Версия для слабовидящих
Уважаемые читатели, родители, педагоги, библиотекари!
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 
28.09.2011 09:10

Предлагаем вашему вниманию статью заслуженного учителя России, учителя русского языка и литературы МАОУ СОШ № 40 Виктора Борисовича Пахомова «Информационные технологии и нравственность», опубликованную на страницах школьной общественно-литературной газеты «Маячок» (№ 3-2011 г.). Согласны ли вы с точкой зрения автора? Если у вас есть собственное мнение по вопросам, затронутым Виктором Борисовичем, просьба оставить свое сообщение в Гостевой книге нашего сайта.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И НРАВСТВЕННОСТЬ


Главными лозунгами нашего времени, как известно, являются инновация и модернизация, понимаемые как всеобщая компьютеризация страны. Преодоление тех¬нологической отсталости России, действительно, явля¬ется первостепенной задачей, и тут никакие Сколково в одночасье не помогут. Нужны продуманные и эффек¬тивные меры, направленные на реформирование всей системы образования и науки.
Как и все реформы, инспирируемые сверху, спешная модернизация России порой приобретает весьма убогие формы. Безмерное упование на ускоренное внедрение информационных технологий приводит к поспешным решениям, влекущим за собой неожиданные и не всегда  желательные последствия. Можно с полным основанием полагать, что ЕГЭ - это прямое порождение компьютер¬ного сознания. Причем общество как бы уже раздели¬лось на продвинутых пользователей Сети и тех, кто все  еще цепляется за живую жизнь. Иногда даже складыва¬ется невольное впечатление, что весь наш народ, и под¬растающее поколение в особенности, едва ли не насиль¬но выталкивают в виртуальное пространство. Дело до¬ходит до удивительных странностей: живущие по сосед¬ству молодые люди предпочитают общаться в Сети, про¬сиживая у компьютера многие часы, которые могли бы потратить на какие-то реальные дела. И ладно бы уж они черпали из Интернета полезную информацию или читали книги в электронном виде. Увы, большинство занято созданием своего виртуального образа, как пра¬вило, весьма далекого от истинного. Кстати, упование на то, что Сеть откроет перед пользователями невиданные возможности приобщения к художественной литературе весьма наивно, поскольку повое интернет-поколение попросту не приучено читать. Для слишком многих мо¬лодых людей, погруженных в мутные хляби безгранич¬ного информационного моря, Пушкин и Гоголь «непо¬нятнее иероглифов».
К сожалению, нынешние перманентные реформы среднего образования лишь потворствуют тому, что учащиеся как бы отрываются от корней национальной культуры. Литература превращена в третьестепенный  предмет, зато на ЕГЭ ведется доблестная борьба с сото¬выми телефонами. Общение же в Сети происходит на каком-то примитивном «падонском» языке, являющем¬ся порождением обыкновенной полуграмотности, а вовсе не оригинальности мышления, как это представляется обменивающимся сотнями посланий в день ну очень «продвинутым» пользователям.
Особую тревогу вызывает растущая агрессивность несовершеннолетних. Известно множество случаев, ко¬гда нравственно недоразвитые подростки снимают свои «подвиги» с помощью телефонов, а потом выкладывают эти записи в Сети. Видимо, они и впрямь глубоко усвои¬ли сомнительное утверждение, что «хорошими делами прославиться нельзя». Однако дело в другом: соверше¬ние добра - это нелегкий, а зачастую и неблагодарный труд, возможный лишь при наличии совести. К сожале¬нию, в нынешнем обществе разрушены все моральные ориентиры и целью жизни объявлено потребление. И вовсе неспроста один высокий чиновник от образования заявил, что целью школы является воспитание цивили¬зованного потребителя.
Между тем, соотношение прогресса и нравственно¬сти всегда считалось едва ли не главнейшей философ¬ской проблемой. Казалось бы, очевидней некуда: нрав¬ственное развитие человечества должно идти нога в ногу с совершенствованием технологий, а юридические зако¬ны не могут противоречить традиционным понятиям о справедливости, иначе всем нам грозит неминуемая фи¬зическая или духовная гибель. И не нужно наивно ду¬мать, что пресловутая модернизация решит хоть одну социальную проблему. С помощью компьютера можно установить тотальный контроль за каждым членом со¬циума, но воспитать гуманизм нельзя. Интернет как ин¬струмент (пока еще!) несет в себе и огромное благо, и страшную опасность. Уже сейчас многие превратились в «приставки» к компьютеру, оторвавшись и от близких людей, и объективной реальности. Причем это бегство от общества даже не осознано ими в полной мере. Стремление к добру и красоте, нравственной чистоте и совестливой заботе об окружающих превращается в бес¬полезный для потребителей атавизм. А это значит, что нравственная поступь человека пока еще разумного яв¬но отстает от развития всемогущих и столь искусительно привлекательных информационных технологий.


Виктор Пахомов, заслуженный учитель России

 

Подпишись на новости сайта! Наш блог в LiveJournal
Мы в twitter! Смотри нас на YouTube!!!
Мы ВКонтакте! Мы на FaceBook!

Праздники России
Читайте книгу С.А.Санеева, посвященную истории детских библиотек Новороссийска
"Учреждение истинно просветительное..."

Опрос

Какое небесное тело используется для определения известных и знаменитых актёров?
 
Яндекс цитирования
Rambler's Top100



Заготовка фруктов впрок    Косим - Чистим - Убираем    Игро Блок - Компьютерные мини игры