Глава 6. Централизация (начало, 1973)

Город бурно рос. Застраивалась Станичка, Анапское шоссе. Когда в декабре 1954 года открылась библиотека для взрослых им. Павленко, то в отчётах отмечалась, что она открыта на окраине города. Сейчас библиотека находится в центре города!

Общественная библиотека, 1950-е гг.

Одной детской библиотеки городу было недостаточно. Передвижные библиотеки уже не справлялись с запросами читателей. В каждой взрослой библиотеке стали открывать детско-юношеские отделы.
В 1959 году детская библиотека им. Н.К.Крупской открыла филиал на улице Планеристов. Помогали библиотеке общественники. В городе были открыты детские библиотеки на общественных началах на ул. Марата, 32 в семье Андреевых, по ул. Карьерной, 40 в доме Каракаптан Нины Тимофеевны. Люди совершенно безвозмездно взяли на себя  заботы по обслуживанию юных читателей. Библиотека передала им часть книжного фонда, и общественные библиотеки работали круглый год, имея до 300 читателей.
В конце 60-х годов  началось создание детских библиотек на базе юношеских отделов массовых библиотек.
Первой была создана детская библиотека на Стандарте, на базе библиотеки им. В.В.Маяковского. Ей отвели жилую квартиру в две комнаты на  первом этаже дома на углу улиц Пролетарской и Михаила Борисова, общей площадью 110 кв. м. Библиотека получила имя А.П. Гайдара.
 Библиотека № 2 им. К.И. Чуковского была открыта в полуподвальном помещении площадью 47 кв. м. на проспекте Ленина. Не было места не только для читального зала, но и для книгохранилища. Не было даже туалета.
 В детскую библиотеку № 3 был преобразован юношеский отдел библиотеки им. Павленко. Туда же передали часть книг из библиотеки-передвижки. Она временно, на два десятка лет, разместилась в комнате при взрослой библиотеке, площадью 32 кв. м.
 Библиотека № 4 была организована из библиотеки-передвижки в полуподвальном помещении на ул. Видова.
 В начале 70-х гг. в стране начало осуществляться объединение отдельных библиотек в централизованные библиотечные системы.
В 1973 году в Новороссийске были созданы две таких системы - Централизованные системы взрослых и детских библиотек. В них вошли все библиотеки города, сел и поселков. В Объединённую детскую библиотеку им. Н.К.Крупской, так первоначально называлась Централизованная система детских библиотек, вошли все четыре  детские библиотеки, существовавшие в городе. Библиотека им. Н.К.Крупской стала центральной, а остальные - её филиалами. Соответственно, заведующие библиотеками стали заведующими филиалами. Это позволило упростить решение многих вопросов. Проще стало снабжение библиотек новыми книгами, каталогизация, стандартизация всех библиотечных процессов, повышение квалификации библиотечных кадров и др.
Штат библиотеки сразу же вырос до 20 человек: директор и 4 заведующих филиалами, 4 заведующих отделами, 1 методист, 10 библиотекарей.

Директор библиотеки в 1970-1983 гг. Серафима Федоровна Баранцова
 
Потребовалась большая работа, чтобы принять фонды филиалов, привести их в порядок, доукомплектовать книгами, необходимыми для учёбы. Отмечалось, что на филиалах «... нет книг о металлах,  почвах, полезных ископаемых, электрическом токе, недостаточно книг о математике, птицах, аквариумных рыбках, зоопарках, астрономии. Совершенно нет для 4 – 5 классов книг краеведческого характера о природе, животном мире…» (НГА ф. Р-697, оп. 1, д. 460, л. 58, подлинник)
Центральная библиотека стала методическим центром для всех филиалов. Здесь разрабатывались методические рекомендации, проводилось по 6–7 семинаров в год для работников детских и школьных библиотек, практикумы с начинающими библиотекарями, индивидуальные и групповые консультации.

Методический отдел ЦДБ им. Н.К.Крупской. Первая половина 1970-х гг.

На занятиях читали лекции лекторы общества «Знание» и работники городского музея. Сами работники центральной библиотеки постоянно выезжали в школьные и сельские библиотеки сел Цемдолина, Кирилловка, Владимировка, Южная Озерейка и поселка Верхнебаканский для оказания методической и практической помощи в работе библиотек (НГА ф. Р-697, оп. 1, д. 460, лл. 58, 61 – 63, подлинник).
Новороссийская детская централизованная библиотечная система  стала полигоном для отработки новых форм работы детских библиотек. Централизация детских библиотек проходила в Новороссийске, как принято говорить, «обкатку». За этой работой внимательно следили в Министерстве культуры СССР  и награждали работников библиотеки различными  ведомственными наградами. Опыт работы распространялся по всему Советскому Союзу,  и Централизованная система детских библиотек Новороссийска стала всесоюзной школой передового опыта по вопросам централизации. В Новороссийск постоянно приезжали заведующие библиотеками, как из Краснодарского края, так и из других областей и республик страны для изучения передового опыта. В библиотеке им. Н.К.Крупской проводились краевые семинары и научно-практические конференции для заведующих детскими библиотеками Краснодарского края (Новороссийский рабочий. – 1977. - 7 сентября).
Но появились новые проблемы. Все филиалы, кроме № 1 им. А.П.Гайдара, находились в полуподвальных помещениях, не соответствующих санитарным нормам, так как постоянно подтапливались снизу и заливались сверху. На филиалах не было телефонов, что не позволяло оперативно решать производственные вопросы. Да и площади филиалов уже не удовлетворяли условиям работы библиотек. В них нельзя было выделить читальные залы и проводить мероприятия.
 Выяснилось, что за всё время существования детских библиотек в городе ни один работник не получил от города квартиры. Не удовлетворялись запросы библиотекарей, живущих в частном секторе,  на топливо. Это вызывало текучесть кадров, особенно на филиалах.
По результатам проведенной в 1978 году проверки работы детской библиотеки были даны следующие рекомендации:
- предусмотреть помещения для детских библиотек № 1, 2, 3, 4 и 5 во вновь строящихся домах, соответствующие санитарно-техническим нормам;
- просить горисполком включить в перспективе строительство специализированного типового здания в центре города с вместимостью книжных фондов 300 тысяч экземпляров для Центральной детской городской библиотеки;
-  в самое ближайшее время телефонизировать детские библиотеки № 2 и № 5, а в дальнейшем № 1, № 3 и № 4;
- ходатайствовать о выделении квартир работникам-специалистам и прибывшим после окончания специальных учебных заведений специалистам (хотя бы общежитие);
- обеспечить работников топливом. (НГА ф. П-697, оп. 1, д. 554, л. 95, подлинник)
 Со временем все эти требования, кроме строительства нового здания для Центральной библиотеки, были выполнены. Все филиалы получили телефоны и были переведены в новые помещения.
 Через год после централизации в доме № 39/49 по улице Суворовской открылся филиал № 5. Ему выделили полуподвальное помещение общей площадью 72 кв. м. Но это помещение оказалось сырым и малопригодным для библиотеки. Впоследствии филиал № 5 разделил помещение по проспекту Дзержинского, 210 с филиалом детской музыкальной школы № 1.
Филиал № 6 открыли в двухкомнатной квартире дома № 189 по проспекту Дзержинского, а потом перевели в просторное помещение по  улице Волгоградской, 44, в котором ранее размещался Дом культуры.
Филиал № 4  из двухкомнатной квартиры площадью 56 кв. м.  переехал на улицу Видова, 123, в бывший цветочный магазин.
Филиал № 7 расположился во встроенном помещении малосемейного общежития по улице Куникова, 62.

Торжественное открытие детской библиотеки-филиала № 7
В 1986 году на окраине Мефодиевки, в центре создаваемого нового жилого района железнодорожников города, силами Новороссийского морского пароходства, но на деньги отдела культуры была построено небольшое двухэтажное здание, получившее адрес ул. Мефодиевская д. 118 Б. На первом этаже разместилась детская библиотека, ныне занимающая весь второй этаж.
 
Эта акция предвосхитила принятую  руководством страны Продовольственную программу и прекрасно вписалась в неё. Начиналась она с литературных часов. Далее проводились беседы о том, как выращивают хлеб, как его пекут. Читатели писали сочинения, готовили альбомы. В конце учебного года проводили утренник, на который приглашали дошкольников и работников хлебозавода. Девочки в русских народных костюмах выносили каравай на расшитом петухами полотенце.
Работники хлебозавода рассказывали, как долго и сложно мука превращается в такой прекрасный каравай.  Ребята читали стихи и пели песни о хлебе, приводили русские пословицы и поговорки.

С 1979 года детская библиотека стала проводить городские конкурсы на различные темы, публикуя вопросы в городской газете «Новороссийский рабочий». Ответы сдавались в библиотеку. В 1981 году победитель конкурса - 4 «Б» класс школы № 22 был награждён туристической поездкой в город-герой Севастополь. А ученица 7-го класса той же школы Марина Мочалина, победительница викторины «Славься, Отечество наше свободное» получила путёвку в пионерский лагерь «Орлёнок». В поисках ответов на вопросы викторины Марине пришлось прочитать около семидесяти книг! Перед ней открылись многие страницы истории нашей страны, которые мало изучаются в школе. В разные годы путевками в «Артек» и в «Орленок» были награждены Алик Козлов, Оля Пескова и другие читатели.

 

Подпишись на новости сайта! Наш блог в LiveJournal
Мы в twitter! Смотри нас на YouTube!!!
Мы ВКонтакте!

Праздники России
Читайте книгу С.А.Санеева, посвященную истории детских библиотек Новороссийска
"Учреждение истинно просветительное..."

Опрос

Какие черноморские животные могут предсказывать шторм?
 
Яндекс цитирования
Rambler's Top100



Заготовка фруктов впрок    Косим - Чистим - Убираем    Игро Блок - Компьютерные мини игры