Заказать книги
0+
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

Новости

История древнего Юрьевца (6+)

18 мая 2023 года детская библиотека-филиал № 1 имени А.П. Гайдара (ул. Аршинцева, 50) пригласила своих читателей на виртуальную экскурсию «История древнего Юрьевца». Город Юрьевец Ивановской области скоро будет отмечать своё 800-летие.
Для 115 учеников 4 «А», 4 «Б», 4 «В» и 4 «Г» классов МБОУ СОШ № 32 экскурсии провели заведующая филиалом Кузьменко Наталья Геннадьевна и библиотекарь Лазовская Ирина Евгеньевна.
На берегу Волги стоит один из многих древних русских городов, хранящих память о своём многовековом прошлом – Юрьевец, районный центр Ивановской области. А прежде — средневековый город-крепость, который в течение пяти веков защищал северо-восточные границы Руси. Город хранит в себе множество тайн, которые обязательно привлекут будущих исследователей.
Юрьевец – самый древний город Ивановской области, основан он в 1225 году и назван в честь Святого Георгия Победоносца. Юрьевец был свидетелем нашествия монголо-татар, его жители участвовали в ополчении Минина и Пожарского.
Юрьевец расположен на живописных холмах, в окружении садов и рощиц, с чистейшими родниками в оврагах. Красота его воспета ещё художниками братьями Чернецовыми, Саврасовым, Левитаном, Кустодиевым и многими другими.
Юрьевец располагает уникальными, единственными в России музеями архитекторов братьев Весниных, кинорежиссеров Андрея Тарковского, Александра Роу, проведших свое детство в Юрьевце.
Удивительно духовно красивые и преданные своей малой Родине жители создали красивый город. Три яруса церквей: прибрежные шатровые, городские и нагорные на фоне живописного природного ландшафта, глубокие овраги с хвойными зарослями, ручьями и родниками надолго остаются в памяти как характерная примета городского пейзажа.

2023-05-18
12:30:39
Старина далёкая и близкая (12+)

18 мая 2023 года заведующая детской библиотекой-филиалом № 8 им. Н. Островского (ул. Мефодиевская, 118 Б) Галина Валентиновна Урупко вместе с 34 учащимися Новороссийского профессионального техникума и мастером производственного обучения Щербак Айше Эбазеровной совершили интересное виртуальное путешествие в историю нашей малой родины – Кубани «Старина далёкая и близкая» в рамках акции «Ночь музеев», используя экспонаты библиотечного зала краеведения.
Ребята узнали, откуда прибыли первые казаки на Кубань и кто им дал жалованную грамоту в 1792 году на заселение земель между Черным и Азовским морями. Узнали они, как казаки обустраивали свои хаты, как вели хозяйство, как одевались и как говорили. Ведь кубанский говор очень специфичен. В нём смешаны несколько языков – украинский, русский и язык народностей, которые проживали на этой территории – адыгов (черкесов). Да и одежда также была «сборная»: рубашки-вышиванки и шаровары, папахи и черкески.
Галина Валентиновна предложила виртуально побывать в музее при библиотеке «Старина далекая и близкая» и посмотреть представленные там экспонаты. Ребята обратили внимание на «женские» предметы – накрытый стол, который ждёт гостей, казанки для приготовления пищи, прялку и люльку-зыбку, в которой качали детей, а также на выставленные возле русской печи косы, пилы, серпы. На слайдах презентации учащиеся увидели элементы конской упряжи: уздечку, подкову, стремя и т. п.
В конце мероприятия Айше Эбазеровна пообещала, что на летних каникулах она соберет несколько групп учащихся, и все вместе они посетят нашу библиотеку.

2023-05-18
11:29:55
18 мая 1932 года родился Лев Петрович Дурасов (6+)

Художник Лев Петрович Дурасов искал свой стиль и перепробовал множество техник рисования. Иллюстрировал произведения Маяковского, Акимушкина, Олеши, отдавая предпочтение чёрно-белому рисунку и гравюре. Впрочем, художнику были подвластны для отрисовки все литературные жанры - и классика, и фантастика, и приключения, и поэзия. Лев Петрович родился 18 мая 1932 года, скончался в 2016 и за свою долгую жизнь сделал рисунки к 140 книгам. И это помимо того, что он рисовал и "для себя", например, его очень интересовал образ Наполеона: таких графических листов он создал несколько сотен, причём, на один конечный вариант приходилось четыре или пять пробных рисунков.

Те из нас, кто любил "книжки с картинками" в детстве, могли сразу отличить иллюстрации Чижикова от Сутеева, или Владимирского от Чарушина. И фамилии мы помнили, и рисунки знали. А вот фамилия Дурасов была не на слуху. Тем не менее, Лев Петрович первый иллюстратор "Приключений Васи Куролесова" Юрия Коваля, а ещё - мы сто процентов держали в руках "Таинственный остров" Верна, "Белого вождя" Рида, "Овода" Войнич, "Лезвие бритвы" Ефремова, "Борьбу за огонь" Рони-старшего, рисунки к которым сделал этот художник. "Рисовать и рисовать, не выбирая, не теряя времени" - такому правилу он следовал всю жизнь. Наверное, когда он учился в Московской художественной школе, а потом в МГХИ имени В.И. Сурикова на факультете графики, то не думал, что долгие годы будет работать в издательстве "Детская литература". Как и не подозревал, что именно его выберут для создания витражей и фресок в музее Аушвиц-Биркенау, который мы знаем как страшный концлагерь Освенцим. Было много поездок за рубеж, немцы, испанцы, вьетнамцы с удовольствием ждали его на творческие встречи. Все, кто знали Льва Петровича, говорили о его работоспособности, его целеустремлённости; никто и никогда не видел его праздным; если он не рисовал, то наблюдал, подмечал и планировал.

Источник

2023-05-18
11:27:22
В детских библиотеках - новые книги (6+)

В мае 2023 года в отдел формирования фондов и каталогов Центральной городской детской библиотеки им. Крупской (ул. Губернского, 40) поступили новые книги. Они были приобретены на субсидии из федерального, краевого и местного бюджетов, выделенные по федеральному проекту модернизации библиотек в части комплектования книжных фондов библиотек муниципальных образований Краснодарского края.
2 803 зкземпляров книг на общую сумму 630 962,96 руб. были получены от книжных издательств «Настя и Никита», «Детская и юношеская книга», «АСТ», «Росмэн». Тематика книг - самая разнообразная. Это и научно-познавательная литература в помощь школьной программе и для общего развития, что поможет пополнить и расширить представления детей об окружающем мире (о технике, о природе, о стране). И, конечно, художественная литература: классические произведения, которые изучаются в школе, приключения, фэнтези, детские детективы, стихи, рассказы, сказки признанных авторов-классиков и современных писателей, лауреатов премий и конкурсов, новые книжки для самых маленьких читателей.
Детские библиотеки-филиалы города получат серию новых книг А. Лиханова о детях в трудное военное время. Серии книг «Школьноприкольно» и «КамедиКласс» - для любителей веселых «прикольных» историй. Те, кто увлекаются научными историями, смогут найти в библиотеках познавательные серии «Простая наука для детей», «Звездный научпоп», «Наука для вундеркинда», а малыши – «Научные сказки». Замечательная иллюстрированная серия книг «Хоровод сказок» познакомит маленьких читателей с лучшими сказками народов России, отражающими красоту культуры каждого народа, его дух, самобытность, ценности и традиции.

Ждём наших читателей в детских библиотеках города!

2023-05-18
08:12:34
Международный день музеев 18 мая (6+)

Ежегодно 18 мая музейные работники всего мира отмечают свой профессиональный праздник — Международный день музеев (International Museum Day). И, конечно, те из нас, кто с нетерпением ожидает очередного похода в краеведческий музей своего города или встречи с раритетными экспонатами Эрмитажа или Лувра, также причастны к сегодняшнему празднику.

Он появился в календаре в 1977 году, когда на очередном заседании Международного совета музеев (International Council of Museums, ICOM) было принято предложение российской организации об учреждении этого культурного праздника. С 1978 года Международный день музеев стал отмечаться более чем в 150 странах.

По определению ICOM, музеи являются институтами на службе у общества и его развития. А сам ICOM, созданный в 1946 году, — всемирная организация, представляющая музеи и профессионалов музейного дела. Её деятельность направлена на охрану и популяризацию природного и культурного наследия — прошлого и будущего, материального и нематериального. Сегодня членами данной организации являются 40 тысяч членов из более чем 140 стран мира.

По словам Жака Перо, экс-президента ICOM, «музеи должны занять место в сердце общества и быть открытыми общественности. Развитие наших учреждений зависит в большой степени от помощи общественности, и мы должны предложить ей возможность поддержать наши цели и принять участие в нашей работе. Таким образом, необходимо, чтобы музеи и общество работали вместе, в духе творчества и инноваций».

Принято считать, что через музеи общество выражает свое отношение к историко-культурному наследию, и с этим трудно не согласиться. Собирая и храня памятники материальной и духовной культуры, музеи ведут большую научно-просветительную и образовательно-воспитательную работу.
Каждый год, начиная с 1992 года, праздник имеет свою определенную тему, посвященную вопросам музейной деятельности, например, таким, как незаконный вывоз музейных ценностей, роль музеев в повышении культуры общества и многие другие. В 2009 году тема Международного дня музеев была определена словами — «Музеи и туризм». В 2010 году темой Дня стали слова — «Музеи во имя социальной гармонии», в 2011 — «Музеи и Память». В 2012 году, когда Международный день музеев отмечал свое 35-летие, темой Дня стала — «Музеи в меняющемся мире. Новые вызовы, новое вдохновение». 2013 год был обозначен темой — «Музеи (Память + Креативность) = Социальные изменения», слоганом 2014 года стали слова — «Музейные коллекции объединяют», в 2015-м — «Музеи и устойчивое развитие общества», в 2016 году — «Музеи и культурные ландшафты». Темой Дня музеев в 2017 году стала — «Музеи и спорная история: говорим о сложном в музеях», в 2018-м — «Музеи в эпоху гиперкоммуникации: новые подходы, новые аудитории», а в 2019-м — «Музеи как центры культуры: будущее традиции». Тема Международного дня музеев 2020 года: «Музей как пространство равных возможностей: разнообразие и инклюзия».

В сам же праздник многие музеи в разных странах мира открывают свои двери для всех желающих совершенно бесплатно, готовят новые экспозиции, тематические лекции, экскурсии, научные чтения. В настоящее время более 20 000 музеем по всему свету отмечают этот праздник.

Нередко к этому важному культурному событию приурочено и проведение тематических фестивалей, самый знаменитый из которых — «Ночь музеев», ставший в последние годы очень популярным. Он проводится во многих городах мира, как правило, в ночь с субботы на воскресенье, ближайшую к 18 мая.

Праздничные мероприятия могут продолжаться один день, выходные или целую неделю. Главное, чтобы их суть соответствовала принципу: «Музеи являются важным средством культурного обмена, обогащения культур и развития взаимопонимания, сотрудничества и мира между людьми».

Источник

2023-05-18
06:00:09
Я и моя семья (6+)

15 и 16 мая 2023 года в детской библиотеке-филиале № 1 имени А.П. Гайдара (ул. Аршинцева, 50) прошли тематические часы «Я и моя семья», посвящённые Международному дню семьи. Мероприятия для 95 учеников 2 «А», 2 «Б» и 2 «В» классов МБОУ СОШ № 32 провели заведующая филиалом Кузьменко Наталья Геннадьевна и библиотекарь Лазовская Ирина Евгеньевна.
15 мая - Международный день семьи. День семьи позволяет лишний раз задуматься о важности семьи в нашей жизни и проявить внимание к близким людям. Ведь без них наша жизнь была бы пустой и безрадостной. Семья нужна каждому человеку.
На Руси издавна семья была почитаема и оберегаема, потому что именно здесь происходит рождение, становление и формирование личности человека. Более того, именно семья является колыбелью величайших чувств - любви, взаимопонимания и ответственности. Любовь - духовная сила семьи, ощутить которую помогут книги как хранители мирового человеческого опыта.
Процесс приобщения ребенка к восприятию художественного слова начинается с колыбельных песен матери, со сказок бабушки, с первых народных обычаев и обрядов. Россия всегда славилась традициями семейных чтений, которые имеют глубокие корни. В каждой стране - свои национальные традиции человеческих взаимоотношений в семье. У нас же всегда собирались вокруг самовара, под абажуром и непременно с книгой. Русская историческая традиция семейных чтений показывает, как велика была у народа тяга к духовному совершенству, потому что книга - это не просто источник информации, но и пища для души, сердца, способ общения с миром, людьми и самим собой. Хорошая, умная книга, семейное чтение должны снова объединить людей, вдохнуть любовь в сложные человеческие взаимоотношения. Привычку к чтению, любовь к книге прививают семья и библиотека, и наши читатели рассказали о своих семейных традициях.

Фото

2023-05-17
09:17:02
Мир семьи от А до Я (6+)

14 мая 2023 года для 10 участников библиотеатра «Сказка своими руками» библиотекарь детской библиотеки-филиала № 8 (ул. Мефодиевская, 118 Б) Иванько Александра Александровна провела тематический час «Мир семьи от А до Я».
Библиотекарь рассказала ребятам о том, что Международный день семей отмечается ежегодно 15 мая, начиная с 1994 года. Он провозглашён Генеральной Ассамблеей ООН в резолюции о Международном годе семьи.
Дети узнали о самых первых семьях, появившихся ещё в доисторические времена, когда группа людей жила обособленно в своей пещере. Они подсказывали, что же делали первобытные люди: вместе охотились на мамонтов, вместе собирали коренья, вместе рисовали наскальные рисунки. Затем Александра Александровна попросила ребят представить себя в прекрасных палатах египетских фараонов и в древнегреческих ойкосах, когда все родственники строго были связаны семейными традициями и устоями, а также заботами о фамильных культах.
Сегодняшнее время дает нам возможность посмотреть на семью немного иначе, чем в исторические времена, когда в каждой семье было чуть ли не до двух десятков детей, и, например, в средние века к своим детям родители даже не привязывались, потому что была большая детская смертность. А сейчас над каждым чадом родители «дрожат», балуют, выполняя все просьбы любимых детишек.
На сегодняшний день у нас в городе Новороссийске зарегистрировано 3114 многодетных семей. Сама Александра Александровна - многодетная мама, у неё две дочери – Мария и Лариса и сын Александр.
В конце мероприятия ребята рассказали библиотекарю о своих семьях, в которых много родственников, пообещав нарисовать семейные портреты.

2023-05-15
09:34:24
День одуванчика (6+)

В субботу, 13 мая 2023 года, состоялась очередная встреча в клубе творчества «Вдохновение» в Центральной детской библиотеке имени Н.К. Крупской (ул. Губернского, 40). 13 мая – Всемирный день одуванчика, он и стал темой занятия. Сначала ребята отгадывали загадки и слушали стихи об одуванчиках, рассматривали иллюстрации. Вдохновившись, семь юных художников под руководством библиотекаря отдела обслуживания читателей «От 11 и старше» Волостных Валерии Александровны приступили к рисованию. Это стало настоящим волшебством для детей, ведь вначале был белый лист. По нему рисовали свечкой, и было совсем непонятно, зачем и интригующе - что же дальше? А дальше дети взяли в руки разноцветные восковые мелки. На рисунке выросла травка, расцвели колокольчики, маки и жёлтые одуванчики. Но где же те самые одуванчики, которые уже готовы разлететься на миллионы белых парашютиков от лёгкого дуновения ветерка? И тут настала очередь акварели. Когда голубая краска обозначила небо, проявились они, воздушные белые шарики. И это было чудо, которое дети сотворили своими руками.

Фото

2023-05-15
08:46:12
Виктор Михайлович Васнецов (15.05.1848-1926) (6+)

Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926) – русский живописец, жанрист, автор картин на исторические и сказочные сюжеты. «Стремление к русской поэтической старине, к былинам глубоко лежало в натуре Васнецова, лежало там с детских лет, ещё на родине, в Вятке», - писал критик Стасов. Так русская народная сказка в лице Виктора Михайловича Васнецова находит своего художника. Он был одним из первых, кто проник в прошлое, воплотил это на холсте и показал людям, сделав их как бы очевидцами событий.

Виктор Михайлович Васнецов родился в Вятской губернии в многодетной семье сельского священника. Отец Васнецова, сам широко образованный человек, старался дать детям разностороннее образование. Все в семье рисовали: дед, бабушка, братья. С ранних лет проникался Виктор Васнецов поэзией народных преданий, более того, он узнавал их из первых рук: «Я жил в селе среди мужиков и баб и любил их попросту, как своих друзей и приятелей, слушал их песни и сказки, заслушивался, сидя на печи при свете и треске лучины». Всё это заложило нравственно-духовные основы личности будущего художника. Образование Васнецов получил в Духовной семинарии. Здесь он изучал летописные своды, хронографы, жития святых, притчи. Древнерусская литература, её поэтика направляли интерес юноши к русской старине. Позднее он говорил: «Я всегда только Русью жил». Занятия живописью увлекли молодого Васнецова, что он решил поступать в Академию художеств. С разрешения и благословения отца он ушёл с предпоследнего курса семинарии. В городе была устроена художественная лотерея, на которой разыгрывались картины Васнецова, и на вырученные от лотереи деньги он отправился в Петербург.

Петербург – центр политической, литературной и художественной мысли – встретил Виктора Васнецова многообразием творческой жизни. Другом и советчиком Васнецова стал Иван Крамской. Но будущий живописец бросил учёбу в Академии. Причину ухода объяснял так: «Хотелось писать картины на темы из русских былин и сказок, а они, профессора, этого желания не понимали. Вот мы и расстались». Самая заветная мечта преследовала Виктора Михайловича Васнецова – поведать людям красоту русского народного эпоса. В душе его зрели неведомые никому и никем не виданные и не писаные полотна - сказки, былины. В начале творческого пути Васнецов широко охватывает различные явления жизни, создаёт произведения на бытовые темы. Значительное время создавал иллюстрации, на что его толкала постоянная нужда в заработке. В годы жизни в Петербурге молодой Васнецов создал около двухсот иллюстраций к «Народной азбуке», к «Русской азбуке для детей», иллюстрации к книгам и т. д… Он много читает по русской истории и истории культуры, знакомится с памятниками древнерусской литературы, народной поэзии и эпоса. В нём всё больше назревает потребность выражения в искусстве основных национальных черт русского народа во всей их глубине и своеобразии.

В 1876 Васнецов был в Париже. Как и многие русские художники он стремился выйти за границы канонов академического искусства и сюжетности картин передвижников. В 1878 году Васнецов переехал из Петербурга в Москву. Монументальный город на Неве не производил на него особого впечатления. А в Москве страсть к старине возникла ещё больше. Позже он писал: «Решительный и сознательный переход из жанра совершился в Москве златоглавой, конечно. Когда я приехал в Москву, то почувствовал, что приехал домой и больше ехать уже некуда – Кремль, Василий Блаженный заставляли меня чуть не плакать, до такой степени всё это веяло на душу родным, незабвенным». И Васнецов окунулся в московскую жизнь. С друзьями Репиным и Поленовым всё свободное время тратили на знакомство с городом, с его достопримечательностями. В этих прогулках, по словам живописца, он «набирался московского духа». Васнецов знакомится с семьёй Павла Третьякова, бывает на музыкальных вечерах в их доме. Знакомство с известным меценатом Саввой Ивановичем Мамонтовым сыграло важную роль в жизни художника. Крупный промышленник и предприниматель, Мамонтов, сумел объединить вокруг себя крупнейших русских художников в содружество, названное впоследствии Абрамцевским кружком. У Мамонтова был талант создавать вокруг себя творческую атмосферу поиска, заражать всех новыми идеями. Именно в этом обществе Васнецов с новой силой ощутил эстетическую ценность русской культуры.

Дружба с семьями Третьяковых и Мамонтовых окончательно убедили художника в правильности выбранного им пути. Васнецов стал первооткрывателем чудесного мира народной поэзии, ввел зрителя в царство сказок, былин, исторических преданий; он нашел изобразиельные средства равнозначные былинно-сказочным речевым оборотам и образам. Умело вводя в картины реальный, но вместе с тем окрашенный определенный настроением пейзаж (встающая над полем боя кроваво-красная луна, никнущие травы, лесные дебри и т.д.) он затрагивал глубиные душевные струны, заставляя зрителя сопереживать изображаемому. Живопись Васнецова отмечена монументально-декоративными чертами и нередко тяготеет с символике, порой словно предвосхищает произведения, написанные в стиле модерн. В картине «ИВАН-ЦАРЕВИЧ НА СЕРОМ ВОЛКЕ» (1889, Государственная Третьяковская галерея) Виктор Михайлович Васнецов чудесно передал тревожность и загадочность момента. Всё, что взято художником от народа, показано просто и естественно, как в сказке. Мудрость сильного волей народа сказалась в сюжете сказки о поисках прекрасной царевны. Преодолевая хитрые и сложные препятствия, Иван достигает своей заветной цели. Васнецов писал картину в Киеве, в период работы во Владимирском соборе. Он вспоминал свое детство, таинственную сказочность дремучего леса, любимую, такую волшебно-прекрасную русскую народную сказку. В волшебных сказках многое взято из жизни природы, в которой связана вся жизнь человека. В древности существовал культ волка, и в сказаниях он помогает герою, часто изображали его с крыльями птиц - так быстро он мог передвигаться - почитание в таких сказках связано с солнечной стихией. Когда картина появилась на выставке, зрители подолгу стояли перед ней. Казалось, они слышали, как шумит лес, как шуршат листья под ногами волка. «Сейчас вернулся с передвижной выставки и хочу под первым впечатлением высказать тебе то, что чувствую, - писал Васнецову Савва Мамонтов . – «Твой Иван-царевич на волке» привёл меня в восторг, я всё кругом забыл, я ушёл в этот лес, я надышался этого воздуха, нанюхался этих цветов. Всё это моё родное, хорошее! Я просто ожил! Таково неотразимое действие истинного и искреннего творчества». Картину купил Третьяков, и с тех пор она висит там, в васнецовском зале, почти напротив «АЛЁНУШКИ».

Хвалу настойчивости, выносливости русских людей, гимн светлой и крепкой любви воплотил Васнецов в картине-сказке. Картина «АЛЁНУШКА» (1881, Государственная Третьяковская галерея) В.М. Васнецова стала одним из самых трогательных и поэтических его созданий. В лето 1880 года художник жил в деревне Ахтырка, в нескольких местах от Абрамцева. Именно здесь он уверился в давно прочувствованном, в том, что пейзаж страны, есть выразительный элемент национальной культуры. Он начинает писать пейзажный этюды, передающие грустное состояние природы. Аленушка - имя, пленившее его, он дает девушке, олицетворявшей образ едва ли не всех героинь русского фольклора. Её образ сложился у Васнецова под впечатлением случайной встречи с простой девочкой–крестьянкой, которая поразила его выражением «чисто русской печали». На берегу темного омута сидит девушка, горестно склонив голову на руки. В природе вокруг все уныло, сочувствует героине. Васнецов раскрыл тончайшую связь между переживаниями человека и состоянием природы, что великолепно передано в народной поэзии. Олицетворение русской женской доли, а может быть, и самой России. Вся картина полна единого настроения скорби, выражает любовь и сострадание к несчастной. Вот эту изумительную связь переживаний человека с природой, эту общность образов народной поэзии чутко воспринял и тонко передал художник. Она стала лейтмотивом его картины. Образ, созданный им прост и естественен. Такую бедняжку-девочку можно было часто увидеть в былое время. Васнецов в картине создал глубоко поэтический, обобщённый образ, выразив средствами живописи поэзию, которая свойственна русским сказкам и песням о горькой судьбе.

Прототипы героев для своих картин Васнецов искал в реальной действительности. Писал этюд для Елены Прекрасной с племянницы Мамонтова юной Наталии Мамонтовой. Он искал в модели такого сходства, которое можно было выразить через позу и общее настроение. Васнецовские женские образы пленительны. Он писал только близких ему людей. Женский образ возвышается до божественного звучания, в нём переплетаются небесное и земное. Вымышленные образы героинь и портреты близких для Васнецова женщин: жена, дочери, племянницы, Вера и Елизавета Мамонтовы с разных сторон высветляют то, что называется русская женская душа. Они – олицетворение Родины, России.

Народные поэтические мотивы были известны Васнецову с юных лет, ещё в Рябове он слышал их от старухи няни и на деревне. О них Виктор Михайлович Васнецов вспоминал, как о давно ушедшем в прошлое дорогом детстве и милой юности. Эти мотивы были ему близки и памятны в последующие годы его дальнейшего художественного мастерства. Устное народное творчество – не только источник мудрости и красоты, но и вера в богатырское величие и прекрасное будущее. И Васнецов в полотнах показывает силу народа, способность к борьбе, что сделало русских людей могучими и великими. Это мощная эпическая песнь России, её великому прошлому. Защита Родины – одна из основных тем народного творчества. Воин, богатырь, защитник Русской земли – любимый образ преданий, былин и исторических песен. Былины – русские народные песни. Если сказку рассказывали, то былину пели. До слушателя их доносили певцы-сказители торжественным, величавым, медленным и спокойным тоном повествования, т.е. напевом. Эти песни славили богатырей, их подвиги. Они защищали Русскую землю, побеждали несметные полчища врагов, преодолевали любые препятствия. Во многих сказках и былинах герой оказывается перед выбором, по какой дороге продолжить путь. И всегда выбирает путь, ведущий через опасности. Он бесстрашно преодолевает все преграды и выходит победителем.

Картина «ВИТЯЗЬ НА РАСПУТЬЕ» возникла под впечатлением от былины «Илья Муромец и разбойники». В думах и переживаниях богатыря угадываются раздумья самого художника о выборе своего дальнейшего творческого пути. Что поддержано общим настроением картины, эпическим пейзажем. Былины рассказывают о событиях далёкого прошлого. В них изображаются сражения с врагами Русской земли. Они хранят память о прошлом нашей Родины. Это реальное. Герой былины, как уже говорилось, богатырь. Он отличается необыкновенной силой, мужеством и смелостью, огромным ростом (вымысел). В богатыре воплощается мощь русского народа, он идеальный герой. Победой русского воина заканчивается любая битва. Необходимость защиты родной земли – основная идея былин. Примером может служить следующее живописное произведение.

Самая крупная и значительная работа «БОГАТЫРИ» (1898, Государственная Третьяковская галерея) создавалась более 20 лет. Картину приобрёл Третьяков. В галерее был выстроен Васнецовский зал, в котором повесили полотно. Оно и теперь там находится. Написание этой картины Васнецов воспринимал для себя как гражданский долг, обязательство перед родным народом. Расставаться с ней было очень трудно и грустно. Она была любимым его детищем, к ней «всегда влеклось сердце, и тянулась рука». Богатырская застава на границе леса и поля – ни ворогу, ни зверю не пройти, птице не пролететь. Илья Муромец – «атаман большой, крестьянский сын». Конь у него огромный, выгнул шею колесом, сверкает раскалённым глазом. С таким не пропадёшь: «С горы на гору перескакивает, с холмы на холму перемахивает». Тяжело повернулся Илья в седле, ногу вынул из стремени, руку в узорной рукавице приставил к глазам. Зорко, сурово смотрит вдаль, приглядывается, нет ли где врага. По правую руку на белом мохнатом коне - Добрыня Никитич вынимает из ножен свой длинный, острый меч-кладенец, а щит у него горит, переливается жемчугами, самоцветами. Налево от Ильи Алёша Попович. Смотрит он лукаво красивыми, ясными глазами, вынул из цветного колчана стрелу, приладил к тонкой тетиве тугого лука. У седла висят гусли-самогуды. Наготове держит нагайку, чтобы хлестнуть коня. Взгляды героев направлены в ту сторону, откуда исходит опасность. Насторожились и повернули головы вправо кони – они чуют врага. Тонкими ноздрями внюхиваются в воздух, напрягли уши – готовы к бою. Породистые лошади сильны, на них могучие наездники. Сколько тяжести в богатырях?! Щит, шлем, доспехи – нелёгкая одежда, а ещё орудия: меч, щит, лук, палица. Тяжёлая ноша для коня, но богатырские лошади сильны, быстры, так же, как и их витязи. Могучая рука Ильи Муромца легко держит палицу. О ней в народе была сложена легенда, её вес 90 пудов: «Как махнёт ею Илья прямо – проложит улицу, махнёт ею налево – проложит переулочек». Васнецову удалось выразить тяжесть палицы и громадную физическую силу Ильи. Кони под стать богатырям, в этом выражается ощущение действительности прошлого, когда конь для всадника был всем: опорой, верным помощником в битве и в жизни. Васнецов показывает в богатырях главное – преданность родине, готовность служить ей. Необыкновенно сильный, мужественный, смелый, огромного роста богатырь всегда выходит победителем. В нём воплощается мощь русского народа, защитника Русской земли. Люди защищали рубежи родины сообща, именно в те далёкие времена появилась пословица: «Один в поле не воин». Воин, богатырь, защитник Русской земли – любимый образ былин. Сюжеты, образы, поэтика былин нашли отражение в русской литературе. Былины явились источником вдохновения не только художников (Васнецова), но и композиторов, режиссёров и т. д...

В картинах Васнецова, как и в русском народном творчестве воплощена, правда о народе, выражена любовь к русскому человеку и вера в самые лучшие, высокие его качества, дающие ему право на великое будущее. Творчество Васнецова на примере сюжетов из сказок и былин рассказывает о добре и правде, о силе и мужестве, о лучших качествах русского человека. После революции Васнецов продолжал работать над сказочными сюжетами. В 1883-1885 исполнил монументальное панно Каменный век в Круглом зале Исторического музея в Москве. В 1886 декорации к Снегурочке в Русской частной опере Саввы Мамонтова. В 1885-1886 расписывал Владимирский собор в Киеве, где работал так же и Нестеров, и руководил в нем художественными работами. По рисункам Васнецова построены церковь и Избушка на курьих ножках в Абрамцеве (1883), фасад Третьяковской галереи в Москве. (1901) и др. Он так же выполнял эскизы к мебели и другим произведениям декоративно-прикладного искусства. Во всех работах неуклонно следуя традициям русского искусства. Н.Ге увидел в его работах “синтез древнерусских и византийских черт, искусства прерафаэлитов и даже Микеланджело… но главное - это русский национальный дух”.

http://agniart.ru/biogr_vasnecov.xhtml

2023-05-15
06:00:50
15 мая 2023 года, наши мероприятия

10.00 - с 15 по 21 мая приглашаем вас на литературный час "Сказки и картинки" по произведениям В.Г. Сутеева (0+), отдел обслуживания читателей "От 0 до 10" Центральной детской библиотеки им. Крупской (ул. Губернского, 40)

10.00 - тематический час "Венец всех ценностей - семья" (6+), детская библиотека-филиал № 2 (пр. Ленина, 31)

10.00 - онлайн-выставка рисунков "Моя семья" (6+) учащихся Детской школы искусств им. Гергиевой к Международному дню семьи, детская библиотека-филиал № 9

11.00 - с 15 по 19 мая приглашаем вас на библиотечную экскурсию "Кладовая знаний" (12+), отдел обслуживания читателей "От 11 и старше" Центральной детской библиотеки им. Крупской (ул. Губернского, 40)

11.00 - с 15 по 17 мая приглашаем вас на видеолекторий "Софья Прокофьева: книги, фильмы и мультфильмы" (6+), модельная детская библиотека-филиал № 7 (ул. Куникова, 62)

11.00 - с 15 по 21 мая приглашаем вас на обзор литературы "Что читаем летом?" (6+), отдел обслуживания читателей "От 0 до 10" Центральной детской библиотеки им. Крупской (ул. Губернского, 40)

11.00 - видеопрезентация "Великие художники. 175 лет со дня рождения русского художника Виктора Михайловича Васнецова" (6+), детская библиотека-филиал № 9

12.00 - обзор литературы "Чтение - это у нас семейное" (6+), детская библиотека-филиал № 5 (пр. Дзержинского, 210)

12.30 - литературный час "Сибирь В.П. Астафьева" (6+), детская библиотека-филиал № 6 (ул. Волгоградская, 44)

14.00 - видеорекомендация новинок детской литературы (6+), отдел мультимедийных технологий и электронного обслуживания Ценнтральной детской библиотеки им. Крупской, YouTube, Одноклассники

2023-05-15
06:00:24
Софья Леонидовна Прокофьева (14.05.1928) (6+)

Софья Леонидовна Прокофьева родилась в Москве 14 мая 1928 года. Выросла в доме известного востоковеда-япониста В.Марковой. Она и привила Прокофьевой интерес к фольклору и литературному творчеству. Окончила Московский художественный институт им. В.Сурикова, затем работала художником-иллюстратором. Писать сказки начала в начале 1950-х годов, после рождения сына. Сказки Прокофьевой прочитал Л.Кассиль, дал положительный отзыв и убедил публиковать. Первое произведение Прокофьевой вышло в 1957 году. С тех пор она написала более тридцати книг. Сказки Прокофьевой переведены более чем на двадцать языков.
Начав с небольших историй для самых маленьких ("Машины сказки"), Прокофьева вскоре перешла к жанру повести-сказки, который и стал ведущим в её творчестве. Все её произведения отличает тщательно разработанный динамичный сюжет. Прокофьева умеет построить интригу так, что постоянно держит читателя в напряжении, хотя положенный в основу сюжета мотив часто легко узнаваем, поскольку основан на традиционной борьбе добра со злом. Она говорит, что всегда заранее представляет структуру будущего произведения, в противном случае сюжет может рассыпаться в процессе работы. Поэтому и по объёму её произведения практически одинаковы - не более 5-6 печатных листов.
Пять повестей Прокофьевой объединены общим образом волшебника Алёши, который вместе со своими юными приятелями и котом Васькой совершает различные подвиги ("Ученик волшебника", "Глазастик и хрустальный ключ", "Остров капитанов", "Астрель и хранитель леса", "Принцесса Уэнни"). В настоящее время они объединены в цикл "Повелитель волшебных ключей".
Через нарисованную волшебником дверь герои сказок Прокофьевой попадают в сказочную страну, где с ними происходят удивительные приключения. В произведениях Прокофьевой тесно соединяются реальность и фантастика. Бытовая конкретность и правдоподобие фантастических приключений героев делают её сказки популярными среди читателей самого различного возраста. Сама же писательница подчёркивает, что пишет для тех, кому 9-12 лет. В некоторых повестях - "Зелёная пилюля" (1964), "Приключения жёлтого чемоданчика" (1966), "На старом чердаке" (1974) - рассказывается о событиях, которые происходят с обыкновенными людьми в легко узнаваемой бытовой обстановке современного города.
Проведя героев через испытания на храбрость, доброту, человечность, Прокофьева показывает, что никакие лекарства или волшебные средства не могут никому помочь стать честным и порядочным человеком. Книги Прокофьевой отличаются глубоким знанием психологии ребёнка. Описания построены на ярких, запоминающихся деталях. Отношения автора к героям и оценка их поступков обычно передаются в небольших, но ёмких ремарках, а также посредством введения оценочных деталей.
Прокофьева не называет точного места действия своих произведений, однако разбросанные по повествованию подробности, описания одежды, реакции героев на происходящие события помогают установить, что время действия в них совпадает с временем написания книг. Затронутые в произведениях Прокофьевой проблемы актуальны и сегодня, и её книги продолжают привлекать новые поколения читателей.
Немаловажную роль играет и оформление сказок Прокофьевой. Её первую книгу иллюстрировал В.Лебедев, работавший в своё время с С.Маршаком. Сама же Прокофьева считает лучшими иллюстрации, выполненные Г.Калиновским. В настоящее время Прокофьева начала работу над двумя новыми циклами, рассказывающими о приключениях популярных сказочных героев - Белоснежки и Кота в сапогах и шляпе. В каждый из них войдёт по нескольку небольших повестей, объединённых образами главных героев.
Кроме сказок, Прокофьева выпускает и пересказы известных произведений европейского фольклора для детей. Она подготовила небольшой цикл из трёх книг о детстве Роланда, короля Артура и Парсифаля, а также сборник легенд С.Лагерлёф.
Прокофьева также является автором сценариев, по которым поставлено около 20 короткометражных мультфильмов и 3 полнометражные картины - "Лоскутик и облако", "Остров капитанов", "Ученик волшебника", а также игровые фильмы - "Пока бьют часы", "Оставь окно открытым" и "Разговор без свидетеля", поставленный Н.Михалковым по одноимённой пьесе.
Прокофьева - лауреат ряда международных премий за книги и киносценарии. Она награждена серебряной медалью Венецианского биеннале, премией ФИПРЕССИ, а повесть "Не буду просить прощения" отмечена японской премией Кодаи (за лучшую книгу года).


http://www.loveread.ec/biography-author.php?author=Sophia-Prokofieva

2023-05-14
06:00:41
Нет героев от рождения - они рождаются в боях (12+)

«Нет героев от рождения - они рождаются в боях» - эти слова Александра Твардовского из книги про бойца «Василий Теркин» стали заголовком для обсуждения книги Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке» с учениками 5 «А» класса Морского технического лицея. Его провела для ребят 12 мая 2023 года заведующая отделом обслуживания «От 11 и старше» Центральной детской библиотеки им. Крупской (ул. Губернского, 40) Виктория Владимировна Ушакова.
Автор книги, Борис Полевой, на протяжении всех военных лет был корреспондентом газеты «Правда» и находился на фронте, рассказывая о событиях и подвигах. В 1946 году писатель присутствовал на Нюрнбергском процессе, на котором судили фашистских главарей. Вернувшись с заседания трибунала после допроса Германа Геринга, Борис Полевой задумался о русском характере, о котором с недоумением и даже уважением говорил глава нацистской авиации, загнанный в угол вопросами советского обвинителя. Борис Полевой раскрыл свой дневник, где был записан рассказ А.П. Маресьева, взял ручку и начал писать «Повесть о настоящем человеке»...
Но историю создания книги ребята узнали чуть позже, а сначала отвечали на вопросы, почему, превозмогая боль, лётчик двигался вперёд, какие черты его характера выявляются в этом эпизоде, сколько дней он провел в лесу, какие трудности пришлось ему преодолеть, какие черты характера Мересьева вызывают уважение? И только ли Алексей Мересьев достоин носить имя настоящего человека? Школьники высказывали свое мнение, рассуждали о том, кто он такой – настоящий человек, в чём смысл названия повести, какие чувства вызывает эта книга. Решили, что «Повесть о настоящем человеке» - книга о мужестве и любви к жизни. Традиционно Виктория Владимировна попросила пятиклассников продолжить предложение: «Настоящий человек – это…». Ребята ответили, что настоящий человек – это умный, волевой, целеустремлённый, честный, трудолюбивый, готовый помочь и выручить товарища из беды. Кроме того, школьникам были рекомендованы книги о лётчиках и сильных духом людях.

2023-05-12
12:32:15
Ромашка - белоснежная рубашка (6+)

Богата и прекрасна природа нашей страны. Стремительные и величественно спокойные реки, синие озёра, необозримые степные просторы, леса и созданные человеком сады и парки - наше богатство. Но нельзя всего этого представить без цветов - украшения родной природы. Г.Х. Андерсен говорил: «Чтобы жить, нужны солнце, свобода и маленький цветок».
В детской библиотеке-филиале № 6 (ул. Волгоградская, 44) с 10 по 12 мая 2023 года для дошкольников из МБДОУ № 80, № 81 и № 66 и школьников 1-2 классов МБОУ СОШ № 29 (всего 218 человек) проводился эколого-познавательный час «Ромашка – белоснежная рубашка» о королеве лугов - ромашке. Библиотекарь Шульга Светлана Евгеньевна рассказала ребятам о цветке, который соединяет в себе и свободу, и солнце, и ростом невелик. Дети узнали, откуда и когда появилось на наших лугах это удивительное растение. Прослушали они легенды о появлении ромашки и о её свойствах и пользе для людей, разгадывали загадки и читали стихи о ромашке.

2023-05-12
12:04:07
Контакты
353900 Новороссийск, ул. Губернского, 40
8 (8617) 72-03-90
Филиал №1 им.А.Гайдара
ул.Аршинцева, 50
(8617)27-91-79
Филиал №2
пр.Ленина, 31
(8617)72-62-16
Филиал №3
ул.Видова, 190
(8617)26-02-42
Филиал №4
ул.Видова, 123
(8617)21-37-38
Филиал №5
пр.Дзержинского, 210
(8617)64-94-62
Филиал №6
ул.Волгоградская, 44
(8617)22-34-83
Филиал №7
ул.Куникова, 62
(8617)63-76-35
Филиал №8
ул. Мефодиевская, 118 б
(8617)27-27-58
Филиал №9
ул. Первомайская, 9
(8617) 27-93-54
Заказ книг
ул.Губернского, 40
8 (8617) 72-03-90
Централизованная система детских бибилиотек г. Новороссийска. © 2010 - 2023