Версия для слабовидящих
Помогая детям в киберпространстве: проблемы безопасности и задачи библиотекарей

В последние годы был осуществлен ряд государственных решений об информатизации системы образования, компьютеризации и подключению к Интернету средних школ, обучении учителей, создании информационно-образовательного пространства. Сегодня многие учащиеся активно входят в Сеть с помощью школьных компьютеров. Интенсивно растет и досуговое пространство Интернета. Распространяется также не только беспроводной, но и «мобильный» Интернет, которым активно пользуются дети, подростки, юноши и девушки. Однако «жизнь в Сети» в определенной мере аналогична жизни в реальности. Дети и подростки в онлайне могут испытывать те же проблемы, подвергаться здесь тем же рискам, что и в реальной жизни.
Какие «вызовы» в этой связи стоят сегодня перед взрослыми — родителями и библиотекарями?

 

2009 - ГОД БЕЗОПАСНОГО ИНТЕРНЕТА В РОССИИ

10 февраля 2009 года в Международный день безопасного Интернета в ИТАР-ТАСС состоялась пресс-конференция, на которой ряд организаций российской интернет-обще¬ственности, обеспокоенных возрастанием рисков и опасностей, подстерегающих детей и подростков в Интернете, объявили о своем объединении с целью проведения совместными усилиями Года Безопасного Интернета в России. Был образован Российский оргкомитет по проведению Года Безопасного Интернета. Его инициатива была одобрена Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (1 июня — День защиты детей в Интернете. — Режим доступа: http://www.ruslife.ru/help/Folder_3223/4076.smx)
В Российский оргкомитет вошли представители практически всех ведущих общественных, некоммерческих и других организаций, деятельность которых связана с Интернетом. Среди них: Ассоциация документальной электросвязи (АДЭ), Ассоциация RELARN, На¬циональный форум информационной безопасности «ИНФОФОРУМ», Координационный центр домена RU, Лаборатория Касперского, Региональный общественный Центр Интер¬нет-технологий (РОЦИТ), Российская ассоци¬ация электронных коммуникаций (НП «РАЭК»), РосНИИРОС, RU-CENTER, Фонд «Дружествен¬ный Рунет», Фонд развития Интернет, Центр анализа Интернет-ресурсов (ЦАИР) и др. Оргкомитет считает, что построение в России высокоэффективного информационного обще¬ства невозможно без создания безопасной и этичной Интернет-среды, в первую очередь, для детей и юношества.
Главная цель Оргкомитета — разработка системы механизмов, способов и методов бе¬зопасного использования Интернета в России через реализацию комплексной программы мероприятий, исследовательских и образовательных проектов, осуществляемых совместно заинтересованными общественными, некоммерческими и иными организациями, занимающимися развитием инфокоммуника-ционных технологий в России.
Для достижения этой цели сегодня реализуются следующие задачи:
• привлечение внимания широкой общественности к необходимости построения безопасного Интернет-пространства и повышение информированности о безопасном использовании онлайновых технологий;
• объединение усилий и отработка механизмов взаимодействия общественных и коммерческих организаций, направленных на построение безопасной, этичной и комфортной Интернет-среды для информационного обмена, коммуникаций, развития и воспитания молодого поколения;
• организация и стимулирование новых исследований и анализа уже имеющихся дан¬ных, связанных с Интернет-рисками, создание и запуск системы мониторинга безопасного использования Интернета в России с целью получения репрезентатив¬ного банка данных для реализации практических решений по построению безопасного Интернета;
• поиски и систематизация практических путей и способов безопасного развития Интернет-среды;
• стимулирование развития позитивного контента;
• осуществление консультативных функций по проблемам безопасности Интернет-пространства;
• расширение сотрудничества и обмена опы¬том по деятельности, связанной с развитием безопасного Интернета, между различ¬ными отечественными и международными организациями.
В течение всего этого года осуществляют¬ся   различные   мероприятия,   связанные   с проблемами безопасности и развития Интернета в интересах подрастающего поколения.

ЗАЩИТА ДЕТЕЙ ОТ НЕГАТИВНОЙ ИНФОРМАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
Одним из основных вопросов, также требу¬ющих решения, является вопрос о законода¬тельном обеспечении прав детей в информа¬ционном и киберпространстве.
С точки зрения развития личности и ее ин¬формационной безопасности, многие медиа несут огромное количество негативной, не¬точной и агрессивной информации. С одной стороны, многие дети находятся в ситуации «информационного голода», когда им недос¬тупна информация, необходимая для разви¬тия личности, образования, самообразова¬ния, творческого досуга. Существует однов¬ременно и недостаток информации (лучшей, необходимой, точной) и ее избыток (негатив¬ной, деструктивной и т.п.).
Развитие Интернета многократно обостря¬ет и усиливает эти проблемы. В последнее де¬сятилетие мировое сообщество изучает и разрабатывает новые подходы и законы, каса¬ющиеся взаимодействия личности с инфор¬мацией, в том числе относительно регулиро¬вания взаимодействия Интернета как с лич¬ностью, так и с обществом.
Так, в ряде стран проблема защиты детей от негативной информации (а также помощи родителям в этом вопросе) неоднократно об¬суждалась законодателями; был создан и продолжает создаваться ряд новых законов.
В России еще в 1998 году был принят Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», который уже защищает детей от вредной ин¬формации (статья 14). Однако этого недоста¬точно, в связи с чем весной 2009 года Госдума в третьем чтении приняла проект федерально¬го закона «О внесении изменения в статью 14 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ"», защищающий несовер¬шеннолетних от информации, которая наносит вред их здоровью. В Думе был рассмотрен так-же проект федерального закона «О защите де¬тей от информации, причиняющей вред их здо¬ровью и развитию». (Проект федерального закона «О защите детей от ин¬формации, наносящей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию». «Законодательство и практика масс-медиа» . — Режим доступа: http://www.medialaw.ru/publications/zip/128/1.htm ) В нем определены многие понятия, использующиеся в данной сфере. Так, «информация» — это продукция любых СМИ, печатные издания, кино- и видеофиль¬мы, компьютерные игры, а также «иная аудио визуальная продукция на любых видах носите¬лей», распространяемая по Интернету, мо¬бильной связи и даже «посредством публичных зрелищных мероприятий». В законе предлага¬ется разделить всю предназначенную для де¬тей информацию на категории в зависимости от ее воздействия на здоровье и психику ре¬бенка. В предназначенной для детей печатной продукции, в аудио-, видео- и кинопродукции, предназначенной для детей или семейного просмотра, а также в компьютерных информа¬ционных сетях открытого доступа не допуска¬ется размещение: объявлений физических и/или юридических лиц о знакомствах и встре¬чах с детьми, а также объявлений о знаком¬ствах с сексуальной целью; вопросников и тес¬тов, требующих предоставления конфиденци¬альной информации, касающейся детей; фото-и киносъемок, конкурсов либо зрелищных ме¬роприятий с участием обнаженных детей и др.
Защиту детей от информации, наносящей вред их здоровью и развитию, обязаны осу¬ществлять органы государственного контроля (надзора), прокуроры, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченные по правам человека и упол¬номоченные по правам ребенка в субъектах Российской Федерации, а также лица, осуще¬ствляющие мероприятия по образованию, воспитанию, развитию, охране здоровья, со¬циальной защите и социальному обслужива¬нию ребенка, содействию его социальной адаптации, социальной реабилитации и/или иные мероприятия с его участием.
Однако в данном законопроекте недоста¬точное внимание уделяется вопросу распрост¬ранения информации посредством телеком¬муникационных сетей, в том числе Интернета. Эксперты считают, что данный вопрос крайне сложен с точки зрения оптимального подхода к правовому регулированию защиты детей. По мнению экспертов, есть смысл обратиться к выработке обязательств провайдеров доступа по установке фильтров контента и мониторин¬га поддерживаемых ими информационных ре¬сурсов. Добавим также, что в некоторых зару¬бежных странах уже существует подобная за-конодательная практика.
Так, в Соединенных Штатах Америки соглас¬но «Акту о защите детей от Интернета», принято¬му в 2001 году (Children's Internet Protection Act, CIPA) (Информационно-библиотечная сфера: международные акты и рекомендации: сборник справочно-нормативных ма¬териалов /сост.: Е.И. Кузьмин, В.Р. Фирсов. — М.: Либерея, 2001.), в общественных местах, таких как школы и публичные библиотеки, ограничен доступ к ряду Интернет-ресурсов, содержащих ин¬формацию непристойного характера.
Мировой опыт демонстрирует существен¬ные различия в механизмах обеспечения и за¬щиты прав несовершеннолетних в сети Интер¬нет — от модели законодательного регулиро¬вания (США) до модели «регулируемого саморегулирования», реализованной в Гер¬мании, и системы «совместного регулирова¬ния» с элементами саморегулирования, соз¬данной в Австралии и Великобритании. В мо¬дели совместного регулирования, созданной в Великобритании, регулирование Интернета осуществляется на основании программы «План по защите детей в Интернете», которая объединяет правительственные органы, Ин¬тернет-индустрию и правозащитные органи¬зации. Для координации деятельности всех участников создан «Центр по защите детей от эксплуатации online». Одним из главных нап¬равлений деятельности Центра является борьба с педофилией в Интернете; в целях борьбы с распространением порнографичес¬кой информации в Интернете создана обще-ственная организация «Фонд Интернет-наб¬людения», в которой активное участие прини¬мают провайдеры Интернет-услуг  (Кобзева С. Модели защиты прав несовершеннолетних в сети Интернет: мировой опыт и рекомендации для Рос¬сии. — Режим доступа: http://www.ifap.ru/pi/10/sr04.rtf.)

Эти примеры законодательного и общест¬венного регулирования Интернета показыва¬ют, что Россия пока что отстает в этой сфере от многих стран, поэтому следует ожидать дальнейшего развития законодательных ини¬циатив для решения данной проблемы.


ЗАЩИТА ДЕТЕЙ ОТ УГРОЗ ИНТЕРНЕТА
1 июня, в Международный день защиты де¬тей, в Общественной палате РФ состоялась пресс-конференция «Проблемы детей в циф¬ровом сообществе».
В пресс-конференции приняли участие представители Общественной палаты, Регио¬нального общественного Центра Интернет-технологий (РОЦИТ), Фонда развития Интер¬нет, Правозащитной организации «Сопротив¬ление», представители СМИ. Основной темой для обсуждения стали вопросы защиты детей от противоправного контента в Интернете. Ведущие специалисты-гуманитарии в сфере безопасности детей в Интернете, подчеркну¬ли необходимость и важность защиты детей от негативного контента, обсудили вопрос, как грамотно оградить своего ребенка от се¬тевых угроз.
С каждым днем проблема защиты ребенка в сети Интернет становится все более акту¬альной. Ежедневно 3,5 миллиона детей и под¬ростков посещают многочисленные социаль¬ные сети, форумы, видеопорталы Рунета. Об¬щее число детей-пользователей Рунета от 12 лет и старше превышает 7 миллионов. Однако компании, привлекающие к своим интернет-ресурсам детей, практически не придержива¬ются никаких этических норм по защите от противоправного контента. (1 июня — День защиты детей в Интернете. — Режим
доступа: http://www.ruslife.ru/help/Folder 3223/4076.smx )
 
Для эффективного противодействия интер¬нет-угрозам в августе 2008 г. при поддержке РОЦИТ и правозащитного движения «Сопро¬тивление» был создан Национальный узел ин-тернет-безопасности. (Режим доступа: http://www.saferunet.ru/ ) «В Сети накопилась столь критическая масса негативных явлений для детей, что РОЦИТ больше не мог оставить без внимания проблему их безопасности», — заявил, открывая пресс-конференцию «Проб¬лемы детей в цифровом обществе», Предсе¬датель Правления РОЦИТ Марк Твердынин. В мае этого года Национальный узел интернет-безопасности стал полноправным членом международной Ассоциации «горячих линий» INHOPE, организации, которая занимается противодействием противоправному контен¬ту в 31 стране мира.
Кроме того, в Общественной палате откры¬лась выставка информационного центра «Безо¬пасность детей в Интернете», на которой представлены некоторые продукты програм¬много обеспечения, видео-, аудио-материалы, созданные для пропаганды защиты детей в Ин¬тернете (здесь также были представлены и пос¬теры о возможностях и задачах детских библио¬тек). Далее планируется расширение выставки и продолжение ее в онлайне.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОНТЕНТНОЙ ФИЛЬТРАЦИИ
Одной из задач обеспечения защиты детей в Интернете является решение проблемы контентной фильтрации. Опыт развитых стран Е этой сфере широк и разнообразен. Дл? фильтрации используются различные коммерческие фильтрующие программы, напри¬мер, блокирование IP-адресов на уровне провайдера. Так, во Франции в школах используются фильтры, которые ограничивают досуг школьникам к сайтам расистской, антисемитской и неофашистской направленности Фильтрация осуществляется на основание двух «черных списков» интернет-ресурсов: первый включает порнографические ресурсы: второй список включает расистские и антисе¬митские ресурсы, он составлен в соответ¬ствии с общеевропейским проектом по разви¬тию безопасного Интернета (Safer Internet Action Plan). «Черные списки» позволяют огра¬ничить доступ к интернет-ресурсам, содержа-щим нелегальный и потенциально опасный контент (Там же).
Сегодня в России многие фирмы также предоставляют программы по фильтрации контента. Так, например, известная фирма А. Касперского представляет целый ряд прог¬рамм для родительского контроля детей в Ин¬тернете.
Однако опыт развитых стран свидетель¬ствует о том, что все же эти программы дале¬ки от совершенства. Постепенно становится ясным, что одним из главных решений проб¬лемы является просвещение и обучение поль¬зователей. Родителям необходимы знания от¬носительно защиты детей и их постоянное внимание к тому, что делает их ребенок или подросток в Интернете. А сами дети, подрост¬ки и юношество должны знать правила безо¬пасного поведения в Интернете.
ПРОСВЕЩЕНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ
Во многих странах мира огромное внима¬ние уделяется просвещению родителей, их информированию относительно угроз для детей и способов защиты от опасной и негатив¬ной информации в Интернете.
Недавно по заказу Совета Европы в рамках программы «Строим Европу для детей и вмес¬те с детьми» была сделана онлайн-игра для детей 7—10 лет. Она сделана с целью защиты прав детей (Конвенция ООН о правах детей). В процессе игры дети обучаются поведению в Сети и попадают в конце путешествия в прек¬расный город «Комета» Режим доступа: http://www.wildwebwoods.org Игра переведена на разные языки, и недавно был сделан ее пере¬вод на русский язык. Она называется «Дикие веб-леса» Режим доступа: http://www.wildwebwoods.org/popup.prip?Iang=ru

В школах для учителей существуют специ¬альные разработки, методические материа¬лы, презентации, посвященные тому, как обу¬чать школьников правилам поведения в Ин¬тернете.
В России сегодня также создаются специ¬альные ресурсы для учителей. Безопасный компьютер и Интернет для детей: новая программа повышения квалификации преподавателей АПКиППРО. — Режим доступа: www.ms-education.ru
 Недавно Ака¬демией повышения квалификации и профес-сиональной переподготовки работников об¬разования (АПКиППРО) при поддержке компании Майкрософт в рамках международ¬ной инициативы «Партнерство в образовании» была разработана программа повышения ква¬лификации «Здоровье и безопасность детей в мире компьютерных технологий и Интернет».
Эта программа предназначена для дирек¬торов школ и руководителей по информатиза¬ции, учителей-предметников и классных руко¬водителей образовательных учреждений об¬щего образования. Основной ее целью является повышение квалификации сотрудни¬ков сферы образования и приобретение ими ключевых навыков для обеспечения безопас-ного использования компьютерных техноло¬гий детьми.
Новая программа представляет собой 72-часовой курс, состоящий из 6 модулей. Каж¬дый модуль программы дает подробное опи¬сание и рекомендации по обеспечению безо-пасной работы детей с компьютером и Интернетом. Она содержит объемное прило¬жение, в которое включены диагностические тесты, описания упражнений, а также различ-ные тексты, рекомендованные для использо¬вания в процессе ее освоения. Программа ох¬ватывает все аспекты работы детей с компью¬тером: от принципов безопасной организации рабочего места ребенка, позволяющих сохра¬нить его физическое здоровье и учесть при этом эмоционально-личностные особеннос¬ти, до правовых основ информационной безо-пасности.
Среди других ресурсов — сайт «Ваш личный Интернет». Он знакомит читателей с отечест¬венным и мировым опытом защиты от вредно¬го и опасного интернет-контента. Особое вни-мание уделяется теме защиты детей и подро¬стков от опасностей Интернета. Родители и педагоги могут найти здесь профессиональ¬ные советы специалистов по организации ра-боты детей в Интернете, о способах огражде¬ния юных пользователей от мошенников, педофилов, хакеров и других лиц и организа¬ций, сделавших своим оружием высокие тех-нологии.
Сайт «Ваш личный Интернет» публикует статьи о новых видах интернет-угроз и новых способах борьбы с ними, о работе официаль¬ных властей и общественных организаций в области безопасности в Сети, хронику прес¬туплений и наказаний, законодательную базу по взаимоотношениям личности и Сети. В разделе «Полезные ссылки» приведена ин¬формация о международных и различных за¬рубежных организациях в этой сфере (отсюда можно выйти на разные полезные и интерес¬ные зарубежные сайты и порталы) Режим доступа: http://www.content-filtering.ru
Один из полезных ресурсов — это проект Майкрософт: «Безопасность детей в Интерне¬те». Здесь есть советы для родителей, учите лей и других воспитателей, а также для детей разного возраста, можно также скачать видео и специальную брошюру, созданную специа¬листами Майкрософт. А также есть возмож¬ность протестировать себя и детей с точки зрения вашей сетевой грамотности в аспекте интернет-безопасности (тесты для детей и тинэйджеров в разделе «Тесты»). Режим доступа: http://www.microsoft.com/rus/athome/security/children/default.mspx

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ОБ УГРОЗАХ ИНТЕРНЕТА
Наряду с очевидными преимуществами сво¬бодный доступ к Интернету несет серьезные скрытые и прямые угрозы для детей и юношест¬ва. Это пропаганда наркотиков, порнография, терроризм, экстремизм, сектантство. Исследо¬вания показывают, что с подобными сайтами школьник может столкнуться совершенно слу¬чайно.
Другая относительно новая проблема — это киберпреследования. Для европейских госу¬дарств она оказалась настолько актуальной, что в списке «горячих интернет-угроз» потеснила даже проблему №1 — детскую порнографию. Этот вид угроз особенно актуален для юных, поскольку есть школьники, которые любят изде¬ваться над слабыми, безобидными сверстника¬ми. Такому — не умеющему себя защитить — ребенку или подростку пишут оскорбления, пе-ресылают травмирующие фотографии с его участием, могут взламывать его почтовый ящик и т.п. Киберпреследования. — Режим доступа: http://www.etikaru/
articles/4/66

Однако насколько дети и родители осведом¬лены о разных видах интернет-угроз? Знают ли они, чего действительно надо опасаться?
Для того, чтобы узнать мнения детей об опас¬ностях Интернета и лучше понять проблемы и потребности этой категории пользователей, в январе — начале февраля 2009 года специалис¬ты отдела социологических исследований ФГУК «Российская государственная детская библио¬тека» провели на базе РГДБ зондажные опросы школьников 10—14 лет. Школьников пригласи¬ли участвовать в организованном Региональным общественным Центром интернет-технологий (РОЦИТ) конкурсе «Мой безопасный Рунет». Им предложили в свободной форме ответить на три вопроса: «Какие опасности нас подстерегают в Интернете?», «Как надо вести себя в Интернете, чтобы их избежать?», «А что бы ты придумал, чтобы сделать Интернет безопаснее?».


Всего в опросе участвовали 43 школьника возрастом 10—14 лет (из них 25 мальчиков и девочек 10—12 лет). Ответы детей и подрост¬ков свидетельствуют о том, что большинство уже знает о том, что Интернет далеко не всегда безопасен. Многие из тех, кому 10—12 лет, смотрят ресурсы Интернета с родителями. Од-нако часть детей и младших подростков восп¬ринимают Интернет исключительно позитивно: «Интернет — это хорошо», «Интернет — это кру¬то!». Как правило, они знают об опасностях Ин¬тернета явно недостаточно. Главные опасности для них — это «вирусы» и спам. О других видах опасностей они часто не задумываются и прос¬то о них не знают. В этой связи остро стоит проблема повышения информированности об опасностях Интернета как самих школьников, так и их родителей.
Выяснилось, что:
Дети и подростки нуждаются:
• в знании об опасностях, таящихся в Интернете;
• в знании правил безопасного поведения;
• в советах специалистов, которые могут им помочь;
• в информации о лучших ресурсах Интернета;
• в детских интернет-ресурсах.
• Их родители нуждаются:
• в понимании опасностей,  подстерегающих их детей в Интернете;
• в умении поговорить с ребенком об этих опасностях;
• в информационной поддержке и совете специалистов.

Часть школьников — это уже «продвинутые» интернет-пользователи. Отвечая на вопрос о том, как надо вести себя в Интернете, чтобы из¬бежать опасностей, некоторые школьники давали своим сверстникам вполне грамотные сове-ты. Назовем некоторые их рекомендации.
Дети советуют детям:
• «поставить хороший антивирус»;
• «нигде без надобности не писать свои личные данные»;
• «заходить на проверенные, безопасные сайты»;
• «не лезть на непроверенные сайты»;
• «не общаться с незнакомыми людьми»;
• «не использовать Интернет как игрушку, не «вестись» на розыгрыши»;
• «не нажимать на все подряд»;
• «надо понимать, что ты делаешь!».

Дети хотели бы, чтобы был «определитель имен и внешности», чтобы знать, с кем ты общаешься, а также они мечтают о том, чтобы был «отдельный детский Интернет».

ДЕЙСТВИЯ И ЗАДАЧИ БИБЛИОТЕКАРЕЙ
26 сентября 2008 года на совещании дирек¬торов детских библиотек в Брянске выступил главный аналитик Регионального общественно¬го Центра интернет-технологий У. Парфентьев, занимающийся проблемами безопасности в Ин-тернете, этическими и правовыми аспектами регулирования Интернета. Это событие стало началом активного включения центральных детских библиотек в этот процесс. По инициати¬ве РОЦИТ и Российской государственной детс¬кой библиотеки центральные детские и детско-юношеские библиотеки приняли участие в фев¬рале 2009 года в Неделе безопасного Рунета.
В России существует развитая сеть библио¬тек разных типов, занимающихся обслуживани¬ем детей: детские, школьные, публичные библио¬теки.
Общедоступные библиотеки могут и должны стать местами бесплатного доступа к ресурсам Интернета, поскольку именно здесь работают библиотекари-консультанты по оценке и отбору информации. Большую роль в обслуживании де¬тей играют сегодня специализированные детс¬кие библиотеки (более 4 тысяч библиотек). Центральные детские библиотеки регионов се¬годня активно развивают новые подходы к за¬щите прав детей. Одним из направлений работы библиотек становится просвещение детей и ро¬дителей в аспекте защиты прав детей на получе¬ние необходимой им информации и защита их от негативной информации.
Выше уже говорилось о том, что в Москве ФГУК Российская государственная детская биб¬лиотека организовала опросы школьников и участвовала в проведении конкурса «Мой бе-зопасный Рунет». Школьники, давшие наибо¬лее интересные ответы, получили призы от ор¬ганизаторов Недели на конференции i-Safety («И-Безопасность»). Психолог РГДБ Е.А. Армадерова выступила на ней с докладом «Детские библиотеки — интересное пространство Интер¬нета». В РГДБ были подготовлены информа¬ционные материалы, в которых рассказывает¬ся о лучших интернет-ресурсах для детей и взрослых, созданных по теме безопасности де¬тей и родителей в Интернете.
В Санкт-Петербурге 10 февраля Ленинград¬ская областная детская библиотека провела Круглый стол «Библиотечные электронные ресурсы как фактор безопасной среды для детей». В нем приняли участие представители власти и общественных организаций, препода¬ватели вузов, учителя, психологи, медики, прог¬раммисты, журналисты и библиотекари.
В Псковской областной библиотеке для де¬тей и юношества им. В.А. Каверина 10 февраля стало началом тематических информацион¬ных дней по проблеме безопасности в сети Интернет. Для различных возрастных групп чи¬тателей подготовлены информационные мате¬риалы в доступной для них форме. «Для начина¬ющих пользователей и детей младшего школь¬ного возраста была представлена он-лайн игра «Прогулка через интернет-лес», разработанная при поддержке Совета Европы.
Для учащихся постарше, их родителей и пе¬дагогов был сформирован интернет-навига¬тор, который содержит комментированные ссылки на ресурсы, охватывающие разные сто¬роны компьютерной безопасности. Эти ресурсы разработаны специалистами и содержат сведе¬ния, как защитить себя и ребенка от вредонос¬ных программ, незаконного контента, спама, коммуникационных рисков, киберпреследования. Каждый желающий получил библиографи-ческий список, в котором представлены книж¬ные и периодические издания, затрагивающие вопросы безопасности. Библиотекари индиви¬дуально разговаривали с каждым посетителем, потому что главной целью бесед является вос-питание личной культуры пользователя, незави¬симо от его возраста.
В Екатеринбурге в Свердловской областной библиотеке для детей и юношества в рамках Не¬дели прошли виртуальные экскурсии с по¬мощью интернет-путеводителей. «Информ-навигатор» по лучшим интернет-ресурсам включал темы: «Взрослые и дети — читают в Ин¬тернете», «Молодые — курс на on-line», «Рус¬ский язык.ru», «Премия Рунета» и др. Читатели получили издания интернет-путеводителя.
ГУК "Мурманская областная детско-юношес¬кая библиотека» 5—6 февраля 2009 года прове¬ла Международную научно-практическую конференцию «Детские и юношеские библи¬отеки: продолжение традиций, развитие но¬вых направлений». Одной из главных стала те¬ма «Семья в мире современных информаци¬онно-коммуникационных технологий», в ходе рассмотрения которой 6 февраля были освеще¬ны проблемы интернет-безопасности детей и пути их решения с использованием потенциала детско-юношеских библиотек. В течение Неде¬ли безопасного Рунета 2009 был организован бесплатный доступ пользователей библиотеки к интернет-ресурсам в объеме, необходимом для работы «Семейного Интернета». В рамках Неде¬ли был организован блиц-опрос пользовате¬лей библиотеки, в том числе удаленных, по следующим вопросам:
• Чем опасен Интернет?
• Правила безопасного Интернета.
Эти примеры свидетельствуют о том, что не¬обходимо расширять географию библиотек-участников и шире использовать возможности центральных региональных детских и детско-юношеских библиотек по просвещению населе¬ния относительно безопасности детей в Интер¬нете, в том числе в качестве «площадок» для объединения специалистов из различных сфер и организаций.
Чрезвычайно важен сегодня аспект привития детям культуры этичного и корректного пользо¬вания Интернетом; образования и самообразо¬вания личности: информационной культуры каждого интернет-пользователя. В обучении личности основам этих видов культуры и компе¬тентности большую роль должны играть такие места коллективного пользования Интернетом, как учреждения образования и библиотеки раз¬ных типов (особенно школьные, детские, юно¬шеские, публичные).
Роль всех типов библиотек в новой ситуации — это также помощь пользователям, их консуль¬тирование и обучение основам информацион¬ной и ИКТ-компетентности, правилам безопас¬ности при работе с Интернетом, а также обеспе¬чение «виртуальной» помощи при поиске и оценке ресурсов Сети («виртуальные» справки и другие услуги).
Большую роль в помощи детям и семьям при использовании Интернета способны оказать библиотекари различных типов библиотек, пос¬кольку именно они могут изучать, отбирать, ре-комендовать наиболее качественные информа¬ционные ресурсы.

ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ ДЕТСКОГО КОНТЕНТА И БИБЛИОТЕКАРИ
Сегодня также интенсивно развивается детс¬кий сегмент Интернета, который становится важной частью рынка товаров и услуг, ориенти¬рованного на детей. Вместе с тем, значительная часть ресурсов, создаваемых для детей, не со-ответствует базовым нормам социальной, ме¬дицинской и психофизиологической безопас¬ности детей (которые уже приняты в других странах).
Альтернативой опасным — агрессивным и негативным — ресурсам киберпространства яв¬ляется гуманный и развивающий личность ре¬бенка контент. Одной из главных задач является поддержка государством и обществом созда-ния и функционирования качественных интернет-ресурсов для детей. Сегодня крайне необходимо инициирование и создание новых «детских» ресурсов Интернета в сфере образо¬вания и культуры (желательно, при участии в этом процессе самих детей, педагогов и других воспитателей).
Работники сферы культуры, прежде всего, специалисты музеев и библиотек сегодня соз¬дают новые качественные мультимедийные интернет-ресурсы для развития личности ре-бенка, приобщения семьи к ценностям культуры и искусства, в том числе — к литературе и чте¬нию. Прекрасным примером тому является ре¬комендательный сайт Российской государ-ственной детской библиотеки «Библиогид».
Библиотекари, работающие с детьми, — это просветители и консультанты по безопасности в Интернете, а также лоцманы-навигаторы в кибер-пространстве. интернет-сайты библиотек — важнейшее средство формирования личности ребенка и подростка. Многие сайты и страницы, создаваемые школьными и детскими библиоте¬карями, — это необходимые школьникам инфор¬мационные ресурсы, которые смогут помочь им в приобретении сетевой грамотности и в навига¬ции по полезным и лучшим интернет-ресурсам.
Для того, чтобы библиотекари смогли при¬нять широкое участие в этой работе, необходи¬мо технологическое переоснащение библиотек, их полное подключение к Интернету, развитие сайтов и страниц библиотек. Особенно важно, чтобы это были библиотеки, работающие с подрастающим поколением.

Чудинова В.П. Помогая детям в киберпространстве: проблемы безопасности и задачи библиотекарей / В.П.Чудинова // Школьная библиотека. – 2009. - № 6-7. – С. 31-38.

Об авторе:  В.П. Чудинова - кандидат педагогических наук, заведующая отделом социологических исследований Российской государственной детской библиотеки, доцент Межвузовского центра изучения чтения и информационной культуры личности Московского государственного лингвистического университета

 

Подпишись на новости сайта! Наш блог в LiveJournal
Мы в twitter! Смотри нас на YouTube!!!
Мы ВКонтакте! Мы на FaceBook!

Праздники России
Читайте книгу С.А.Санеева, посвященную истории детских библиотек Новороссийска
"Учреждение истинно просветительное..."

Опрос

Какое хищное животное нашего края считается самым мелким?
 
Яндекс цитирования
Rambler's Top100



Заготовка фруктов впрок    Косим - Чистим - Убираем    Игро Блок - Компьютерные мини игры