Версия для слабовидящих
Уважаемые читатели, родители, педагоги, библиотекари!
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 
28.09.2011 09:10

Предлагаем вашему вниманию статью заслуженного учителя России, учителя русского языка и литературы МАОУ СОШ № 40 Виктора Борисовича Пахомова «Информационные технологии и нравственность», опубликованную на страницах школьной общественно-литературной газеты «Маячок» (№ 3-2011 г.). Согласны ли вы с точкой зрения автора? Если у вас есть собственное мнение по вопросам, затронутым Виктором Борисовичем, просьба оставить свое сообщение в Гостевой книге нашего сайта.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И НРАВСТВЕННОСТЬ


Главными лозунгами нашего времени, как известно, являются инновация и модернизация, понимаемые как всеобщая компьютеризация страны. Преодоление тех¬нологической отсталости России, действительно, явля¬ется первостепенной задачей, и тут никакие Сколково в одночасье не помогут. Нужны продуманные и эффек¬тивные меры, направленные на реформирование всей системы образования и науки.
Как и все реформы, инспирируемые сверху, спешная модернизация России порой приобретает весьма убогие формы. Безмерное упование на ускоренное внедрение информационных технологий приводит к поспешным решениям, влекущим за собой неожиданные и не всегда  желательные последствия. Можно с полным основанием полагать, что ЕГЭ - это прямое порождение компьютер¬ного сознания. Причем общество как бы уже раздели¬лось на продвинутых пользователей Сети и тех, кто все  еще цепляется за живую жизнь. Иногда даже складыва¬ется невольное впечатление, что весь наш народ, и под¬растающее поколение в особенности, едва ли не насиль¬но выталкивают в виртуальное пространство. Дело до¬ходит до удивительных странностей: живущие по сосед¬ству молодые люди предпочитают общаться в Сети, про¬сиживая у компьютера многие часы, которые могли бы потратить на какие-то реальные дела. И ладно бы уж они черпали из Интернета полезную информацию или читали книги в электронном виде. Увы, большинство занято созданием своего виртуального образа, как пра¬вило, весьма далекого от истинного. Кстати, упование на то, что Сеть откроет перед пользователями невиданные возможности приобщения к художественной литературе весьма наивно, поскольку повое интернет-поколение попросту не приучено читать. Для слишком многих мо¬лодых людей, погруженных в мутные хляби безгранич¬ного информационного моря, Пушкин и Гоголь «непо¬нятнее иероглифов».
К сожалению, нынешние перманентные реформы среднего образования лишь потворствуют тому, что учащиеся как бы отрываются от корней национальной культуры. Литература превращена в третьестепенный  предмет, зато на ЕГЭ ведется доблестная борьба с сото¬выми телефонами. Общение же в Сети происходит на каком-то примитивном «падонском» языке, являющем¬ся порождением обыкновенной полуграмотности, а вовсе не оригинальности мышления, как это представляется обменивающимся сотнями посланий в день ну очень «продвинутым» пользователям.
Особую тревогу вызывает растущая агрессивность несовершеннолетних. Известно множество случаев, ко¬гда нравственно недоразвитые подростки снимают свои «подвиги» с помощью телефонов, а потом выкладывают эти записи в Сети. Видимо, они и впрямь глубоко усвои¬ли сомнительное утверждение, что «хорошими делами прославиться нельзя». Однако дело в другом: соверше¬ние добра - это нелегкий, а зачастую и неблагодарный труд, возможный лишь при наличии совести. К сожале¬нию, в нынешнем обществе разрушены все моральные ориентиры и целью жизни объявлено потребление. И вовсе неспроста один высокий чиновник от образования заявил, что целью школы является воспитание цивили¬зованного потребителя.
Между тем, соотношение прогресса и нравственно¬сти всегда считалось едва ли не главнейшей философ¬ской проблемой. Казалось бы, очевидней некуда: нрав¬ственное развитие человечества должно идти нога в ногу с совершенствованием технологий, а юридические зако¬ны не могут противоречить традиционным понятиям о справедливости, иначе всем нам грозит неминуемая фи¬зическая или духовная гибель. И не нужно наивно ду¬мать, что пресловутая модернизация решит хоть одну социальную проблему. С помощью компьютера можно установить тотальный контроль за каждым членом со¬циума, но воспитать гуманизм нельзя. Интернет как ин¬струмент (пока еще!) несет в себе и огромное благо, и страшную опасность. Уже сейчас многие превратились в «приставки» к компьютеру, оторвавшись и от близких людей, и объективной реальности. Причем это бегство от общества даже не осознано ими в полной мере. Стремление к добру и красоте, нравственной чистоте и совестливой заботе об окружающих превращается в бес¬полезный для потребителей атавизм. А это значит, что нравственная поступь человека пока еще разумного яв¬но отстает от развития всемогущих и столь искусительно привлекательных информационных технологий.


Виктор Пахомов, заслуженный учитель России

 

Подпишись на новости сайта! Наш блог в LiveJournal
Мы в twitter! Смотри нас на YouTube!!!
Мы ВКонтакте! Мы на FaceBook!

Праздники России
Читайте книгу С.А.Санеева, посвященную истории детских библиотек Новороссийска
"Учреждение истинно просветительное..."

Опрос

Как называется комедия Д.И. Фонвизина?
 
Яндекс цитирования
Rambler's Top100



Заготовка фруктов впрок    Косим - Чистим - Убираем    Игро Блок - Компьютерные мини игры