Версия для слабовидящих
5 августа - 170 лет со дня рождения русского художника Ильи Ефимовича Репина (1844-1930)

5 августа 1844 года недалеко от Харькова, в городке Чугуеве родился мальчик, получивший имя Илья. Он появился на свет в семье так называемых «военных поселян», что в табеле о рангах превышало звание разве что крепостного. Тем не менее, именно Илье Ефимовичу Репину предстояло стать одним из самых знаменитых русских художников, мастером портрета и мастером бытовых и исторических сцен.
Рассчитывать на достойное образование Илье Репину не приходилось, а потому он стал курсантом военной школы, поступив на отделение топографии. Здесь впервые и проявился его художественный талант и страсть к изобразительному искусству. Но Илье не повезло – отделение топографии при военной школе было вскоре закрыто. Отец мальчика уступил настоятельным просьбам Ильи и устроил сына учеником иконописца Бунакова.
Около четырех лет Илья Репин работал в артели Бунакова, занимаясь иконописью и реставрируя старинные иконостасы. Однако хотелось ему совсем другого. На церковных заказах он скопил сто рублей и в 1863 году отправился в Петербург. Но попытка поступить в художественную Академию провалилась – ведь Илья никакого понятия не имел о классическом рисунке. Для того чтобы заполнить этот пробел, юный художник решил поступить в рисовальную школу, в которой преподавал И. Н. Крамской. Крамской вскоре обратил внимание на работы талантливого юноши и однажды пригласил его в гости. С этого времени началась дружба Репина и Крамского, сыгравшая немалую роль в жизни молодого живописца. Крамской дал юноше рекомендацию, и Илью приняли в академию художеств вольным слушателем.
В конце первого года обучения Репин пишет картину – и «Плач Иеремии на развалинах Иерусалима» получает высшую оценку, а Илья становится студентом Академии. В свободное от учебы время он посещал дом Крамского, где вечерами собираются художники-передвижники. Считается, что именно общение с передвижниками и определило творческое кредо Репина.
В конце весны 1870 года Репин и художник Ф. Васильев отправляются на Волгу, пишут этюды и делают зарисовки. По словам Репина, он еще в 1868 году задумал большое полотно, но оно требовало огромной и кропотливой работы. Этот труд Репин завершит в 1873 году и назовет свою работу «Бурлаки на Волге». Публика увидела картину в Вене, на всемирной выставке и мгновенно оценила мастерство Репина – художник получил европейскую известность. «Бурлаков на Волге» практически сразу купил русский великий князь для собственного собрания.
В 1871 году двадцатисемилетний Репин вместе с дипломом об окончании Академии получает на конкурсе золотую медаль. Этой награды он был удостоен за написание картины по евангельскому сюжету «Воскрешение дочери Иаира». Большая золотая медаль давала своему обладателю право шесть лет учиться за границей с академической стипендией.
Год спустя, в феврале Илья Репин женился на Вере Алексеевне Шевцовой, а весной следующего года с женой и первой своей дочерью Верой, наконец, уехал за границу в качестве пенсионера Академии художеств. Почти три года семья Репиных прожила в Париже. Илья Ефимович не очень жаловал так называемое современное искусство, а в своем письме Стасову указал, что учиться русским художникам в столице Франции почти нечему – из-за других задач и совершенно иного миросозерцания. Тем не менее, он очень много работает, рисуя уличные сцены, множество этюдов в парижских предместьях, пишет портреты и исполняет картину большого формата «Парижское кафе». Одна из последних работ Репина в Париже – поясной портрет его жены, Веры Алексеевны.
Репины возвращаются в Россию в 1876 году. Здесь художник сразу же пишет групповой портрет «На дерновой скамье». Его коллега по цеху, И. Э. Грабарь, отозвался об этой картине как о блестящей по мастерству, свежей и сочной, одной из лучших пейзажных работ Ильи Репина. В следующем году Репин вместе со своей семьей отправляется в родные места – город Чугуев. Здесь он делает серию этюдов, в которой особенно выделяются «Мужичок из робких» и «Протодьякон». Портрет «Протодьякон» Репин выставил в 1878 году на Шестой выставке передвижников.
Здесь же, в Чугуеве Репин задумал большое полотно «Крестный ход в Курской губернии». Для этой картины он очень тщательно отбирал типажи, сделал множество набросков и зарисовок, и художнику удалось изобразить толпу из людей различных сословий, объединенных духом свершения религиозного обряда. При этом проработаны были абсолютно все детали. На родине Репин написал и первую картину, посвященную революционной тематике – «Под конвоем». К этой теме Репин обратится еще не раз и практически всегда, так же, как и в «Аресте пропагандиста», герой будет одинок среди людей, ради которых он отдает свою свободу.
Лето 1878 года Репины провели у Мамонтовых, в Абрамцеве. Художник не раз еще будет приезжать к Мамонтовым, писать этюды, натюрморты, пейзажи и буквально говорящие портреты Мамонтова и его жены. После переезда в Москву Илья Ефимович проявляет большой интерес к русской истории. Он пишет картину «Ратник XVII века» и почти сразу же крупное полотно «Царевна Софья Алексеевна в Новодевичьем монастыре». Обе эти работы Репин создал в 1879 году. Как ни странно, а мнения друзей о последней картине Репина этого периода разошлись. Если Крамской полностью одобрял творение художника, то Стасов заявил, что подобная работа не может быть свойственна дарованию Репина, так как Илья Ефимович пишет лишь действительность.
Следующие годы художник, в основном, рисует портреты на заказ, а летом работает на природе. Кроме того, он собирает материал для своих крупных картин. В 1885 году Репин завершает работу над одной из своих известнейших картин – «Иван Грозный и сын его Иван». Эта картина произвела буквально фурор. Подобное отношение было особенно приятно Илье Ефимовичу потому, что первыми картину увидели Менделеев и его жена. Они долго стояли молча, потрясенные замыслом автора и исполнением творческой мысли, а затем бросились поздравлять Репина с огромной победой. Однако «Иван Грозный» подвергся нападкам консервативно настроенной части русского общества. К примеру, Победоносцев, в то время занимавший должность прокурора святейшего Синода, доложил императору Александру III, что картина Репина оскорбляет правительственное чувство у очень многих людей. Картину «Иван Грозный и сын его Иван» для своей галереи приобрел Третьяков, но по устному приказу императора вынужден был держать ее в буквальном смысле взаперти, не выставляя. Лишь в 1913 году этот шедевр смогли увидеть зрители.
По словам самого Репина, очень трудно шла у него работа над полотном «Запорожцы, сочиняющие письмо турецкому султану». Художник работал над ней с 1878 по 1891 годы. В каком-то смысле, создавая это сложное многофигурное произведение, он даже не надеялся его закончить и одно время даже «закрыл картину». Публика увидела «Запорожцев» на юбилейной выставке Ильи Репина в 1891 году. Картина была воспринята очень восторженно и куплена за немыслимо высокую цену. Тридцать пять тысяч рублей – гигантская сумма по тому времени! – заплатил за картину сам император Александр III.
Конец восьмидесятых годов столетия стал исключительно тяжелым для Репина. В 1887 году он разводится с женой. Сына Юрия и младшую дочь Таню забирает мать, а с Репиным остаются старшие его дочери – Надя и Вера. В это же время Илья Ефимович рассорился и с передвижниками, обвинив их в бюрократизме. И хотя в следующем году он вернулся в товарищество, но через два года окончательно покинул передвижников в знак протеста против изменений в Уставе товарищества. В результате таких переживаний и творческого перенапряжения здоровье художника пошатнулось, а в его душе поселилась тоска. Он почти не может работать, и лишь нежелание оставлять после себя незаконченные полотна принуждает Репина браться за кисть.
Деньги, полученные за «Запорожцев» из казны, позволили ему купить имение Здравнево, расположенное на Западной Двине (Витебская губерния). Некоторое время Илья Ефимович увлеченно пристраивал к дому мастерскую и занимался хозяйственными делами. Почувствовав себя достаточно отдохнувшим, в 1892 году он пишет «Осенний букет» – великолепный портрет своей старшей дочери Веры, а также запечатлевает в красках дочь Надежду с ружьем и в охотничьем костюме.
В 1899 году Илья Ефимович Репин женился снова – на этот раз на Наталье Борисовне Нордман-Северовой. На ее имя художник приобретает землю в финском поселке Куоккала и строит там усадьбу, названную им «Пенаты». Позже рядом с этим имением вырастет целый поселок русских литераторов и художников. Наталья Борисовна обладала весьма властным характером, который поставила на службу мужу – она так организовала порядок жизни в «Пенатах», чтобы Репин мог спокойно и плодотворно работать. Лишь изредка Илья Ефимович выезжал в свою петербургскую мастерскую, а все остальное время жил в «Пенатах». Каждую среду в дом его приезжали гости. Именно здесь Горький и Андреев читали собравшимся свои произведения, здесь любили бывать Павлов и Бехтерев, и с удовольствием пел Федор Шаляпин.
В 1901 году Репин подготавливает к работе воистину гигантский холст – 8,5 метра на 4,6. С помощью своих учеников Кустодиева и Куликова Илья Ефимович приступает к работе над «Торжественным заседанием Государственного совета». Несколько лет продолжается работа, а основной замысел картины меняется неоднократно, и лишь постепенно полотно приобретает тот вид, в котором его увидело общество.
Октябрьская революция 1917 года послужила причиной тому, что Финляндия вместе с поселком Куоккала отделилась от России, став независимой, и Репин не вернулся больше на родину. Его мучила ностальгия, но художник восхищался Финляндией и ее природой. Репин был хорошо знаком с поэтом Эйно Лейно, художником Альбертом Эдельфельтом и другими деятелями культуры Финляндии. В 1919 году Илья Ефимович сделал воистину королевский подарок обществу финских художников – он передал им двадцать три работы русских живописцев и семь собственных картин. Эти картины положили начало знаменитой коллекции Репина «Атенеум». В 1920 году Илья Ефимович был избран финскими художники в почетные члены финского Общества художников.
Репин умер 29 сентября 1930 года. По его завещанию тело художника предали земле в парке «Пенат», недалеко от дома художника и холма, который он называл «Чугуева горка». Можно сказать, что он упокоился между своей родиной и любимым домом…

Источник: http://www.people.su/

 

Подпишись на новости сайта! Наш блог в LiveJournal
Мы в twitter! Смотри нас на YouTube!!!
Мы ВКонтакте! Мы на FaceBook!

Праздники России
Читайте книгу С.А.Санеева, посвященную истории детских библиотек Новороссийска
"Учреждение истинно просветительное..."

Опрос

Как называется «театральный» сорт российских шоколадных конфет?
 
Яндекс цитирования
Rambler's Top100



Заготовка фруктов впрок    Косим - Чистим - Убираем    Игро Блок - Компьютерные мини игры