, памятных днях», а затем закреплена Федеральным законом № 32-ФЗ от 13 марта 1995 года «О днях воинской славы и памятных датах России»

12 апреля 1961 года Юрий Гагарин на корабле «Восток» стал космическим первопроходцем. С 1968 года советский День космонавтики получил и официальное общемировое признание после учреждения Всемирного дня авиации и космонавтики.

Развитие пилотируемых полетов в Советском Союзе проходило поэтапно. От первых пилотируемых кораблей и орбитальных станций к многоцелевым космическим пилотируемым орбитальным комплексам. Советский Союз на протяжении десятилетий гордился успехами отечественной космонавтики — это и полет первой в мире женщины-космонавта В. Терешкова, и выход в открытый космос, и самый продолжительный в истории космонавтики полет.

За успешными полетами стоят тысячи людей десятков трудовых коллективов, которые делают все от них зависящее во имя прогресса космической отрасли.

К 12 апреля в честь праздника во многих регионах страны проходят всевозможные мероприятия — выставки, конференции, научно-просветительские и образовательные лекции и семинары, показы фильмов и многое другое. В Музее космонавтики в Москве к этой дате традиционно готовят специальные проекты. Ведь 12 апреля — день начала эпохи пилотируемых космических полетов — общий праздник, соединяющий прошлое, настоящее и будущее людей Земли.

Источник

2024-04-12
06:00:32
10 апреля - 80 лет со дня рождения русского писателя-фантаста Сергея Александровича Абрамова (р. 1944) 16+

Сергей Александрович Абрамов родился в 1944 году в Москве. Окончил Московский автодорожный институт, по образованию инженер. С 1961 года выступает в периодической печати с репортажами, очерками, критическими статьями. Работал в журнале «Смена». Был членом Союза журналистов СССР. В конце 1960-х — начале 1970-х годов романы и повести Сергея Абрамова, написанные в соавторстве с отцом — Александром Ивановичем, пользовались немалым успехом у поклонников научной фантастики. Сборник научно-фантастических рассказов «Тень императора», романы «Всадники ниоткуда», «Рай без памяти», «Хождение за три мира», «Селеста-7000», «Всё дозволено», «Повесть о снежном человеке»… Все эти произведения неизменно печатались тогда в «рамочке» — популярной «детлитовской» серии «Библиотека приключений и научной фантастики».

2024-04-10
06:00:51
Всемирный день здоровья 7 апреля (6+)

Всемирный день здоровья (World Health Day) отмечается ежегодно 7 апреля в день создания в 1948 году Всемирной организации здравоохранения (World Health Organization, WHO). За время, прошедшее с того исторического момента, членами Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) стали 194 государства мира.

Ежегодное проведение Дня здоровья вошло в традицию с 1950 года. Информационно-просветительские мероприятия Дня проводятся для того, чтобы люди могли понять, как много значит здоровье в их жизни. А здравоохранительные организации призваны решить вопрос, что им нужно сделать, чтобы здоровье людей во всем мире стало лучше.

Каждый год Всемирный день здоровья посвящается глобальным проблемам, стоящим перед здравоохранением планеты и проходит под разными девизами: «В безопасности твоей крови – спасение жизни многих», «Активность – путь к долголетию», «Беременность – особое событие в жизни. Сделаем его безопасным», «Защитим здоровье от изменений климата», «1000 городов – 1000 жизней», «Урбанизация и здоровье», «Устойчивость к противомикробным препаратам и её глобальное распространение», «Хорошее здоровье прибавляет жизни к годам», «Высокое артериальное давление», «Маленький укус – источник большой опасности», «Безопасность пищевых продуктов», «Победим диабет!», «Депрессия: давай поговорим», «Здоровье для всех» и др.

2018 и 2019 года Всемирный день здоровья ВОЗ посвятил теме всеобщего охвата услугами здравоохранения, чтобы помочь людям составить более полное представление о том, какая поддержка и какие услуги должны быть им доступны и где их можно будет получить. Идея всеобщего охвата услугами здравоохранения заключается в том, чтобы обеспечить всем людям возможность получения качественных услуг здравоохранения в нужном месте и в нужное время – без каких-либо финансовых трудностей.

2020-й объявлен Международным годом работников сестринских и акушерских служб, поэтому мероприятия Дня посвящены жизненно важной роли медицинских сестер и акушерок в охране здоровья людей во всем мире и необходимости укрепления сестринских и акушерских служб.

ВОЗ признает важную роль медицинских специалистов в содействии пониманию руководящими работниками здравоохранения имеющихся у людей потребностей в медицинских услугах, в частности на уровне системы первичной медико-санитарной помощи. Кампания по случаю Дня также может стать для министров здравоохранения и других представителей власти поводом взять на себя обязательство принять меры для устранения пробелов в обеспечении всеобщего охвата услугами здравоохранения в своих странах, а также подвести итоги уже проделанной работы.
Всемирный день здоровья – это глобальная кампания, которая направлена на привлечение внимания каждого жителя нашей планеты к проблемам здоровья и здравоохранения, с целью проведения совместных действий для защиты здоровья и благополучия людей.

Источник

2024-04-07
06:00:42
3 апреля - 115 лет со дня рождения русского писателя Владимира Павловича Беляева (1909–1990) (12+)

БЕЛЯЕВ, ВЛАДИМИР ПАВЛОВИЧ (1909–1990), русский писатель, публицист. Писал на русском и украинском языках. Родился 4 (17) апреля, по др. данным 8 (21) марта 1909 в Каменец-Подольском (Украина), в семье убежденных коммунистов; после школы окончил Каменец-Подольское фабрично-заводское училище при заводе «Мотор»; в год смерти Ленина (1924) стал комсомольцем. В 1926 – литейщик на Первомайском машиностроительном заводе им. П.Шмидта в Бердянске, после службы в армии (1929–1930) переехал в Ленинград, работал на заводе «Большевик»; в 1931 вступил в партию.
Первая публикация Беляева – заметка в подольской «Рабоче-крестьянской газете» о «буржуазных нравах» его учителей («Учителя образца 1902 года... очень любят, когда их называют «пане учитель», и хмурятся, когда ученики, обращаясь к ним, употребляют слово «товарищ»...).

2024-04-03
06:00:50
Международный день детской книги 2 апреля (6+)

Ежегодно 2 апреля, в день рождения великого сказочника из Дании Ганса Христиана Андерсена (Hans Christian Andersen), весь мир отмечает Международный день детской книги (International Children's Book Day). Его празднование установлено в 1967 году по инициативе и решению Международного совета по детской книге (International Board on Books for Young People, IBBY).

В этот день организаторы мероприятия, с особым энтузиазмом подчеркивая, что необходимо с малых лет читать хорошие книги, пропагандируют, тем самым, непреходящую роль детской книги в формировании духовного и интеллектуального облика новых поколений Земли. Также среди целей Дня — привлечь внимание к литературе, книжному искусству и книжной культуре для детей, к проблемам доступности детской книги и распространению детского чтения.

Надо сказать, что детская литература появилась сравнительно недавно. До середины 17 века детям в основном рассказывали сказки устно, или они читали примерно то же, что и родители, например, басни. Но в основном круг детского чтения сводился к изучению Библии. В 18 веке дети читали уже такие знаменитые сегодня произведения, как «Робинзон Крузо» Д.Дефо и «Путешествия Гулливера» Дж.Свифта, не менее популярными были сборники восточных сказок. Только в 19 веке они смогли читать специально для них написанные произведения, в частности — сказки братьев Гримм и Г.Х. Андерсена, который внес свой вклад в создание детской книги.
Немалое внимание созданию детской литературы уделялось и в России. Известно, что ещё в 17 веке иеромонах Савватий писал стихи специально для детей, а в 18-19 веках детские произведения создавали А.Пушкин, С.Аксаков, А.Шишков, А.Погорельский и другие. Тогда же начали появляться и первые детские журналы. Не менее известны и советские детские писатели и поэты — А.Гайдар, Н.Носов, А.Барто, К.Чуковский, В.Бианки, Б.Заходер, Э.Успенский и многие другие.

В настоящее время детская литература — это целое отдельное направление в литературе. Каждый год одно из Национальных отделений IBBY получает почетное право выступать международным спонсором этого замечательного праздника — Международного дня детской книги.

Ежегодно определяется тема праздника, приглашается известный автор из страны-хозяйки, чтобы написать послание всем детям планеты. Также приглашается известный художник, чтобы создать плакат Международного дня детской книги. В дальнейшем эти материалы используются для популяризации книг и развития интереса к чтению по всему миру.

Также в День детской книги (раз в два года) детским писателям и художникам присуждается главная и самая престижная в данной литературной области награда — Международная премия имени Г.Х. Андерсена с вручением золотой медали (её ещё называют «Малой Нобелевской премией»). Золотую медаль с профилем великого сказочника вручают лауреатам на очередном конгрессе Международного совета по детской книге, как и Почетный диплом за отдельные книги для детей, который присуждается за иллюстрирование детских книг и их лучшие переводы на языки мира.
Также традиционно к Дню детской книги во многих странах организуются различные выставки, конкурсы, представления, конференции и фестивали, посвященные лучшим детским произведениям. А ещё — утренники и Недели детской и юношеской книги, куда приглашаются современные детские писатели и поэты, которые сами читают свои произведения и отвечают на вопросы маленьких читателей.

Источник

2024-04-02
06:00:05
Николай Васильевич Гоголь (01.04.1809-21.02.1852) (6+)

Гоголь - великий русский писатель, автор бессмертных произведений "Вечера на хуторе близ Диканьки", "Тарас Бульба", "Вий", "Ревизор", "Мертвые души", и др. Удивительный талант Гоголя проявляется в этих столь непохожих друг на друга произведениях по-разному - то поражая читателя богатством языка и колоритностью украинской темы (и эпическим размахом "Тараса Бульбы"), то увлекая фантастикой петербургских повестей, то вызывая смех в "Ревизоре" и "Мертвых душах". Жизненный и творческий путь Гоголя и его трагическая судьба до сих пор представляют собой загадку, которую разгадывет не одно поколение исследователей.
Родился 20 марта (1 апреля по н. ст.) 1809 года в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии в семье небогатого помещика. Детские годы прошли в имении родителей Васильевке, рядом с селом Диканька, краем легенд, поверий, исторических преданий. В воспитании будущего писателя определенную роль сыграл отец, Василий Афанасьевич, страстный поклонник искусства, любитель театра, автор стихов и остроумных комедий.
После домашнего образования Гоголь провел два года в Полтавском уездном училище, затем поступил в Нежинскую гимназию высших наук, созданную по типу Царскосельского лицея для детей провинциального дворянства. Здесь учится играть на скрипке, занимается живописью, участвует в спектаклях, исполняя комические роли. Думая о своем будущем, останавливается на юстиции, мечтая "пресекать неправосудие".
После окончания Нежинской гимназии в июне 1828 в декабре отправляется в Петербург с надеждой начать широкую деятельность. Службу получить не удалось, первые литературные пробы оказались неудачными. Разочаровавшись, летом 1829 уезжает за границу, но скоро возвращается. В ноябре 1829 получает место мелкого чиновника. Серая чиновничья жизнь скрашивалась занятиями живописью в вечерних классах Академии художеств. Кроме того, властно влекла к себе литература.
В 1830 в журнале "Отечественные записки" появилась первая повесть Гоголя "Басаврюк", впоследствии переработанная в повесть "Вечер накануне Ивана Купала". В декабре в альманахе Дельвига "Северные цветы" печатается глава из исторического романа "Гетьман". Гоголь сближается с Дельвигом, Жуковским, Пушкиным, дружба с которым имела большое значение для развития общественных взглядов и литературного таланта молодого Гоголя. Пушкин ввел его в свой круг, где бывали Крылов, Вяземский, Одоевский, художник Брюллов, дал ему сюжеты для "Ревизора" и "Мертвых душ". "Когда я творил, - свидетельствовал Гоголь, - я видел перед собой только Пушкина... Мне дорого было его вечное и непреложное слово".
Литературную известность Гоголю принесли "Вечера на хуторе близ Диканьки" (1831 - 32), повести "Сорочинская ярмарка", "Майская ночь" и др. В 1833 пришел к решению посвятить себя научной и педагогической работе и в 1834 был назначен адъюнкт-профессором по кафедре всеобщей истории при Санкт-Петербургском университете. Изучение трудов по истории Украины легло в основу замысла "Тараса Бульбы". В 1835 оставил университет и целиком отдался литературному творчеству. В том же году выходят сборники повестей "Миргород", куда вошли "Старосветские помещики", "Тарас Бульба", "Вий" и др., и "Арабески" (на темы петербургской жизни). Повесть "Шинель" была самым значительным произведением петербургского цикла, в черновом варианте прочитана Пушкину в 1836, а закончена в 1842. Работая над повестями, Гоголь пробовал свои силы и в драматургии. Театр представлялся ему великой силой, имеющей исключительное значение в общественном воспитании. В 1835 был написан "Ревизор" и уже в 1836 поставлен в Москве с участием Щепкина.
Вскоре после постановки "Ревизора", затравленный реакционной печатью и "светской чернью". Гоголь уехал за границу, поселившись сначала в Швейцарии, затем в Париже, продолжал работу над "Мертвыми душами", начатую в России. Известие о гибели Пушкина было для него страшным ударом. В марте 1837 поселился в Риме. Во время приезда в Россию в 1839 - 40 читал друзьям главы из первого тома "Мертвых душ", который был завершен в Риме в 1840 - 41.
Вернувшись в Россию в октябре 1841, Гоголь при содействии Белинского и др. добился напечатания первого тома (1842). Белинский назвал поэму "творением, глубоким по мысли, социальным, общественным и историческим".
Работа над вторым томом "Мертвых душ" совпала с глубоким духовным кризисом писателя и прежде всего отразила его сомнения в действенности художественной литературы, что поставило Гоголя на грань отречения от его прежних созданий.
В 1847 издал "Выбранные места из переписки с друзьями", которую Белинский подверг уничтожающей критике в письме к Гоголю, осудив его религиозно-мистические идеи как реакционные.
В апреле 1848 после путешествия в Иерусалим, ко Гробу Господню, окончательно возвращается в Россию. Живя в Петербурге, Одессе, Москве, он продолжал работу над вторым томом "Мертвых душ". Им все сильнее овладевали религиозно-мистические настроения, состояние здоровья ухудшалось. В 1852 начались встречи Гоголя с протоиереем Матвеем Константиновским, фанатиком и мистиком.
11 февраля 1852, находясь в тяжелом душевном состоянии, писатель сжег рукопись второго тома поэмы. 21 февраля утром Гоголь умер в своей последней квартире на Никитском бульваре.
Гоголь был погребен в Донском монастыре. После революции останки Гоголя были перенесены на Новодевичье кладбище.


http://www.peoples.ru/art/literature/poetry/contemporary/gogol/

2024-04-01
06:00:41
1 апреля - Международный день птиц (6+)

 «Международный день птиц» - интернациональный экологический праздник, который отмечается ежегодно, 1 апреля. В Российской Федерации является самым известным из «птичьих» праздников.
Тысячи интернет-сайтов рунета пишут на своих страницах примерно одно и то же, что праздник этот связан со следующим событием: «1 апреля 1906 была подписана Международная конвенция по охране птиц». На этих сайтах, практически слово в слово, говорится, что «Россия присоединилась к этой конвенции в 1927 году, однако массово этот праздник стали отмечать с 1994 года. Проходит рамках программы ЮНЕСКО «Человек и биосфера»». Однако, никто не ссылается на саму конвенцию и даже не сообщает кем конкретно и где конкретно была подписана так называемая «Международная конвенция по охране птиц». В начале XX века, 19 марта 1902 года была подписана «Международная конвенция по охране птиц, полезных в сельском хозяйстве», которая вступила в силу 12 декабря 1905 года. В 1918 году Советская Россия подписала «Международный договор о перелётных птицах», который действует по настоящее время. 18 октября 1950 года в столице Франции городе Париже была подписана «Международная конвенция об охране птиц», которая пришла на смену документу 1902 года в котором помимо «полезных» птиц назывались и птицы «вредные», в число которых, в частности, попали практически все ястребиные (ныне часть из этих видов утрачена, а часть занесена в Красную книгу).

2024-04-01
06:00:37
День смеха 1 апреля (6+)

День дурака (April Fools' Day или All Fool's Day) или День смеха — это международный праздник, отмечаемый во всем мире 1 апреля. В этот день принято разыгрывать родных, друзей и просто знакомых, или подшучивать над ними.

Откуда именно родом этот праздник — из Франции, Англии, Мексики или Швеции — тайна, которая, к сожалению, покрыта мраком. Одну из влиятельных версий о возникновении праздника смеха связывают с тем, что изначально 1 апреля праздновалось во многих странах как день весеннего равноденствия и время Пасхи. Празднества по случаю весеннего нового года всегда сопровождались шутками, шалостями и веселыми проделками. Традиция праздника живет и теперь: причиной стала сама природа, потому что весенние капризы погоды люди старались задобрить шутками и розыгрышами.

Другая, также распространенная, версия возникновения Дня смеха связана с переходом на Григорианский календарь, введенный Папой Римским Григорием в 1582 году. Дело в том, что Новый год в средние века отмечался не 1 января, а в конце марта, до того, как в 1563—1564 годах король Карл Девятый (King Charles IX) реформировал во Франции календарь. Поэтому Новогодняя неделя начиналась 25 марта и заканчивалась 1 апреля.

В те далекие времена также было принято веселиться в новогодние праздники. Но, несмотря на изменения в календаре, некоторые консервативно настроенные (а, возможно, просто неосведомленные) люди продолжали праздновать новогоднюю неделю по старому стилю. Другие смеялись и подшучивали над ними, преподносили «дурацкие» подарки и называли апрельскими дураками (April's Fools). Так и возник так называемый «День смеха».

В 18 веке этот веселый праздник стал широко известен и популярен. Англичане, шотландцы и французы распространили его в своих американских колониях. В День смеха принято было подшучивать друг над другом, а также давать друг другу бессмысленные поручения, например, найти и принести сладкий уксус.

Первоапрельские шутки на редкость разнообразны и охватывают широкие слои как тех, кто шутит, так и тех, над кем шутят. Самые известные первоапрельские розыгрыши уже классифицированы в список 100 первоапрельских шуток всех времен (The Top 100 April Fool's Day Hoaxes of All Time), среди которых: падение Пизанской башни, фоторепортаж о летающих пингвинах, приземление НЛО в Лондоне, переход на десятичную систему измерения времени, изменение числа Пи с 3.14 на 3.0 и другие.

Источник

2024-04-01
06:00:13
Валерий Михайлович Воскобойников (род. 01.04.1939) (6+)

Валерий Михайлович - детский писатель и публицист, автор более пятидесяти книг для детей . Родился 1 апреля 1939 года в Ленинграде в семье учителей.
В 1957 году после окончания химического техникума поступил на вечернее отделение Ленинградского Технологического института. В 1958-1960 гг. служил в армии, в артиллерийской разведке, дослужился до младшего сержанта.
Работал инженером-химиком в секретных «почтовых ящиках», одновременно учась в своем институте, который окончил в 1965 году. После армейской службы посчастливилось подружиться с молодыми талантливыми молодыми людьми, некоторые из которых стали весьма известными писателями, как, например: Сергей Довлатов, Валерий Попов, Андрей Битов, Игорь Ефимов, Владимир Арро. Первый рассказ был опубликован в 1962 году в молодежной газете «Смена» и получил премию на городском конкурсе. Первая книга (повести и рассказы для детей) вышла в 1965 году. С тех пор издано более 60-ти книг, некоторые из них были переведены на языки многих республиках СССР, и стран, включая Японию, США, Кубу, Польшу и т. д.
В 1960-1970-е годы по командировкам журналов объездил и облетал всю страну, включая полярные станции, северное побережье, Урал и Сибирь, а также пустыню Кара-Кум. В 1970-е годы заведовал отделом прозы и поэзии в детском журнале «Костер» и был «первопечатником» замечательных произведений Юрия Коваля, Василия Аксенова, Сергея Иванова и других любимых писателей. Многолетняя работа в журнале "Костер", где с 1973 по 1980 гг. он руководил отделом литературы, помогла писателю лучше узнать юного читателя. В своих произведениях В. Воскобойников остро ставит перед ними нравственные проблемы, побуждая подростков задуматься над своими поступками.
Произведения В.М. Воскобойникова известны не только в нашей стране, но и за рубежом. Повесть "Тетрадь в красной обложке", опубликованная впервые в 1971 г в Ленинграде, была издана в Японии, США, Польше, Румынии. Книга "Остров Безветрия" трижды переиздавалась в Японии. Историческая повесть об Авиценне "Великий врачеватель" (М.: Молодая гвардия, 1972) по решению ЮНЕСКО была издана во многих странах к 1000-летию ученого.


Творчество Валерия Михайловича Воскобойникова это не только повести и рассказы, но и пьесы для радио, научно-познавательные произведения, статьи по проблемам литературы. Более 10 лет он возглавлял литературное объединение молодых писателей, пишущих для детей. С 1987 г. писатель возглавляет секцию детской и юношеской литературы Союза писателей города Санкт Петербурга, а с 1998 г. является членом Совета по детской книге России, входит в редсовет уникального профессионального журнала "Детская литература".

В 90-е годы писатель вместе с коллегами реализовал свою идею создания серии "Рассказы о православных святых" для детей младшего школьного возраста. Вышло 16 книг, маленьких повествований по материалам житий и изысканий современных историков: "Николай Чудотворец, святитель Божий" (1993 г.), "Великий князь Владимир, равноапостольный святой" (1994 г.), "Равноапостольные святые братья Кирилл и Мефодий" (1994 г.) и другие.

Но на этом работа над книгами, формирующими духовную культуру детей, не закончилась. В 2002 г. в петербургском издательстве "Золотой век" вышла "Иллюстрированная Библия для семейного чтения" в пересказе В.М. Воскобойникова. Пересказы библейских историй сопровождаются обширными историко-культурологическими комментариями, ссылками на результаты археологических раскопок, дополняются апокрифами, документальными свидетельствами.
В 90-е годы прошлого века реализовалась еще одна идея Валерия Воскобойникова. В серии "Единорог" были изданы его романы по мотивам эпоса разных народов: "Повесть о неустрашимом Зигфриде и могущественных нибелунгах" по мотивам средневекового германского эпоса (1996 г.), "Блистательный Гильгамеш" по мотивам древнешумерского и аккадского эпоса (1997 г.). Адресованы они читателям среднего школьного возраста.
А для школьников младшего возраста Валерий Воскобойников написал интересную и полезную книгу о детстве выдающихся людей "Жизнь замечательных детей" (1999 г.). Она открывает новую серию петербургского издательства "Образование - культура" об истории человеческой цивилизации. За эту книгу В.М. Воскобойников был удостоен Почетным дипломом Международного совета по детской книге (IBBY) в 2000-м году.
Книга «Современный пересказ Библии для семейного чтения» – высшая награда «Серебряная литера» на Международном салоне «Невский Книжный Форум – 2003 г.», серия исторических книг для детей «Душа России» – Первая Всероссийская премия «Православная книга России – 2003 года», книга «Жизнь замечательных детей – 2» -- премия имени Маршака – 2005 год.

«МАЛЕНЬКОЕ ПИСЬМО К ЧИТАТЕЛЮ О ЧЕМ УГОДНО»
Однажды я с ужасом открыл, что не знаю, зачем, для чего живу на Земле среди людей. Мне было тогда двенадцать лет, это ужасное открытие осенило меня в трамвае, и я долго метался по улицам, не желая идти домой и надеясь, что все-таки соображу что-нибудь насчет цели своей жизни. Наконец, я устал, добрел до квартиры и, не отвечая на все вопросы матери, бухнулся спать. Ночью я просыпался от собственного стона. В следующие годы я прочитал довольно много книг. Они рассказывали о чем угодно: про историю изобретений, про жизнь древнего человека, про мамонтов и насекомых, но только не про меня. Я догадывался, что люди знают какую-то тайну о том, зачем я живу, но спросить у них я не мог — не было у меня тогда такого человека, которому я доверил бы свой вопрос.
Открытие пришло во сне — точно, как Менделееву. Он ведь тоже долго мучился из-за своей Таблицы. Я увидел самого себя стоящим на вершине холма. За левую руку меня держали родители, родителей — бабушки и дедушки, а их — следующие мои предки, которых я даже толком не знал. И вся эта бесконечная цепочка людей уходила в туманную даль — в прошлое человечества. За правую руку я держал своих детей (на самом деле не было у меня тогда никаких детей, это сейчас их трое), а они — своих детей, и те — следующих. Эта цепочка тоже скрывалась в туманной дали — будущем человечества. А я — соединял их всех.
Тогда-то я и понял насчет собственного предназначения и цели жизни каждого человека: любой из нас соединяет всех прошлых людей с людьми будущими и передает им все то доброе, что было сделано раньше. У каждого человека на Земле — есть своя такая цепочка. А все вместе эти сплетенные цепочки называются человечеством.
Проснувшись, я уже знал, что рожден не зря. И еще я понял, что кем бы мы ни были: хоть писателями, хоть водопроводчиками или пастухами, главное наше дело —передавать все доброе и хорошее в будущее время. Все мы — разные люди, каждый из нас — единственный человек во всей истории Вселенной. Никогда такого человека, как любой из нас, не было на Земле и не будет; нас разделяют далекие расстояния и многие годы, и все же мы сильны, мы живы, когда все мы — вместе, когда сплетены в единое человечество.
С тех пор прошло сколько-то лет, и я узнал, что мудрые философы придумали свои ответы на мучавший меня вопрос. Возможно, свой ответ есть вообще у каждого человека. Но если у вас пока нет такого ответа, возьмите хотя бы мой — мне он здорово помогает.


http://chitbiblioteka.ru/grin/konkyrs/vosko.htm

2024-04-01
06:00:07
Всемирный день театра 27 марта (6+)

Всемирный день театра (World Theatre Day) установлен в 1961 году IX конгрессом Международного института театра (International Theatre Institute, ITI) и ежегодно 27 марта отмечается Центрами ITI и международными театральными обществами. Традиционно он проходит под единым девизом: «Театр как средство взаимопонимания и укрепления мира между народами».

Деятельность Международного института театра (МИТ), согласно его уставу, направлена на «укрепление мира и дружбы между народами, на расширение творческого сотрудничества всех театральных деятелей мира». Первое международное послание в честь Всемирного дня театра было написано в 1962 году французским писателем и художником Жаном Кокто (фр. Jean Cocteau, 1889—1963).

Сегодня Международный институт театра при ЮНЕСКО — крупнейшая в мире неправительственная организация, занимающаяся исполнительским искусством. Национальные центры, региональные советы и комитеты представлены в почти 100 странах мира. Советский Союз получил членство в МИТ еще в 1959 году. С 1961 года СССР, а затем Россия — постоянный член его исполнительного комитета.

Как известно, слово «театр» произошло от древне-греческого слова theatron (θέατρον), что значит «место, где смотрят». Традиционно в театре играются два наиболее популярных жанра — комедия и трагедия, символами которых стали театральные маски.

Упоминание о первой театральной постановке датируется 2500 годом до нашей эры. Первая театральная игра состоялась в Египте, сюжетом послужили образы египетской мифологии — истории бога Осириса. Это было зарождением долгой и прочной связи между театром и религией. В древней Греции театр стал формироваться как искусство, устанавливались четкие определения трагедии и комедии, а также других театральных форм. Древнегреческие театральные представления также использовали мифологические образы.
Международный день театра — это не просто интернациональный профессиональный праздник мастеров сцены и всех работников театра, это наш праздник — праздник миллионов неравнодушных зрителей.

Конечно же, по случаю этого замечательного Дня в театрах многих стран мира проводятся различные театральные фестивали, праздничные постановки и показы лучших спектаклей, а чиновники и представители общественности не скупятся в этот день на поздравления и комплименты, адресованные работникам театров и художественных коллективов.

Источник

2024-03-27
06:00:28
26 марта 1930 года родился детский писатель Геннадий Михайлович Цыферов (0+)

Наш сегодняшний именинник не записывал свои сказки сразу, он искал то, что будет наиболее глубоко передавать смысл написанного. Первые свои сказочные миниатюры он послал Корнею Чуковскому и тот одобрил: "Вам обязательно надо заняться литературой!". Начинающий автор и рад был бы, но, к примеру, издательство "Детская литература" раз за разом отказывалось печатать его произведения. Спасибо редактору "Малыша", Тимофееву, он поверил в талант нашего героя и публикации пошли одна за другой. И именно этот человек, Геннадий Михайлович Цыферов, считается в нашей стране создателем жанра короткой лирической сказки. Геннадий родился 26 марта 1930 года в Свердловске, в самой обычной семье. Когда началась война, его отец отдал свою бронь другому человеку, ушёл на фронт и пропал без вести. Мальчишка ещё не знал о потере, но в эвакуации ему приснился сон: "...неожиданно я услышал голос отца: "Над чём смеёшься, сынок?". А я ответил: "Радуюсь лету, радуюсь, что я с тобой. Помнишь, как мы давно мечтали поехать за город?". И в этот миг войны не стало. Медленно под ветром колыхались подсолнухи. В небе спокойно плыли облака. И поле представлялось огромной рекой, залитой солнцем. Но тут видение растаяло и мама спросила: "Где ты был все это время?". И шёпотом я ответил: "Думал о папе". Позднее, Цыферов описал этот сон в рассказе "Чудо" - были у него не только сказки. Гена очень много читал и то ли поэтому (с освещением были проблемы в то время), то ли близорукость была врождённой, но именно она не позволила парню обучаться на факультете японского языка в Институте востоковедения - поступил на монгольское отделение. С монгольским не задалось: сначала Геннадий набрал "хвостов", затем поссорился с деканом и ушёл, чтобы поступить в Областной педагогический институт имени Н. Крупской. Потом была работа воспитателем-педагогом в интернате при МИДе, публикации в "Учительской газете", "Мурзилке", сотрудничество с детским радиовещанием, выступления на телевидении. И - сказки, сказки, сказки. В них не было явной борьбы между добром и злом, но всегда присутствовал философский подтекст. Лирические стихотворения в прозе - так можно сказать о его произведениях. И, конечно, мимо них не смогла пройти отечественная мультипликация. Кто из нас не смотрел "Паровозик из Ромашково", "Как лягушонок искал папу", "Мой зелёный крокодил", "Лошарик"? Сценарии были написаны в соавторстве с другим замечательным автором, Генрихом Сапгиром. А познавательные книги "Занимательная география" и "Серьёзные рассказы плюшевого Мишки" стали для юных читателей путешествием по Земле и космосу. "Хорошее слово - вернулся. Например, солнышко не взошло, а вернулось. Вернулось к тебе, значит, оно доброе. И звёзды тоже добрые. Всякий раз они возвращаются на небо. Нет, это не сказка. Просто я хочу, чтобы ты любил людей и думал о них. Когда думаешь о человеке, он как бы вновь возвращается к тебе. Входит в твою комнату, садится за стол, говорит с тобой" (с). И все истории детского писателя об этом, о любви к людям и к жизни.

Источник

2024-03-26
10:18:41
25 марта - 60 лет со дня рождения американской детской писательницы Кейт ДиКамилло (р.1964) 16+

Кейт ДиКамилло – современная американская писательница, автор популярных книг для детей, родилась 25 марта 1964 г. в Филадельфии, шт. Пенсильвания. В раннем детстве она перенесла пневмонию, и мать увезла ее вместе со старшим братом в небольшой городок Клермонт в центральной Флориде, где был более благоприятный климат. Кейт нравилось бегать босиком, купаться в океане, лазить по деревьям. И конечно же читать, читать, читать… Здесь она и училась, в колледже при Университете Флориды. В 1987 г. получила диплом по английскому языку и литературе, после чего целых девять лет занималась чем угодно – продавала билеты в цирк, выращивала цветы в оранжерее, – кроме того, о чем мечтала со школьной скамьи. А мечтала Кейт ДиКамилло стать настоящей писательницей.

2024-03-25
06:00:36
Контакты
353900 Новороссийск, ул. Губернского, 40
8 (8617) 72-03-90
Филиал №1 им.А.Гайдара
ул.Аршинцева, 50
(8617)27-91-79
Филиал №2
пр.Ленина, 31
(8617)72-62-16
Филиал №3
ул.Видова, 190
(8617)26-02-42
Филиал №4
ул.Видова, 123
(8617)21-37-38
Филиал №5
пр.Дзержинского, 210
(8617)64-94-62
Филиал №6
ул.Волгоградская, 44
(8617)22-34-83
Филиал №7
ул.Куникова, 62
(8617)63-76-35
Филиал №8
ул. Мефодиевская, 118 б
(8617)27-27-58
Филиал №9
ул. Первомайская, 9
(8617) 27-93-54
Заказ книг
ул.Губернского, 40
8 (8617) 72-03-90
Централизованная система детских бибилиотек г. Новороссийска. © 2010 - 2024