Версия для слабовидящих
Помогая детям в киберпространстве: проблемы безопасности и задачи библиотекарей

В последние годы был осуществлен ряд государственных решений об информатизации системы образования, компьютеризации и подключению к Интернету средних школ, обучении учителей, создании информационно-образовательного пространства. Сегодня многие учащиеся активно входят в Сеть с помощью школьных компьютеров. Интенсивно растет и досуговое пространство Интернета. Распространяется также не только беспроводной, но и «мобильный» Интернет, которым активно пользуются дети, подростки, юноши и девушки. Однако «жизнь в Сети» в определенной мере аналогична жизни в реальности. Дети и подростки в онлайне могут испытывать те же проблемы, подвергаться здесь тем же рискам, что и в реальной жизни.
Какие «вызовы» в этой связи стоят сегодня перед взрослыми — родителями и библиотекарями?

 

2009 - ГОД БЕЗОПАСНОГО ИНТЕРНЕТА В РОССИИ

10 февраля 2009 года в Международный день безопасного Интернета в ИТАР-ТАСС состоялась пресс-конференция, на которой ряд организаций российской интернет-обще¬ственности, обеспокоенных возрастанием рисков и опасностей, подстерегающих детей и подростков в Интернете, объявили о своем объединении с целью проведения совместными усилиями Года Безопасного Интернета в России. Был образован Российский оргкомитет по проведению Года Безопасного Интернета. Его инициатива была одобрена Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (1 июня — День защиты детей в Интернете. — Режим доступа: http://www.ruslife.ru/help/Folder_3223/4076.smx)
В Российский оргкомитет вошли представители практически всех ведущих общественных, некоммерческих и других организаций, деятельность которых связана с Интернетом. Среди них: Ассоциация документальной электросвязи (АДЭ), Ассоциация RELARN, На¬циональный форум информационной безопасности «ИНФОФОРУМ», Координационный центр домена RU, Лаборатория Касперского, Региональный общественный Центр Интер¬нет-технологий (РОЦИТ), Российская ассоци¬ация электронных коммуникаций (НП «РАЭК»), РосНИИРОС, RU-CENTER, Фонд «Дружествен¬ный Рунет», Фонд развития Интернет, Центр анализа Интернет-ресурсов (ЦАИР) и др. Оргкомитет считает, что построение в России высокоэффективного информационного обще¬ства невозможно без создания безопасной и этичной Интернет-среды, в первую очередь, для детей и юношества.
Главная цель Оргкомитета — разработка системы механизмов, способов и методов бе¬зопасного использования Интернета в России через реализацию комплексной программы мероприятий, исследовательских и образовательных проектов, осуществляемых совместно заинтересованными общественными, некоммерческими и иными организациями, занимающимися развитием инфокоммуника-ционных технологий в России.
Для достижения этой цели сегодня реализуются следующие задачи:
• привлечение внимания широкой общественности к необходимости построения безопасного Интернет-пространства и повышение информированности о безопасном использовании онлайновых технологий;
• объединение усилий и отработка механизмов взаимодействия общественных и коммерческих организаций, направленных на построение безопасной, этичной и комфортной Интернет-среды для информационного обмена, коммуникаций, развития и воспитания молодого поколения;
• организация и стимулирование новых исследований и анализа уже имеющихся дан¬ных, связанных с Интернет-рисками, создание и запуск системы мониторинга безопасного использования Интернета в России с целью получения репрезентатив¬ного банка данных для реализации практических решений по построению безопасного Интернета;
• поиски и систематизация практических путей и способов безопасного развития Интернет-среды;
• стимулирование развития позитивного контента;
• осуществление консультативных функций по проблемам безопасности Интернет-пространства;
• расширение сотрудничества и обмена опы¬том по деятельности, связанной с развитием безопасного Интернета, между различ¬ными отечественными и международными организациями.
В течение всего этого года осуществляют¬ся   различные   мероприятия,   связанные   с проблемами безопасности и развития Интернета в интересах подрастающего поколения.

ЗАЩИТА ДЕТЕЙ ОТ НЕГАТИВНОЙ ИНФОРМАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
Одним из основных вопросов, также требу¬ющих решения, является вопрос о законода¬тельном обеспечении прав детей в информа¬ционном и киберпространстве.
С точки зрения развития личности и ее ин¬формационной безопасности, многие медиа несут огромное количество негативной, не¬точной и агрессивной информации. С одной стороны, многие дети находятся в ситуации «информационного голода», когда им недос¬тупна информация, необходимая для разви¬тия личности, образования, самообразова¬ния, творческого досуга. Существует однов¬ременно и недостаток информации (лучшей, необходимой, точной) и ее избыток (негатив¬ной, деструктивной и т.п.).
Развитие Интернета многократно обостря¬ет и усиливает эти проблемы. В последнее де¬сятилетие мировое сообщество изучает и разрабатывает новые подходы и законы, каса¬ющиеся взаимодействия личности с инфор¬мацией, в том числе относительно регулиро¬вания взаимодействия Интернета как с лич¬ностью, так и с обществом.
Так, в ряде стран проблема защиты детей от негативной информации (а также помощи родителям в этом вопросе) неоднократно об¬суждалась законодателями; был создан и продолжает создаваться ряд новых законов.
В России еще в 1998 году был принят Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», который уже защищает детей от вредной ин¬формации (статья 14). Однако этого недоста¬точно, в связи с чем весной 2009 года Госдума в третьем чтении приняла проект федерально¬го закона «О внесении изменения в статью 14 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ"», защищающий несовер¬шеннолетних от информации, которая наносит вред их здоровью. В Думе был рассмотрен так-же проект федерального закона «О защите де¬тей от информации, причиняющей вред их здо¬ровью и развитию». (Проект федерального закона «О защите детей от ин¬формации, наносящей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию». «Законодательство и практика масс-медиа» . — Режим доступа: http://www.medialaw.ru/publications/zip/128/1.htm ) В нем определены многие понятия, использующиеся в данной сфере. Так, «информация» — это продукция любых СМИ, печатные издания, кино- и видеофиль¬мы, компьютерные игры, а также «иная аудио визуальная продукция на любых видах носите¬лей», распространяемая по Интернету, мо¬бильной связи и даже «посредством публичных зрелищных мероприятий». В законе предлага¬ется разделить всю предназначенную для де¬тей информацию на категории в зависимости от ее воздействия на здоровье и психику ре¬бенка. В предназначенной для детей печатной продукции, в аудио-, видео- и кинопродукции, предназначенной для детей или семейного просмотра, а также в компьютерных информа¬ционных сетях открытого доступа не допуска¬ется размещение: объявлений физических и/или юридических лиц о знакомствах и встре¬чах с детьми, а также объявлений о знаком¬ствах с сексуальной целью; вопросников и тес¬тов, требующих предоставления конфиденци¬альной информации, касающейся детей; фото-и киносъемок, конкурсов либо зрелищных ме¬роприятий с участием обнаженных детей и др.
Защиту детей от информации, наносящей вред их здоровью и развитию, обязаны осу¬ществлять органы государственного контроля (надзора), прокуроры, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченные по правам человека и упол¬номоченные по правам ребенка в субъектах Российской Федерации, а также лица, осуще¬ствляющие мероприятия по образованию, воспитанию, развитию, охране здоровья, со¬циальной защите и социальному обслужива¬нию ребенка, содействию его социальной адаптации, социальной реабилитации и/или иные мероприятия с его участием.
Однако в данном законопроекте недоста¬точное внимание уделяется вопросу распрост¬ранения информации посредством телеком¬муникационных сетей, в том числе Интернета. Эксперты считают, что данный вопрос крайне сложен с точки зрения оптимального подхода к правовому регулированию защиты детей. По мнению экспертов, есть смысл обратиться к выработке обязательств провайдеров доступа по установке фильтров контента и мониторин¬га поддерживаемых ими информационных ре¬сурсов. Добавим также, что в некоторых зару¬бежных странах уже существует подобная за-конодательная практика.
Так, в Соединенных Штатах Америки соглас¬но «Акту о защите детей от Интернета», принято¬му в 2001 году (Children's Internet Protection Act, CIPA) (Информационно-библиотечная сфера: международные акты и рекомендации: сборник справочно-нормативных ма¬териалов /сост.: Е.И. Кузьмин, В.Р. Фирсов. — М.: Либерея, 2001.), в общественных местах, таких как школы и публичные библиотеки, ограничен доступ к ряду Интернет-ресурсов, содержащих ин¬формацию непристойного характера.
Мировой опыт демонстрирует существен¬ные различия в механизмах обеспечения и за¬щиты прав несовершеннолетних в сети Интер¬нет — от модели законодательного регулиро¬вания (США) до модели «регулируемого саморегулирования», реализованной в Гер¬мании, и системы «совместного регулирова¬ния» с элементами саморегулирования, соз¬данной в Австралии и Великобритании. В мо¬дели совместного регулирования, созданной в Великобритании, регулирование Интернета осуществляется на основании программы «План по защите детей в Интернете», которая объединяет правительственные органы, Ин¬тернет-индустрию и правозащитные органи¬зации. Для координации деятельности всех участников создан «Центр по защите детей от эксплуатации online». Одним из главных нап¬равлений деятельности Центра является борьба с педофилией в Интернете; в целях борьбы с распространением порнографичес¬кой информации в Интернете создана обще-ственная организация «Фонд Интернет-наб¬людения», в которой активное участие прини¬мают провайдеры Интернет-услуг  (Кобзева С. Модели защиты прав несовершеннолетних в сети Интернет: мировой опыт и рекомендации для Рос¬сии. — Режим доступа: http://www.ifap.ru/pi/10/sr04.rtf.)

Эти примеры законодательного и общест¬венного регулирования Интернета показыва¬ют, что Россия пока что отстает в этой сфере от многих стран, поэтому следует ожидать дальнейшего развития законодательных ини¬циатив для решения данной проблемы.


ЗАЩИТА ДЕТЕЙ ОТ УГРОЗ ИНТЕРНЕТА
1 июня, в Международный день защиты де¬тей, в Общественной палате РФ состоялась пресс-конференция «Проблемы детей в циф¬ровом сообществе».
В пресс-конференции приняли участие представители Общественной палаты, Регио¬нального общественного Центра Интернет-технологий (РОЦИТ), Фонда развития Интер¬нет, Правозащитной организации «Сопротив¬ление», представители СМИ. Основной темой для обсуждения стали вопросы защиты детей от противоправного контента в Интернете. Ведущие специалисты-гуманитарии в сфере безопасности детей в Интернете, подчеркну¬ли необходимость и важность защиты детей от негативного контента, обсудили вопрос, как грамотно оградить своего ребенка от се¬тевых угроз.
С каждым днем проблема защиты ребенка в сети Интернет становится все более акту¬альной. Ежедневно 3,5 миллиона детей и под¬ростков посещают многочисленные социаль¬ные сети, форумы, видеопорталы Рунета. Об¬щее число детей-пользователей Рунета от 12 лет и старше превышает 7 миллионов. Однако компании, привлекающие к своим интернет-ресурсам детей, практически не придержива¬ются никаких этических норм по защите от противоправного контента. (1 июня — День защиты детей в Интернете. — Режим
доступа: http://www.ruslife.ru/help/Folder 3223/4076.smx )
 
Для эффективного противодействия интер¬нет-угрозам в августе 2008 г. при поддержке РОЦИТ и правозащитного движения «Сопро¬тивление» был создан Национальный узел ин-тернет-безопасности. (Режим доступа: http://www.saferunet.ru/ ) «В Сети накопилась столь критическая масса негативных явлений для детей, что РОЦИТ больше не мог оставить без внимания проблему их безопасности», — заявил, открывая пресс-конференцию «Проб¬лемы детей в цифровом обществе», Предсе¬датель Правления РОЦИТ Марк Твердынин. В мае этого года Национальный узел интернет-безопасности стал полноправным членом международной Ассоциации «горячих линий» INHOPE, организации, которая занимается противодействием противоправному контен¬ту в 31 стране мира.
Кроме того, в Общественной палате откры¬лась выставка информационного центра «Безо¬пасность детей в Интернете», на которой представлены некоторые продукты програм¬много обеспечения, видео-, аудио-материалы, созданные для пропаганды защиты детей в Ин¬тернете (здесь также были представлены и пос¬теры о возможностях и задачах детских библио¬тек). Далее планируется расширение выставки и продолжение ее в онлайне.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОНТЕНТНОЙ ФИЛЬТРАЦИИ
Одной из задач обеспечения защиты детей в Интернете является решение проблемы контентной фильтрации. Опыт развитых стран Е этой сфере широк и разнообразен. Дл? фильтрации используются различные коммерческие фильтрующие программы, напри¬мер, блокирование IP-адресов на уровне провайдера. Так, во Франции в школах используются фильтры, которые ограничивают досуг школьникам к сайтам расистской, антисемитской и неофашистской направленности Фильтрация осуществляется на основание двух «черных списков» интернет-ресурсов: первый включает порнографические ресурсы: второй список включает расистские и антисе¬митские ресурсы, он составлен в соответ¬ствии с общеевропейским проектом по разви¬тию безопасного Интернета (Safer Internet Action Plan). «Черные списки» позволяют огра¬ничить доступ к интернет-ресурсам, содержа-щим нелегальный и потенциально опасный контент (Там же).
Сегодня в России многие фирмы также предоставляют программы по фильтрации контента. Так, например, известная фирма А. Касперского представляет целый ряд прог¬рамм для родительского контроля детей в Ин¬тернете.
Однако опыт развитых стран свидетель¬ствует о том, что все же эти программы дале¬ки от совершенства. Постепенно становится ясным, что одним из главных решений проб¬лемы является просвещение и обучение поль¬зователей. Родителям необходимы знания от¬носительно защиты детей и их постоянное внимание к тому, что делает их ребенок или подросток в Интернете. А сами дети, подрост¬ки и юношество должны знать правила безо¬пасного поведения в Интернете.
ПРОСВЕЩЕНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ
Во многих странах мира огромное внима¬ние уделяется просвещению родителей, их информированию относительно угроз для детей и способов защиты от опасной и негатив¬ной информации в Интернете.
Недавно по заказу Совета Европы в рамках программы «Строим Европу для детей и вмес¬те с детьми» была сделана онлайн-игра для детей 7—10 лет. Она сделана с целью защиты прав детей (Конвенция ООН о правах детей). В процессе игры дети обучаются поведению в Сети и попадают в конце путешествия в прек¬расный город «Комета» Режим доступа: http://www.wildwebwoods.org Игра переведена на разные языки, и недавно был сделан ее пере¬вод на русский язык. Она называется «Дикие веб-леса» Режим доступа: http://www.wildwebwoods.org/popup.prip?Iang=ru

В школах для учителей существуют специ¬альные разработки, методические материа¬лы, презентации, посвященные тому, как обу¬чать школьников правилам поведения в Ин¬тернете.
В России сегодня также создаются специ¬альные ресурсы для учителей. Безопасный компьютер и Интернет для детей: новая программа повышения квалификации преподавателей АПКиППРО. — Режим доступа: www.ms-education.ru
 Недавно Ака¬демией повышения квалификации и профес-сиональной переподготовки работников об¬разования (АПКиППРО) при поддержке компании Майкрософт в рамках международ¬ной инициативы «Партнерство в образовании» была разработана программа повышения ква¬лификации «Здоровье и безопасность детей в мире компьютерных технологий и Интернет».
Эта программа предназначена для дирек¬торов школ и руководителей по информатиза¬ции, учителей-предметников и классных руко¬водителей образовательных учреждений об¬щего образования. Основной ее целью является повышение квалификации сотрудни¬ков сферы образования и приобретение ими ключевых навыков для обеспечения безопас-ного использования компьютерных техноло¬гий детьми.
Новая программа представляет собой 72-часовой курс, состоящий из 6 модулей. Каж¬дый модуль программы дает подробное опи¬сание и рекомендации по обеспечению безо-пасной работы детей с компьютером и Интернетом. Она содержит объемное прило¬жение, в которое включены диагностические тесты, описания упражнений, а также различ-ные тексты, рекомендованные для использо¬вания в процессе ее освоения. Программа ох¬ватывает все аспекты работы детей с компью¬тером: от принципов безопасной организации рабочего места ребенка, позволяющих сохра¬нить его физическое здоровье и учесть при этом эмоционально-личностные особеннос¬ти, до правовых основ информационной безо-пасности.
Среди других ресурсов — сайт «Ваш личный Интернет». Он знакомит читателей с отечест¬венным и мировым опытом защиты от вредно¬го и опасного интернет-контента. Особое вни-мание уделяется теме защиты детей и подро¬стков от опасностей Интернета. Родители и педагоги могут найти здесь профессиональ¬ные советы специалистов по организации ра-боты детей в Интернете, о способах огражде¬ния юных пользователей от мошенников, педофилов, хакеров и других лиц и организа¬ций, сделавших своим оружием высокие тех-нологии.
Сайт «Ваш личный Интернет» публикует статьи о новых видах интернет-угроз и новых способах борьбы с ними, о работе официаль¬ных властей и общественных организаций в области безопасности в Сети, хронику прес¬туплений и наказаний, законодательную базу по взаимоотношениям личности и Сети. В разделе «Полезные ссылки» приведена ин¬формация о международных и различных за¬рубежных организациях в этой сфере (отсюда можно выйти на разные полезные и интерес¬ные зарубежные сайты и порталы) Режим доступа: http://www.content-filtering.ru
Один из полезных ресурсов — это проект Майкрософт: «Безопасность детей в Интерне¬те». Здесь есть советы для родителей, учите лей и других воспитателей, а также для детей разного возраста, можно также скачать видео и специальную брошюру, созданную специа¬листами Майкрософт. А также есть возмож¬ность протестировать себя и детей с точки зрения вашей сетевой грамотности в аспекте интернет-безопасности (тесты для детей и тинэйджеров в разделе «Тесты»). Режим доступа: http://www.microsoft.com/rus/athome/security/children/default.mspx

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ОБ УГРОЗАХ ИНТЕРНЕТА
Наряду с очевидными преимуществами сво¬бодный доступ к Интернету несет серьезные скрытые и прямые угрозы для детей и юношест¬ва. Это пропаганда наркотиков, порнография, терроризм, экстремизм, сектантство. Исследо¬вания показывают, что с подобными сайтами школьник может столкнуться совершенно слу¬чайно.
Другая относительно новая проблема — это киберпреследования. Для европейских госу¬дарств она оказалась настолько актуальной, что в списке «горячих интернет-угроз» потеснила даже проблему №1 — детскую порнографию. Этот вид угроз особенно актуален для юных, поскольку есть школьники, которые любят изде¬ваться над слабыми, безобидными сверстника¬ми. Такому — не умеющему себя защитить — ребенку или подростку пишут оскорбления, пе-ресылают травмирующие фотографии с его участием, могут взламывать его почтовый ящик и т.п. Киберпреследования. — Режим доступа: http://www.etikaru/
articles/4/66

Однако насколько дети и родители осведом¬лены о разных видах интернет-угроз? Знают ли они, чего действительно надо опасаться?
Для того, чтобы узнать мнения детей об опас¬ностях Интернета и лучше понять проблемы и потребности этой категории пользователей, в январе — начале февраля 2009 года специалис¬ты отдела социологических исследований ФГУК «Российская государственная детская библио¬тека» провели на базе РГДБ зондажные опросы школьников 10—14 лет. Школьников пригласи¬ли участвовать в организованном Региональным общественным Центром интернет-технологий (РОЦИТ) конкурсе «Мой безопасный Рунет». Им предложили в свободной форме ответить на три вопроса: «Какие опасности нас подстерегают в Интернете?», «Как надо вести себя в Интернете, чтобы их избежать?», «А что бы ты придумал, чтобы сделать Интернет безопаснее?».


Всего в опросе участвовали 43 школьника возрастом 10—14 лет (из них 25 мальчиков и девочек 10—12 лет). Ответы детей и подрост¬ков свидетельствуют о том, что большинство уже знает о том, что Интернет далеко не всегда безопасен. Многие из тех, кому 10—12 лет, смотрят ресурсы Интернета с родителями. Од-нако часть детей и младших подростков восп¬ринимают Интернет исключительно позитивно: «Интернет — это хорошо», «Интернет — это кру¬то!». Как правило, они знают об опасностях Ин¬тернета явно недостаточно. Главные опасности для них — это «вирусы» и спам. О других видах опасностей они часто не задумываются и прос¬то о них не знают. В этой связи остро стоит проблема повышения информированности об опасностях Интернета как самих школьников, так и их родителей.
Выяснилось, что:
Дети и подростки нуждаются:
• в знании об опасностях, таящихся в Интернете;
• в знании правил безопасного поведения;
• в советах специалистов, которые могут им помочь;
• в информации о лучших ресурсах Интернета;
• в детских интернет-ресурсах.
• Их родители нуждаются:
• в понимании опасностей,  подстерегающих их детей в Интернете;
• в умении поговорить с ребенком об этих опасностях;
• в информационной поддержке и совете специалистов.

Часть школьников — это уже «продвинутые» интернет-пользователи. Отвечая на вопрос о том, как надо вести себя в Интернете, чтобы из¬бежать опасностей, некоторые школьники давали своим сверстникам вполне грамотные сове-ты. Назовем некоторые их рекомендации.
Дети советуют детям:
• «поставить хороший антивирус»;
• «нигде без надобности не писать свои личные данные»;
• «заходить на проверенные, безопасные сайты»;
• «не лезть на непроверенные сайты»;
• «не общаться с незнакомыми людьми»;
• «не использовать Интернет как игрушку, не «вестись» на розыгрыши»;
• «не нажимать на все подряд»;
• «надо понимать, что ты делаешь!».

Дети хотели бы, чтобы был «определитель имен и внешности», чтобы знать, с кем ты общаешься, а также они мечтают о том, чтобы был «отдельный детский Интернет».

ДЕЙСТВИЯ И ЗАДАЧИ БИБЛИОТЕКАРЕЙ
26 сентября 2008 года на совещании дирек¬торов детских библиотек в Брянске выступил главный аналитик Регионального общественно¬го Центра интернет-технологий У. Парфентьев, занимающийся проблемами безопасности в Ин-тернете, этическими и правовыми аспектами регулирования Интернета. Это событие стало началом активного включения центральных детских библиотек в этот процесс. По инициати¬ве РОЦИТ и Российской государственной детс¬кой библиотеки центральные детские и детско-юношеские библиотеки приняли участие в фев¬рале 2009 года в Неделе безопасного Рунета.
В России существует развитая сеть библио¬тек разных типов, занимающихся обслуживани¬ем детей: детские, школьные, публичные библио¬теки.
Общедоступные библиотеки могут и должны стать местами бесплатного доступа к ресурсам Интернета, поскольку именно здесь работают библиотекари-консультанты по оценке и отбору информации. Большую роль в обслуживании де¬тей играют сегодня специализированные детс¬кие библиотеки (более 4 тысяч библиотек). Центральные детские библиотеки регионов се¬годня активно развивают новые подходы к за¬щите прав детей. Одним из направлений работы библиотек становится просвещение детей и ро¬дителей в аспекте защиты прав детей на получе¬ние необходимой им информации и защита их от негативной информации.
Выше уже говорилось о том, что в Москве ФГУК Российская государственная детская биб¬лиотека организовала опросы школьников и участвовала в проведении конкурса «Мой бе-зопасный Рунет». Школьники, давшие наибо¬лее интересные ответы, получили призы от ор¬ганизаторов Недели на конференции i-Safety («И-Безопасность»). Психолог РГДБ Е.А. Армадерова выступила на ней с докладом «Детские библиотеки — интересное пространство Интер¬нета». В РГДБ были подготовлены информа¬ционные материалы, в которых рассказывает¬ся о лучших интернет-ресурсах для детей и взрослых, созданных по теме безопасности де¬тей и родителей в Интернете.
В Санкт-Петербурге 10 февраля Ленинград¬ская областная детская библиотека провела Круглый стол «Библиотечные электронные ресурсы как фактор безопасной среды для детей». В нем приняли участие представители власти и общественных организаций, препода¬ватели вузов, учителя, психологи, медики, прог¬раммисты, журналисты и библиотекари.
В Псковской областной библиотеке для де¬тей и юношества им. В.А. Каверина 10 февраля стало началом тематических информацион¬ных дней по проблеме безопасности в сети Интернет. Для различных возрастных групп чи¬тателей подготовлены информационные мате¬риалы в доступной для них форме. «Для начина¬ющих пользователей и детей младшего школь¬ного возраста была представлена он-лайн игра «Прогулка через интернет-лес», разработанная при поддержке Совета Европы.
Для учащихся постарше, их родителей и пе¬дагогов был сформирован интернет-навига¬тор, который содержит комментированные ссылки на ресурсы, охватывающие разные сто¬роны компьютерной безопасности. Эти ресурсы разработаны специалистами и содержат сведе¬ния, как защитить себя и ребенка от вредонос¬ных программ, незаконного контента, спама, коммуникационных рисков, киберпреследования. Каждый желающий получил библиографи-ческий список, в котором представлены книж¬ные и периодические издания, затрагивающие вопросы безопасности. Библиотекари индиви¬дуально разговаривали с каждым посетителем, потому что главной целью бесед является вос-питание личной культуры пользователя, незави¬симо от его возраста.
В Екатеринбурге в Свердловской областной библиотеке для детей и юношества в рамках Не¬дели прошли виртуальные экскурсии с по¬мощью интернет-путеводителей. «Информ-навигатор» по лучшим интернет-ресурсам включал темы: «Взрослые и дети — читают в Ин¬тернете», «Молодые — курс на on-line», «Рус¬ский язык.ru», «Премия Рунета» и др. Читатели получили издания интернет-путеводителя.
ГУК "Мурманская областная детско-юношес¬кая библиотека» 5—6 февраля 2009 года прове¬ла Международную научно-практическую конференцию «Детские и юношеские библи¬отеки: продолжение традиций, развитие но¬вых направлений». Одной из главных стала те¬ма «Семья в мире современных информаци¬онно-коммуникационных технологий», в ходе рассмотрения которой 6 февраля были освеще¬ны проблемы интернет-безопасности детей и пути их решения с использованием потенциала детско-юношеских библиотек. В течение Неде¬ли безопасного Рунета 2009 был организован бесплатный доступ пользователей библиотеки к интернет-ресурсам в объеме, необходимом для работы «Семейного Интернета». В рамках Неде¬ли был организован блиц-опрос пользовате¬лей библиотеки, в том числе удаленных, по следующим вопросам:
• Чем опасен Интернет?
• Правила безопасного Интернета.
Эти примеры свидетельствуют о том, что не¬обходимо расширять географию библиотек-участников и шире использовать возможности центральных региональных детских и детско-юношеских библиотек по просвещению населе¬ния относительно безопасности детей в Интер¬нете, в том числе в качестве «площадок» для объединения специалистов из различных сфер и организаций.
Чрезвычайно важен сегодня аспект привития детям культуры этичного и корректного пользо¬вания Интернетом; образования и самообразо¬вания личности: информационной культуры каждого интернет-пользователя. В обучении личности основам этих видов культуры и компе¬тентности большую роль должны играть такие места коллективного пользования Интернетом, как учреждения образования и библиотеки раз¬ных типов (особенно школьные, детские, юно¬шеские, публичные).
Роль всех типов библиотек в новой ситуации — это также помощь пользователям, их консуль¬тирование и обучение основам информацион¬ной и ИКТ-компетентности, правилам безопас¬ности при работе с Интернетом, а также обеспе¬чение «виртуальной» помощи при поиске и оценке ресурсов Сети («виртуальные» справки и другие услуги).
Большую роль в помощи детям и семьям при использовании Интернета способны оказать библиотекари различных типов библиотек, пос¬кольку именно они могут изучать, отбирать, ре-комендовать наиболее качественные информа¬ционные ресурсы.

ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ ДЕТСКОГО КОНТЕНТА И БИБЛИОТЕКАРИ
Сегодня также интенсивно развивается детс¬кий сегмент Интернета, который становится важной частью рынка товаров и услуг, ориенти¬рованного на детей. Вместе с тем, значительная часть ресурсов, создаваемых для детей, не со-ответствует базовым нормам социальной, ме¬дицинской и психофизиологической безопас¬ности детей (которые уже приняты в других странах).
Альтернативой опасным — агрессивным и негативным — ресурсам киберпространства яв¬ляется гуманный и развивающий личность ре¬бенка контент. Одной из главных задач является поддержка государством и обществом созда-ния и функционирования качественных интернет-ресурсов для детей. Сегодня крайне необходимо инициирование и создание новых «детских» ресурсов Интернета в сфере образо¬вания и культуры (желательно, при участии в этом процессе самих детей, педагогов и других воспитателей).
Работники сферы культуры, прежде всего, специалисты музеев и библиотек сегодня соз¬дают новые качественные мультимедийные интернет-ресурсы для развития личности ре-бенка, приобщения семьи к ценностям культуры и искусства, в том числе — к литературе и чте¬нию. Прекрасным примером тому является ре¬комендательный сайт Российской государ-ственной детской библиотеки «Библиогид».
Библиотекари, работающие с детьми, — это просветители и консультанты по безопасности в Интернете, а также лоцманы-навигаторы в кибер-пространстве. интернет-сайты библиотек — важнейшее средство формирования личности ребенка и подростка. Многие сайты и страницы, создаваемые школьными и детскими библиоте¬карями, — это необходимые школьникам инфор¬мационные ресурсы, которые смогут помочь им в приобретении сетевой грамотности и в навига¬ции по полезным и лучшим интернет-ресурсам.
Для того, чтобы библиотекари смогли при¬нять широкое участие в этой работе, необходи¬мо технологическое переоснащение библиотек, их полное подключение к Интернету, развитие сайтов и страниц библиотек. Особенно важно, чтобы это были библиотеки, работающие с подрастающим поколением.

Чудинова В.П. Помогая детям в киберпространстве: проблемы безопасности и задачи библиотекарей / В.П.Чудинова // Школьная библиотека. – 2009. - № 6-7. – С. 31-38.

Об авторе:  В.П. Чудинова - кандидат педагогических наук, заведующая отделом социологических исследований Российской государственной детской библиотеки, доцент Межвузовского центра изучения чтения и информационной культуры личности Московского государственного лингвистического университета

 

Подпишись на новости сайта! Наш блог в LiveJournal
Мы в twitter! Смотри нас на YouTube!!!
Мы ВКонтакте! Мы на FaceBook!

Праздники России
Читайте книгу С.А.Санеева, посвященную истории детских библиотек Новороссийска
"Учреждение истинно просветительное..."

Опрос

Как называется самодеятельное шуточно-юмористическое представление?
 
Яндекс цитирования
Rambler's Top100



Заготовка фруктов впрок    Косим - Чистим - Убираем    Игро Блок - Компьютерные мини игры