Заказать книги
0+
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

Новости

Общероссийский день библиотек 27 мая (6+)

Общероссийский день библиотек, отмечаемый ежегодно 27 мая, по праву является и профессиональным праздником российских библиотекарей — Днем библиотекаря. Он установлен Указом Президента РФ Б.Н. Ельцина № 539 от 27 мая 1995 года.

В Указе говорится:
«Учитывая большой вклад российских библиотек в развитие отечественного просвещения, науки и культуры и необходимость дальнейшего повышения их роли в жизни общества, постановляю:

1. Установить общероссийский День библиотек и отмечать его 27 мая, приурочив эту дату ко дню основания в 1795 году первой государственной общедоступной библиотеки России — Императорской публичной библиотеки, ныне Российской национальной библиотеки.

2. Правительству Российской Федерации, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления рекомендовать проведение в рамках Дня библиотек мероприятий, направленных на повышение роли книги в социально-политической и историко-культурной жизни населения Российской Федерации, а также на решение проблем, связанных с развитием библиотек».

Считается, что самая первая библиотека на Руси была основана Ярославом Мудрым в 1037 году при Софийском соборе в Киеве, а, как уже говорилось выше, первая государственная общедоступная библиотека была открыта в 1795 году в Санкт-Петербурге. В Москве первая бесплатная публичная библиотека открылась в 1862 году.

После установления в стране советской власти, в 1918 году вышел декрет Совета народных комиссаров «Об охране библиотек и книгохранилищ РСФСР», положивший начало национализации библиотек. Реквизиции подлежали домашние библиотеки объемом свыше 500 книг. Идеологом книжной национализации была Н.К. Крупская.

В советское время библиотеки пользовались большой «популярностью», поскольку только там можно было найти новые издания (и вообще самый широкий перечень изданий), необходимую информацию для студентов и школьников, книги для чтения...

В современной России функционируют около 40 тысяч библиотек, в которых работают тысячи квалифицированных библиотекарей. Национальные и федеральные библиотеки относятся к числу мировых информационных гигантов и содержат многомиллионные книжные собрания. Конечно же, крупнейшей публичной библиотекой в стране является Российская государственная библиотека, расположенная в Москве. Это национальная библиотека Российской Федерации, причем крупнейшая публичная библиотека не только в стране, но и одна из крупнейших библиотек мира.

Однако, в настоящее время — эпоху интернета, печатные издания все более отходят на второй план, уступая место электронным аналогам. Тем более, что финансирование региональных библиотек оставляет желать лучшего, а интерес людей к посещению данных заведений также невелик. Но, несмотря на все это, библиотеки остаются чем-то гораздо большим, чем просто хранилищами книг. Здесь царит особая атмосфера знаний и мудрости, и, кстати, только в библиотеках можно найти книги, которым нет аналогов, и никакой интернет их не заменит.

Поэтому одна из главных задач сегодняшнего праздника — отметить большой вклад библиотек в развитие культуры, науки и просвещения, их важнейшую роль в жизни общества. В связи с этим, в библиотеках, читальных залах и других образовательных учреждениях в этот день проводятся различные мероприятия, направленные на привлечение новых читателей и повышение роли книги в жизни людей.

Также в этот день поздравления с профессиональным праздником принимают все библиотечные работники. Ведь из века в век библиотекарь занимал, и будет занимать важное место в общественной жизни, так как он работает в сфере интеллектуальной культуры. Порой сложно сориентироваться в огромном потоке издаваемой сегодня литературы, и квалифицированный библиотекарь, хорошо знающий книжный фонд, всегда может дать совет, где найти ответ на интересующий вопрос. Поэтому сегодняшний праздник — это еще и признание важности данной профессии.

Источник

2023-05-27
06:00:32
Читаем Кубань. Легенды и были Черноморья (12+)

25 мая 2023 года для трёх групп учащихся Новороссийского профессионального техникума заведующая детской библиотекой-филиалом № 8 им. Н. Островского (ул. Мефодиевская, 118 Б) Галина Валентиновна Урупко провела литературные часы «Читаем Кубань. Легенды и были Черноморья».
Сегодня ребята отправились в волшебный мир легенд, которые перенесли их в прошлое Кубани. Когда правил великий Александр Македонский, его наместником в прекрасной Горгиппии был поставлен названный сын Македонского Константин. Встретив красавицу Елену, Константин воздвигнул великолепный дворец в её честь. Время сделало свое дело, дворец был разрушен. Но легенда о дворце, являвшемся гимном красоте девушки Елены, жива и поныне.
Вторая легенда, которую представила ребятам Галина Валентиновна - о Пауке и Мухе. В давние времена жизнь на земле была очень трудной, потому что не было огня. Как только зайдёт солнце, уже и не видно ничего, и холодно. Люди, правда, знали, что огонь есть в самой глубине адского пекла. Но никто не мог туда спуститься и достать огня. Вот князь, который правил страной, и повелел всем желающим достать из пекла огонь. Многие пытались, но только один Паучок смог это сделать. Когда он вылез обратно на Землю, Муха украла огонь и принесла князю. С той поры мухи с позволения князя могут садиться за любой стол в любое время, а пауки с той поры должны всем мухам мстить.

2023-05-25
11:30:18
К истокам русского слова (6+)

24 мая в России отмечается День славянской письменности и культуры. Праздник известен как день памяти первоучителей славянских народов – святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия. Он является единственным в России светски-церковным праздником.
К этому дню, 24 мая 2023 года, в детской библиотеке-филиале № 5 (пр. Дзержинского, 210) для учащихся из разных школ города и воспитанников детского сада № 29 (всего 42 человека) были проведены часы информации «К истокам русского слова».
Библиотекарь Погодина Елена Ивановна рассказала об истоках этого праздника, который неразрывно связан с именами просветителей, создателей славянской азбуки – Кирилла и Мефодия.
Далее её рассказ пошёл о древних книгах, о том, какими они были, как и из чего их делали. Ребята узнали также о том, как делают книги сейчас. Особенно понравилось нашим читателям выступить в роли создателей книг.

2023-05-25
09:53:25
От первых свитков до больших томов (6+)

24 мая весь славянский мир торжественно отмечает поистине великий праздник - День славянской письменности и культуры, приуроченный ко дню памяти святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия.
С 22 по 24 мая 2023 года в детской библиотеке-филиале № 6 (ул. Волгоградская, 44) для дошкольников из МБДОУ № 66, № 80 и № 81 проходил час информации «От первых свитков до больших томов». Всего мероприятия посетил 91 человек.
Заведующая филиалом Скорик Зоя Анатольевна пригласила детей в увлекательное путешествие, но не по городам и странам, а в путешествие во времени, чтобы заглянуть в далекое прошлое нашей страны. Ребята с интересом слушали, что в древности люди обменивались информацией, посылая друг другу различные предметы. А когда они поняли, что обмениваться предметами-посланиями – дело хлопотное, они стали эти предметы рисовать. Шло время. Постепенно от рисунка люди перешли к символам, а потом к знакам, которые стали называть буквами. Так зародилась письменность.
Библиотекарь рассказала детям, что более тысячи лет назад просветители и проповедники христианства братья Кирилл и Мефодий принесли на землю славян свет письменности и знаний. Они предложили свой алфавит и составили славянскую азбуку.
Дошкольники внимательно слушали библиотекаря, рассматривали на слайдах презентации буквы древней письменности – глаголицы, сопоставляли буквы кириллицы с греческим алфавитом, удивлялись буквам, которых нет сейчас в употреблении.
В конце мероприятия ребята высказывали своё мнение о том, насколько важна и значима для нас, россиян, работа, проделанная братьями Кириллом и Мефодием. А ещё рассказывали, какие книги они уже прочитали, и о своих любимых литературных персонажах.

2023-05-24
11:26:12
Первая книга мирского назначения — русская "Азбука" (6+)

24 мая 2023 года для 27 маленьких читателей из ДДУ № 25 «Рябинушка» и 35 ребят из ДДУ № 19 заведующая детской библиотекой-филиалом № 8 им. Н. Островского (ул. Мефодиевская, 118 Б) Урупко Галина Валентиновна и библиотекарь Шевченко Татьяна Фёдоровна провели литературные часы «Первая книга мирского назначения — русская «Азбука».
Ежегодно 24 мая во всех государственных и общественных организациях проводится День славянской письменности и культуры. Русский алфавит - это наше национальное достояние. Именно он отражает всё богатство нашего великого русского языка, именно он и есть стержень нашей культуры, нашего самосознания, нашего бытия как русской нации.
В ходе встречи дети узнали о способах передачи информации в древности: о петроглифах, предметном и узелковом письме. Первая письменность на Земле - шумерская - появилась примерно пять тысяч лет назад. А как же возникла славянская письменность?
Более тысячи лет назад болгарские книжники братья Константин (в монашестве Кирилл) и Мефодий стали авторами первого славянского алфавита. Славяне, в отличие от других народов, точно знают дату появления своей азбуки. В 863 году, по просьбе послов из Моравии, Кирилл и Мефодий приступили к созданию славянского алфавита. Они работали с раннего утра до позднего вечера и в короткий срок создали азбуку, которая была названа в честь одного из ее создателей - Кирилла - кириллицей. Ими была переведена на славянский язык почти вся Библия.
В наше время семьдесят языков имеют письменность на основе кириллицы. Православной и католической церковью Кирилл и Мефодий за свой духовный подвиг были причислены к лику святых, и каждый год 24 мая во всем мире отмечается праздник святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия.
Для лучшего закрепления темы сегодняшнего занятия с ребятами библиотекари предложили им написать те буквы, которые они знают, и напротив каждой буквы дети старались нарисовать картинку. У многих получились неплохие рисунки, которые, конечно же, они покажут вечером своим родителям.

2023-05-24
11:17:51
Истоки русской письменности (6+)

23 мая 2023 года в детской библиотеке-филиале № 1 имени А.П. Гайдара (ул. Аршинцева, 50) прошли тематические часы «Истоки русской письменности», посвящённые Дню славянской письменности и культуры. Мероприятия посетили 95 учеников 2 «А», 2 «Б» и 2 «В» классов МБОУ СОШ № 32. Об истории возникновения письменности детям рассказали заведующая филиалом Кузьменко Наталья Геннадьевна и библиотекарь Лазовская Ирина Евгеньевна.
24 мая в России традиционно отмечается День славянской письменности и культуры, установленный в память о святых равноапостольных Кирилле и Мефодии, создателях кириллического алфавита . Со времен Кирилла и Мефодия славянская азбука претерпела множество изменений. Упростившись, она стала более доступной и открыла всю глубину и прелесть одного из богатейших языков на планете – русского языка – для всех последующих поколений.
Искусство письма развивалось на протяжении нескольких тысячелетий. Известно, что первым было картинное письмо, или пиктография, где произошедшее событие изображали в виде рисунка. Затем начали зарисовывать отдельные предметы, вначале основываясь на внешнем сходстве с изображаемым объектом, а затем в виде условных знаков - иероглифов. И лишь только потом научились не изображать предметы, а передавать знаками их название.
Традиционно считается, что письменность на Руси появилась в X веке с принятием христианства. Основоположниками славянской азбуки являются солунские братья Кирилл и Мефодий. Древнерусские рукописные книги – это настоящие произведения искусства, украшенные разноцветными буквицами самых разнообразных форм.
Наши читатели с удовольствием приняли участие в конкурсе «наскальных рисунков», наперебой продолжали пословицы и отгадывали значения крылатых выражений.
Мы можем жить в разных точках земли, исповедовать отличные друг от друга религиозные или политические взгляды, но выражаем мы свои мысли на одном языке, и это нас объединяет. У каждого языка и его носителей своя вселенная, письменность же позволяет нам сохранить облик этой вселенной для наших потомков. А потому праздник славянской письменности не потеряет своей актуальности до тех пор, пока будет живо наше культурное самосознание.

Фото

2023-05-24
10:52:43
24 мая 2023 года, наши мероприятия

Уважаемые читатели!

Сегодня наши мероприятия посвящены Дню славянской письменности и культуры:

09.00 - видеопрезентация "Букв таинственная вязь" (12+), отдел обслуживания читателей "От 11 и старше" Центральной детской библиотеки им. Крупской

09.00 - видеопрезентация "Слово о Кирилле и Мефодии" (6+), детская библиотека-филиал № 4

10.00 - информационный пост "Откуда грамота пошла" (12+), детская библиотека-филиал № 2

10.00 - час здоровья "Твоя жизнь в опасности без правил безопасности" (6+), детская библиотека-филиал № 2 (пр. Ленина, 31)

10.00 - онлайн-выставка "Аз, буки, веди: священный клад" (6+), детская библиотека-филиал № 9

10.30 - тематический час с экскурсией "Библиотека - территория мира, толерантности, дружбы и добра" (6+), детская библиотека-филиал № 8 (ул. Мефодиевская, 118 Б)

10.30 - литературный час "Первая книга мирского назначения - русская "Азбука" (6+), детская библиотека-филиал № 8

12.00 - час информации "К истокам русского слова" (6+), детская библиотека-филиал № 5

14.00 - видеорекомендация новинок детской литературы (12+), отдел мультимедийных технологий и электронного обслуживания Центральной детской библиотеки им. Крупской, YouTube, Одноклассники

 

2023-05-24
06:00:53
День славянской письменности и культуры 24 мая (6+)

Ежегодно 24 мая во всех славянских странах отмечают День славянской письменности и культуры и торжественно прославляют создателей славянской письменности святых Кирилла и Мефодия — учителей словенских. Как известно, святые равноапостольные братья Кирилл и Мефодий происходили из знатного и благочестивого рода и проживали в греческом городе Солуни.

24 мая Церковь совершает память святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия. Братья были православными монахами и славянскую азбуку создали в греческом монастыре.

Ученые считают, что славянская письменность была создана в 9 веке, примерно в 863 году. Новый алфавит получил название «кириллица» по имени одного из братьев, Константина, который, приняв монашество, стал Кириллом. А помогал ему в богоугодном деле образования славянских народов старший брат Мефодий.

Кирилл, который с малых лет проявил большие способности и в совершенстве постиг все науки своего времени, а также изучил многие языки, на основе греческой создал славянскую азбуку. Он существенно изменил греческую азбуку, чтобы более точно передать славянскую звуковую систему.

Были созданы две азбуки — глаголица и кириллица. Кроме того, братья-греки перевели на славянский язык Евангелие, Апостол и Псалтырь.

За вклад святых Кирилла и Мефодия в культуру Европы Папа Иоанн Павел II в 1980 году объявил их покровителями Старого континента.

День памяти этих святых как День славянской письменности и культуры начали праздновать в Болгарии еще в 19 веке, а затем эта традиция перешла и в другие страны: Россию, Украину, Белоруссию, Молдову.

В настоящее время этому празднику посвящаются научные форумы, проводятся фестивали, выставки, книжные ярмарки, поэтические чтения, смотры художественной самодеятельности, концерты и другие разнообразные культурные мероприятия.

Также традиционно в честь праздника проводится Международная научная конференция «Славянский мир: общность и многообразие» и проходит церемония награждения лауреатов Международной премии святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия, учрежденной Московской Патриархией и Славянским фондом России. Ею награждаются государственные и общественные деятели, деятели литературы и искусства за сохранение и развитие кирилло-мефодиевского наследия. Лауреатам премии вручается бронзовая скульптура святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия, диплом и памятная медаль.

Источник

2023-05-24
06:00:04
От глиняной таблички - к печатной страничке (6+)

Казалось бы, просто и понятно, что из букв складываются слоги, из слогов – слова, из слов - предложения, а из предложений, конечно же, книги. Но если задуматься, то можно лишь удивиться, как много времени понадобилось людям, чтобы добиться этой простоты и понятности. А начало этого длинного и тернистого пути к понятию «славянская письменность» было положено 1160 лет назад солунскими братьями Кириллом и Мефодием.
Познакомиться с этой давней историей смогли учащиеся 2 «А» класса МБОУ гимназии № 4, которые приняли участие в тематическом часе «От глиняной таблички - к печатной страничке», состоявшемся 22 мая 2023 года в детской библиотеке-филиале № 3 (ул. Видова, 190). В ходе мероприятия дети активно включились в выполнение предложенных заданий и показали себя знатоками русского языка, литературы и истории.

2023-05-23
09:46:12
Поговорим о театре (6+)

Согласно словарю Ожегова и Шведовой, театр – это «искусство представления драматических произведений на сцене».
А ещё театр – это праздник, это фантастический мир, где много удивительного. Ты попадаешь в иной мир, который существует здесь и сейчас на сцене, сочувствуешь и сопереживаешь героям, смеёшься и плачешь. Слово «театр» в переводе с греческого означает «зрелище».
19 мая 2023 года для 25 воспитанников МАДОУ № 14 был проведён тематический час «Поговорим о театре». Провела мероприятие главный библиотекарь детской библиотеки-филиала № 2 (пр. Ленина, 31) Королёва Елена Фёдоровна. Она рассказала детям об истории зарождения театра, о профессиях людей, которые служат в театре, о видах театров – что такое кукольный театр или театр оперы и балета и чем отличаются эти и другие театры друг от друга.
Елена Фёдоровна в своей беседе особое внимание уделила правилам поведения в театре, рассказала ребятам о том, что должны уметь делать актёры.
Дошкольники, перевоплощаясь в актёров, постарались изобразить движения зайчика, медведя, лисы и т. п.
Особенно ребятам понравилось выступление актёров театра зверей.

2023-05-22
09:19:32
22 мая – 110 лет со дня рождения русского композитора Никиты Владимировича Богословского (1913-2004) 12+

Никита Владимирович БОГОСЛОВСКИЙ (22.5.1913 — 4.4.2004), композитор, автор песен «Любимый город», «Темная ночь», постоянный автор 16-й полосы «Литературной газеты». На вопрос корреспондента «Огонька», есть ли ему в чем покаяться, ответил: — В моей биографии есть один постыдный факт: я не сидел.
С самой популярной песней композитора, «Темная ночь», связано очень дорогое для него воспоминание: «Первую пробную пластинку забраковал ОТК завода. Чуткое ухо контролера уловило посторонние шумы. Оказалось, что девушка, готовившая лаковый диск, на который проводилась запись, при исполнении песни плакала и именно эти слезы оставили свой след... Тогда у каждого на фронте был близкий человек, для которого слова песни застревали буквально в сердце».

2023-05-22
06:00:35
22 мая 2023 года, наши мероприятия

09.00 - час информации "От первых свитков до больших томов" (0+) ко Дню славянской письменности и культуры, детская библиотека-филиал № 6

10.00 - с 22 по 28 мая приглашаем вас на литературный час "Мир детства" (0+) к юбилею Е.А. Благининой, отдел обслуживания читателей "От 0 до 10" Центральной детской библиотеки им. Крупской (ул. Губернского, 40)

11.00 - час информации "Как Кирилл и Мефодий придумали азбуку" (6+), модельная детская библиотека-филиал № 7 

11.00 - с 22 по 28 мая приглашаем вас на час искусства "Там лес и дол видений полны..." (6+) к юбилею художника В.М. Васнецова,  отдел обслуживания читателей "От 0 до 10" Центральной детской библиотеки им. Крупской (ул. Губернского, 40)

11.00 - час безопасности "Безопасность в летний период" (6+), детская библиотека-филиал № 1 (ул. Аршинцева, 50)

12.00 - литературные чтения "Со здоровьем мы друзья" (6+), детская библиотека-филиал № 5 (пр. Дзержинского, 210)

15.00 - тематический час "От глиняной таблички к печатной страничке" (6+), детская библиотека-филиал № 3

2023-05-22
06:00:34
Владимир Михайлович Конашевич (20.05.1888-27.02.1963) (6+)

Наверное, каждый художник-иллюстратор, делающий книги для детей, на всю жизнь в глубине души остаётся ребёнком. Ольга Чайко, рассказывая о своем отце Владимире Конашевиче, вспоминала такой эпизод: «Однажды, возвращаясь из школы, я увидела, что папа ждёт моего возвращения у окна. Как только я вошла во двор, папа мне крикнул: «Стой и смотри, который дальше полетит». И из окна на меня полетела целая стая маленьких, склеенных из ватмана планёров различной конструкции.
«Папа, ты что, с ума сошёл!» — крикнула я, не отличавшаяся большой почтительностью. «Неужели правда сошёл с ума?» — думала я, с трудом пролезая в ореховый куст, куда залетел планёр самой удачной конструкции.
Когда я вошла домой с полным подолом планёров, неся в руке отдельно победителя, я услышала, как папа говорил маме: «Боже мой, Женечка, какая тоска, наша дочь становится взрослой» .
Владимир Михайлович Конашевич (20.05.1888, Новочеркасск — 27.02.1963, Ленинград) — русский художник-график, доктор искусствоведения, заслуженный деятель искусств РСФСР (1945). Создал индивидуальный, узнаваемый стиль оформления сказок, в котором яркость образов, витиеватые узоры и виньетки сочетаются с ироничным взглядом художника, умением увлечь ребёнка игровыми, живыми композициями, поэтичностью фантазии и красочной декоративностью рисунка.
Владимир Конашевич родился в Новочеркасске, в семье банковского служащего. Вскоре после его рождения семья переехала в Москву. Жили скромно. Снимали четырёхкомнатную квартиру на Садовой-Самотечной в доме казачьего генерала Дукмасова. Отец служил в Крестьянском банке, расположенном в том же доме. Это была простая, бесхитростная жизнь с визитами к тёткам, играми в детской, придумыванием сказочных историй про маленьких человечков, новогодними ёлками… Много лет спустя в блокадном Ленинграде Конашевич с нежностью вспоминал о такой ёлке из детства: «Мы с сестрой стояли на пороге столовой в немом, восторженном изумлении. Ёлка сверкала живыми огоньками свечек. Огоньки отражались искрами на золотом и серебряном дожде, на позолоте орехов, блёстках коробочек и золотой обёртке шоколадных конфет. Крымские яблочки вертелись на своих нитках вправо и влево, показывая то жёлтые свои, то красные бока; а наверху сияла серебряная стеклянная пика…» . Как и многим мальчишкам, будущему художнику в те годы нравилось рисовать исключительно лошадей и сражения.
В 1897 году семья переехала жить в Чернигов — отец поссорился со своим начальником князем Кудашевым (управляющим банком), отказавшись провести не вполне законную операцию. В Чернигове Конашевич окончил реальное училище. Он с удовольствием занимался математикой, играл на скрипке. Увлекаясь символизмом и романтизмом, переписывал в тетрадь стихи Фета и Блока. Брал частные уроки у художника Ивана Ивановича Михайлова, затем стал заниматься у живописца П.Д.Цыганка.
В 1908 году Владимир Михайлович был зачислен в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1908-1913). Отец очень хотел видеть его архитектором, поэтому Конашевич поступил на архитектурный факультет. Однако «после бурной переписки с отцом, презрев увещевания инспектора училища Гиацинтова», перешёл на живописное отделение (учился у К.А.Коровина и С.В.Малютина).
Странное дело, учёбой Конашевич был разочарован: «В училище мне показалось как-то скучнее, чем я ожидал. И хоть я старательно писал по утрам и рисовал по вечерам, но делал это без ожидаемого воодушевления» . Возможно, это разочарование было вызвано тем, что многие преподаватели училища находились в растерянности и не знали, чему следует учить студентов, когда в мире то и дело возникают новые и новые художественные течения: кубизм, супрематизм, лучизм… А среди учащихся были такие известные впоследствии представители «левого искусства», как Ларионов , Бурлюк, Гончарова…
В 1915 году Конашевич переехал в Петроград. Вместе с С.В.Чехониным и Н.А.Тырсой он расписывал Юсуповский дворец (1915-1917), ряд петербургских особняков, принимал участие в реставрации Павловского дворца-музея, устраивал выставки. Три года занятий декоративными работами позднее ярко проявились в его подходе к оформлению детских книг.
Первой детской книгой Владимира Михайловича стала «Азбука в рисунках В.Конашевича» (1918). Как вспоминала дочь художника, «Азбука» родилась из писем, которые Конашевич писал жене, уехавшей с дочкой к родным на Урал и застрявшей там на долгое время (Урал оказался отрезан армией Колчака): «Папа писал маме письма, а мне присылал картинки. На каждую букву алфавита. Мне было уже четыре года, и, очевидно, он считал, что пора уже знать буквы. Позднее эти картинки были изданы под заглавием “Азбука в картинках”» . В отличие от композиционно сложной «Азбуки» Александра Бенуа, Конашевич создал книгу, выстроенную при помощи крупных изображений предметов и животных, нарисованных акварелью. В том же году он проиллюстрировал книгу Е.Е.Соловьёвой «Розовая азбука», более живую, сделанную литографским карандашом с написанным от руки текстом. Предмет на рисунке в детской книге, считал Конашевич, должен быть показан полностью, «чтобы все его части были видны» . Перспективные искажения недопустимы, а цвет должен быть локальным, без светотени. «Композиция должна быть проста и непосредственно вытекать из самого действия, заключённого в тексте. Только этим будет достигнута необходимая ясность. Ребёнок с первого взгляда должен «понимать» картинку, то есть уяснить себе изображённое на ней событие». Этот принцип закладывается уже в первых его работах.
Затем на какое-то время Конашевич отходит от детской книги. Для изданий «Народной библиотеки» он делает иллюстрации пером к «Бежину лугу» И.С.Тургенева, «Женитьбе» Н.В.Гоголя, создаёт многочисленные обложки для книг и брошюр Государственного издательства, оформляет произведения новой советской литературы («Великое таинство», «Научился» К.Федина). Для издания тургеневской повести «Первая любовь» он выбирает небольшой формат и рисует не только иллюстрации, но и маленькие виньетки, добиваясь особого лирического настроения, созвучного тексту книги. В числе других значительных работ того времени: «Помещик» И.С.Тургенева, «Белые ночи» Ф.М.Достоевского. Все эти книги Конашевич делает в разных графических техниках, пытаясь найти свой изобразительный язык, индивидуальный голос художника-иллюстратора. Самой большой удачей можно назвать сборник стихотворений А.А.Фета. «Если бы Конашевич, — писал его современник Э.Голлербах, — ничего не сделал, кроме Фета, «Первой любви» и «Помещика», то и тогда бы его имя запомнилось в истории иллюстрационного искусства». Для этого сборника Конашевич сам подбирает стихотворения, а иллюстрации делает, где-то едва касаясь бумаги и чуть намечая контуры фигур и действие прерывистыми, лёгкими линиями, где-то прибегая к эмоциональной, густой штриховке; он создаёт своё — визуальное поэтическое повествование. Не случайно исследователь его творчества Ю.Молок писал, что рисунки Конашевича к стихам Фета «остались в истории русской графики как превосходные лирические страницы… где художник не побоялся состязаться с поэтом».
В годы, когда создавались эти книги, Владимир Михайлович служил помощником хранителя Павловского дворца-музея (1918-1926); составлял путеводители по Павловску; создавал станковые работы; преподавал в Академии Художеств рисунок и руководил литографской мастерской (1921-1930). Техникой литографии Конашевич владел мастерски — серии его станковых литографий и рисунков «Улицы», «Павловская шпана», «Мелкие рассказы», «К 10-й годовщине Октября» (1926-1927) не только участвовали в нескольких выставках, но и были приобретены Третьяковской галереей и Русским музеем. А за серию литографий «Павловский парк» (1921-1925) он даже получил почётный диплом на международной выставке декоративных искусств в Монца-Милане (1927).
Как иллюстратор детской книги Владимир Михайлович начал активно работать с 1922 года. В том году с его иллюстрациями вышло несколько сказок Шарля Перро («Кот в сапогах», «Мальчик с пальчик», «Красная Шапочка») и «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина. В книжках этих — нарядных, изысканных — прослеживались традиции художников объединения «Мир искусства». Печатались сказки в Берлине, на хорошей бумаге, при помощи офсетной печати (которой в России тогда ещё не было), позволявшей воспроизвести все нюансы лёгкого акварельного рисунка, но в прессе подвергались нападкам за то, что были сделаны «скорее для библиофилов, чем для детей» .
В том же году по приглашению Бенуа Конашевич принял участие в выставках «Мира искусства» в Петрограде, где стал членом этого общества. Близость к эстетическим ценностям дореволюционной книжной графики отличала Владимира Михайловича от большинства его ровесников, приходивших в детскую книгу после знакомства с миром рекламы и агитационного плаката. Вместе с тем, Конашевича, самого молодого из «мирискусников», в подходе участников этого объединения к оформлению изданий для детей многое не устраивало. В его собственных работах отсутствовала отстранённая «красивость», там возникал тёплый, уютный для ребёнка мир. Ю.Герчук очень точно подмечал, что в книгах Конашевича не было «иронически-снисходительного тона взрослых», который в той или иной мере был присущ книгам «мирискусников», но было умение «играть с детьми в одинаково весёлые для них и для него игры» .
Следующие цветные детские книги Конашевича выходили уже в России, и иллюстрации к ним он, как и все художники того времени, делал при помощи литографии. После знакомства в 1923 году с С.Я.Маршаком Владимир Михайлович оформил несколько его книг: «Сказка о глупом мышонке», «Кривоносый», «Петрушка-иностранец», «Три зверолова». Самой большой удачей стал «Пожар» (1923), в котором, пользуясь всего тремя цветами — красным, жёлтым и чёрным, Конашевич создал яркое, динамичное и весьма зрелищное действие. Интересно, что критика оценила эту работу выше многих книг Владимира Лебедева: «В «Пожаре» есть то, чего нет, например, даже в красивых тоже лебедевских: теплоты близкого присутствия детей…» . Впоследствии Конашевич неоднократно возвращался к этой книге, пытаясь сделать новые иллюстрации. К сожалению, не всегда эти попытки были удачными.
Примерно в те же годы состоялось знакомство художника с Корнеем Ивановичем Чуковским, переросшее затем в дружбу, тесное сотрудничество, а иногда и соавторскую работу по созданию книги. Между тем, начало этого знакомства было не очень приятным. Чуковскому крайне не понравились рисунки Конашевича: «Третьего дня пошёл я в литографию Шумахера <…> и вижу, что рисунки к «Мухе-цокотухе» так же тупы, как и рисунки к «Муркиной книге». Это привело меня в ужас», — записал Корней Иванович в дневнике. Чуковский поехал в Павловск знакомиться с художником…
Несмотря на все разногласия, два мастера — художник и поэт — создали множество замечательных книг: «Мухина свадьба» (1924), «Путаница» (1926), «Муха-Цокотуха» (1927), «Барабек и другие стихи для детей» (1929), «Тараканище» (1929), «Телефон» (1934), «Мойдодыр» (1938), «Чудо-дерево» (1944) и другие. Нередко для очередного переиздания той или иной книги Конашевич делал новые иллюстрации. Например, комарик в одной из первых книжек про Муху-Цокотуху из сказочного рыцаря превратился, в духе времени, в бравого красноармейца…
В середине 1920-х годов Конашевич увлёкся гравюрой на дереве. В этой технике он сделал несколько книг, в том числе «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» Н.В.Гоголя, сборник сказок А.С.Пушкина. В начале 1930-х художник вновь обратился к взрослой литературе: «Избранные произведения» А.П.Чехова, «Сирень цветёт» М.М.Зощенко, «Стихотворения» Г.Гёйне, «Города и годы» К.Федина, «Повесть» Б.Л.Пастернака — вот далеко не полный список книг, проиллюстрированных им в тот период. Самыми яркими, поэтичными стали литографии к повести А.Ф.Прево «Манон Леско» (1931), которые в 1937 году на Всемирной выставке в Париже были отмечены Золотой медалью.
«Художник должен отвечать за каждую свою линию. Как бы легко и свободно ни был сделан рисунок, в нём всё должно быть на своём месте и как раз в меру: ни убавить, ни прибавить!» — писал Конашевич. «Я просто выбрасываю готовый рисунок, если он хотя бы частично не удался. Не переделывая, не исправляя старого рисунка, я вновь рисую на чистой бумаге. Этим и достигается непосредственность и свежесть, если она у меня когда-нибудь бывает». На протяжении всей жизни художник очень легко переключался с одной работы на другую. Спустя какое-то время возвращался к старым рисункам, переделывал их.

Творческая жизнь Конашевича не была спокойной и мирной. Несмотря на признание его заслуг на международных выставках, в родном отечестве всё было отнюдь не просто. После появления в «Правде» от 1 марта 1936 года статьи о «художниках-пачкунах» в прессе начались активные нападки на Конашевича, Владимира Лебедева, Татьяну Маврину, Юрия Васнецова и многих других художников. В формализме обвинялись те, кто посмел иметь не безликий стиль рисования, а свой собственный, яркий, индивидуальный. Гневную статью «Против формализма и штампа в иллюстрациях к детской книге» напечатал журнал «Детская литература». Владимира Михайловича заклеймили в ней как компрачикоса, губящего своим искусством детские души: «В рисунках, предназначенных для дошкольников, художник совершенно не учитывает особенностей их восприятия. Его совершенно не интересуют зрители», — возмущался анонимный автор. — «Формалистичность метода В.Конашевича сказывается во всех работах этого художника» . В прессе то и дело появлялись статьи с несправедливыми рецензиями на творчество художника.
Конашевич глубоко переживал эту травлю, ведь он необычайно серьёзно относился к своей работе. «Я твёрдо уверен, что с ребёнком не нужно сюсюкать и не нужно карикатурно искажать формы. Дети — народ искренний, всё принимают всерьёз. И к рисунку в книжке относятся серьёзно и доверчиво. Поэтому и художнику надо к делу относиться серьёзно и добросовестно».
Несмотря на все нападки, он продолжал идти по раз и навсегда выбранному пути — рисовал новые детские книги, занимался педагогической деятельностью. Сначала преподавал и руководил мастерской в Школе народного искусства (1916-1919), затем — в Академии Художеств (1921-1930, 1944-1948). Кроме того, писал акварелью, рисовал красками и тушью на китайской бумаге, ведь знанию натуры он придавал огромное значение: «Художник книги без постоянной работы с натурой существовать не может. В противном случае его искусство выродится во всякие отвлечённости, росчерки и вензеля».
С детскими журналами Конашевич сотрудничал постоянно. Он делал иллюстрации для первого советского журнала для детей «Северное сияние», который выходил под редакцией М.Горького. Рисовал для «Чижа» и «Ежа», «Весёлых картинок», «Мурзилки»…
Война застала художника в Павловске. Уже перед самым наступлением фашистских войск он успел уехать оттуда в Ленинград, где и провёл всю войну. Среди умирающих друзей и близких он, не теряя веры в победу, продолжал работать: иллюстрировал детские книги, писал воспоминания о детстве — о сестре Соне, умершей в блокадную зиму, о родителях, тётках, новогодней ёлке, куклах… «По контрасту с этим почти постоянным громом и ужасом так сладко вспоминается тишина и мир нашей детской жизни, вставленной в более прочное и спокойное внешнее обрамление». Устраивал выставки — в 1943 году в Союзе художников представил около трёхсот работ. В 1943-1944 гг. вместе с другими художниками оформлял Военно-медицинский музей, делал рисунки для «Атласа переливания крови», писал портреты солдат.
1945-й победный год оказался для Конашевича необычайно счастливым. Закончилась война. Прекратились нападки в прессе. Ему было присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. Он защитил докторскую диссертацию по искусствоведению. Началась мирная, ничем не омрачаемая жизнь — и новое творчество.
Книги «Дедушка Рох» (1958), «Старик-годовик» (1959) В.И.Даля, «Муха-Цокотуха» (1960) К.И.Чуковского, «Сказки» (1961) А.С.Пушкина получали дипломы Всесоюзных конкурсов как лучшие по художественному оформлению и полиграфическому исполнению издания. Рассказывая о том, как он придумывает рисунки, Конашевич признавался: «есть художники, которые изобретают и думают с карандашом в руке… <…> Я художник другого склада. Раньше, чем я возьмусь за карандаш, я должен выяснить всё заранее, представить себе мысленно уже готовый рисунок во всех деталях…». Именно поэтому его не устраивали многие из готовых рисунков, ведь задумка часто кажется ярче, чем воплощение: «Ни одна из моих удач не кажется мне и не казалась несомненной, ни одна не была полной. Может быть, потому, что мне никогда не удаётся сделать так, как задумано», — писал художник в конце жизни.
Корней Чуковский вспоминал, что часто, перед тем как начать рисовать, Конашевич играл на скрипке. Один, без слушателей он играл своих любимых Баха, Чайковского, Шуберта…
Оформление сказок Пушкина стало для художника одной из ответственнейших работ, в которой в полной мере проявились его мастерство и огромный талант. Он всегда проникает в самую суть, основу сказки, наполняя свои иллюстрации ярким драматизмом и образностью. Есть мнение, что именно он «как художник истинно детский, окончательно закрепил эти сказки за детьми».
Подготовительная работа была огромной. Исследователь Л.Громова обращала внимание на то, что, кроме поиска пластического решения иллюстраций, Конашевич проводил настоящие научные изыскания, анализировал тексты Пушкина. Так, например, на одном из рисунков к «Сказке о золотом петушке» он изобразил царя с шутом играющими в шахматы. В окончательном варианте этой сцены у Пушкина не было, однако она была в одном из черновиков. «“Восстановив” её в иллюстрациях, художник не стремился продемонстрировать свои познания. Он хотел заинтересовать читателя, быть может, несколько его озадачить и тем самым побудить к самостоятельным поискам».

За книги «Плывёт, плывёт кораблик» и «Сказки старого Сюня» на международной выставке книжного искусства в Лейпциге Конашевич получил Серебряную медаль. Сборник «Плывёт, плывёт кораблик» Ю.Молок называл «главной детской книгой Конашевича», в которой тот не только создаёт удивительно яркие, красочные, радостные иллюстрации, но и «возрождает традицию книжки-картинки, с которой начиналась советская детская книга, и возвращает себе власть над маленьким зрителем, снова доверяясь его фантазии, снова обращаясь к его поэтическому чувству» .
Дочь Конашевича вспоминала такой случай: как-то раз в Павловске в годы гражданской войны отец оказался между двух воюющих, стреляющих друг в друга армий: «Оглядевшись, папа увидел, что находится между двумя цепями солдат, переползающих, хоронясь за кустами, навстречу друг другу. Папа так растерялся, что продолжал идти во весь рост тем же размеренным шагом». Через все нападки и травлю художник прошёл так же размеренно и внешне спокойно, ни под кого не подстраиваясь и оставаясь самим собой не только в любых жизненных ситуациях, но и в творчестве, сохранив до конца своих дней умение радоваться жизни и умение передать эту радость детям. «Ваше чудотворное искусство, — писал Конашевичу К.И.Чуковский, — воспитывает в детях вкус, чувство красоты и гармонии, радость бытия и доброту. Потому что помимо всего Ваша живопись — добрая, в каждом Вашем штрихе, в каждом блике я всегда чувствовал талант доброты — огромное, в три обхвата сердце, без которого было бы никак невозможно Ваше доблестное служение детям» .

http://bibliogid.ru/articles/2063

2023-05-20
06:00:11
20 мая 2023 года, наши мероприятия

Уважаемые читатели!

Сегодня наши мероприятия посвящены Ночи музеев:

09.00 - видеообзор "С книгой по музеям мира" (12+), отдел обслуживания "От 11 и старше" Центральной детской библиотеки им. Крупской

09.00 - час искусства "Из истории Третьяковской галереи" (6+), детская библиотека-филиал № 1

09.00 - видеопрезентация "История России в живописи" (6+), детская библиотека-филиал № 4

10.00 - час искусства "Поговорим о театре" (0+), детская библиотека-филиал № 2 (пр. Ленина, 31)

10.00 - видеоролик "Удивительный мир Антонио Гауди" (12+), детская библиотека-филиал № 2

10.00 - виртуальное путешествие "Музеи Новороссийска" (6+), детская библиотека-филиал № 5

10.00 - видеопрезентация "Лев Толстой и пчёлы" (0+), детская библиотека-филиал № 6

10.00 - видеопрезентация "Интересные истории о музеях России" (6+), детская библиотека-филиал № 6

10.00 - видеопрезентация "Музеи Новороссийска: история и истории" (6+), модельная детская библиотека-филиал № 7 (ул. Куникова, 62)

11.00 - чтение интерактивной 3D книги "День волшебного чтения" (0+), модельная детская библиотека-филиал № 7 (ул. Куникова, 62)

12.00 - видеопрезентация "Старина далёкая и близкая" (6+), детская библиотека-филиал № 8

14.00 - театральная студия "Лоскутики". Репетиция спектакля (6+), отдел обслуживания читателей "От 0 до 10" Центральной детской библиотеки им. Крупской (ул. Губернского, 40)

14.00 - видеопрезентация "Путешествие к истокам истории" (6+), отдел обслуживания "От 0 до 10" Центральной детской библиотеки им. Крупской

18.00 - виртуальная публикация "Пушистые охранники Эрмитажа" (6+), детская библиотека-филиал № 3

18.00 - виртуальная экскурсия в музей "Знакомство с русскими народными музыкальными инструментами в живописи" (6+), детская библиотека-филиал № 9

2023-05-20
06:00:11
Краткий курс выживания среди родственников... (6+)

Григорий Бенционович Остер – популярный детский писатель, сценарист и телеведущий, на книгах которого выросло уже несколько поколений читателей. Это и добрые сказки, и остроумные пьесы, чудесные сценарии для мультфильмов, и, конечно, огромная серия книг с «вредными советами». Остер написал, что учёными было сделано открытие о существовании непослушных детей, которые абсолютно всё в жизни делают наоборот. Когда им говорят пойти помыть руки, они специально этого не делают. Если их просят с кем-то поздороваться, они молчат. Автор придумал давать таким детям не полезные, а вредные советы. Они будут делать всё наоборот, и получится правильно.
Позже «Вредные советы» превратились в отдельный литературный жанр. Писатель идет от обратного, подчеркивая глупость и нелепость поступков невоспитанных детей. Вскоре в свет вышла целая «библиотека учебников». Цель этих произведений – развитие не только умения считать и решать задачи, но и чувства юмора, критического мышления и фантазии, способности находить выход из любой ситуации.
Познакомились с вредными советами учащиеся 3 «В» и 3 «Д» классов МБОУ гимназии № 4, принявшие участие в литературной игре «Краткий курс выживания среди родственников…». Она прошла 17 и 18 мая 2023 года в детской библиотеке-филиале № 3 (ул. Видова, 190) в рамках празднования Международного дня семьи.
Ребята смогли заглянуть в будущее, поупражняться в решении забавных задач, измерить удава, выполнить упражнения для развития силы воли. Узнали, что специально для них писатель придумал новые предметы: «Папамамология», «Квартироведение», «Визгкультура», «Конфетоедение», которые каждому ребенку помогут стать умнее, ведь узнавая себя в различных ситуациях, описанных мудрым и ироничным Остером, детишки от души повеселились.

2023-05-19
12:58:39
Как было написано первое письмо (6+)

Из мешка он вынул краски,
Всех цветов он вынул краски
И на гладкой на бересте
Много сделал тайных знаков…
Г. Лонгфелло. Песнь о Гайавате


Конечно, все знают, что когда-то письменности не было, но вообразить себе это совершенно невозможно. Кто и когда изобрёл письменность? Этому и был посвящён час информации «Как было написано первое письмо» в детской-библиотеке-филиале № 6 (ул. Волгоградская, 44), который прошёл 19 мая для 61 ученика 3 «А» и 3 «Г» классов МБОУ СОШ № 29.
Библиотекарь Марина Александровна Герасимова рассказала детям об истории письменности, приводя в пример литературные произведения – Р. Киплинга «Как было написано первое письмо», Г. Лонгфелло «Песнь о Гайавате» и другие предания и легенды. Ребята узнали, что такое пиктограммы и нужны ли они людям сейчас, как писали в Древнем Египте и кто первый придумал буквы, во всех ли частях света пользуются алфавитом, кто был основателем славянской письменности и сильно ли изменился наш алфавит.

2023-05-19
12:08:23
Весёлые стихи Елены Благининой (0+)

Елена Благинина — известная русская советская детская поэтесса. Первые публикации её стихов появились в 1921 году. С 1933 года Елена Благинина становится постоянным автором детских журналов «Мурзилка» и «Затейник», а позже — редактором этих журналов. В 1938 году Елена Благинина вошла в Союз писателей СССР. Самое известное и знакомое с детства каждому стихотворение, написанное Еленой Александровной — «Посидим в тишине». В основе творчества Елены Благининой лежит русский фольклор. Её стихи и песенки пронизаны заботой матери о ребенке, общением с ровесниками, в них показана деревенская природа, которая так близка детям.
В детской библиотеке-филиале № 6 (ул. Волгоградская, 44) с 15 по 19 мая 2023 года для 376 дошкольников из МБДОУ № 80, № 81 и № 66 и школьников 1-2 классов МБОУ СОШ № 29 прошёл литературный час «Весёлые стихи Елены Благининой». Библиотекарь Шульга Светлана Евгеньевна рассказала ребятам о жизни и творчестве поэтессы, все вместе читали ее стихи, считалки, разгадывали загадки от автора. Также дети с удовольствием слушали сказки, написанные и переведённые писательницей.

2023-05-19
11:27:08
Ключ к здоровью (6+)

19 мая 2023 года прошёл урок здоровья «Ключ к здоровью» для 78 наших маленьких читателей из трёх групп ДДУ № 20. Провела мероприятия библиотекарь детской библиотеки-филиала № 8 им. Н. Островского (ул. Мефодиевская, 118 Б) Гречишкина Елена Владимировна.
Для ребят библиотекарь подготовила спортивно-литературную программу. Прочитав стихи из сборников «Мы шагаем на зарядку» и «Мы – богатыри», ребята сразу дружно начали делать зарядку, прыжки и приседания, а в одной из групп мальчишки даже устроили соревнования по низкому отжиманию. Конечно же, победила дружба и литература, но как весело было ребятам!
В конце каждого урока здоровья дети выполняли ещё одно спортивное задание от Елены Владимировны – нужно было сделать «зарядку для хвоста», как её делали герои одноимённой сказки Григория Остера. Как же делать зарядку для хвоста, если у ребят его нет? Все вместе решили, что нужно сначала прослушать сказку, а потом дружно повторить все те задания, которые давала мартышка своим друзьям – слонёнку, удаву и попугаю.

Фото

2023-05-19
11:08:35
Контакты
353900 Новороссийск, ул. Губернского, 40
8 (8617) 72-03-90
Филиал №1 им.А.Гайдара
ул.Аршинцева, 50
(8617)27-91-79
Филиал №2
пр.Ленина, 31
(8617)72-62-16
Филиал №3
ул.Видова, 190
(8617)26-02-42
Филиал №4
ул.Видова, 123
(8617)21-37-38
Филиал №5
пр.Дзержинского, 210
(8617)64-94-62
Филиал №6
ул.Волгоградская, 44
(8617)22-34-83
Филиал №7
ул.Куникова, 62
(8617)63-76-35
Филиал №8
ул. Мефодиевская, 118 б
(8617)27-27-58
Филиал №9
ул. Первомайская, 9
(8617) 27-93-54
Заказ книг
ул.Губернского, 40
8 (8617) 72-03-90
Централизованная система детских бибилиотек г. Новороссийска. © 2010 - 2023