Заказать книги
0+

Новости

Константин Яковлевич Ваншенкин (1925-2012) 12+

Константи́н Я́ковлевич Ванше́нкин (17 декабря 1925, Москва — 15 декабря 2012, там же) — советский и российский поэт, автор слов популярных песен «Я люблю тебя, жизнь», «Алёша» и других. Лауреат Государственной премии СССР (1985) и Государственной премии Российской Федерации (2001).
Родился 17 декабря 1925 года в Москве в семье инженера-химика Якова Борисовича (1892—1948) и учительницы немецкого языка Фаины Давыдовны (урождённой Шварц; 1902—1980). Выпускник политехнического института в Чехословакии (1913), Яков Борисович Вайншенкер преподавал химию в фабрично-заводском училище при бердичевском сахаропесочном и сахарорафинадном заводе. Соответственно, ряд источников указывает, что первоначальная фамилия поэта — Вайншенкер. Как на косвенное подтверждение этой версии ссылаются также на воспоминания Бенендкта Сарнова о шутке С. Я. Маршака по этому поводу. Данная версия оспаривается дочерью поэта Галиной Константиновной Ваншенкиной, утверждающей, что фамилия семьи происходит от голландского предка Михеля Ван Шенка, приехавшего в Россию в середине XIX века и служившего лесничим на Полтавщине.
В семье любили поэзию и часто читали стихи. В 1942 году Константин Ваншенкин ушёл на фронт. После войны поступил в геологоразведочный институт, но, страстно увлечённый поэзией, перешёл в Литературный институт имени А. М. Горького, который окончил в 1953 году. В этом же году вступил в КПСС (вышел в 1989).
Первое стихотворение Ваншенкина, посвящённое освобождению Венгрии от фашистских захватчиков, было напечатано сразу после Великой Отечественной войны. А уже в в 1951 году А. Т. Твардовский назвал его одним из лучших молодых поэтов, и в дальнейшем следил за его поэтической судьбой.
Конкретно отображая жизненные явления, нередко прискорбные, Ваншенкин находит для них подходящие поэтические формы. Деталь приобретает в его стихах обобщающее значение, природа выступает в качестве источника импульсов или сравнений, входя органической частью в его философскую лирику. Его творчество пронизано верой в то, что непосредственная сила поэтического таланта одерживает верх независимо от похвалы или хулы со стороны критики, обусловленной временем (Ниспровергают незаслуженно…, 1961). По форме его стихи непритязательны и естественны, да и сама суть его поэтического высказывания направляет к непритязательности и естественности.
— Вольфганг Казак
С начала 1960-х годов Ваншенкин писал прозу, преимущественно автобиографическую. Автор повестей «Армейская юность» (1960), «Авдюшин и Егорычев» (1962), «Большие пожары» (1964), «Графин с петухом» (1968), рассказов и др. Большинство прозаических произведений были опубликованы в возглавляемом Твардовским журнале «Новый мир».
Всего Ваншенкин издал более трёх десятков книг поэзии и прозы.
Широкому кругу людей он известен как автор многих популярных песен, авторами музыки большинства которых были Э. С. Колмановский и Я. А. Френкель. Эпизодически работал с Е. Э. Жарковским, В. С. Левашовым, А. И. Островским. Наиболее прославили Ваншенкина песни «Я люблю тебя, жизнь» («организованная» Марком Бернесом, она стала визитной карточкой и поэта, и певца), «Алёша», «Вальс расставания», «Женька», «За окошком свету мало», «Как провожают пароходы», «Я спешу, извините меня», «Тополя», «Нелётная погода».
Женой Ваншенкина стала сокурсница по Литинституту Инна Гофф — писательница, автор текста знаменитой песни «Русское поле». В браке, длившемся более 40 лет, они вырастили дочь Галину, ныне известную художницу. Их внучка Екатерина публикует в СМИ статьи в жанре литературной критики.
С 1995 года Константин Ваншенкин получал пенсию президента РФ.
Скончался 15 декабря 2012 года в Москве, не дожив 2 дня до 87-летия.
Похоронен 22 декабря на Ваганьковском кладбище.

Источник

2020-12-16
13:00:14
Джейн Остин (16.12.1775-18.07.1817) 12+

12+Писательница, классик английской и мировой литературы, основоположник семейного, "дамского романа" Ее книги "Чувства и чувствительность" (1811),"Гордость и предубеждение" (1813) , "Менсфильд-парк"(1814) "Эмма" (1815) считаются признанными шедеврами и покоряют безыискусной искренностью и простотой сюжета, на фоне глубокого психологического проникновения в души героев и ироничного, мягкого, истинно "английского" юмора. Джейн Остин до сих пор считают по праву "Первой леди" английской литературы. Ее произведения обязательны для изучения во всех колледжах и университетах Великобритании. Творчество Остин отличается постоянным стремлением к совершенству. Впервые она использовала в жанре романа "взгляд со стороны"," голос автора". Скончалась в возрасте 42 - х лет. Последний ее роман "Сендитон" (1817), даже в качестве незавершенного отрывка вызывает неподдельный интерес у читателя.
Ее называли: "несравненная Джейн", на ее романах - воспитывались и проверяли, оттачивали литературный вкус английские барышни семейств знатных и незнатных, она до сих привлекает и чарует кинематографистов, по всему миру создаются мемориальные центры и музеи, литературные клубы ее имени. Существует даже сайт в Интернете, который ежедневно-еженедельно пополняется критическими статьями и эссе, посвященными творчеству "мисс английский роман"!
Но, боюсь, что жизнь ее для нас до сих пор представляет такую же загадку как и прежде, как и двести с лишним лет назад!
Известно о ней не очень много, хотя семья Джейн, преданная ее памяти, благоговейно сохранила ее сочинения: все, включая и незаконченные отрывки!
Но вот беда, дневников она почти не вела, а письма ее или не сохранились, или погребены в архивах. Да и перевод на русский язык документов почти трехсотлетней давности представляется многим делом скучным, если не сказать никчемным. Я постараюсь рассказать Вам то, немногое, что мне удалось узнать, собрать, систематизировать, обобщить. Над чем довелось поразмышлять и удалось сделать выводы. Вам судить - получилось ли:
Джейн Остин родилась 16 декабря 1775 года в Стивентоне, (графство Хемпшир) Англия, в семье сельского пастора. Кроме нее было в семье еще шестеро братьев и сестра. Систематического образования Джейн из - за недостатка средств получить не смогла, но, обладая недюжинным дарованием и сильной волей, открытым и веселым характером, много занималась самообразованием, читала и вместе с братьями и сестрой, разбирала прочитанное, записывая всё в тетради. В семье сельского священника не только читали Библию и духовные книги, но и разыгрывали спектали - шарады, шутки и скетчи, читали романы и спорили о прочитанном, восторженно и внимательно прислушиваясь к мнению Джейн, которая могла в двух - трех словах ухватить суть прочитанной книги и с непередаваемым чувством юмора, в лицах, пересказать по памяти несколько сцен романа.
В четырнадцать лет Джейн написала свою первую пародию - шутку под названием "Любовь и дружба" - на назидательные опусы 18 века с сентиментально скучными героями и героинями, нюхающими розы, рыдающими над ними, и каждые пять минут падающими в обмороки!
Да что - романы! Она сочинила еще и большую пародию - памфлет и на "Историю Англии" О.Голдсмита - фундаментальный труд историка - политолога! Этот запыленный фолиант хранился в шкафу в кабинете отца, и Джейн не поленилась изучить его, дотошно и внимательно. Пришедший в гости к отцу местный доктор, долго и с интересом слушал чтение Джейн , похвалил ее за то, что она читает интересные , серьезные книги, а узнав, что девочка представила его вниманию свой собственный шутливый труд, изумившись, смеялся, удивленно качал седой головой, а потом долго рассказывал соседям - пациентам о том, какая умница маленькая Джейн - дочь пастора, не только букеты может составлять и чай разливать по фарфоровым чашечкам!
Впрочем, хлопоты по хозяйству тоже доставляли Джейн удовольствие. Сохранились свидетельства о том, что живя довольно замкнуто и уединенно, редко выезжая за пределы усадьбы, она, тем не менее, сохраняла ровный и любезный нрав, улыбка почти никогда не сходила с ее лица, и до конца своих дней, омраченных тяжкой болезнью - сколько можно судить по документам у нее были признаки раковой опухоли, с тяжелыми метастазами во всем организме (автор) - она оставалась любимицей племянников, братьев, матери и, в особенности ,отца!
Ни ей самой, ни ее сестре замуж выйти не довелось. Сыграло ли тут роль мизерное приданное мисс Джейн, или ее некрасивость - внешняя, - или большая степень независимости и ума, которая была в ней заметна почти сразу - судить трудно.
О том, питала ли сама Джейн к кому-либо искренние чувства - неизвестно. Она предпочитала запирать свою душу и сердце на замок, откровенно, в полной мере, высказываясь лишь в своих книгах, ставших знаменитыми еще при ее жизни. Кстати, публиковала она их абсолютно все под псевдонимом: "некая Леди Д" и, конечно, в полной мере, славой своей насладиться не могла, но, тем не менее, прочтя в английских газетах разбор своего романа "Эмма" самим сэром Вальтером Скоттом, (он рецензировал книгу почти сразу по ее выходе, в 1816 году - автор) она чувствовала себя поистине счастливой!
Вальтер Скотт, рецензируя этот последний роман писательницы, вышедший при ее жизни, заметил, что главное в работах Остин - "тончайшее прикосновение, благодаря которому, даже пошленькие события и характеры становятся интересными от правдивости описаний и чувств". Остин не ставит себя выше своих персонажей. Она лишь слегка подтрунивает над ними. В "Эмме" нет совершенно дурных людей. Даже разгильдяю Френку Черчиллу находятся приличные извинения и замечательная жена. Столь благодушное отношение к героям исходит, вероятно, из склада характера самого автора - она обладала замечательным чувством юмора и иронии, но всегда ее сдерживал такт и редкостная добросердечность, в результате -ирония редко могла перейти в сарказм.
Отмечается иногда некое пристрастие Джейн к теме "охоты за женихами" которую она развивает и показывает с разных сторон в большинстве своих романов. Даже нетактично, как причина столь навязчивой фабулы произведений, упоминается "стародевичество" самой Джейн Остин!
Но, думается, последний факт не имел здесь никакого значения.
Джейн Остен - мастер бытописательства, мастер тончайшей обрисовки характеров и лиц через призму иронии, юмора, ненавязчивых рассуждений, показывает нам с помощью "незатейливой летописи жизни двух - трех семейств" историю чувств и душ, борьбу темного и светлого в характере человека, где - то быть может и историю национального типа, историю страны через кусочек жизни отдельной личности, целую историю эпохи в одном, резко очерченном, запоминающемся, характере.
Чего стоят герои романа "Гордость и предубеждение": мисс Элизабет Беннет, ее отец, всегда погруженный в размышления и книги; встрепанная и вечно кудахчущая, как курица, мать, озабоченная лишь светскими пересудами и легким устройством судьбы дочерей! Или карикатурный портрет юной девушки из романа "Нортенгерское аббатство", которая была помешана на готических романах ужасов и всерьез считала, что реальная жизнь тоже полна мистических призраков!
Джейн постоянно совершенствовала свое мастерство. Она испробовала несколько форм романа и все они были закончены , даже если оставались волшебно-несовершенны под ее легким и летучим пером, которое все чаще выпадало из тонких пальцев: от периодических болей она уже не могла держать его долго!
Она перепробовала все формы романной прозы, ею был написан даже небольшой роман - новелла в письмах "Леди Сюзанна" - яркий и интригующий портрет бессердечной светской дамы и роман - эпопея (в малой форме) "Менсфильд-парк", с большим количеством действующих лиц и множеством сюжетных линий. Оба романа пользовались огромной популярностью, в светских гостиных Лондона не уставали гадать, кто же эта таинственная дама, дарящая читателям каждый год по новой книге - одна интереснее другой! Романы одалживали друг у друга, зачитывали до ветхости, барышни и рассуждали и вели себя так, как героини "Леди Д" , а она по прежнему наслаждалась тишиной маленькой усадьбы и тихо угасала, несмотря на все попытки родных помочь ей. Внешне ее жизнь была бедна событиями. Она прожила сотни других жизней в своих книгах, где ее героини смеялись, влюблялись, иронизировали и подшучивали над собой и любимыми, отчаивались и боролись за свою любовь до конца.
Была ли по-своему счастлива "леди английского романа"? Наверное, да. Она не ставила себя выше своих героинь. Не отождествляла себя с ними. Она просто создавала свой собственный мир, в котором жила не только "по праву автора", но и "по праву чувства и сердечного влечения". И продолжает жить до сих пор.
Джейн скончалась 18 июля 1817 года в Уинчестере. Перед смертью она пыталась закончить свой последний роман "Сендитон".
Недописала лишь несколькщ страниц, оставив своим читателям вечную загадку по имени :"Джейн Остин". Семья писательницы добросовестно собрала и хранила все написанное ею. Даже черновые клочки. Эти три толстых тома, переплетенных вручную, стали основой для полного собрания сочинений Джейн Остин, выпущенного ровно через сто лет после её смерти!

Источник

2020-12-15
13:00:13
Владимир Яковлевич Шаинский (1925-2017) 12+

В чём отличие между классическим композитором и «народным»? Пожалуй, именно в узнаваемости созданных им произведений: рядовой обыватель, не слишком сведущий в области музыкального искусства, вряд ли отличит шестую симфонию Бетховена от третьей. Тем не менее, большинство жителей пост-советского пространства без труда узнают песенку крокодила Гены про голубой вагон, напевы весёлого лентяя Антошки, которому не хочется работать в поле или мелодию из мультфильма про катерок, посетивший остров Чунга-Чанга. Автор всех этих замечательных произведений, Владимир Яковлевич Шаинский, сумел за свою долгую жизнь написать действительно бессмертные композиции, на которых выросли целые поколения. В чём же секрет создания столь простых и в то же время невероятно глубоких произведений? Давайте ознакомимся с биографией Владимира Шаинского и постараемся это выяснить.

Краткая биография

Будущий композитор, актёр, певец, скрипач и пианист появился на свет в городе Киеве 12 декабря 1925 года. Родители Владимира были далеки от мира музыки: отец освоил профессию химика, а мать изучала биологию, но тем не менее дорога к развитию своего таланта у юного дарования была открыта: в 9 лет он начал своё обучение игре на скрипке в местном дворце пионеров, а в 10 его определили в специальную школу при Киевской консерватории, где музыкальные способности Шаинского и начали продуктивно развиваться.

Какими бы ни были планы молодого и перспективного музыканта Шаинского на будущую жизнь, разразившаяся Великая Отечественная Война внесла в них свои коррективы. Семье юноши пришлось переехать в Ташкент, где Шаинский сначала попытался продолжить своё обучение в Ташкентской консерватории, а затем, в 1943 году, встал в ряды Красной Армии, чтобы внести свой вклад в защиту отечества. Восемнадцатилетний юноша попал в полк связи, и отправился служить в Среднюю Азию.

Располагающий к себе молодой человек легко заводил друзей. Когда Владимир узнал, что один из его приятелей-сослуживцев сочиняет стихи, он предложил ему написать под них музыку. Так произведение, посвященное военным связистам, стало первым среди творений Шаинского.

Война подходила к концу, и к 1945 году Шаинскому удалось перебраться в Москву, где он поступил на оркестровый факультет Московской консерватории. Именно в ней судьба свела будущего композитора с советским эстрадным артистом, певцом и дирижёром Леонидом Осиповичем Утёсовым, с которым Шаинскому удалось проработать бок о бок целых три года. Некоторое время Шаинский даже давал в музыкальной школе уроки скрипки, не переставая, впрочем, постоянно сочинять новые композиции.

В 1962 году судьба занесла Шаинского в Баку, где он поступил в консерваторию имени Гаджибекова, на этот раз – на композиторский факультет. Успешно завершив обучение, дипломированный специалист вернулся в столицу, где его композиторская карьера резко пошла в гору. На счету Шаинского накопилось свыше 400 песен, написанных для знаменитейших исполнителей СССР того времени.

За свою карьеру Шаинскому удалось войти в ряды Союза Композиторов СССР, стать членом Союза Кинематографистов и присоединиться к «Единой России». Титулы же и награды его можно перечислять очень долго: начиная со звания народного артиста РСФСР, Заслуженного деятеля искусств и лауреата Государственной Премии СССР, и заканчивая Орденом Дружбы и нагрудным знаком «За заслуги перед польской культурой», который Владимир Яковлевич получил в Польше в 1974 году.

Покорённые высоты музыкального Олимпа, впрочем, никак не помогали Владимиру Шаинскому в самых банальных, жизненных ситуациях. С детства стремясь стать композитором и вкладывая все свои силы в продвижение к цели, Шаинский, по словам своих родственников и знакомых, был совершенно не приспособлен к одинокой жизни: мелкие бытовые неурядицы или готовка пищи становились для него настоящим испытанием. При всём этом Владимир Яковлевич мог без проблем отыграть несколько концертов за один день, оставаясь таким же энергичным и задорным «большим ребёнком», каким его привыкли видеть окружающие.

Шаинский старался вести максимально здоровый образ жизни: занимался плаванием, катанием на лыжах и коньках, ездил на велосипеде. Дома ли, в гостях ли – вокруг этого человека всегда собиралась весёлая и шумная компания, вдохновителем и центром которой был он сам. Одинаково легко находя общий язык и со взрослыми, и с детьми, Шаинский располагал к себе всех. В пожилые годы о себе он отзывался исключительно как о счастливом человеке, которому старость уже позволяет делать всё, что ранее запрещала молодость.

В 2015 году американские врачи диагностировали у композитора рак желудка. Тогда же провели и операцию, которая позволила Владимиру Яковлевичу прожить ещё два года. 26 декабря 2017 года великого советского и российского композитора не стало.

Интересные факты о Владимире Шаинском

Несмотря на то, что Шаинский прославился в основном как «детский» композитор, душа его всегда лежала к более классической и серьёзной музыке. Вдохновляясь творчеством Бетховена, Бизе, Шостаковича и Чайковского во время своего обучения в московской консерватории, Шаинский написал своё первое серьёзное произведение: струнный квартет. Увы, недостаток известности композитора не позволил миру её услышать.
Можно сказать, что слава пришла к Шаинскому как к композитору после песни «Лада», ставшей хитом советской эстрады. К слову, следующим произведением композитора стала песня к известному каждому советскому ребёнку мультфильму «Чебурашка».
Мечтой молодого Шаинского была профессия композитора, но то ли ввиду большого конкурса на место на композиторском факультете, то ли из-за негласных национальных предрассудков, в московской консерватории обучиться ему не удалось. Именно поэтому он в своё время уехал в Баку и осуществил свою давнюю мечту уже там. Вскоре после возвращения в столицу, Шаинский подружился с Юрием Энтиным – одним из главных руководителей фирмы грамзаписи «Мелодия».
В трудные периоды жизни музыканту приходилось зарабатывать себе на хлеб игрой на скрипке в ресторане и аранжировкой чужих композиций.
Одним из хобби музыканта была подводная охота, и Шаинский даже имел собственную коллекцию охотничьих трофеев. Во время одного из таких заплывов он заблудился в водоёме и не смог отыскать прорубь. Жизнь музыканта повисла на волоске, но ему удалось пробить лёд головой и выбраться.
В 1986 году композитор написал песню для знаменитого Клуба Весёлых и Находчивых. Её ноты до сих пор звучат в начале каждого выпуска передачи КВН. К слову, в этом же году музыканту предложили место в жюри клуба, на что он с удовольствием согласился.
Зеев Гейзель в своё время предложил Шаинскому исполнить его знаменитые песни на иврите. Композитор поначалу хотел отказаться, ссылаясь на недостаток вокальных данных, но затем изменил своё решение. Так на свет появились «Мамонтёнок», «Чунга-Чанга» и «Чебурашка» в «ивритской» версии звучания.
Музыкант имел два гражданства: РФ и Израиля, но при этом много лет жил в США. К слову, в Сан-Диего семья Шаинского переехала не случайно: один из известных американских продюсеров позвал его туда после того, как услышал его произведения в мультфильмах, которые смотрели его дети. Результатом такой случайности стало то, что Шаинский в итоге написал музыку к целому ряду бродвейских постановок.
Композицию «На дальней станции сойду» Шаинского в своё время пели не только знаменитые «Самоцветы», но и весьма известная в узких кругах группа «Гражданская оборона» под предводительством Егора Летова.

Творчество Владимира Шаинского

Развиваясь в плане музыки, Шаинский никогда не отрицал, что на его творчество в значительной степени влияют мотивы клезмера: еврейской народной мелодики. Впрочем, неуёмный энтузиазм и детская непосредственность Шаинского не давали ему с головой уйти в серьёзную музыку, и сразу же после знакомства с Энтиным они вместе отправились на студию «Союзмультфильм», где мультипликаторы в поте лица трудились над «Весёлой каруселью». Кстати, заставка к «Карусели» также была придумана Шаинским.

С семидесятых годов карьера Шаинского именно как детского композитора стала набирать обороты: им была написана опера «Трое против Марабука», два детских мюзикла («Путешествие Нильса» и «Аз, Буки, Веди»),а также целый ряд других небольших работ. Следом за ними свет увидели произведения, посвященные приключениям Чебурашки и старухи Шапокляк, а также композиции для мультфильмов «Крошка Енот» и «Трям! Здравствуйте!». Однако не мультфильмами едиными жило творчество композитора: его музыка звучала и в произведениях советского киноискусства, таких как «Завтрак на траве», «Финист – ясный сокол», «Анискин и фантомас», «Школьный Вальс».

Темперамент Шаинского заставлял его не останавливаться подолгу на чём-то одном. Подтверждая постулат о том, что талантливый человек должен быть талантлив во всём, композитор стал пробовать себя в качестве киноактёра. В двух из трёх фильмов («Кышкин дом» и «ДМБ»), в которых ему довелось сниматься, Шаинский сыграл военных. Третьей картиной, в которой «засветился» музыкант, стала криминальная комедия за авторством Григория Константинопольского «Восемь с половиной долларов».

Солдатские песни и примадонна

Армейское прошлое композитора в своё время нашло своё отражение в целом ряде истинно-солдатских композиций вроде «Через две зимы»,«Идёт солдат по городу», «Шло письмо» или «Проходи, кавалерия». Над этими песнями музыкант трудился в тандеме со знаменитым поэтом Михаилом Таничем.

Довелось Владимиру Яковлевичу поработать и с примой советской песенной эстрады: Аллой Пугачёвой. Правда, случилось это ещё до написания «Лады» и обретения Шаинским всенародной известности. Авторскую композицию Шаинского под названием «Как бы влюбиться» Пугачёва исполнила на большой сцене впервые в 1966 году. Помимо Пугачёвой, музыкант писал произведения для таких талантливых голосов эстрады, как Лев Лещенко, Муслим Магомаев, Эдуард Хиль и Анна Герман. Что касается представителей уже Российской эстрады, то из них произведения Шаинского в своё время перепевала группа «Блестящие», Валерий Леонтьев, Стас Костюшкин, Николай Расторгуев и Сергей Михалюк (последний, правда, относится к эстраде белорусской).

Владимир Шаинский – это яркий пример жизнелюбия, стойкости, силы и невероятной продуктивности. Образец того, как всего один человек может создать часть детства для многих поколений, навсегда войдя в сердца давно уже ставших взрослыми людей, до сих пор с удовольствием слушающих песню о голубом вагоне, и минутах, медленно уплывающих вдаль...

Источник

2020-12-11
13:00:55
Контакты
353900 Новороссийск, ул. Губернского, 40
8 (8617) 72-03-90
Филиал №1 им.А.Гайдара
ул.Аршинцева, 50
(8617)27-91-79
Филиал №2
пр.Ленина, 31
(8617)72-62-16
Филиал №3
ул.Видова, 190
(8617)26-02-42
Филиал №4
ул.Видова, 123
(8617)21-37-38
Филиал №5
пр.Дзержинского, 210
(8617)64-94-62
Филиал №6
ул.Волгоградская, 44
(8617)22-34-83
Филиал №7
ул.Куникова, 62
(8617)63-76-35
Филиал №8
ул. Мефодиевская, 118 б
(8617)27-27-58
Филиал №9
ул. Первомайская, 9
(8617) 27-93-54
Заказ книг
ул.Губернского, 40
8 (8617) 72-03-90
Централизованная система детских бибилиотек г. Новороссийска. © 2010 - 2021