Версия для слабовидящих
19 января - 150 лет со дня рождения русского художника Валентина Александровича Серова (1865-1911)

Валентин Александрович Серов — русский живописец и график. Сын композитора и музыкального критика Александра Николаевича Серова. Передвижник, член «Мира искусства». Жизненной свежестью, богатством пленэрного колорита отличаются ранние произведения («Девочка с персиками», 1887; «Девушка, освещенная солнцем», 1988). Портретам зрелого периода Валентина Александровича присущи отточенная выразительность и лаконизм, подчеркнутая острота характеристик («М. Н. Ермолова», 1905; «В. О. Гиршман», 1910-1911); произведения на темы сельской жизни («Октябрь. Домотканово», 1895), исторические композиции («Петр I», 1907). Отдельные поздние произведения близки к стилю модерн («Ида Рубинштейн», 1910). Мастер рисунка («Басни Крылова», 1895-1911). Его творчество виртуозно и артистично выразило практически все важнейшие устремления русской живописи и графики (прежде всего тенденцию к импрессионизму и модерну ) накануне авангарда.
Валентин Серов родился 19 января (7 января по старому стилю) 1865 года, в Петербурге, в семье композитора А. Н. Серова и пианистки В. С. Серовой (урожденной Бергман). В 1874-1875 и 1878-1882 брал частные уроки у Ильи Ефимовича Репина, в 1880-1885 посещал занятия в Академии художеств, где его главным наставником был Павел Петрович Чистяков. Очень важны были и уроки современной западноевропейской, в том числе французской и немецкой живописи, а также искусства Возрождения и барокко (в частности, живописи Д. Веласкеса). Серов жил в Петербурге и Москве. Много путешествовал по России и Западной Европе, в 1907 году он посетил Грецию. Не раз жил и работал в Абрамцеве (усадьба в Сергиево-Посадском районе Московской области) и Домотканове (Тверская область). Был членом Товарищества передвижных художественных выставок и объединения «Мир искусства».
Начало творчества Валентина Серова
Первые значительные произведения Валентина Серова («Девочка с персиками», 1887; «Девушка, освещенная солнцем», 1888; обе — Третьяковская галерея) явились новым этапом истории русского искусства. Он добился поставленной цели — чувства «свежести, той особенной свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картинах» (как он позднее рассказывал художник и искусствовед Игорь Эммануилович Грабарю), воплотив в этих образах юности, света, радости принципы импрессионизма, — причем с беспрецедентной для национальной традиции последовательностью и полнотой.
Серов быстро выдвинулся в ряд лучших портретистов России, проницательно заостряя самые характерные черты модели и добиваясь предельной живости световоздушной и цветовой среды. Таковы «А. Мазини» (1890), «К. А. Коровин» (1891), «Ф. Таманьо» (1891), «Н. С. Лесков» (1894; все — там же) — люди искусства, чей творческий пыл как бы вступает в увлеченный, страстный диалог со свободным размахом серовской кисти. Свобода самовыражения, неразличимо сливаясь с правдой образа, достигла особой непринужденности в женских и детских портретах («Н. Я. Дервиз с ребенком», 1888-89; «Мика Морозов», 1901; оба — Третьяковская галерея).
«Деревенские» картины
Особую главу Валентина Александровича составляют произведения «деревенского Серова» — этюды и картины с сельским пейзажем и жанром («Заросший пруд. Домотканово», 1888; «Октябрь. Домотканово», 1895; обе — там же; «Зимой», 1898, Русский музей; «В деревне. Баба с лошадью», 1898; «Стригуны на водопое. Домотканово», 1904; обе — Третьяковская галерея). Тончайшее мастерство, растущее с годами, органически сочетается тут с простотой мотива, тоже возрастающей, так что в итоге скромные, серенькие будни природы и человека оказываются воплощением Искусства как такового, причем самой чистой пробы. Многие лучшие сельские картины-этюды Серова выполнены акварелью, гуашью, пастелью.
От живописи мастер естественно и легко обратился к снайперски меткому в постижении натуры рисунку как самостоятельному виду творчества. Эта самоценность рисунка в искусстве Серова особенно четко наметилась с 1895 году, когда он, получив заказ на иллюстрирование басен Ивана Андреевича Крылова, начал работать в зоопарке, создавая замечательные зарисовки животных.
Серовские портреты
На рубеже веков Валентин Александрович стал лучшим русским мастером светского и придворного портрета. Изысканная элегантность цвета и пластики замечательно передают в этих образах («Великий князь Павел Александрович», 1897, Третьяковская галерея; «Граф Ф. Ф. Сумароков-Эльстон, впоследствии князь Юсупов», 1903, Русский музей) блеск и гордую замкнутость этого аристократического мира. В 1900 году он написал портрет Николая II (сохранился авторский вариант того же года — Третьяковская галерея); самодержец, одетый в тужурку Преображенского полка, представлен тут скромно, почти по-домашнему, без пышных аксессуаров), который обычно считается лучшим изображением последнего русского императора.
Желание писать «только отрадное» (о чем сам художник свидетельствовал в письме своей невесте О. Ф. Трубниковой, в 1887 году) с годами все более противоречит нервной реакции на возрастающую политическую нестабильность — в особенности в годы революции и контрреволюции 1905-1907 годов, когда Серова мучительно гнетет «тупая мгла» «российского кошмара» (из письма О. Ф. Серовой, 1907). Эти чувства выплескиваются в антимонархических карикатурах 1905 года (рисунок «1905 год. После усмирения» — Третьяковская галерея, темпера «Солдатушки, бравы ребятушки...» — Русский музей). Но, отвлекаясь от ужасов современности, он создал жизнеутверждающие, при всей их иронии и драматизме, образы родной истории. С 1899 года В. А. Серов работал над иллюстрациями к книгам о русском прошлом, которые превратились в самостоятельный цикл, где центральное место заняла фигура Петра I, запечатленная удивительно остро и экспрессивно (темпера «Петр I», 1907, Третьяковская галерея). В 1900-е гг. мастерство Серова-портретиста достигла апогея.
В этих образах царит большой стиль модерна: культ сильной линии, броского, монументального жеста и позы («М. Н. Ермолова», 1905; «Ф. И. Шаляпин», уголь, мел, 1905; «Г. Л. Гиршман», темпера, 1907; «В. О. Гиршман», 1910-1911; все — Третьяковская галерея; «Ида Рубинштейн», темпера, уголь, 1910, Русский музей); живопись и графика соперничают тут друг с другом на равных, хотя в ряде случаев (напр., в портрете И. А. Морозова — темпера, 1910, Третьяковская галерея) сильные цветовые эффекты доминируют. В светском портрете нарастают черты иронического сарказма («Княгиня О. К. Орлова», 1911, там же).
Композиции на античные темы («Одиссей и Навзикая», «Похищение Европы»; обе — 1910 года, варианты хранятся в разных собраниях) обретают черты монументальных панно. Монументально-декоративные поиски находят воплощение и в театральных работах художника (эскизы занавеса к балету «Шехерезада» на музыку Николая Андреевича Римского-Корсакова для «Русских сезонов» Сергея Павловича Дягилева — гуашь и другая техника, 1910-1911, разные собрания).
Влияние Серова в русском искусстве было очень значительным благодаря его умению показывать суть художественной проблемы, заостряя ее с предельной изысканностью. Серов плодотворно работал также и как педагог. Преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества в 1897-1909 годах; среди его непосредственных учеников — Константин Федорович Юон, Николай Николаевич Сапунов, Павел Варфоломеевич Кузнецов, Мартирос Сергеевич Сарьян, Кузьма Сергеевич Петров-Водкин.
Валентин Александрович Серов скончался 5 декабря (22 ноября по старому стилю) 1911 года, в Москве. (М. Н. Соколов)

Источник: http://to-name.ru/biography/valentin-serov.htm

 

Подпишись на новости сайта! Наш блог в LiveJournal
Мы в twitter! Смотри нас на YouTube!!!
Мы ВКонтакте! Мы на FaceBook!

Праздники России
Читайте книгу С.А.Санеева, посвященную истории детских библиотек Новороссийска
"Учреждение истинно просветительное..."

Опрос

Какое хищное животное нашего края считается самым мелким?
 
Яндекс цитирования
Rambler's Top100



Заготовка фруктов впрок    Косим - Чистим - Убираем    Игро Блок - Компьютерные мини игры