Заказать книги
0+

21 февраля - 115 лет со дня рождения советского кинорежиссера Льва Константиновича Атаманова (1905–1981) 12+

Атаманов Лев Константинович (Атамян (Атаманян) Левон Константинович) (8 (21) февраля 1905 г., Москва — 11 февраля 1981 г., Москва) - один из основателей советской мультипликации, создатель мультипликационных фильмов «Снежная королева», «Аленький цветочек», «Золотая антилопа»... Зачинатель армянской мультипликации.
Приехавшие в Москву американские анималисты к своему великому изумлению увидели спускающегося вприпрыжку по союзмультфильмовской лестнице совсем немолодого, но весьма солидного, как им показалось, человека. Удивление их понять было несложно: факт столь раскрепощенного перемещения важной, следует полагать, в этом советском учреждении персоны никак не соответствовал изначальным представлениям янки о безнадежной закомплексованности всех подданных первого социалистического государства.

По глубокому убеждению ошарашенной группы, этот человек – тем более, в летах! – не имел права на столь вольный спуск. Впрочем, в самом скором времени гости поднимут лапки вверх – капитулируют, когда узнают, что приковавший к себе их пристальное внимание индивидуум не кто иной, как сам Лев Атаманов. Много раньше знаменитый мультипликатор уже успел завоевать симпатии и уважение американских коллег: собственно, к нему они и направлялись.
Интерес к персоне знаменитого режиссера объяснялся вполне понятными причинами: советская мультипликация объективно конкурирует с американской, а по некоторым характеристикам – передача настроения самих героев, патетика, рисунок, переживания – несомненно, превосходит ее. В середине XX столетия это прекрасно понимали коллеги из-за океана, которым действительно хотелось познакомиться с одним из гарантов стабильной конкурентоспособности советской школы мультипликации Львом Атамановым.
Еще в самом начале тридцатых годов он вместе с В. Сутеевым создает первые в Советском Союзе озвученные мультипликационные фильмы «Улица поперек» и «Сказка о белом бычке». С тех пор его так и называют – Основоположник. Весьма распространенная в наши дни «оскароносная традиция западной мультипликации» – озвучивание фильмов известными актерами, была апробирована им еще в первой половине прошлого века. Конечно, в 1923 году Уолт Дисней снимет фильм «Алиса в стране мультипликации», в которой рисованные герои «общаются» с киноактерами, однако это совершенно иная традиция озвучивания. Выход в 1929 году американского фильма «Безумный аэроплан», где впервые появится новый герой -Микки-Маус, определит своеобразную логику развития диснеевского стиля: стиля, подарившего бывшему художнику-карикатуристу, выходцу из бедной ирландской семьи Уолту Диснею 29 «Оскаров».
И тем не менее, Лев Атаманов – реальный конкурент выдающемуся Диснею, волшебнику, сотворившему «Белоснежку», Пиноккио», «Дамбо» и «Бемби». В полном соответствии с по-литическим раскладом, кульминация острейшей конкуренции между выдающимися мультипликаторами придется на середину XX столетия: великая интрига, за которой следит все творческое сообщество. На три диснеевских шедевра – «Золушка», «Алиса в стране чудес», «Леди и бродяга» – Атаманов отвечает не менее совершенными фильмами: «Аленький цветочек», «Золотая антилопа», «Снежная королева». По крайней мере, этого мнения придерживается большинство специалистов. Бо-лее того, по убеждению многих профессионалов, отдельные ха-рактеристики советских мультфильмов объективно не уступают шедеврам Уолта Диснея.
Лев Атаманов происходил из семьи обосновавшихся в Москве армянских интеллигентов. Ему шел 21 год, когда он окончил Первую государственную киношколу, в мастерской Л. Кулешова. Основоположник стал и зачинателем советской рисованной мультипликации. Особенно поражало в нем отсутствие на лице видимых мук творчества: многим он казался человеком легкомысленным, хотя мало кто догадывался о сложности его состояния. Роза Зельма вспоминает: «Это был гениальный организатор, который все держал в своих руках. Он видел фильм целиком, все просчитывал вперед. И я думаю, чтю самые большие проблемы он решал наедине с собой, где-то за пределами студии».
За пределами студии Атаманову и его знаменитой группе приходилось бывать достаточно часто. Для работы над фильмом «Снежная королева» они ездили в Таллин и Ригу, дабы по возможности максимальным образом отразить в картине панораму городского поселения европейского севера: у группы не было финансовых возможностей для выездов в Копенгаген, а посему городская площадь в «Снежной королеве» – это изумительный центр Таллина. Филиалом «заграницы» служили Ленинская библиотека, Пушкинский музей и Эрмитаж. В запасниках Эрмитажа мультипликаторы знакомились с экзотическим индийским оружием для фильма «Золотая антилопа». Директор музея Борис Пиотровский, большой друг армянского народа, всячески содействовал работе группы, творческим процессом живо интересовалась и прелестная супруга виднейшего ученого, Рипсимэ Джанполадян из аристократического армянского рода.
В ходе работы над своими фильмами Лев Атаманов очень часто прибегал к мобилизации «армянского ресурса». Причем не щадил никого: чтобы озвучивать раджу в фильме «Золотая антилопа» великому режиссеру Рубену Симонову пришлось одеться в костюм этого алчного персонажа (с тюрбаном, поясом – все как полагается). Образ снимали в технике «эклер»: сначала на пленку, потом кадр за кадром переводили в рисованное изображение. Пользовались актерской игрой, в результате чего, стараниями в том числе и Рубена Симонова, раджа «Золотой антилопы» до сих пор считается колоритнейшей фигурой мировой мультипликации. Музыку к «Снежной королеве» напишет Артемий Айвазян, а к отснятому двумя годами раньше фильму «Пес и кот» – Карен Хачатурян. Картина – кстати, именно здесь Рубен Симонов впервые выступил в необычной для себя роли озвучивателя – снята в 1955 году по сказке классика армянской литературы Ованеса Туманяна на ереванской студии: Лев Атаманов несколько лет жил в Ереване и снял на Родине еще один фильм – «Волшебный ковер».
Большинство своих мультфильмов Атаманов создавал по так называемой технике «эклер» (сначала снимали живых актеров, а потом с них рисовали мультипликационных персонажей). Порой, это выглядело весьма забавно. Но зато такие съемки сильно облегчали работу аниматорам: они покадрово переводили отснятый материал на бумагу и подробно изучали движения. В такой же технике снимались и диснеевские фильмы того времени.
Ему было за 60, а он любил вприпрыжку, совсем как двадцатилетний выпускник Первой государственной киношколы, спускаться по лестницам союзмультфильмовской студии. Он удивлял многих, в том числе и маститых американских коллег: разумеется, не столько спуском в фойе, сколько подъемом в искусстве. Именно Атаманову принадлежат самые красивые советские мультфильмы. И еще: специалисты продолжают утверждать, что до сих пор нет режиссера, способного конкурировать с ним на предмет «кадровой» передачи качеств любви, дружбы, преданности. Таким же преданным он был и в жизни.

Источник

Контакты
353900 Новороссийск, ул.Губернского, 40
(8617) 72-03-90
Филиал №1 им.А.Гайдара
ул.Аршинцева, 50
(8617)27-91-79
Филиал №2
пр.Ленина, 31
(8617)72-62-16
Филиал №3
ул.Видова, 190
(8617)26-02-42
Филиал №4
ул.Видова, 123
(8617)21-37-38
Филиал №5
пр.Дзержинского, 210
(8617)64-94-62
Филиал №6
ул.Волгоградская, 44
(8617)22-34-83
Филиал №7
ул.Куникова, 62
(8617)63-76-35
Филиал №8
ул. Мефодиевская, 118 б
(8617)27-27-58
Централизованная система детских бибилиотек г. Новороссийска. © 2010 - 2020